Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2006

ОЛИМПИАДА

ВОРОНИНА Н.В.,
ЕГОРОВА Т.В.,
г.  Ульяновск


Подготовка к Всероссийской олимпиаде по русскому языку

Из опыта работы Ульяновского областного жюри

Первое полугодие – традиционное время проведения школьных и муниципальных (районных и городских) олимпиад по русскому языку. Это начальные этапы ежегодной Всероссийской олимпиады школьников, и их роль весьма существенна: необходимо организовать и провести отборочные олимпиады так, чтобы победил сильнейший, а остальные участники не потеряли интерес к науке о русском языке и желание участвовать в олимпиаде в следующем году. Из победителей муниципальных туров формируется состав участников следующего – регионального (областного) этапа, по итогам которого – обычно в непростой конкурентной борьбе лидеров – составляется команда учащихся 9–11-х классов, представляющая свою область в заключительном, всероссийском состязании знатоков русского языка.

Каждый этап олимпиады имеет свою специфику, и уровень сложности заданий, естественно, должен возрастать от тура к туру, а значит, задания муниципальных олимпиад должны быть несколько проще, доступнее для школьника, чем задания областного и общероссийского этапов. В начале пути особенно важно не потерять массовость олимпиады, дать возможность многим детям, интересующимся русским языком, попробовать свои силы и показать свои знания. Поэтому именно на школьном и районном уровнях уместно, на наш взгляд, включение в комплект олимпиадных заданий нескольких вопросов и практических задач традиционно школьного характера, проверяющих орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, знание орфоэпических, лексических и грамматических норм современного литературного языка, умение логично изложить теоретические сведения, раскрыть какое-либо понятие в пределах школьной программы. На следующих этапах – областном и тем более заключительном – задания типа Расставьте знаки препинания... Поставьте правильное ударение... Вставьте пропущенные буквы… и т.п. кажутся нам нецелесообразными: достаточно оценить общую грамотность письменных ответов, снимая баллы за орфографические, пунктуационные, стилистические и речевые ошибки. Определить победителей среди филологически одаренных старшеклассников должны задания собственно олимпиадного характера – задания, выходящие за рамки школьного учебника, открывающие школьнику новые лингвистические горизонты.

На любом этапе олимпиада – это не контрольная работа по пройденному в школе материалу. Чтобы вовремя определить среди участников наиболее способных и заинтересованных лингвистической наукой детей, необходимо уже в районных и городских олимпиадах предложить несколько заданий, которые требуют творческого подхода, сообразительности, догадки, языкового чутья, умения самостоятельно анализировать, классифицировать языковые факты, делать обобщения и выводы. Ведущую роль здесь играют задания исторического характера и задания, связанные с анализом текста.

Олимпиадные задания муниципального этапа составляются членами областного жюри (предметной комиссии) и представляются в региональный оргкомитет вместе с правильными ответами, рекомендациями по выполнению заданий, а также с четко разработанной системой оценки (в баллах) каждого выполненного задания.

Предлагаемый далее в качестве примерного образца вариант заданий для муниципального (районного/городского) этапов олимпиады по русскому языку иллюстрирует общие принципы составления комплекта заданий, которые были определены нами в результате многолетней работы в составе областного жюри олимпиады. Это дифференцированность заданий по возрастным параллелям, охват всех разделов предмета, соединение теоретических вопросов с практическим анализом конкретных языковых фактов, включение заданий разного уровня сложности, культурологическая направленность и региональная специфика предлагаемых материалов. Задания рассчитаны на аудиторную работу в течение четырех часов. На практике участники районных олимпиад, занявшие призовые места, обычно набирают от 60 до 80% баллов от их максимального количества – это мы считаем весьма хорошим результатом. На каждом этапе победитель должен видеть перед собой перспективу дальнейшей работы.

В рамках данной публикации приводим также ответы на некоторые из заданий повышенной сложности.

9-й класс

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Над горизонтом уже (на)половину показался большой круг полной луны еще совсем (не)яркой (розовато)пепельной готовой каждую минуту стать б_гровой и нарисовать на пыльной тропинке длинные тени степных трав.

На песча(н,нн)ой косе виднелись сложе(н,нн)ые из к_мыша рыба_кие курени и лежали (на)боку большие черные сплош_ просмоле(н,нн)ые баркасы с одинаково пр_поднятыми носом и кормой что делало их похожими на индейские п_роги. Они (ни)чего общего не имели с легкими оде(с,сс)кими ш_ландами-плоскодонками а были настоящие серьезные рыболове_кие посудины из дельты Дуная или как говорилось «из гирла Дуная».

Может быть на таких посудинах мои предки-запорожцы пересекая Черное море совершали набеги на турецкие берега и доходили даже до Константинополя. (В.Катаев)

2. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков, отличаясь только их последовательностью.

1) Ты румян, как маков цвет, / Я, как смерть, и тощ, и бледен. (А.Пушкин) – Князь для белочки потом / Выстроил хрустальный дом, / Караул к нему приставил / И притом дьяка заставил / Строгий счет орехам весть. (А.Пушкин)

2) Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. (К.Паустовский) – Неуклюжие постройки клетки <…> лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице даже днем было темно. (Д.Мережковский)

3) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. (Ю.Домбровский) – Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк. (Ю.Домбровский)

3. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой ё? Какие слова допускают варианты произношения?

Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.

4. Объясните написание выделенного слова со строчной (маленькой) буквы. Приведите свои примеры слов подобного рода в современном языке.

Изредка тянулся ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. (А.Пушкин)

5. В чем заключается общая особенность употребления выделенных слов в следующих фрагментах из романа А.Пушкина «Евгений Онегин»? Какой стилистический прием представлен в этих предложениях?

1) Татьяна чуть жива. Трике, / К ней обратясь с листком в руке, / Запел, фальшивя. Плески, крики / Его приветствуют. Она / Певцу присесть принуждена; / Поэт же скромный, хоть великий, / Ее здоровье первый пьет / И ей куплет передает. 2) К несчастью, Ларина тащилась, / Боясь прогонов дорогих, / Не на почтовых, на своих, / И наша дева насладилась / Дорожной скукою вполне: / Семь суток ехали оне. 3) Тут был, однако, цвет столицы, / И знать, и моды образцы, / Везде встречаемые лицы, / Необходимые глупцы; <…>.

6. Обозначьте графически морфемный состав выделенных однокоренных слов. Какие из выделенных вами суффиксов являются формообразующими?

Синевато светились звезды. Небо на востоке слегка синевато. Ее глаза казались еще синее. Синь небес и зелень деревьев. Гриб посинел на срезе.

7. а) Укажите род данных слов и объясните свой ответ.

Портье, какаду, мисс, алоэ, пони, шимпанзе, эсперанто, леди, пари, атташе, пюре, кюре, цеце, бра, иваси.

б) Какая особенность рода несклоняемых имен существительных, обозначающих экзотических животных, отражается в приведенном тексте? Укажите все слова текста, в которых отражается родовая принадлежность существительных кенгуру и динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.
<……………………………>
Она хитра – и я не прост.
Всю ночь бежали мы до звезд,
И все ж поймал ее за хвост
Неумолимый динго.

(С.Маршак)

8. Какие определения называются несогласованными? Как они выражаются морфологически? Приведите по одному примеру на каждый случай.

9. Каким путем достигается художественная выразительность данных поговорок и поверий, связанных с народным календарем?

На Корнея (26 сентября) корни в земле зябнут (до этого срока должны быть убраны все корнеплоды). Придет Наум – наставит на ум (с 1 декабря, дня Наума-грамотника, начиналось обучение крестьянских детей). Прокоп (12 марта) дорогу в снегах прокопает. На Олёну (3 июня) лен сеют. На Луку (12 августа) лук сушат. На Тихона (29 июня) птицы стихают – садятся высиживать птенцов. На Прокла (25 июля) шлют проклятие всякой нечисти.

10. Напишите сочинение-миниатюру (объем – 1 стр.) о своем личном имени.

10-й класc

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Дорога по которой они шли была когда-то проезж_(н,нн)а арбой и давно зар_сла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и заросл, что (ни)чего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито (с)верху (до)низу диким виноградником (в)низу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся зар_сла еж_вичником и камыш_м с серыми колебл_щимися махалками. Местами большие звери(н,нн)ые и маленькие как то(н,нн)ели фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса. Сила р_стительности этого (не)пробитого скотом леса на каждом шагу пор_жала Оленина который не видал еще (ни)чего подобного. <...>
Оленин еще был (с)зади когда старик ост_новился и стал огляд_вать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку ла_вшую на него и Оленин увид_л фазана. Но в то(же) время раздался выстрел как из пушки из здоровенного ружья Ерошки и петух всп_рхнул теряя перья и упал (на)земь. (Л.Толстой)

2. Найдите и исправьте ошибки в транскрипции приведенных ниже слов.

Шел [ш’ол], ширь [шир’], еж [j’ош], в игре [выгр’э], всё [фс’о], из искры [изыскры], детский [д’этск’ий], панцирь [панцыр’], в клуб [вклуп], косьба [кас’ба], идешь [ид’ош’].

3. Определите контекстуальное лексическое значение выделенных слов и укажите, прямым или переносным оно является. У слов в переносном значении укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1) Все живо там: холмы, леса, / Янтарь и яхонт винограда, / Долин приютная краса, / И струй и тополей прохлада. (А.Пушкин) 2) Гирей сидел, потупя взор, / Янтарь в устах его дымился. (А.Пушкин) 3) Гостья очутилась в платье модного покроя и цвета и в длинных хвостах на шее; жасмины понеслись по всей комнате. (Н.Гоголь) 4) Сидят в гостиной шали и сюртуки, вздыхают, чаек попивают с апельсинчиком. (И.Шмелев) 5) И вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда. (М.Булгаков)

4. Определите лексическое значение выделенного слова. К активной или пассивной лексике оно относится? Почему? Назовите фразеологизм, в состав которого входит это слово, и укажите значение этого фразеологизма.

Лжешь ты все! – завопил Раскольников, уже не сдерживаясь, – лжешь, полишинель проклятый! (Ф.Достоевский)

5. Как называют жителей Курска? Омска? Архангельска? Назовите не менее пяти суффиксов, с помощью которых образуются названия жителей русских городов, приводя по одному примеру. Суффиксы графически выделите.

6. Определите лексическое значение выделенного слова в каждом из предложений. В каком из них представлено первоначальное, исходное значение данного архаичного глагола? Укажите этимологический состав морфем данного глагола и назовите имя существительное современного языка, исторически производное от него.

1) Сто красавиц светлооких / Председали на турнире. / Все – цветочки полевые; / А моя одна как роза. (В.Жуковский. Победитель) 2) Говорили, что каждый вечер у ней собирается кутежная ватага, которая ужинает с полуночи до утра. Что Любинька председает в этой компании и, представляя из себя «цыганку», <…> с распущенными волосами и с гитарой в руке поет. (М.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы)

7. Какие предлоги называются производными? В предложениях из «Чтений и рассказов по истории России» С.М. Соловьева найдите производные предлоги и укажите, на базе каких частей речи и каким способом они образовались. Определите частеречную принадлежность выделенного слова, подберите к нему омонимичные слова и укажите вид омонимии.

1) Они-то [Кий, Щек и Хорив] построили этот город [Киев], да после изгибли. 2) Когда волохи [влохи, влахи, волхва] напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу. 3) Здесь беспрепятственнее могла собраться русская земля в одно государство и собралась около Москвы. 4) Но опасность большая вставала теперь с Запада, благоразумие требовало идти к ней навстречу. 5) Еще большее раздражение возбудила против себя Швеция в трех других соседних государствах – Дании, Польше и России. 6) Дело не ограничивается движением внутри известного народа, оно обхватывает и другие народы.

8. Из приведенных ниже предложений выпишите падежные формы имен существительных, не соответствующие литературной норме. Определите падеж и укажите современный литературный вариант данной падежной формы. К какому грамматическому роду и типу склонения относятся эти существительные?

1) В водах и в пламе помышляет: / Или умрет, иль победит. (Г.Державин) 2) Мой Сашка меж друзей своих не знал другого имя. (М.Лермонтов) 3) Не встретит ответа / Средь шума мирского / Из пламя и света / Рожденное слово. (М.Лермонтов) 4) То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет. (И.Крылов) 5) Поверь, что у него ни время, ни охоты / На это нет. (И.Крылов)

9. Среди данных предложений укажите односоставные (выпишите их номера). Определите тип каждого односоставного предложения.

1) Расступись, о старец-море… (М.Лермонтов) 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов) 3) Мисюсь, где ты? (А.Чехов) 4) Сорин. Отчего сестра не в духе? Треплев. Скучает. Ревнует. (А.Чехов) 5) На ипподроме зазвонили. (А.Куприн) 6) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) 7) Мелколесье. Степь и дали. (С.Есенин) 8) Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) 9) Проводила друга до передней, / Постояла в золотой пыли. (А.Ахматова) 10) Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви. (К.Симонов) 11) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) 12) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский)

10. Напишите сочинение-миниатюру (объем не более 1 стр.) на тему «Спасибо, музыка, за то…».

11-й класс

1. Вставьте в данных словах пропущенные буквы и укажите, каким принципом орфографии регулируется написание слов в каждой группе.

1) Об_яние, к_вычки, ст_пендия, к_шелка, к_морка, к_валерия, д_л_тант.
2) И_тратить, и_бить, ра_красить, ра_вести, бе_сонный, бе_голосый.
3) Яркая туш_, громкий туш_, подж_г сарай, подж_г сарая, посевная к_мпания, веселая к_мпания.
4) Малыши лепеч_т, ветви колебл_тся, поезда грохоч_т.

2. Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения? Объясните происхождение названного вами термина.

Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему? Укажите лексическое значение любых трех слов из данного списка.

Оазис, боа, фламенко, бомонд, ватерполо, вето.

3. В чем заключается особенность употребления выделенных слов в данных предложениях? В каких отношениях находятся эти слова вне данного контекста?

1) А матери смерть – это не смерть, а успение. (М.Пришвин) 2) И – двойника нащупавший двойник – сквозь легкое лицо проступит – лик. (М.Цветаева) 3) Подтягин, опрятный, скромный старик, который не ел, а кушал <….>, посмотрел поверх стекол пенсне на Ганина. (В.Набоков)

4. Одна из глав романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» называется «Союз меча и орала». Что обозначает слово орало и как оно образовано? Каково значение устойчивого выражения перековать мечи на орала? Назовите источник этого фразеологизма.

5. В каких словарях содержатся приведенные ниже словарные статьи? Ответ докажите.

1) Ехидный. Заимств. из ст.-сл. яз., в котором ехидьнъ – «хитрый, зловредный» восходит к греч. echidna – «змея».

2) ДОБЛЕСТЬ, -и, ж. (высок.). 1. Мужество, отвага, храбрость. Воинская д. 2. Высокая самоотверженность в работе. Трудовая д.

3) ГЛАЗА, ОЧИ приподн., ВЕЖДЫ трад.-поэт., ЗЕНИЦЫ трад.-поэт., БУРКАЛЫ разг. (преимущ. о выпуклых больших глазах), ГЛЯДЕЛКИ простор., презр., МИГАЛКИ простор., презр., БЕЛЬМА груб.-простор., ЗЕНКИ груб.-простор.

4) Типун на язык кому. Разг. Недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует. Я уронила письмо на колени. Олег спросил: – Бабушка умерла? – С чего ты взял? Типун тебе на язык! (О.Неклюдова. Мой родной дом.)

[Типун – болезненный хрящеватый нарост на кончике языка у птиц.]

6. Определите значение приставки про- в словах фрагмента стихотворения Николая Рубцова. Основу какого стилистического приема составляют глаголы с приставкой про- в данном тексте?

Нет, меня не порадует – что ты!
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда,

Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои, –
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь хоть водой напои!

7. Каким словообразовательным способом был образован топоним Новгород? Какая древняя особенность склонения этого слова отражена в приведенном тексте и с какой целью автор использовал этот лексико-морфологический архаизм?

Я в рублевские лики смотрелся, как в зеркало,
Печенегов лукавых кроил до седла,
В Новегороде меду отведывал терпкого,
В кандалах на Урале лил колокола.

(А.Дольский)

8. В чем заключается особенность выделенных слов в данных ниже предложениях из романа И.Тургенева «Отцы и дети»? Приведите примеры подобных слов в современном литературном языке.

1) – Сигарку сигаркой, – подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху, – а дайте-ка нам позавтракать, мы голодны ужасно. 2) Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда, не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок.

9. Прочитайте цитату из повести М.Булгакова «Собачье сердце» и объясните, какая ошибка в речи Швондера вызывает возмущение профессора Преображенского.

– Мы – управление дома, – с ненавистью заговорил Швондер, – пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
– Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович. – Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

10. Охарактеризуйте средства связи между предложениями в данном тексте. Выпишите неполные предложения. Чем обусловлена их неполнота?

Бабочки только тогда живут, когда хорошо живется. Чуть только им плохо: холодно, ветрено, сыро – они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда все плохое и неприятное проходит мимо, будто и вовсе его нет. Нет в жизни бабочек дней тяжелых и пасмурных – только светлые, теплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом. (Н.Сладков)

11. Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова (уроженца Ульяновской обл.) к сыну.

Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному. (Село Прислониха Карсунского района Ульяновской области)

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником? Согласны ли вы с основной мыслью автора письма? Дайте ответ в форме сочинения-миниатюры.

ОТВЕТЫ

9-й класс

2. 1) Тощ – счет; 2) лещ – щель; 3) краб – парк.

4. Наблюдается переход имени существительного из разряда имен собственных в разряд нарицательных. Ванька (устар., пренебреж.) – название в обиходной речи извозчика на плохонькой лошади с бедной упряжью. Обычно это был крестьянин, приезжавший в город на заработки.

5. Слова скромный, великий, цвет, насладиться в отвлечении от контекста содержат положительную оценку, но в приведенных примерах они употреблены в прямо противоположных значениях и заключают в себе тонкую насмешку. Этот стилистический прием называется иронией. Ирония – один из любимых приемов А.Пушкина. Ср., например, в характеристике поверхностного образования Онегина: И был глубокий эконом.

7. а) К среднему роду относятся неодушевленные несклоняемые имена существительные: алоэ, пари, пюре, бра. К мужскому роду относятся существительные со значением лица мужского пола: атташе, портье, кюре, а также названия животных: какаду, шимпанзе, пони. К женскому роду относятся имена существительные, обозначающие лицо женского пола: мисс, леди. У остальных слов данного списка род определяется по родовому слову: эсперанто – мужской род (язык); цеце (муха) и иваси (рыба, сельдь) – женского рода.

б) Несклоняемые существительные – названия животных относятся к мужскому роду, но в условиях контекста, подчеркивающего пол животного, они могут употребляться и как слова женского рода, если речь идет о самке. Грамматический род таких слов раскрывается в форме согласуемых с ними слов (определений и сказуемых), а также в соотносительных местоимениях 3-го лица (он или она). В приведенном стихотворении род существительного динго – мужской: поджарый, тощий, неумолимый (динго), (я) не прост; гнал, поймал. В данном тексте речь идет о двух кенгуру: 1) гнал по лесам его сестру – мужск. род; 2) слово сестра указывает на женский пол второго кенгуру, соответственно, появляются формы женского рода, ср. она хитра, поймал ее.

9. В основе данных образцов устного народного творчества лежит намеренное сближение имен собственных с какими-либо другими словами на основании случайного фонетического сходства: Тихон – тихий, Олена – лен и т.д. Это примеры народной этимологии, которая заключается в намеренном или стихийном стремлении мотивировать значение немотивированных слов. В данном случае народная этимология выступает как средство выразительности, вид словесной игры.

10-й класс

2. Шел [шол], ширь [шыр’], детский [д’эцк’ий], в клуб [фклуп], косьба [каз’ба], идешь [ид’ош].

4. Полишинель – «человек, вызывающий смех своим поведением, шут». Во французском народном театре – комическое действующее лицо, шут, паяц; соответствует русскому петрушка.

Слово относится к пассивной лексике, т.к. является архаизмом. Употребляется в составе фразеологизма секрет полишинеля – «секрет, известный всем; мнимая тайна».

6. Пред-сед-а-ть – буквально: «сидеть впереди, перед кем-либо». Это исходное значение представлено в предложении 1: красавицы сидели в первом ряду на рыцарском турнире. Переносное значение – «играть ведущую роль, руководить, верховодить, задавать тон» (ср. предложение 2).

Слово председатель непосредственно образовано от основы этого глагола с помощью суффикса -тель.

9. 1 и 8 – определенно-личные, 2 и 7 – назывные, 5 и 6 – неопределенно-личные, 10 и 11 – безличные.

Остальные предложения являются двусоставными. Неполные двусоставные: вторая реплика предложения 4 (Скучает. Ревнует.) и предложение 9.

11-й класс

1. Написание слов в 1-й группе обусловлено историческим (традиционным) принципом. Выбор букв в этих словах с современной точки зрения не мотивирован (хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова). Такие написания следует запоминать.

Написание слов во 2-й группе регулируется фонетическим принципом, который предусматривает написание морфем (в данном случае приставок) в соответствии с их звучанием.

Слова 3-й группы демонстрируют дифференцирующий принцип написания. Дифференцирующие написания используются для различения слов и грамматических форм.

Написание слов 4-й группы подчиняется морфологическому принципу, предусматривающему единообразное написание морфем – корня, приставки, суффикса и, как в данном случае, окончания (личное окончание глаголов 1-го спряжения -ут).

2. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется орфоэпией – от греч. orthos «правильный» и epos «речь». Данные слова являются иноязычными, не до конца освоенными системой русского языка. Их произношение пока «не подчиняется» произносительным нормам русского литературного языка: на месте выделенных гласных, находящихся в предударной и заударной позициях, произносится звук [о]. Значение слов см. по словарю.

3. Слова смерть и успение, лицо и лик, есть и кушать – это языковые синонимы. Стилистические оттенки, которыми они различаются, могут в условиях определенного контекста специально подчеркиваться с художественно-выразительной целью, что ведет к противопоставлению слов; таким образом, синонимы становятся контекстуальными антонимами. Ср. также: не идет, а шествует; у нее не глаза, а очи и т.п.

4. Орало – приспособление для вспашки земли, плуг (ср. также народную форму этого слова – рало «соха»). Слово образовано от древнерусского глагола орати «пахать» с помощью инструментального суффикса -л(о) (ср.: светило ¬ светить, мыло ¬ мыть, покрывало ¬ покрывать и др.). Ср. в поэме Н.Некрасова «Коробейники»: Тит – домой. Поля не ораны.

Перекуем мечи на орала – это лозунг перехода от войны к мирной, созидательной жизни. Выражение библейского происхождения: древний призыв к отказу от распрей и вражды в этой словесной форме содержится уже в Ветхом Завете. Ср. трансформацию этого фразеологизма в стихотворении «Родина» Е.Баратынского:

Прилежный мирный плуг, взрывающий бразды,

Почетнее меча.

5. Словарная статья – краткая лингвистическая характеристика слова. Слово, открывающее словарную статью, обычно называют заголовком, или заглавным словом. Структура словарной статьи зависит от типа словаря. Например, основными компонентами словарной статьи толкового словаря являются следующие: 1) заглавное слово; 2) акцентологическая, грамматическая и (если необходимо) стилистическая характеристика слова; 3) толкование лексического значения; 4) иллюстративный материал как средство раскрытия значения (значений) слова (см. пример под цифрой 2). Обязательным компонентом этимологического словаря является историко-этимологическая справка (см. пример 1). В словарях синонимов приводится весь синонимический ряд, возглавляемый заглавным словом-доминантой, отмечаются стилистические особенности синонимичных слов (см. пример 3). Во фразеологическом словаре на первом месте стоит устойчивое сочетание (фразеологизм) или ключевое слово этого фразеологизма, отмечаются его основные грамматические и стилистические особенности, указывается лексическое значение, которое обычно сопровождается литературной иллюстрацией; часть фразеологизмов сопровождается историко-этимологической справкой (см. пример 4).

7. Существительное Новгород было образовано в древнерусском языке способом сращения (лексико-синтаксическим способом), т.е. слиянием элементов производящего словосочетания Новъ городъ в одно слово без участия словообразующих аффиксов (ср. современные слова типа вечнозеленый, малозаметный и др.). Первая часть сращения – Новъ – является кратким прилагательным, которое в древнейший период склонялось по образцу существительного: нова, нову и т.д. Сохранение самостоятельного склонения двух составляющих слово частей (Новагорода, Новугороду, в Новегороде и т.п.) достаточно часто встречается в качестве архаизма в произведениях на исторические темы. В данном поэтическом тексте архаичная форма – элемент стилизации, также выполняющий функцию создания исторического колорита, перенесения в Древнюю Русь.

8. Слова кресла и воротнички обозначают в данных примерах один предмет, т.е. соответствуют современным словам кресло и воротничок. В текстах XVIII–XIX вв. отражается их принадлежность к разряду существительных с одной числовой формой (только мн. ч.), подобно современным словам брюки, ножницы, очки, сани и т.п.

9. Профессора Преображенского возмущает языковое невежество новоиспеченного представителя власти. В речи Швондера нарушен порядок слов: по правилу придаточное предложение с союзным словом который (а также какой, чей) должно находиться в непосредственной близости к тому слову, которое это предложение замещает (в данном случае слово собрание, а не дом).

10. Основные средства межфразовой связи: лексический повтор (бабочки – бабочек; нет – нет), повтор однокоренных слов (живут – живется – в жизни), местоимения (они – им – они), союзы (чуть только), наречия, указывающие на последовательность событий во времени или на причинно-следственные связи (тогда, потому-то). Текстообразующую функцию выполняют в данном случае и лексические антонимы (хорошо – плохо, живут – обмирают, дни тяжелые, пасмурные – дни светлые, солнечные).

Контекстуальная неполнота представлена в третьем предложении: Впадают в особый сон: ничего не видят… (опущено подлежащее) и во второй части пятого предложения: (есть) только светлые, теплые, солнечные (дни). Наличие неполных предложений не вызывает непонимания именно потому, что перед нами не набор предложений, а связный текст.

О признаках текста и средствах межфразовой связи см.: 1) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. 2) Горшков А.И. Русская словесность. 10–11-е классы. М.: Дрофа, 2002. (Глава VII)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru