Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.М.  ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.


Задания на повторение изученного в 5–7-х классах

8-й класс

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

Прочитайте статью учебника «Разделы языкознания» и, основываясь на ее материале, дайте определения фонетики, словообразования, лексикологии, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации (письменно).

ОРФОГРАФИЯ

1. Напишите по два примера с такими буквосочетаниями: чк, чн, нч, нщ, рщ, щн, ст, нт. Разберите эти слова по составу.

2. Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, не переписывая слов. Над какими орфограммами вы работали?

С_реневая пор_сль, з_ря заг_рается, пр_одолевать пр_пятствия, пр_следовать пр_ступника, ш_лковое плать_це, деш_вый к_стюм, герм_шлем к_смонавта, пред_юбилейная встреча, ровес_ники и сверс_ники, уча_ствовать в а_амблее, чу_ствовать (не)доброжелательность, (не)годующий взгля_, отреж_те (не)свеж_го, а ч_рствого хлеба.

Сгруппируйте слова из карточки № 1 по видам орфограмм и запишите эти слова в рабочую тетрадь. (Например, корни с чередованием: поросль, заря, загорается...)

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Какие разделы языкознания могут интересовать слова гермошлем и ассамблея? Составьте с этими словами словосочетания.

Гермошлем (словообразование, орфография, лексикология).

Ассамблея (орфография, лексикология).

2. Аукцион фразеологизмов. Учитель читает текст, а ученики выписывают в столбик фразеологизмы. Затем идет устная проверка. Кто назовет фразеологизм последним – выиграл.

Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру не с той ноги и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и погнал куда-то телят.
Утро было ясное как Божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости к стаду. На пастбище телята разбрелись кто в лес, кто по дрова. Макару ничего не оставалось, как сесть в лужу, открыть просто ларчик с ломаным грошом, который Макар принимал наивно за чистую монету. Услышав звон, Макар посмотрел вокруг сквозь пальцы. Опираясь на палку о двух концах, к Макару приблизился Фома Неверующий. «Знай наших!» – приветствовал он Макара. Макар кивнул головой и любезно предложил гостю первый блин комом и воду в решете. Фома отказался, достал писаную торбу, с которой всюду носился, вынул оттуда камень, который раньше носил за пазухой. Будучи крепок задним умом, Фома закурил фимиам. Макар хотел от скуки сплясать под чужую дудку, но козел отпущения перегнул палку, хватил через край и дал маху. Очертя голову Макар бросился в омут за ним. Ударив козла деревянным рублем, Макар вернулся на круги своя, но Фомы и след простыл. На камне преткновения лежала подложенная Фомой свинья. Макар принялся было мерить все на свой аршин, но свинья вырвалась, нашла грязь и ударила в нее лицом. Макар бросил слова на ветер, плюнул через левое плечо и взялся за ум.

(По А.Дегтяреву)

Сверьтесь с фразеологическим словарем. Знаете ли вы значения выписанных фразеологизмов? Напишите рядом их значения.

3. Послушайте стихотворение А.Шибаева «Идет! – О том и речь идет...». Сколько значений имеет слово идет в этом отрывке? Подберите синонимы к многозначному слову идет. Выпишите из текста заимствованные слова (кино, костюм, билет, трамвай, зонт), расскажите об их происхождении.

Он мне сказал: «В кино? Идет!» –
И не спросил: «Что там идет?».
Даю билет – и он идет.
(Ах, как костюм ему идет.)
Вдаль наша улица идет.

По ней трамвай тихо идет.
И дождь по улице идет.
И под зонтом кто-то идет.
Упорно к цели он идет.
Идет! – О том и речь идет...

МОРФОЛОГИЯ

1. Из стихотворения А.Шибаева выпишите в столбик следующие слова и определите, к какой части речи они относятся.

Если, рад, самоходка, лишь, без, взрослый, обратно, подарят, те.

2. Карточка № 2

Выпишите из афористичных выражений в столбик причастия, охарактеризуйте их.

Не хвали еще не сшитые сапоги. Не знающий своей силы за все хватается в мире. Ум, не умеющий понять ошибку, мало чего стоит. Необдуманное слово опаснее незатушенного огня. Пуганая ворона куста боится. Стреляного воробья на мякине не проведешь. Дареному коню в зубы не смотрят. Срубленное дерево вновь не вырастет. Сплоченная сотня одолеет тысячу. Что посеяно отцами, пожинать детям. Незваный гость хуже татарина. Заряженное ружье и через сто лет выстрелит. Впадает в море и река, рожденная от ручейка. Посеяно лукошко, так и вырастет немножко. Украдено мудрено, да все равно будет найдено. Бегущий обгонит, лежащий отстанет. От счастья кудри вьющиеся, от горя секущиеся. Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. Приобретенный достаток – это затраченный труд. Отложенная от крошки крошка запасов не прибавит.

3. Карточка № 3

Образуйте от глаголов, заключенных в скобки, деепричастия и запишите стихотворение в исправленном виде.

Как падают воды в Лодоре?
(Кипеть), (шипеть), (журчать), (ворчать),
(струиться), (крутиться), (вздыматься), (вздуваться),
(мелькать), (шуршать), (резвиться) и (спешить),
(скользить), (обниматься), (делиться) и (встречаться),
(ласкаться), (бунтовать), (лететь),
(играть), (дробиться), (шелестеть),
(блистать), (взлетать), (шататься),
(сплетаться), (звенеть), (клокотать),
(взвиваться), (вертеться), (грохотать),
(морщиниться), (волноваться), (кататься),
(бросаться), (меняться), (ворковать), (шуметь),
(дрожать), (смеяться) и (болтать),
(стремиться), (греметь), (вырастать),
вперед и вперед (убегать) в свободолюбивом задоре –
так падают бурные воды в сверкающем, /
быстром Лодоре!

СИНТАКСИС

1. Запишите под диктовку отрывок из произведения, которое вам не составит труда угадать. Устно (по цепочке) объясните знаки препинания.

Гарри вскочил с постели, подошел к окну, распахнул его. Сова влетела в комнату и уронила газету прямо на Хагрида, но тот не проснулся. «Хагрид!» – громко позвал Гарри. Гость что-то проворчал, перевернулся на другой бок и снова уткнулся носом в софу...
Через некоторое время великан встал, почесал голову, прошелся по комнате, достал откуда-то сосиску и протянул Гарри...
– Для начала нам надо купить тебе учебники, – сказал Хагрид.
– Но у меня нет денег, – поселившийся внутри Гарри шар счастья начал сдуваться.
– У тебя, Гарри, есть много денег, родители о тебе позаботились, только деньги в банке.
– У меня есть деньги? – удивился Гарри.
– Да, мой мальчик, только это волшебные деньги, и хранятся они в волшебном банке.
– А украсть их не могут? – встревожился Гарри.
– Нет, там гоблины всем заправляют.

(Дж. К. Роллинг.
Гарри Поттер и философский камень)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Поселившийся внутри Гарри шар счастья начал сдуваться.

СТИЛИСТИКА

1. Определите, к какому стилю относится записанный вами текст. Какие средства связи использованы для соединения предложений в текст?

2. Разобранное предложение запишите, используя научный публицистический стиль.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru