ИНФОРМАЦИЯ
О проведении государственной
(итоговой) аттестации
по русскому языку в 9-х классах
общеобразовательных учреждений в 2005/06 учебном
году*
В рамках федерального эксперимента по
введению профильного обучения на третьей
ступени общего образования, который проходил в
десяти субъектах Российской Федерации в 2003/04 и
2004/05 учебных годах, была апробирована и в целом
одобрена новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников 9-х классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку. В связи с этим Департамент
государственной политики в образовании
Минобрнауки России, учитывая запросы,
поступающие из субъектов Российской Федерации, о
возможности перехода на новую систему
проведения государственной (итоговой)
аттестации, предлагает следующее.
С целью дальнейшего совершенствования
организационной формы проведения
государственной (итоговой) аттестации по
русскому языку в 9-х классах общеобразовательных
учреждений, а также с учетом предложений,
поступивших из регионов, руководителям органов
управления образованием и общеобразовательных
учреждений рекомендуется начать постепенный
переход к использованию в образовательной
практике новой формы проведения письменного
экзамена по русскому языку в 9-х классах начиная с
2005/06 учебного года. (Выделено ред.)
Основной целью новой системы
государственной (итоговой) аттестации является
введение открытой и объективной процедуры
оценивания учебных достижений обучающихся,
результаты которой способствуют осознанному
выбору дальнейшего пути получения образования, а
также могут учитываться при формировании
профильных классов на старшей ступени общего
образования.
В связи с тем, что новая форма экзамена
позволяет оценить уровень овладения не только
коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией, новые экзаменационные материалы
по русскому языку могут использоваться во всех
9-х классах общеобразовательных учреждений,
включая классы с углубленным изучением русского
языка.
Экзаменационная работа по русскому
языку состоит и з трех частей, которые
последовательно выполняются выпускниками:
1-я часть – подробное изложение текста;
2-я часть – чтение и анализ печатного текста,
сопоставление его содержания с текстом
изложения, выполнение тестов;
3-я часть – написание небольшого по объему
сочинения-рассуждения на основе прослушанного и
прочитанного текстов.
Выполнение трех частей обязательно
для всех учащихся независимо от выбранного
профиля.
Содержание экзаменационной работы
позволяет оценивать достижения учащихся не
только в таких видах речевой деятельности, как
аудирование (слушание) и письмо (что
предусматривается в настоящее время), но и
чтение. При этом проверяются умения целевого
извлечения информации при чтении, умения ее
перераспределять и передавать в соответствии с
заданными коммуникативными целями.
В 2005/06 году в первой части
экзаменационной работы будут использованы
тексты из традиционного «Сборника текстов для
проведения письменного экзамена по русскому
языку за курс основной школы. 9-й класс»
(авторы-составители – Л.М. Рыбченкова,
В.Л. Склярова). Задания для второй и третьей
частей экзаменационной работы будут закрытыми. В
дальнейшем тексты для проведения первой части
экзамена будут полностью обновлены, оставаясь
при этом открытыми.
Содержание экзаменационных работ по
русскому языку в 9-х классах общеобразовательных
учреждений разрабатывается в соответствии с
обязательным минимумом содержания основного
общего образования (приказ Минобразования
России от 19.05.1998 № 1236), а также с учетом
федерального компонента государственных
образовательных стандартов основного общего
образования (приказ Минобразования России от 5
марта 2004 г. № 1089).
Технология проведения экзамена
предполагает наличие у каждого учащегося
индивидуального бланка с текстом
экзаменационной работы, при этом ответы на
задания фиксируются обучающимися
непосредственно на бланке.
Обращаем внимание на то, что материалы
по новой системе государственной (итоговой)
аттестации, варианты работ, технология
проведения письменного экзамена по русскому
языку, а также критерии, по которым должны
оцениваться работы выпускников 9-х классов,
размещены на официальном сайте Минобрнауки
России http:/www.mon.gov.ru/ и будут опубликованы в
журнале «Вестник образования».
С целью обеспечения подготовки к
экзамену по русскому языку будет издано
методическое пособие «Сборник для подготовки к
итоговой аттестации по русскому языку в 9-м
классе», в котором будут представлены варианты
экзаменационных работ, включающих тексты для
изложений, тексты для чтения, тестовые задания и
темы сочинений на основе услышанного и
прочитанного текстов. В ближайшей перспективе
планируется издание нового сборника, в который
войдут тексты для изложения (первая часть
экзаменационной работы), а также рекомендации по
технологии составления работ для письменного
экзамена по русскому языку.
Экзаменационные материалы в
2005/06 учебном году разрабатываются по заказу
Министерства образования и науки Российской
Федерации1. <...>
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
(9-й класс)
Демонстрационный вариант 2005 года
Инструкция для учащихся
Эта инструкция поможет вам правильно
организовать свое время и успешно выполнить
работу.
На выполнение экзаменационной работы
по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа
состоит из трех частей.
Часть 1 – подробное изложение
прослушанного текста. Рекомендуется отвести на
выполнение первой части экзаменационной работы
80 минут.
Часть 2 – чтение предложенного
текста и выполнение тестовых заданий. Сначала
вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми
заданиями. Вам предлагается сравнить содержание
прослушанного и прочитанного текстов. Для этого
внимательно прочитайте текст, стараясь понять
его содержание. Затем приступайте к выполнению
тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно
прочитайте каждое задание и предлагаемые
варианты ответа. К каждому заданию дается 4
варианта ответа, только один из них правильный.
Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос
и проанализировали все варианты.
Обведите цифру правильного ответа кружочком.
Рекомендуется отвести на выполнение второй
части экзаменационной работы 40 минут.
Часть 3 состоит из одного задания и
представляет собой небольшую письменную работу
на основе прослушанного и прочитанного текстов
(сочинение-рассуждение). Рекомендуем отвести на
выполнение этой части работы 120 минут.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить
обязательно и в том порядке, в котором они даны.
Во время экзамена вы можете пользоваться
словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно,
неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха.
Часть 1
Прослушайте текст, озаглавьте его и
напишите подробное изложение.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания
1–4.
(1) Помню, бродили мы по одному из
кавказских ботанических садов. (2) На табличках
были написаны мудреные названия: питтоспорум,
пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... (3)
Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость
крон, ни толщина стволов, ни причудливость
листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно
необыкновенное дерево, подобного которому не
было во всем саду. (5) Белое, как снег, и
нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко
выделялось на общем, однообразном по колориту
фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и
оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед
нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на
мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные
блики солнца и яркой полдневной синевы
процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не
нашепчет вам береза, тихо склонившись к
изголовью, каких не нашелестит ласковых слов,
чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то
нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы,
или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11)
Гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные
или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских
краев не уступает и лишь приближается к тихой
прелести среднерусского, левитановского,
шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не
знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на
кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите
у любого иностранца, он обязательно скажет, что
самая экзотическая страна, несомненно, Россия. (По
В.Солоухину)
Задания 1–4
1. Какая общая мысль объединяет
прочитанный и прослушанный тексты?
1) Даже в самых далеких странах можно
встретить русскую березу.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую
природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной
природы.
4) Нужно беречь и охранять природу.
2. В каком предложении текста
В.Солоухина употреблен фразеологизм?
1) 3;
2) 8;
3) 11;
4) 16.
3. Какое значение имеет слово экзотический
в прочитанном тексте (предложение № 17)?
1) искусственный;
2) расположенный на экваторе;
3) необычный, диковинный;
4) никем не изученный.
4. Какие средства выразительности не
использованы в предложении № 9?
1) олицетворение;
2) антонимы;
3) синонимы;
4) эпитеты, анафора.
Часть 3
Напишите небольшое
сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за
основу главную мысль, объединяющую прослушанный
и прочитанный тексты.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЦЕЛОМ И ОТДЕЛЬНЫХ
ЗАДАНИЙ
Часть 1
1.1. Текст изложения.
...Различная сила воздействия пейзажа
зависит от степени его родственности нашим
ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные
красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы
родились и жили «под сереньким ситцем этих
северных тихих небес», их красота слилась со всей
нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому
только мы можем с полной силой ее ощутить и
понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены
блеском чужеземной природы, но она никогда не
сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем
ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый
пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые
олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух
Сицилии, ни золотая тусклая дымка над
бессмертным Парижем, – ничто не только не может
приглушить нашу память о своей стране, но,
наоборот, доводит ее до почти болезненной
остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных
предосенних садах Версаля с их почернелой, как
старая позолота, листвой, с их геометрической
пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил
крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло
сердце. (К.Паустовский)
1.2. Выполнение первой части
работы – написание подробного изложения –
позволяет выявить уровень сформированности у
девятиклассников комплекса речевых умений.
Каждое из умений оценивается в соответствии с
уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.
(Таблица 1)
Таблица 1
Часть 2
За верное выполнение заданий 1–4 второй
части экзаменационной работы ученик получает
по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ
или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить
учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй
части работы, – 4 балла.
Ответы: 1–3; 2–4; 3–3; 4–2.
Часть 3
Третья часть экзаменационной работы –
написание небольшого по объему сочинения (не
менее 70 слов) на основе информации, извлеченной
из прослушанного и прочитанного текстов, –
оценивается по следующим критериям: (Таблица 2)
Таблица 2
При оценке грамотности (Г1–Г4) следует
учитывать объем сочинения.
Если объем сочинения составляет 70–150
слов, то такая работа оценивается по критериям,
данным в таблице 3.
Таблица 3
Если объем сочинения менее 50 слов, то
такая работа оценивается нулем баллов по
критериям Г1–Г4.
При оценке сочинения объемом от 50 до 70
слов число допустимых ошибок всех четырех видов
уменьшается: 1 балл по критериям Г1, Г2, Г4 ставится,
если в работе допущено не более 3 ошибок; по
критерию Г3 – не более 1.
Максимальный балл, который может
получить ученик за выполнение всей
экзаменационной работы, – 32 балла.
Школьные отметки (вне зависимости от выбранной
модели) могут быть выставлены по пятибалльной
шкале в соответствии со следующими
рекомендациями:
Таблица 4
* Письмо Министерства
образования и науки от 27.10.2005 № 03–1903,
направленное в органы управления образованием
субъектов РФ. (Прим. ред.: Актуальность письмо
приобретает именно сейчас, хотя подготовлено оно
в прошлом году. Эксперимент по введению ЕГЭ
должен продолжаться до 2009 г., но уже в 2006/07 учебном
году большинство школ (во всяком случае – в
Москве) согласилось на введение ЕГЭ.)
1 Заказы на
экзаменационные материалы для выпускников 9-х
классов для государственной (итоговой)
аттестации по новой форме поступили из 43
субъектов РФ на 157 241 ученика.
|