ПОДСПОРЬЕ
О.С. БАРАНОВА,
г. Полярные Зори
Диктанты для старших классов
СИНИЧКИ
Ранней
весной, когда в лес еще не пришло весеннее тепло и
не вернулись еще из теплых стран перелетные
птицы, вдруг да услышите вы в лесу громкую и
задорную песенку – колокольчик большой
желтогрудой синички.
Это она первой, вслед за барабанным призывом
дятла, объявляет всем-всем, что весна уже совсем
близко, что совсем скоро набухнет от талой воды и
опустится к самой земле холодный, голубой от
мороза сугроб и что из-под этого сугроба скоро
покажется небольшим островком оттаявшая земля, а
потом над ожившей, проснувшейся землей зазвенит
настоящая весенняя песенка только что
вернувшегося в родной лес зяблика.
И тогда голосок большой желтогрудой синички
будто чуть померкнет, будто станет тише и
потеряет немного свой хрустальный звон. А явятся
в лес дрозды, подымут неумолчный треск, и
затеряется недавняя яркая синичья песенка
совсем, словно уйдет синичка из леса, уступив
недавнее место и зяблику, и дроздам.
Но нет, никуда не улетела эта желтогрудая птичка,
здесь она и поет по-прежнему чисто и звонко, но
только теперь за песнями наших новых громких
певцов плохо слышен ее голосок. Занята она теперь
другим делом: тайно шмыгает взад и вперед от
дупла в кусты, из кустов в дупло, где вот-вот
появятся на свет ее маленькие птенцы. А зачем в
такое время уж слишком громко заявлять о себе,
выдавать песней то место, где устроено гнездо?
(211 слов)
(Анатолий Онегов)
ПОСЛЕДНИЕ ОСЕННИЕ ГРИБЫ
Хорошо провожать осень, когда она
уходит спокойно, тихо, без обложных дождей и
ураганных ветров, когда по-летнему сухи лесные
дороги и не вспухают от холодной осенней воды
ягодные болотники.
В такую тихую, ясную осень хочется без конца
бродить по лесу, каждый день отмечать последние
шаги уходящего тепла и ждать первые приметы
близкой зимы.
О том, что зима уже не за горами, всегда расскажет
первый осенний иней. Он густо опустится на
ступеньки крыльца, на жерди забора, на крышу дома
и будет холодно просвечивать до тех пор, пока в
туманном дыму октябрьского утра не покажется
солнце.
Солнце поднимется, пригреет, и иней начнет
расползаться, таять, и скоро от недавнего
морозного покрывала, опустившегося ночью на
землю, останутся лишь влажные пятна и полосы по
низинам и луговинкам.
Первый ночной морозец всегда слабый, робкий, ему
еще не хватает сил выстудить по дрогам лужи и
стянуть эти лужи льдом. Первый мороз еще не
заглядывает в лес, и в лесу как ни в чем не бывало
стоят веселыми рядками крепкие розовые грибы –
волнушки.
Поздней осенью в лесу встречались мне нередко и
желтоголовые моховики, грибы коренастые,
плотные. Эти грибы дольше всех держались в лесу, и
иногда я находил их даже после того, как ночные
морозы стягивали льдом лужи на дорогах и
украшали ледяными пленочками берега таежных
озер – ламбушек.
Такие ночные морозы вовсю хозяйничали в лесу, и
моховики, найденные в это время, больше походили
на желтые ледышки, чем на настоящие грибы. Я
осторожно выбирал грибы-ледышки из мха и прямо
так, с примороженными к шляпкам сосновыми
иголками, убирал в корзину или в походную сумку.
Дома замороженные грибы оттаивали, снова
становились настоящими грибами, и с их шляпок
сами по себе сползали в стороны сосновые иголки.
Я очень люблю собирать последние осенние грибы.
Люблю находить их, осторожно укладывать в
корзинку и приносить домой, в тепло. В тепле грибы
будто станут просыпаться, отходить от холода, и
скоро весь дом наполнится запахом осени,
ароматом осеннего гриба.
(310 слов)
(Анатолий Онегов)
ЕЛОВЫЕ ДРОВА
Зима в этом году была крутая, крепкая.
Мороз как пришел вслед за последней стаей
лебедей, так и остался до самого февраля. Не
рассчитывал я на такую ледовитую зиму, вот и
подошли у меня к концу дрова.
Привезти зимой дрова – дело нехитрое: дорога по
снегу легкая, прямая. Но вот беда: не сразу сыщешь
по зимнему времени хороших сухих дров, что жарко
и споро будут гореть в печи. Но дрова мне все-таки
привезли, свалили у дома, и стал я их потихонечку
пилить, колоть и складывать в поленицу у сарая.
Дрова мне привезли сухие, колкие, без сучков. Кора
по бревнам давно покоробилась, отстала и не
мешала топору разваливать чурак с одного удара.
Быстро накидаешь посреди двора высокую горку
звонких поленьев. Потом отгребешь ногой в
сторону кору, чтобы не мешала любоваться чистыми,
ровными дровами, и пойдешь домой немного остыть
после жаркой работы. Сидишь дома у окна,
прихлебываешь из кружки горячий чай, а сам
представляешь себе, как разом займутся в печи
еловые дрова, как будут потрескивать и
постреливать искрами и как потом останутся от
дров только жаркие угли.
А на угли смотреть всегда интересно. Они будто
живые: все время переговариваются,
перешептываются. А потом вдруг замолкнут и
погаснут. Но поворошишь их кочергой, и они снова
загорятся, заговорят...
(201 слово)
(Анатолий Онегов)
ДЖАЗ-БАНД НА КАРЛОВОМ МОСТУ
В глубоких сумерках мы возвращались в
свой отель через Карлов мост. Под очередной
скульптурной группой сгрудившихся святых
работал бродячий джаз-банд: контрабас, банджо,
труба, саксофон и еще один музыкант, в котором,
собственно, и заключалось особое обаяние этого
музыкального коллектива. Он был похож на
профессора математики. И одет, в отличие от
товарищей, по-профессорски: светлая рубашка с
расстегнутым воротом, мягкие полотняные брюки.
Его инструментами были две стиральные доски, две
сбивалки белков и десяток наперстков – по
количеству пальцев.
С каждым номером он менял инструменты: вставал,
вешал на шею доску с поперечными частыми
бороздами. В обе руки брал сбивалки и начинал
поглаживать ими доску на животе. Вообще, эту
доску он использовал в блюзах. Легкий шелестящий
звук сбивалками по жестяным волнам придавал
блюзовой мелодии волнующую шепотливую
доверчивость. В ритмически быстрых номерах
садился, клал вторую, с более редкими волнистыми
бороздами доску на колени, обувал пальцы в
наперстки – и целый табун скаковых лошадей
срывался в бешеной скачке по невидимой прерии. В
соло он вытягивал шею, пригибался всем телом, как
кучер на козлах, устремлялся вперед,
страдальчески морща глянцевый от пота лоб,
пальцы же – как ноги жеребцов, несущихся галопом,
– выбрасывались вперед, проскакивали на доске,
неслись в разные стороны, заскакивали на
жестяной обод доски и по нему отчебучивали
сложнейшие ритмы...
Перед музыкантами стояла миниатюрная пожилая
дама и, закрыв глаза за толстыми бифокальными
стеклами очков, покачиваясь в ритме мелодии,
кивала, поводила носом, отбивала такт щепотью
маленькой пухлой руки с зажатой меж пальцами
сигаретой – постаревшая стиляга, джазменка,
студентка 50-х, туристка, нечаянно повстречавшая
на Карловом мосту тень своей юности...
(245 слов)
(Д.Рубина)
|