Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2007

ОЛИМПИАДА

Ломоносовский турнир

Конкурс по литературе

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Все задания адресованы школьникам всех классов. Не обязательно пытаться хоть что-нибудь сказать по каждому вопросу – лучше как можно более обстоятельно выполнить одно задание или ответить только на понятные и посильные вопросы в каждом задании.

1. Перед вами стихотворение русского поэта, лауреата Нобелевской премии.

Сонет

Как жаль, что тем, чем стало для меня
Твое существование, не стало
Мое существованье для тебя.
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не способен заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.

Если можете, назовите автора.

Напишите примечания и комментарии к стихотворению, т.е. попробуйте сформулировать, о чем оно, и пояснить слова и обороты, без понимания которых смысл стихотворения останется неясным.

Как вы думаете: когда примерно оно написано? Докажите вашу мысль.

Что такое сонет? Кто, по-вашему, самые знаменитые авторы сонетов?

Чем приведенное стихотворение отличается от «настоящего», «правильного» сонета? Как можно объяснить, почему оно так названо?

Сочините свой «правильный» сонет.

Автор «Сонета» (1967; другое название стихотворения – «Postscriptum») – Иосиф Бродский (1940–1996). Некоторые участники конкурса, пытаясь угадать автора, называли имена других русских писателей и поэтов – лауреатов Нобелевской премии: И.А. Бунина, Б.Л. Пастернака и даже М.А. Шолохова. Положительный эффект от случайного попадания в цель гораздо слабее отрицательного в случае непопадания: такие предположения показывают, что их автор совсем незнаком с русской поэзией ХХ века.

Очень важно понять первый и прямой смысл написанного. Казалось бы, сюжет стихотворения чрезвычайно прост: лирический герой приходит на старый пустырь, опускает в телефон-автомат монетку и размышляет при этом о пустопорожности собственных попыток обратить свои чувства в ответные. (Мария Поветьева, 8-й класс, Дневной пансион №84, г. Самара). Тогда легче определить и время создания стихотворения. Приводим выдержки из удачных работ, где разъясняются и комментируются некоторые слова и словосочетания.

Крутить щербатый телефонный диск – набирать номер (в телефонах для этого использовалась не клавиатура, а диск с отверстиями для каждой цифры).

Как стол на спиритическом сеансе – имела место практика так называемых «спиритических сеансов», когда «маг» пытался «вызвать духа», а затем «общаться с ним» при помощи некоторых атрибутов, в частности круглого столика. В рассказе Набокова «Соглядатай» один из второстепенных героев, продавец книг, вызывает духов именно таким образом.

Проволочный космосвозможно, имеются в виду провода, проходящие над землей. (Наталья Берсенева, 10-й класс, школа № 1514, г. Москва)

Стол для спиритического сеанса – довольно частый образ в стихах Бродского (напр., «Только не с кем стола вертануть, // Чтоб спросить с тебя, Рюрик» – «Конец Прекрасной эпохи»). (Виктория Данилова, 10-й класс, школа № 57, г. Москва) Проволочный космостелефонная связь (космос – мир). Медный грош, увенчанный гербом,монета, которую опускают в телефон вместо жетона. Щербатый телефонный диск говорит о том, что это старый телефон старой модели (с диском); чтобы набрать номер, нужно крутить диск.

Спиритический сеансвызов духов из иного мира. Во время спиритических сеансов крутят стол. Лирический герой звонит будто бы в другой мир. Скорее призрак или эхо ответят ему, чем та, для которой его существование не стало тем, чем для него – ее.

Вопли зуммера – сигнал вызова в телефоне. (Елена Лучина, 10-й класс, школа № 1514, г. Москва)

Наиболее интересны были работы, авторы которых не довольствовались прямым разъяснением слов и стремились истолковать отдельные образы, показать их значение для всего стихотворения.

Стихотворение можно было бы назвать «Телефон-автомат», если бы не лирическое вступление. Но сам аппарат не вполне узнаваем в сонете. Его устройство усложняется до «проволочного космоса», а телефонный диск сравнивается со столом для сеанса спиритизма. Монетка превращается в «грош, увенчанный гербом», а гудки – в «вопли зуммера». Почему простая операция становится для автора священнодействием? Тут опять нужно обратиться к вступлению, и становится понятно, что сонет – о неразделенной любви, а автомат – последнее, что может спасти ее, но не спасает. (Татьяна Петрова, 10-й класс, школа № 2, пос. Правдинский Пушкинского р-на Московской обл.) Медный грош, увенчанный гербом, – монетка, символ тщетности попыток героя. Слово грош отсылает к поговорке «медного гроша не стоит»; создается впечатление беззащитности слабого человека перед миром... Бродский говорит о своей любви как о прошлом: на спиритическом сеансе обычно вызывают дух умершего человека, т.е. вызывают к жизни прошлое, и лирический герой своим звонком хочет вернуть прошлое – прошлую любовь, прошлую Ее, призрак которой может «ответить эхом последним воплям зуммера в ночи». (Александра Дедюхина, 10-й класс, школа № 57, г. Москва)

Старый пустырь…... Здесь ощущение и прожитой жизни, и ушедшего навеки прошлого, и пустоты – душевной опустошенности. Кроме того, пустырь – реалия Санкт-Петербурга – связан с важным для Бродского образом родного города – города гиблых болот и грязных дворов, дворцов тиранов и пустырей бродяг.

Образ проволочного космоса не случаен. В нем чувствуется усталость от бездушного мира техники, но и некоторая эфемерность (или, наоборот, тонкость и нежность чувств?). Образ космоса расширяет пространство стихотворения, делая масштаб чувств космическим. (Антон Скулачев, 10-й класс, школа № 1514, г. Москва)

По некоторым реалиям, упомянутым в стихотворении, можно было более или менее точно установить время его написания. Я думаю, время написания стихотворения – после 60-х годов XX века. Сейчас уже почти нет телефонов, где можно «крутить щербатый телефонный диск». (Анна Кузнецова, 7-й класс, школа № 21, г. Москва) Написано оно во второй половине ХХ века, когда в космос уже запускали Белок и Стрелок, когда совершился первый полет в космос человека. (Мария Рогозина, 11-й класс, школа № 969, г. Москва)

Теоретические сведения о сонете в немалом количестве работ были изложены четко и толково, например, так: Сонет – это стихотворение из 14 строк. Различают итальянский (и похожий на него французский) и английский сонеты. Английский состоит из трех катренов (четверостиший) и двустишия – ключа. Итальянский – из двух катренов и двух терцетов. Рифмовка может быть такой: abab baab (во втором катрене рифма может быть перекрестная), терцеты выглядят так: cdc dcd – или так: cdе cdе. (Елена Лучина)

Многие участники конкурса знают, что самый знаменитый автор итальянских сонетов – Фр. Петрарка и что английский сонет прославил У.Шекспир. Но есть работы, в которых ответ на вопрос дан с завидной обстоятельностью. Сонеты есть у Бунина (кстати, тоже нобелевского лауреата), Гумилева, Ахматовой (например, «Приморский сонет»). (Светлана Малютина,
11-й класс, школа № 1268, г. Москва) Сонеты писали Данте (из сонетов к Беатриче он составил свою «Новую жизнь»), поэты Плеяды (в том числе Ронсар), Т.Уайет, Дж. Донн, Шекспир, Гете, Гейне, Брюсов, Бродский (сонеты к Марии Стюарт). (Александра Дедюхина) В своем стихотворении «Суровый Дант не презирал сонета…» А.С.  Пушкин перечислил и великих авторов Ренессанса, и новых поэтов, которые «пленялись им»; это Вордсворт, Мицкевич, Дельвиг. Кстати, это пушкинское стихотворение является сонетом, а в качестве эпиграфа автор взял слова Вордсворта «Не презирай сонета, критик»...… Русский Серебряный век породил огромное количество сонетов; их можно найти у Брюсова, Анненского, Гумилева, Ахматовой и многих других. Часто это эксперименты с сонетной формой. Кстати, в это время Цехом поэтов сочинена пародия на сонет Пушкина:

Valere Brussoff не презирал сонета,
Венки из них Иванов заплетал,
Размеры их любил супруг Аннеты,
Не плоше их Волошин лопотал…...

(Светлана Тамбовцева, 10-й класс, школа № 1514, г. Москва)

Традиционный сонет писался по строгим стилистическим законам: для него были обязательны возвышенная лексика и интонация, точные и редкие рифмы; запрещались переносы (несовпадения в стихе ритмического и синтаксического членения речи), повторения знаменательного слова в одном и том же значении. Но в русской поэзии уже А.С. Пушкин, строго соблюдавший законы рифмовки, отказался от выполнения остальных требований. А в стихотворении Бродского, кажется, не осталось совсем никаких признаков классического сонета, кроме количества строк: нет рифмы (белый стих), нет членения на строфы – это заметили все, отвечавшие на вопрос о форме и названии. Приведем и другие соображения участников конкурса.

Необычность сонета в том, что написано про любовь лишь намеками; употребляются современные слова. (Анна Кузнецова, 7-й класс, школа № 21, г. Москва) В сонете вывод, итог всего сказанного должен находиться в последней строфе, а Бродский располагает своеобразный вывод в первых трех строках. (Светлана Малютина, 11-й класс, школа № 268,
г. Москва)

Очень часто сонет – это песнь о любви. Именно этим, возможно, обоснован выбор Бродского. Название «Сонет» поднимает, возвышает изображенное поэтом чувство до уровня вечной, вневременной любви, такой же, какую изображали Петрарка и Шекспир. (Светлана Тамбовцева) Хотя сонет написан современным языком и в нем как главный предмет спасения выступает телефон, по лиричности своей он не уступает сонетам Шекспира. (Татьяна Петрова, 10-й класс, школа № 2, пос. Правдинский Пушкинского р-на Московской обл.) Герой звонит по телефону на пустыре – и это простое, казалось бы, действие превращается в нечто сакральное, великое... То, как опускается в телефонный автомат монетка медный грош, увенчанный гербом, то, что сам автомат назван проволочным космосом, сама цель опускания монетки – возвеличить – все – и образы, и лексика – придает ночному звонку ощущение жертвоприношения, величия происходящего. Выстраивается ряд слов: существование, космос, герб, возвеличить, момент соединения – высокая лексика; этот ряд замыкается словосочетанием весь мир. (Виктория Данилова)

Название сразу же отсылает образованных читателей к огромным культурным пластам: вспоминаются сонеты Камоэнса, Данте, Петрарки. И, конечно же, сонеты Шекспира – о любви и дружбе, о невозможности вечной любви и красоты, о всепожирающем времени, о том самом «моменте соединения» – абсолютно логичные и строго выстроенные по форме, композиции и мотивам, но в то же время искренние, проникнутые чувством огромной силы. Бродский, называя стихотворение «Сонет», с одной стороны, включает его в богатую культурную традицию, но с другой, во многом нарушая правила сонета, делает свое произведение смелым экспериментом, текст становится актом подтверждения собственной свободы, выходом за границы тесного пространства условий и правил.

Стихотворение начинается со слов «Как жаль…», потом в середине стихотворения – «Увы…» – и потом – «Покуда призрак не ответит эхом…». Это бесконечный поток, не останавливающийся и не прерывающийся, уходящий в бесконечность времени покуда и пространства эхом. Важно, что используется слово существование (причем во второй раз с ь – укорачивание, ущемление, съеживание), которое возводит события личного характера в общефилософский план...… Но вот стихотворение прерывается. За точкой следует многоточие – волнующая пауза, трагическое ожидание и пустота «не-встречи». Начинается новая часть сонета (дробление на части – характерная особенность жанра). Если в первых трех строках глаголы были в прошедшем времени, то теперь – в настоящем и будущем. Однако неразрывная связь настоящего, будущего и прошлого подчеркивается словами в который раз – непрерывная цепь потерь и утрат образует человеческую жизнь…...

Мы думаем, что настает момент соединения – стихотворение единым потоком анжабеманов стремится к этой отчаянной точке. Но – …Увы. Это многоточие снова делит стихотворение на части, и дальше – окончательная уверенность в невозможности. Реальность улетучивается, вместо существования, вместо жизни, вместо целого мира – эхо (!) звука, призрак, телефонный диск (как будто отдельный от самой будки), и нет даже того, кто заменит мир, тем более самого мира.

Последние две строки завершают этот непрерывный поток чувств, в них чувствуется что-то эсхатологическое и полное безвыходной трагедии. И в этом еще одно сходство с «правильным» сонетом – эти две строки напоминают нам ключ сонета. (Антон Скулачев)

Публикуем самые удачные из сонетов, написанных на конкурсе. Не будем сравнивать их с высокими образцами – это либо шутка, либо более или менее удачные стилизации, обычно с погрешностями в ритме и рифме. Признаем сонетами и те экспромты, которые написаны не пяти- или шестистопными ямбами, традиционными для русского сонета, а четырехстопным ямбом или пятистопным хореем.

Писать сонеты, может, и несложно,
Когда ты помнишь, что же есть сонет.
Но что тут можно сделать, если нет?
Попробовать. Начну же осторожно.

Но стоп. О чем, о чем же мне писать,
Когда в груди неровно сердце бьется
И мысль потеряна? Найдется ль, не найдется?
И не пора ли мне листок сдавать?

Нет, не пора. Уж начала – пиши,
Груздем я назвалась – открыт мне кузов.
Часы идут. О ужас, ужас, ужас!
Ну как же мне сонет свой завершить?

Не знаю, получился ли сонет.
Но времени и мыслей больше нет.

Дарья Полякова, 8-й класс,
школа «Интеллектуал», г. Москва.

Всего чудесней карие глаза,
Они до бесконечности прекрасны,
Прекрасны так, что передать нельзя!
Они манят к себе, они опасны…

Кому-нибудь милее бирюза
Иль взгляд голубоглазых чистый, ясный,
Ну а кому – узор разнообразный,
Очей прекрасно-пестрых чудеса…

Нет, равнодушно я на них взираю,
А сероглазых вовсе презираю –
Их красота совсем не для меня!

Одним я только взглядом восхищаюсь,
Одним глазам служу и поклоняюсь,
Их образ в сердце трепетном храня!

Елена Лучина

Бывает мир бессовестно большой –
Итак, я говорю, а с кем – не знаю,
Но я тянусь, тянусь к тебе губами,
Нет, не к губам, а к раковине ушной,

Хоть лучше бы и выслушать душой,
А не мешать вибрации с словами –
Они утратят ключик к пониманью,
Хоть смысл был короткий и простой.

А я б к тебе, конечно же, прижалась
(Невинная сновидческая шалость),
Но ночь должна быть режуще-холодной:

Тогда лишь ты ко мне проявишь жалость,
Тогда лишь ты потерпишь эту малость
И дашь себя почувствовать влюбленной.

Виктория Данилова

Печально воет томная волна,
И грозно вторит вою рокот туч.
А я молчу, ведь вновь со мной Она,
Она – мой свет, златоволосый луч.

Призывно тянет, манит глубина,
И зов ее так сладок и тягуч.
Но мне милее мрака – белизна
Тех плеч, спускающихся горных круч.

Она – мой храм, мой идол… все – она.
Я credo, верую, и вера столь сильна,
Что горы я сверну, лишь дайте ключ –

Мне ключ от сердца… О, меня не мучь,
Жестокосердая. Молчание. Волна
По-прежнему печальна и томна.

Александра Дедюхина

Осень мне глаза запорошила,
За собою в грезу увела,
Покрывалом лиственным укрыла,
Разговор со мною завела:

«Как дела твои? А что читаешь?
Хочешь, песенку тебе спою?
Спи, малютка, в сне и полетаешь,
Тихо, тихо… баюшки-баю…».

«Мне не спится, что-то душу гложет…
Осень-матушка, открой окно…
Ветер ласковый – он мне поможет
Все забыть. Останется одно

Дуновенье на щеках да слезы…»
А читатель ждет уж рифмы «розы».

Ольга Николаенко

Как жаль, что в сердце пустота
И боль – осколки льда в груди.
И мысль: в твоем ли сердце Та
И шелестом шепчу: прости.

Иглой в душе моей тоска…
Я кресло с грустью разделю.
Сквозь пальцы – я мечту ловлю,

Мечта моя – как горсть песка.
В тебе, как капелька росы,
Я таю, таю… и часы
Тик-так, тик-так, твердят: «Забудь!».
И вновь садится в кресло грусть…

Себя я в жертву приношу –
И все равно тобой дышу.

Екатерина Пирогова, 11-й класс,
СМУН, г. Самара

Как жаль, что тем, чем стало для меня
Твое существование, не стало
Мое существованье для тебя.
Зевающая щель уже устала

Глотать несчастные монетки вновь.
Я снова отправляю их крутиться
В бездушном переплете проводов,
В отчаянной попытке дозвониться.

Но для чего? Ты не ответишь мне.
Ведь я не тот, кто может центр мира
Собою заменить. Я наравне
С любым прохожим для тебя. Да нет,

Я хуже – незнакомцы интересны.
А мне положены гудки в ответ.

Мария Протасова, 11-й класс,
школа № 57, г.  Москва

Сонет тебе хочу я посвятить:
Твоим глазам, твоей улыбке милой.
Я – странник, но никак я не унылый
Скиталец от звезды и до звезды.

И космос черный радостен и мил
(Мои глаза его так искажают),
Меня мой космос вечно поражает
Обилием и вечностью светил.

Но ты его прекраснее стократ,
И солнца свет – ничто перед твоим
Свеченьем глаз, клянусь опять же им,

И больше я хочу тебя обнять,
Чем справедливое установить здесь царство,
Чем рассекать безмерное пространство.

Николай Решетников, 11-й класс,
школа № 520, г.  Москва

Когда я вижу рощ багряный цвет,
Осин и кленов листья огневые
И древние дубы, уж неживые
Свидетели давно минувших лет,

Мне кажется, что темных луж вода
Не желтую листву седых берез,
А солнца золотые капли слез
Там отражает.
В небе, как всегда,

Уж журавлей летящих строгий клин
Летит на юг осеннею порой,
И поднялись туманы над горой,
И дятел вдалеке стучит один.

Осенних первых дней печален лик,
Как журавлей летящих в небе крик.

Мария Утюжова, 9-й класс,
школа № 60, г. Брянск

Порой, среди метели голосов,
Забытых мною вдруг иль специально,
Я слышу: голос старых страшных снов
Зовет меня тоскливо и печально.

Но я не внемлю голосу в ночи,
Он не способен мой смутить рассудок:
От памяти потеряны ключи,
Излечена любовная простуда.

И отступает страшное виденье,
Впуская в мир жестокий и смешной
Еще одно без рифм стихотворенье.

И я плачу за глупый страх покоем,
И в беспокое прячусь на века,
Пока стихи идут неровным строем.

Ольга Надыкто, 11-й класс, школа № 4, г. Унеча,
Унечский р-н Брянской обл.

Продолжение следует

Н.А. ШАПИРО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru