ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Л.В. ГЛОТОВА,
Воронежская обл.
Тексты для подготовки к итоговой
аттестации
по русскому языку в 9–11-х
классах
1.
О РОСКОШИ
Поговорим о роскоши. Она окружает нас
сегодня со всех сторон. По телевизору редко
увидишь фильм из жизни бедных – чаще всего мы
погружаемся с героями фильма в богатую,
роскошную жизнь, где не квартира, а дворец, где
множество слуг, красивейшие наряды... Да что кино;
в больших городах появились роскошные магазины с
такими витринами, что не оторвешься. По улицам
мчатся роскошные иномарки. Выедешь за город, а
там роскошные двухэтажные особняки причудливой
архитектуры – кто в них живет?
Кто живет в этих особняках, ездит в этих
лимузинах, носит бриллианты? Почему не я? Почему
мне все это недоступно?
Вы никогда так не думали? Ни разу?
Скорей всего нет, и это хорошо, потому что в
общем-то людям не свойственно завидовать чужому
богатству.
Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь
хорошее, у них сразу появляется мысль: «Вот бы и
мне!». Постепенно своя, обыкновенная, не то что
без роскоши, а просто бедная жизнь становится им
отвратительной. Они не любят себя самих, люди
вокруг них кажутся им ничтожными, одежды –
жалкими, и тоска, тоска гложет их сердце.
Единственная отдушина – красивый фильм в
кинотеатре или по телевизору.
Для таких людей весь мир – словно на
бумаге, в одной плоскости: все делится на бедных и
богатых. Ничего другого они не видят. Нет
красивых, добрых, нежных, талантливых, веселых,
сильных – есть только бедные и богатые.
Так скучно жить в этом плоском, на одной
плоскости нарисованном мире! Так страшно жить в
постоянной зависти, в тоскливых и пустых мечтах!
Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой
они богаты!
Каждый человек рождается и живет в определенных
условиях жизни. Иных судьба возносит, и,
рожденные в бедности, они добиваются богатства.
Сначала они упиваются роскошью, потом привыкают
к ней – и получается, что в общем-то все равны.
Роскошь сама по себе радости не приносит.
Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя
несбыточными мечтами.
Будем ценить свою жизнь. Будем помнить, что
всегда есть кто-то, кто живет гораздо лучше нас,
но всегда есть и кто-то, кто живет и хуже нас с
вами, – ему кажется, что мы живем в роскоши.
(По С.Соловейчику)
(364 слова)
Напишите сочинение по прочитанному
тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте
проблему, поставленную автором текста.
Определите позицию автора.
Объясните, почему вы согласны или не согласны с
автором прочитанного текста. Свой ответ
аргументируйте, опираясь на жизненный или
читательский опыт.
2.
ПУШКИНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ ПЕРЕД УРОКОМ
О ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ И ПОНИМАЕТ
В одном из незаконченных пушкинских
произведений о героине его говорят так:
– Она слушает и понимает – редкое достоинство
в наших женщинах.
Присмотримся – вокруг нас очень мало людей, и
женщин, и мужчин, которые умеют слушать человека,
слышать, что он говорит, и понимать его.
Почему многие испытывают чувство одиночества?
Что, вокруг никого? Вокруг полно народу, но никто
тебя не хочет выслушать, никому ты не интересен,
каждый занят собой, своими делами и заботами.
А если и слышат тебя, то не понимают. Очень многие
молодые люди жалуются на то, что их не понимают
родители: «Шестнадцать лет под одной крышей
живем, а никак не можем найти общий язык».
Общий язык! Оказывается, это такая редкость!
Оказывается, даже родной язык может быть
непонятен!
Почему так получается?
Да потому, что за каждым нашим словом кроется
какое-то желание, какой-то интерес, какое-то
чувство. Слова все понятны. Но мы не понимаем, а
точнее сказать, не хотим понимать чужие чувства,
интересы, желания, мы не хотим потратить свои
душевные силы на чужую душу.
Чтобы понять человека, надо сосредоточиться на
нем, принять его – это и есть труд души, о котором
так много говорят. А мы ленимся душой, мы боимся
впустить в свою душу другого. Оттого у нас такие
невнимательные глаза, оттого мы так редко
смотрим в глаза друг другу.
И лишь редко-редко встретится на пути жизни
человек, который слушает и понимает, вроде
пушкинской героини.
Редкое качество. Изумительное достоинство.
Но зато такое достоинство, которое доступно
каждому. Не всякий талантлив, не все красивы, не
каждый и умен. Но для того, чтобы слушать и
понимать человека, не нужно ни особого ума, ни
особых талантов – надо только слушать и
стараться понять...
(По С.Соловейчику)
(262 слова)
Напишите сочинение по прочитанному
тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте
проблему, поставленную автором текста.
Определите позицию автора.
Объясните, почему вы согласны или не согласны с
автором прочитанного текста. Свой ответ
аргументируйте, опираясь на жизненный или
читательский опыт.
|