Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2007

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Задания к частям А и В на ЕГЭ

ВАРИАНТ № 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А31) поставьте знак «x» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В словах каких рядов букв больше, чем звуков?

1) Веющий;

2) купается;

3) длинный;

4) рьяный.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Кашлянуть;

2) генезис;

3) догмат;

4) отключит.

А3. В каком предложении вместо слова гарантированный нужно употребить слово гарантийный?

1) Ничто так не поднимает человека, как абсолютное, гарантированное законом доверие.

2) Только в условиях гарантированного прочного мира наука может нормально развиваться на благо людей.

3) Новый видеомагнитофон пришлось через месяц сдавать в гарантированный ремонт.

4) Писатель заключил договор с издательством на книгу с гарантированным тиражом.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Килограмм апельсинов;

2) после заморозков;

3) политические лагери;

4) в полторастах километрах.

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Разговаривая по телефону, …

1) ... меня все время волновал один вопрос.

2) ... мне хотелось спросить об одной вещи.

3) ... мое сердце было переполнено эмоциями.

4) ... я внимательно слушаю собеседника.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вы должны не только прочитать книгу, но и написать рецензию на нее.

2) По приезду в город я обязательно тебе позвоню.

3) Все, кто собирался прийти сегодня, уже сидели в зале.

4) Эта статья была напечатана в «Науке и жизни» в 1998 году.

Прочитайте текст и выполните задания А7–А12.

(1) … (2) Наука, изучающая знаки и знаковые системы, объясняющая и предсказывающая их поведение, называется семиотикой. (3) Придумал и саму эту науку, и ее название американский ученый Чарлз Сандерс Пирс. (4) Основные книги и статьи Ч.С. Пирса были опубликованы после его смерти, так что семиотика как наука фактически появилась только в 30-х годах ХХ века. (5) Лингвистика, с одной стороны, является ветвью семиотики. (6) С другой, поскольку язык – важнейшая из знаковых систем, можно считать семиотику частью лингвистики.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Знаки могут быть простыми и сложными.

2) Знак в одиночку не существует.

3) Язык – универсальная знаковая система.

4) Любые предметы или действия могут быть знаками, то есть членами определенной знаковой системы.

А8. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска седьмого предложения текста?

1) Знаками могут быть и предложения, и целые тексты.

2) Такая всеохватность языка определила особый характер его знаков.

3) Не случайно большинство понятий и методов семиотики лингвистического происхождения.

4) На основании всего этого знаки можно объединять в различные группы, то есть классифицировать.

А9. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

1) Лингвистика является;

2) можно считать;

3) книги и статьи были;

4) называется.

А10. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) Простое;

2) бессоюзное;

3) с различными видами связи;

4) сложноподчиненное.

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОПУБЛИКОВАНЫ из четвертого (4) предложения текста.

1) Действительное причастие;

2) страдательное причастие;

3) прилагательное;

4) глагол.

А12. Укажите значение слова ВЕТВЕЙ в предложении 5.

1) Боковой отросток, идущий от ствола дерева или стебля травянистого растения.

2) Линия родства в чьей-либо родословной.

3) Часть чего-либо, ответвляющаяся от основного направления.

4) Основная часть чего-либо, имеющая дополнительные ответвления.

А13. В каком слове есть суффикс -ИК- со значением «маленький»?

1) Укольчик;

2) парник;

3) льготник;

4) столик.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Ряже(1)ые искре(2)е смеялись. Гертруда была разочарова(3)а сдела(4)ым ей предложением.

1) 2, 3, 4; 2) 3, 4; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 4.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Нагр_вать, стр_мление, соч_тающий;

2) под_рить, хв_тать, гр_фический;

3) переб_решь, к_варный, ст_рона;

4) об_яние, прик_снуться, л_скающий.

А16. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Не_цененный, пр_игрывать, з_работать;

2) бе_домный, ра_думать, не_держанный;

3) пр_поднять, пр_вычный, пр_седание;

4) от_грывать, от_скать, на_менование.

А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) Не спряч_шься; колебл_мый ветром;

2) не куп_шь; измер_нная длина;

3) я обессил_л; муч_мый болезнью;

4) пожалуйста, прыгн_те; знач_мый результат.

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А) Фланел_вый;

Б) рассматр_вать;

В) задумч_вый;

Г) повел_вать.

1) Б, В; 2) А, Б, В; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.

А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Он жил словно н(1)кого вокруг себя н(2)замечал и решительно н(3)в ком н(4)нуждался.

1) 2, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 1, 3; 4) 2, 3, 4.

А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (НИ)КОГДА плуг (НЕ)ПРОХОДИЛ по этим полям.

2) (ТОТ)ЧАС прозвучал (НЕ)ИСТОВЫЙ крик.

3) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

4) (НА)ВСТРЕЧУ с товарищем Олег (НЕ)ПРИШЕЛ.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Между тем разведчики Кизевича все не возвращались (...) и это тяжелым камнем лежало на душе комбата.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В конце января (1)овеянные первой оттепелью (2) хорошо пахнут вишневые сады. Я к вам мчался (3) сломя голову (4) весь день.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темное небо над освещенной улицей (1) казалось (2) черным, тяжелым пологом. Изловить (3) говорят (4) нет никакой возможности.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 3, 4; 3) 1, 2; 4) 1, 3, 4.

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Они здорово исхудали и устали от ветров и скуки.

2) Мы жили в подвале большого каменного дома.

3) Ветер ревел целый день и утихал только глубокой ночью.

4) В морозную ночь далеко слышно и скрип полозьев саней и шаги человека.

А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В этих краях (1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать вес потаенные лесные тропы.

1) 1, 3; 2) 2; 3) 3; 4) 2, 4.

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было ясно (1) что (2) если в течение ближайших дней мы не убьем какого-нибудь зверя (3) или не найдем людей (4) мы погибли.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 4; 3) 1, 3, 4; 4) 1, 2, 4.

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В полутьме северной ночи, которая напоминала нам утренний рассвет, поселок казался особенно угрюмым.

2) Мы вышли на дорогу, по которой двигались обозы.

3) Вдоль берега моря тянулись болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными веслами.

4) Какой-то старичок вышел из шалаша, который стоял в углу огорода, и закричал на Герасима.

Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8.

(1) Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам.
(2) При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. (3) Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. (4) Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. (5) Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, неинтересны и скучны. (6) И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее.

(7) Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город – город, в котором вы еще не бывали? (8) Это значит – изучить его историю, знать его планировку, хотя бы по туристическим схемам, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени.

(9) Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. (10) На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные. (11) Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду видеть свое, собственное, характерное.
(12) Умение это, конечно, дается не одним абстрактным желанием, но и знаниями. (13) И особенно важны знания, приобретенные еще до поездки.

(14) Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали. (15) Многое из того, что вы прочитали, поможет понять красоту и ценность увиденного, но может отчасти и помешать собственному, индивидуально вашему впечатлению. (16) Цените свое, но цените искренне и не старайтесь противоречить общему мнению во что бы то ни стало (такое тоже часто встречается у обостренно самолюбивых людей).

(17) Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать.

(По Д.С. Лихачеву)

А29. Какое высказывание противоречит точке зрения автора?

1) Важно хорошо подготовиться к поездке.

2) На земле нет неинтересных мест.

3) Все поездки можно разделить на интересные и неинтересные.

4) Путешествия заставляют человека думать и мечтать.

А30. Определите стиль и тип речи текста.

1) Художественный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, описание;

4) научный стиль, рассуждение.

А31. В каком предложении используется метафора?

1) 4; 2) 6; 3) 9; 4) 11.

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1–В8) начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

В1. Укажите, каким способом образовано слово ПРИОБРЕТЕННЫЕ (предложение 13).

В2. Из предложения 15 выпишите относительное местоимение.

В3. Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью примыкание.

Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений первого абзаца найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 12–17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

В6. Среди предложений 9–17 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите его номер.

В7. Среди предложений 9–14 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. Укажите номера четырех средств выразительности, которые используются в тексте. Цифры пишите в порядке возрастания.

1) Вводные слова и конструкции;

2) синтаксический параллелизм;

3) риторические вопросы;

4) ряды однородных членов;

5) вопросно-ответная форма изложения;

6) побудительные предложения;

7) сравнение;

8) литота.

ВАРИАНТ № 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А31) поставьте знак «?» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Поющий;

2) увлекается;

3) утренний;

4) павильон.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Клала;

2) туфля;

3) арахис;

4) щавель.

А3. В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный?

1) Среди доверчивых белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опаленным хвостиком.

2) Отношения между начальником и его подчиненным приобрели более доверчивый характер.

3) Это было существо доверчивое, робкое и слабое.

4) Братья его были настолько наивными и доверчивыми, что обмануть их было совсем не трудно.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Несколько гектаров;

2) группа румын;

3) рыцарские ордены;

4) семидесятью пятью стульями.

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Занимаясь в секции, …

1) ... у мальчика оставалось мало времени;

2) ... мне стало лучше;

3) ... не забывайте об учебе;

4) ... мышцы стали более крепкими.

А6. Укажите предложение БЕЗ грамматической ошибки (правильно построенное).

1) По истечении некоторого времени можно будет вновь вернуться.

2) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

3) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

4) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался приход весны.

Прочитайте текст и выполните задания А–А12.

(1) Вокруг каждой реформы орфографии вспыхивают споры. (2) С одной стороны, всегда есть люди, страстно мечтающие ее упростить. (3) С другой стороны – многие не приемлют никаких изменений: усвоив грамоту, люди не желают переучиваться. (4) … (5) Ведь устойчивость орфографии – не просто большое достоинство, а необходимое условие существования культуры, неотъемлемой частью которой является письмо.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно стоять на месте пропуска четвертого предложения текста?

1) И все-таки изменения неизбежны.

2) Все жалуются, что орфография трудная, но не соглашаются ничего в ней менять.

3) Это вполне естественное стремление к стабильности.

4) Язык постепенно изменяется, и орфография должна следовать за ним.

А8. В каком предложении есть действительное причастие?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 5.

А9. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

1) Не приемлют;

2) люди не желают;

3) письмо является;

4) есть люди.

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) Сложносочиненное;

2) сложноподчиненное;

3) с различными видами связи;

4) бессоюзное.

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕОТЪЕМЛЕМОЙ из пятого (5) предложения текста.

1) Действительное причастие;

2) страдательное причастие;

3) прилагательное;

4) деепричастие.

А12. Укажите значение слова РЕФОРМА в предложении 1.

1) Преобразования, осуществляемые в целях улучшения.

2) Изменения в законодательном и государственном устройстве, произведенные верховной властью без нарушения основ существующего государственного строя.

3) Устранение неточностей, погрешностей, ошибок.

4) Замена всех существующих правил новыми.

А13. В каком слове есть суффикс -ИК- со значением «маленький»?

1) Чемоданчик;

2) заборчик;

3) лобзик;

4) домик.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н?

Труже(1)ики шли коло(2)ой, их лица были запыле(3)ыми и измуче(4)ыми.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 1, 3, 4; 4) 3, 4.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Ур_внение, выс_чайший, д_лина;

2) изм_рение, опт_мизм, г_потеза;

3) объед_нение, нак_лоть дров, осозн_вать;

4) расст_ваться, зар_дить ружье, уб_рать.

А16. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Д_просить, пр_ржаветь, р_здавать;

2) бе_предел, во_создать, ра_ходиться;

3) пр_крыть рукой, пр_нимать, пр_дел в храме;

4) без_сходный, с_здавна, с_мпровизировать.

А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) Догон_шь соперника; разруш_нные стены;

2) смотр_шь телевизор, спа_нные схемы;

3) стел_шь постель; добыва_мый шахтерами;

4) ненавид_т предательство, ове_нный славой;

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. Вермишел_вый;

Б. налаж_вать;

В. недоверч_вый;

Г. ноч_вать.

1) Б, В; 2) А, Б, В; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.

А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1)что иное н(2)трогало его. Н(3)одного часа н(4)приходилось ему оставаться дома.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 2, 4.

А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.

2) (НЕ)ОТРЕКАЮТСЯ, любя, ведь жизнь кончается (НЕ)ЗАВТРА.

3) Она (ТО)ЖЕ (НЕ)ИСТОВО молилась в церкви, стоя на коленях.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ дня (НЕ)СКОЛЬКО раз принимался дождь с грозой.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Он никогда не чувствовал себя честолюбцем (...) и теперь всеми силами пытался сохранить выдержку.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Так в слезах и уснула Аксинья (1) лежа ничком (2) схоронив в ладонях заплаканное лицо (3) и (4) прижавшись щекой к скомканному платку.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2, 3; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 4.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Будущее большинства певчих птиц (1) может (2) нас не тревожить при условии (3) конечно (4) что мы не уничтожаем их.

1) 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 3, 4.

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Почти каждый день приходилось отрывать быков и людей от работы и посылать в станицу.

2) Дробится и плещет и брызжет волна мне в очи соленою влагой.

3) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.

4) Яркий майский день заиграл всеми своими красками.

А25. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Смотри в оба глаза. Упустишь – семь шкур с тебя сдеру.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

У маленького круглого оконца (1) через (2) которое (3) можно было влететь в скворечник (4) устроена была деревянная полочка.

1) 1, 3; 2) 2; 3) 1, 4; 4) 2, 4.

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мама расстелила на траве скатерть (1) и сказала (2) что (3) пока мы не поедим (4) она нас никуда не отпустит.

1) 2, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 4.

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?

1) Возле ветки в сугробе была норка, из которой шел парок.

2) Огромная котловина, вокруг которой шло строительство замка, была окружена горами земли.

3) Концепция, которая была создана им вновь, требовала опытной проверки.

4) Ездовой нерешительно топтался с шапкой в руках, из которой текла вода.

Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

(3) Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. (5) Он ставит себе цель, достойную человека. (6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7) Да, радость! (8) Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? (9) Не тому помочь, кому следовало бы? (10) Но много ли людей не нуждаются в помощи? (11) Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? (12) Такое бывает у самых лучших врачей. (13) Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. (14) От ошибок никто не застрахован. (15) Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

(16) Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (17) А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (18) Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

(19) Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (20) Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачеву)

А29. Какое предложение ярче всего отражает основную мысль текста?

1) 1; 2) 4; 3) 6; 4) 14.

А30. Определите стиль и тип речи текста.

1) Художественный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, повествование;

3) публицистический стиль, рассуждение;

4) научно-популярный стиль, рассуждение.

А31. В каких предложениях автор использует антонимы?

1) 1, 2; 2) 2, 4; 3) 16, 17; 4) 16, 20.

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1–В8) начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

В1. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 2 выпишите все местоимения.

В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью согласование.

Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1–7 найдите сложные, которые включают в себя односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 10–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В6. Среди предложений 1–15 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.

В7. Среди предложений 4–15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите его номер.

В8. Укажите номера четырех средств выразительности, которые используются в тексте. Цифры пишите в порядке возрастания.

1) Риторические вопросы;

2) сравнение;

3) фразеологизм;

4) ряды однородных членов;

5) гипербола;

6) антитеза;

7) парцелляция;

8) градация.

C.В. АНДРЕЕВА

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru