Я ИДУ НА УРОК
Умение читать художественное
произведение больших мастеров слова следует
воспитывать со школьных лет. Воспринимать язык
художественной литературы как искусство – это и
большой труд, и большая радость открытий. Но
сколько терний на этом пути! Как увлечь ученика, а
не оттолкнуть трудностями? Как, говоря о языке
произведения, не перечеркнуть эмоциональное
восприятие текста? Где эта грань? – всегда
задаешь эти вопросы, готовясь к очередному
уроку-исследованию.
Читать, вникая в смысл текста, в смысл слов – это
увлекательное занятие... В этом стараюсь убедить
и своих учеников.
Е.В. ЛОБКОВА,
с. Петропавловка,
Челябинская обл.
Роль определений в понимании
содержания рассказа А.Чехова «Верочка»
Интегрированный урок русского
языка и литературы
Урок-исследование
10-й класс
Накануне урока раздается домашнее
задание по группам:
1. Анализ изобразительных средств в
сцене «Размышления Огнева после расставания с
Кузнецовым».
2. Анализ сцены объяснения в любви Веры
и Огнева.
– Какие чувства испытывает Огнев
после признания Верочки?
– Какие изобразительные средства помогают их
передать?
– Сопоставьте поведение Огнева и Верочки.
3. Заполните таблицу:
«Портретная характеристика Ивана
Алексеевича и Верочки».
4. Подготовьте сообщение «Цветовые
определения в тексте рассказа и их значение».
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Впервые рассказ «Верочка» был
опубликован на страницах журнала «Новое время» в
феврале 1887 года. Он был сразу замечен
современниками. И хотя отзывы их не были во всем
единодушны, «Верочку» все же отнесли к числу
«маленьких, кратких по форме, но очень полных по
содержанию и очень выработанных вещей», отмечали
«оригинальность искусства автора», его умение
рассказывать «просто, тепло и психологически
верно». В одном из писем к А.Чехову можно прочесть
и такие строки: «...Ваш горизонт отлично
захватывает мотив любви во всех ее тончайших и
сокровенных проявлениях».
«Верочка» – это грустное
повествование о несостоявшейся любви. Он,
молодой человек 29 лет, тянется к человеческим
радостям, но не способен принять их. Она близка
тургеневским героиням своей
непосредственностью, романтичностью.
– Поразмышляйте над именами главных
героев.
Фамилия Огнев ассоциируется со
словом огонь, но как-то не вяжется с
внутренней сущностью героя – человека
холодного, в молодости заболевшего собачьей
старостью. Эти противоречия мы увидим и в его
поступках.
Имя Вера значимо говорит о вере
героини в любовь, в иную жизнь, в светлое будущее.
2. Анализ таблицы «Портретная
характеристика главных героев».
(Заранее, до урока, выбираем удачно
заполненную таблицу. Проектируем ее на экран.)
Иван Алексеевич
29 лет. В широкополой шляпе, легкой
крылатке с толстой суковатой палкой, в руке
большая связка книг и тетрадей. Говорит «певучим
семинарским голосом».
Верочка
21 год. По обыкновению грустная,
небрежно одетая и интересная. Легкая небрежность
в одежде придает ей особую прелесть. Огнев не мог
ее представить без просторной кофточки, которая
мялась у талии в глубокие складки и все-таки не
касалась стана, без локона, выбившегося на лоб из
высокой прически, без красного вязаного платка с
мохнатыми шариками по краям. У Верочки
правильный профиль, маленькие ножки, красивый
стан, красивые вьющиеся волосы. В ней есть что-то
теплое, уютное, хорошее, поэтичное. Она казалась
красавицей.
При помощи каких изобразительных
средств строится портретная характеристика?
(В значительной степени с помощью
прилагательных.)
– Можем ли мы сказать, что Чехов
придумывает какие-то особые определения?
Нет, портреты Огнева и Верочки
создаются с помощью обычных, почти постоянных
определений, но автор как бы следует готовому
образцу не только при описании главных героев. У
него встречаются и такие привычные сочетания,
как постоялый двор, уездный городишко,
широкополая шляпа, пикейный пиджак; лысый
старик, седая борода, нижайший поклон, последнее
лобзанье, свежий воздух, роскошные луга,
зеленеющие пашни, синяя даль.
И тем не менее возникает впечатление
неповторимости чеховских описаний.
– Продолжим исследование рассказа и
посмотрим, как привычные во многом образы
помогают понять трагедию несостоявшейся
Верочкиной любви.
3. Анализ эпизода «Размышления Огнева
после расставания с Кузнецовым». (Эпизод
зачитывается.)
Иван Алексеевич – горожанин,
вырвавшийся из серого и сырого Петербурга, –
восторженно воспринимает все, чего он лишен сам в
своей бессемейной жизни в номерах.
На душе его... и весело, и тепло, и
грустно... (многосоюзие).
Промежутки между кустами и стволами
деревьев были полны тумана, негустого, нежного,
пропитанного насквозь лунным светом...
(эпитеты).
Иван Алексеевич привык... к старику, к
его дочери, к прислуге, изучил... весь дом, уютную
террасу, изгибы аллей, силуэты деревьев...
(прием градации).
Используемые приемы передают
эмоциональное состояние Огнева: горечь
расставания с людьми, к которым привык: тихая
печаль о милых образах, которые потускнеют в
сознании наравне с вымыслами и плодами
фантазии. В цепочке повторяющихся эпитетов
выделяются естественные, а значит, вечные – свежий
воздух, молодые рощи, роскошные луга.
Вывод: обычные определения
выстраиваются в индивидуальные, авторские... они
являются тканью рассказа и ведут грустную
мелодию Ивана Алексеевича.
4. Анализ сцены объяснения в любви Веры
и Огнева.
Огнев восторгается роскошными лугами,
новыми знакомыми, но не может войти в новую жизнь,
полюбить хорошенькую Верочку.
После признания Верочки в любви грусть,
теплота и сентиментальное настроение (градация)
вдруг исчезли. Он злился, сжимал кулаки и
проклинал свою холодность (градация). Лицо у
него было глупо, виновато, плоско, Верочкины
слова казались тоже отвратительными и плоскими
(эпитеты). Слово плоский можно понимать как
«пошлый, лишенный глубины», здесь: «глубины
чувства». Происходит как бы синонимизация
эпитетов – выстраивается цепочка от привычных
до авторских, индивидуальных: мы можем видеть
движение от нормы к искусству речи.
У Чехова, как всегда, все ясно в
нескольких словах: не любит Верочку Огнев и
никогда не сможет полюбить. Как всегда, и природа
не остается равнодушной: И лес, и туманные
клочья, и черные канавы по бокам (многосоюзие)...
притихли.
В сцене объяснения многое построено на
антитезе. У Ивана Алексеевича толстая суковатая
палка, а для Веры его суковатая палка прекрасней
любых деревьев. Большие серые дома Невского
проспекта Огнев противопоставляет уютной
террасе, светлой и чистой комнате, свежему
воздуху, роскошным лугам. Для него эти дома в
Петербурге – печальная необходимость. А Верочка
рвется в эти большие серые дома, где страдают,
ожесточены трудом и нуждой. Для Ивана
Алексеевича новые знакомые – сердечные,
добродушные люди, для Верочки это бесцветные,
бледные люди, которые сердечны и добродушны,
потому что сыты, не страдают, не борются.
Следовательно, у Ивана Алексеевича и у
Верочки за одними и теми же словами стоит разное
понимание жизни.
– Почему у Ивана Алексеевича и Веры
разное понимание и восприятие жизни?
Что такое любовь для Огнева и для
Верочки?
Причина разного восприятия жизни во
многом кроется в жизненных условиях, зависит
даже от среды обитания. Огнев – начитанный
человек, он и жизнь воспринимает через призму
прочитанных романов. Отсюда шаблонное
восприятие Верочки: маленькие ножки, красивый
стан, казалась красавицей и т.п.
Шаблонно и восприятие окружающей
природы: молодые рощи, зеленеющие пашни, лунный
свет, черные силуэты...
Любовь в понимании Огнева – это
обязательно романическая история, которой у
него не было. Сам главный герой говорит:
«Не хочется уезжать в такую хорошую
погоду! Вечер настоящий романический, с луной, с
тишиной и со всеми онёрами*... у меня в жизни ни
разу романа не было. Во всю жизнь ни одной
романической истории <...>, так что с рандеву**, с
аллеями вздохов и поцелуями я знаком только
понаслышке».
Для Верочки любовь – это гамма сильных
чувств, пережитых ею. Плача, смеясь, сверкая
слезинками на ресницах, она говорила ему, что с
первых же дней знакомства он поразил ее своею
оригинальностью, умом, добрыми, умными глазами,
своими задачами и целями жизни, что она полюбила
его страстно, безумно и глубоко... (Ребята
добавляют: очень похоже на слова пушкинской
Татьяны: ты вошел, я вмиг узнала. Вся обомлела,
запылала и в мыслях молвила: вот он.)
Вера говорит о своей любви к Огневу, он
же после признания Верочки только раздражен.
Мысль Зачем она со мной пошла? Ведь ее придется
провожать назад! разбивает любые читательские
иллюзии.
– Почему не состоялась эта любовь?
Иван Алексеевич сам дает ответ на этот
вопрос: он не способен воспринимать глубокую
красоту.
Ему мешают неодолимая привычка к
объективным оценкам, книжный разум. Отсюда книжный
человек – синоним сухой, отрешенный от жизни.
Огнев говорит книжно: компактная масса
впечатлений, из которой можно получить хороший
слиток золота. Эпитет компактный как нельзя
лучше характеризует героя: Верочка входит у него
только в компактную массу впечатлений.
5. Сообщение по теме «Цветовые
определения в тексте рассказа и их значение».
В рассказе «Верочка» интересна и
цветовая гамма. Все действие идет как бы на
черно-белой ленте: седая борода, белый как снег,
пикейный пиджак; черные силуэты; белые тени;
белый дым (тумана); темная тень; черные канавы;
черные, густые потемки; серый петербургский
номер; темные окна. И только два ярких всплеска:
синяя даль да зеленеющие пашни. Имеет
цвет лишь то, что связано с мечтой, с другой
жизнью. Недаром на этом черно-белом фоне
вспыхивает и красный платок Веры.
|