ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Задания к части С:
работа с текстом
ТЕКСТ 1
(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний
детства – это наслаждение, которое я испытал,
когда наша учительница читала нам вслух на уроке
«Капитанскую дочку». (2) Это были счастливые
минуты, их не так много, и потому мы бережно
проносим их сквозь всю жизнь.
(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины
Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что
будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую
дочку», с таинственным наслаждением все время
ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем
другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время
ждал появления Савельича.
(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до
безрассудства любовь и преданность своему
Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве
Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин
положения! (11) Петруша беззащитен против
всеохватывающей деспотической любви и
преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен
против нее, потому что он хороший человек и
понимает, что деспотичность – именно от любви и
преданности ему.
(13) Еще почти ребенком, слушая чтение
«Капитанской дочки», я чувствовал комическую
перевернутость психологических отношений
хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин.
(14) Но именно потому, что он бесконечно предан и
любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.
(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и
преданности, может быть, ностальгически переодел
Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17) Главным и неизменным признаком удачи
художественного произведения является желание
вернуться к нему, перечитать его и повторить
наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств
мы можем и не вернуться к любимому произведению,
но сама надежда, мечта вернуться к нему греет
сердце, придает жизненные силы.
(Ф.Искандер)
Задания
1. Определите способ образования слова
НАСЛАЖДЕНИЕ (предложение 1).
2. Определите способ образования слова
БЕСКОНЕЧНО (предложение 14).
3. Укажите цифрой количество морфем в слове
ЗАЯЧИЙ (предложение 7).
4. Из предложения 12 выпишите частицу.
5. Из предложения 1 выпишите относительное
местоимение.
6. Из предложений 2–12 выпишите прилагательное в
превосходной степени.
7. Определите часть речи, к которой относится
слово РАЗВЕ (предложение 9).
8. Определите тип подчинительной связи в
словосочетании ВЕРНУТЬСЯ К НЕМУ
(предложение 18).
9. Из предложения 12 выпишите словосочетание со
связью СОГЛАСОВАНИЕ.
10. Определите количество грамматических основ
в предложении 12.
11. Среди предложений 7–18 найдите предложение(я)
с вводными словами. Укажите его(их) номер(а).
12. Найдите в тексте назывные предложения.
Укажите их номера.
13. Среди предложений 1–12 найдите безличное(ые)
или предложение(я), которое(ые) включает(ют) в себя
безличное(ые). Укажите его (их) номер(а).
14. Найдите в тексте предложения с обособленным
обстоятельством. Укажите их номера.
15. Среди предложений 1–11 найдите предложение с
придаточным изъяснительным. Укажите его номер.
16. Среди предложений 1–15 найдите предложения с
последовательным подчинением придаточных.
Укажите их номера.
17. Найдите в тексте бессоюзное(ые) сложное(ые)
предложение(я). Укажите его (их) номер(а).
18. Какое из предложений 13–18 связано с
предыдущим с помощью личного местоимения и
лексического повтора?
19. Какое из предложений 1–9 связано с предыдущим
с помощью личного местоимения и контекстных
синонимов?
20. Какие средства выразительности встречаются
в указанных предложениях? Ответ запишите
следующим образом: А1Б2…
А) предложения 9, 10
Б) предложение 11
В) предложение 2 (3-я часть)
Г) предложение 4 (будущая мятежная поэтесса)
1) сравнение
2) гипербола
3) вопросно-ответная форма изложения
4) анафора
5) эпитеты
6) метафора
7) синтаксический параллелизм
8) перифраз
9) ряды однородных членов
10) градация
ТЕКСТ 2
(1) Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским
вопросом, якобы выражающим особенную сущность
нашего национального характера. (2) На эту тему
без устали острят эстрадные сатирики,
глубокомысленно философствуют политтехнологи...
(3) У каждого готов свой ответ на заданный еще
Герценом вопрос. (4) Огромная наполненная
природными ресурсами страна обладает таким же
огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А
большая часть населения прозябает в бедности! (6)
Почему? (7) Кто виноват?
(8) Мне кажется, что причина всех наших проблем
коренится глубже, чем мы себе представляем: ни
гуманистические призывы, ни экономические
реформы, ни набившие оскомину обещания новой
жизни не могут сами по себе решить главное. (9) Она
– в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать
человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем
золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем
рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили
уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того
обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке
пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в
этой же ветхой избушке она живет и при уровне в 9
процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших
уважаемых политиков
высокомерно-снисходительную улыбку: дескать,
товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы,
отделенные от реальности толстой стеной
макроэкономических соображений, не видите
микроскопическую клетку общественного
организма – живого человека. (17) Неработающие
лифты, перемороженные дома, закрытые двери,
равнодушное «Ждите, нам некогда» – все это
симптомы самой страшной социальной болезни –
пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не
думает, когда строится дом, и в космос запускают
очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы
судьбоносное решение. (19) О человеке подумали
ровно настолько, чтобы он мог существовать в
качестве некоей полезной функции. (20) А раз так, то
и человек перестает заботиться об окружающих и
ему нет дела до того, кто живет рядом с ним, он
считает себя мелкой деталькой в огромной
государственной машине, снимает с себя
ответственность за чистоту в подъезде, за
порядок на улице, за процветание государства.
(21)
Не нужно призывов! (22) Надо просто починить
сломанный лифт, а иначе как пожилым людям
подниматься на последний этаж? (23) Надо в
больничном коридоре поставить кушетку, чтобы
больные не стояли в очереди, надо засыпать
гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо
машины не обливали грязью пассажиров... (24) Надо,
чтобы человек никогда не чувствовал себя
униженным и оскорбленным, тогда поднимется и
производительность труда, вырастет уровень
благосостояния человека и никто не станет
терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?».
(По В.Тимофееву)
Задания
1. Из предложений 21–22 выпишите слово,
образованное бессуффиксальным способом.
2. Из предложений 23–24 выпишите слово,
образованное приставочно-суффиксальным
способом.
3. Из предложений 18–19 выпишите все частицы.
4. Из предложений 1–7 выпишите действительное
причастие настоящего времени.
5. Из предложения 2 выпишите словосочетание(я) со
связью СОГЛАСОВАНИЕ.
6. Укажите цифрой количество грамматических
основ в предложении 23.
7. Среди предложений 8–20 найдите предложения с
обособленным приложением. Укажите их номера.
8. Среди предложений 8–17 найдите предложение с
обобщающим словом. Укажите его номер.
9. Среди предложений 1–17 найдите предложения с
обособленным определением. Укажите их номера.
10. Среди предложений 7–11 найдите безличное(ые)
или предложение(я) , которое(ые) включает(ют)
безличное(ые). Укажите его (их) номер.
11. Среди предложений 5–22 найдите предложения с
придаточным меры и степени.
12. Укажите тип подчинения придаточных в
предложении 11.
13. Среди предложений 11–22 найдите предложение с
однородным подчинением придаточных.
14. Среди предложений 1–19 найдите предложение с
подчинительной и бессоюзной связью.
15. Какое из предложений 1–9 связано с предыдущим
с помощью определительного местоимения?
16. Какое средство выразительности используется
в предложении 16?
17. В каком из предложений 1–10 встречается
фразеологизм?
18. Определите тип речи данного текста.
19. Укажите все варианты, в которых неверно
определены грамматические основы предложения 18.
а) Никто не думает;
б) дом строится;
в) запускают ракету;
г) голосуют;
д) о человеке не думает;
е) строится;
ж) запускают.
20. Какие средства выразительности встречаются
в указанных предложениях? Ответ запишите
следующим образом: А1Б2…
А) предложения 6, 7
Б) предложения 21, 22
В) предложение 17
Г) предложения 22, 23, 24
1) сравнение
2) литота
3) риторический вопрос
4) анафора
5) эпитеты
6) антитеза
7) синтаксический параллелизм
8) перифраз
9) ряды однородных членов
10) градация
ТЕКСТ 3
(1) В годовщину празднования пушкинского юбилея
на одном из совещаний мне довелось быть
свидетелем очень любопытного разговора. (2)
3аместитель главы одного из городских районов
спрашивал у своего коллеги, как они хотят
отметить годовщину. (3) Чиновник вздохнул и
жалобно протянул: «Да не знаем пока...». (4) В его
голосе было столько мучительной тоски, столько
неподдельной усталости! (5) 3аставили бедного
человека заниматься тем, в чем он не видит
никакого смысла, никакой пользы.
(6) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось
поговорить. (7) В наше время, когда безраздельно
господствует рынок с его точным расчетом, многим
кажется, что духовная сфера человека
несущественна, ею можно пренебречь, ее можно
проигнорировать. (8) Действительно, в жизни царит
всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь
там, где дешевле и лучше, и производитель, если он
не хочет вылететь в трубу, позаботится о том,
чтобы угодить потребителю. (9) Но такая понятность
и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в
нее верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем
те, кто верит в нравственные силы человеческой
души.
(10)
«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей
«Капитанской дочке». (11) «А зачем?» – спросит иной
современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12)
3ачем беречь товар, на который есть спрос: если
мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я ее
продам. (13) Вспомните купца Паратова из
«Бесприданницы»: «У меня <...> ничего заветного
нет; найду выгоду, так все продам, что угодно...».
(14) И единственным препятствием на пути этой
сделки является вопрос цены. (15) Но к чему
приводит такая вполне разумная логика в нашей
жизни? (16) Вот аптечному работнику предлагают
поддельные лекарства, и он соглашается ими
торговать вовсе не потому, что яростно желает зла
людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в
лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей»
устранено. (17) Вот преподаватель вуза за взятку
устраивает вчерашнего двоечника в вуз...
(18) Люди переступают через совесть только потому,
что считают ее чем-то эфемерным, придуманным, а
ассигнации, которые они получают в руки, – вполне
материальной основой благополучия. (19) Но к чему
приводит эта куцая философия, какие страшные,
совсем уже материальные, вполне осязаемые беды
приносят нам эта скудоумная премудрость, эта
беспринципность, это «бесчестье»?
(20) Нравственные призывы русских писателей
многие воспринимают как нудное поучение, не
сознавая, что в их основе лежит стремление спасти
человека. (21) И судьба нашей страны, у которой есть
все материальные предпосылки для того, чтобы
стать одной из самых богатых стран мира, но
которая почему-то до сих пор остается бедной, как
раз говорит о том, как важна душа человека, как
важно быть честным и совестливым.
(По С.Кудряшову)
Задания
1. Из предложений 1–2 выпишите слово,
образованное приставочно-суффиксальным
способом.
2. Укажите способ образования слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (предложение 17).
3. Из предложений 10–11 выпишите определительное
местоимение.
4. Из предложения 9 выпишите относительное
местоимение.
5. Из предложения 18 выпишите все предлоги.
6. Из предложений 2–5 выпишите относительное
прилагательное.
7. Из предложения 16 выпишите краткое причастие.
8. Из предложений 2–3 выпишите словосочетания со
связью СОГЛАСОВАНИЕ.
9. Определите тип подчинительной связи в
словосочетании такая логика.
10. Найдите в тексте простые безличные
предложения.
11. Среди предложений 10–21 найдите предложение с
обособленным обстоятельством. Укажите его номер.
12. Среди предложений 14–19 найдите то, которое
является односоставным неопределенно-личным или
включает в себя односоставное
неопределенно-личное. Укажите его номер.
13. Среди предложений 15–21 найдите неполное или
предложение, которое включает в себя неполное.
Укажите его номер.
14. Среди предложений 1–15 найдите предложение с
вводным словом. Укажите его номер.
15. Среди предложений 1–9 найдите
сложноподчиненное с придаточным
определительным.
16. Среди предложений 1–6 найдите
сложноподчиненные с придаточными
изъяснительными.
17. Среди предложений 1–17 найдите предложение с
параллельным и однородным подчинением
придаточных.
18. Какое из предложений 10–15 связано с
предыдущим с помощью лексического повтора?
19. Какое из предложений 6–14 связано с
предыдущим с помощью указательного местоимения
и лексического повтора?
20. Какие средства выразительности встречаются
в указанных предложениях? Ответ запишите
следующим образом: А1Б2…
А) предложения 16, 17
Б) предложение 6
В) предложения 10, 13
Г) предложение 4
1) метонимия
2) литота
3) риторический вопрос
4) анафора
5) эпитеты
6) метафора
7) синтаксический параллелизм
8) цитирование
9) ряды однородных членов
10) градация
ТЕКСТ 4
(1) Национализм – это проявление слабости нации,
а не ее силы. (2) Заражаются национализмом по
большей части слабые народы, пытающиеся
сохранить себя с помощью националистических
чувств и идеологии. (3) Но великий народ, народ со
своей большой культурой, со своими национальными
традициями обязан быть добрым, особенно если с
ним соединена судьба малого народа. (4) Великий
народ должен помогать малому сохранять себя,
свой язык, свою культуру.
(5)
Не обязательно сильный народ многочислен, а
слабый малочислен. (6) Дело не в числе людей,
принадлежащих к данному народу, а в уверенности и
в стойкости его национальных традиций.
(7) Лет пятнадцать назад, еще до образования
Общества охраны памятников культуры и истории, я
встретился с тремя милыми и думающими молодыми
людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем
небрежением, в котором находились, особенно
тогда, памятники культуры. (8) Вместе мы
перечисляли, что мы теряем и что можем еще
потерять, вместе были обеспокоены, делились
своей тревогой о будущем. (9) Я стал говорить о том,
что мы недостаточно заботимся о памятниках малых
народов: ижоры ведь исчезают бесследно. (10) И
вдруг мои молодые люди насупились: «Нет, мы будем
заботиться только о русских памятниках». (11)
«Почему?» (12) «Мы русские». (13) «Но разве не долг
России – помогать тем народам, которые волею
истории связали свою судьбу с судьбой России?»
(14) Мои мальчики быстро согласились со мной. (15)
«Вы поймете, – говорил я, – делать доброе гораздо
отраднее, чем плохое. (16) Приятно делать подарки.
(17) В покровительстве другим, в добром отношении к
ним есть сила, уверенность в себе и есть
настоящая мощь». (18) Лица мальчиков просветлели.
(19) Точно груз спал с их плеч.
(20) Я
говорил, между прочим, и о том, как много ценного
для мировой культуры дают народы Поволжья. (21)
Поволжья – поймите это! – то есть народов,
живущих по великой русской реке Волге. (22) А разве
Волга не река и других народов – татар, мордвы,
марийцев и прочих? (23) Далеко ли от нее до народа
коми или башкир? (24) Сколько мы, русские, получили
культурных ценностей от других народов именно
потому, что сами дали им много! (25) А культура –
это как неразменный рубль: расплачиваешься этим
рублем, а он все у тебя в кармане, и даже, глядишь,
денег становится больше.
(По Д.Лихачеву)
Задания
1. Укажите, каким способом образовано слово проявление
(предложение 1).
2. Из предложений 15–20 выпишите слово,
образованное приставочно-суффиксальным
способом.
3. Из предложения 8 выпишите словосочетание со
связью согласование.
4. Определите тип подчинительной связи в
словосочетании сохранять себя (предложение
4).
5. Из предложения 25 выпишите словосочетания со
связью согласование.
6. Из предложений 8–9 выпишите
субстантивированное прилагательное
(употребленное в значении существительного).
7. Из предложения 9 выпишите частицу.
8. Из предложений 8–9 выпишите краткое
причастие.
9. К какой части речи относится слово многочислен
(предложение 5)?
10. Из предложения 17 выпишите определительное
местоимение.
11. Укажите цифрой количество грамматических
основ в предложении 25.
12. Среди предложений 20–25 найдите предложение с
приложением. Укажите его номер.
13. Среди предложений 1–8 найдите предложения с
обособленными определениями. Укажите их номера.
14. Среди предложений 1–13 найдите предложение с
уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
15. Среди предложений 22–25 найдите
определенно-личное или то, которое включает в
себя определенно-личное. Укажите его номер.
16. Среди предложений 1–9 найдите предложение с
подчинительной и бессоюзной связью. Укажите его
номер.
17. Среди предложений 14–25 найдите
сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Укажите его номер.
18. Среди предложений 1–13 найдите
сложноподчиненное с придаточным условия.
Укажите его номер.
19. Среди предложений 1–7 найдите
сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
20. Какие средства выразительности встречаются
в указанных предложениях? Ответ запишите
следующим образом: А1Б2…
А) предложения 21, 24
Б) предложение 19
В) предложения 22, 23
Г) предложения 1, 5
1) метонимия
2) фразеологизм
3) риторический вопрос
4) анафора
5) эпитеты
6) метафора
7) синтаксический параллелизм
8) антонимы
9) ряды однородных членов
10) риторические восклицания.
С.В. АНДРЕЕВА,
г. Таганрог |