Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

От текста – к слову. От слова – к тексту

Материалы для уроков обобщающего повторения, для подготовки к зачетам, экзаменам и для проведения итоговой аттестации

1) Напоминаем, что знаки около слов обозначают:

1 – произвести фонетический разбор слова;
2 – произвести морфемный разбор слова;
3 – произвести морфологический разбор слова;
4 – произвести синтаксический разбор предложения;
5 – произвести пунктуационный разбор предложения;
6 – лексический;
7 – стилистический.

2) Упражнения повышенной сложности отмечены «*».

I. Прочитайте текст, подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому).

Ахматову и Мандельштама, в меньшей степени Гумилева, объединяет2 протест против инфляции священных5 слов. У акмеистов святость сакрального слова восстанавливается через подчеркивание его запретности: его1 произнесение грозит непредсказуемыми последствиями. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно...»

...Ахматова предупреждает:

О, есть неповторимые слова;
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

Но особое место в разработке мотива принадлежит странному мандельштамовскому стихотворению 1912 года:

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.

Перед нами не «религиозное» стихотворение – ни по традиционной мерке, ни по расширительным критериям символической2 поры... У него есть сюжет, и сюжет этот очень прост.4 Обстановка – одинокая прогулка (годом раньше: «Легкий крест одиноких прогулок»). Зачин описывает негативно характеризуемое психологическое состояние, какие так часто служат у раннего Мандельштама исходной точкой: неназванный образ мучает своим отсутствием, своей неосязаемостью, он забыт, утрачен. «Образ твой» – такие слова могли бы составлять обычное до банальности, как в романсе, начало стихотворения о любви; но нас ждет совсем иное. Вполне возможно, что образ женский... Но по решающему признаку – по признаку недоступности для воображения – он сопоставим с образом Бога; это как бы образ Бога. Одна неназванность – зеркало другой неназванности; и соответствие тому и другому – «туман», симметрично упоминаемый во 2-й строке от начала и во 2-й строке от конца: характерная тусклость мандельштамовского ландшафта. Но вот происходит катастрофа: в напряжении поиском утраченного образа «по ошибке» человек восклицает: «Господи». В русском разговорном обиходе это слово – не больше чем междометие... Имя Божие оказывается реальным, живым, как птица, именно в своей вещественности, в соединении с дыханием говорящего. Но это причина не для умиления, а для страха: неизреченного не надо было изрекать. Бездумным, случайным выговариванием Имени человек наносит себе урон и убыль... Этот вывод подсказан и скреплен последней строкой, тяжкая плотность которой возникает из характерного для техники Мандельштама наложения двух семантических характеристик на одно слово: метафорическая «клетка», из которой вылетает «птица», и «клетка» из словосочетания «грудная клетка».

(С.Аверинцев)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Какие особенности научного стиля мы видим в этом тексте?

3. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения?

4. Объясните значение слов банальность, инфляция, семантический, метафорический.

5. Подберите синонимы к словам зыбкий, сакральный.

6. Какова роль цитирования в тексте? Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

7. Составьте схему одного из сложных предложений.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

II. * Прочитайте начало статьи В.Астафьева «Имя Толстого свято» (1978  г.). Объясните смысл названия.

Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности ее связано со Львом Николаевичем Толстым. В деревенской школе, куда я пришел учиться в первый класс осенью тысяча девятьсот тридцать второго года, приезжий учитель прочел нам, сельским детям, еще не умеющим6 читать, рассказ о Жилине и Костылине. Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего3 более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и все время пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших2 из плена, всем, кто желал ее слушать.4 Бабушка, слушая меня, не раз плакала и повторяла: «Господи, Господи! Вот она какая, жизнь-то человеческая, чего только в ней не натерпелись и не натерпишься...». И к случаю наказывала: «Учись хорошенько, старших3 слушайся – старшие худому не научат...».

С тех пор я не перечитывал рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет во мне каким-то давним, отдаленным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением, и мне все1 еще хочется пересказывать бесхитростную и,7 может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Возможно, и тяга к творчеству началась с того желания, в детстве искоркой занившегося, – поведать услышанное, что-то, конечно же, добавляя и от себя...

1. Определите тему, основные мысли текста. Предложите свои варианты названия отрывка.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля. Укажите языковые средства выражения отношения, оценки.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. В каких значениях употребляются в тексте (II абзац) слова озарение, история, романтический?

5. Подберите синонимы к словам поведать, бесхитростный.

6. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?

7. Укажите вводные слова, объясните их значение и роль в тексте.

8. Охарактеризуйте особенности синтаксического строя текста. Что достигается благодаря использованию сложных предложений, прямой речи?

9. Составьте схему одного из сложных предложений.

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

11. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста.

• Произведите разбор словосочетаний: яркое озарение, тяга к творчеству, два солдата, долго не мог.

• Укажите слово, стилистически окрашенное:

а) воспоминание;

б) детство;

в) ибо;

г) литература.

• В каком ряду слов есть деепричастие?

а) Прочитанный, услышанный, бежавший;

б) перечитывал, добавлял, слушая;

в) конечно, возможно, может быть.

III. Прочитайте отрывок из воспоминаний поэта М.Исаковского. Определите тему, основные мысли текста. Подготовьтесь пересказать текст и написать о том, что значит, по вашему мнению, «полное и глубокое знание языка».

Те знания1 по языку, которые я получил сначала в сельской школе, а затем в гимназии, где мне удалось проучиться всего два года, были далеко не полными и,7 конечно, не давали мне права сказать, что я отлично знаю родной язык. Полное и глубокое знание языка предполагает6 нечто гораздо большее, чем умение писать без орфографических ошибок, правильно строить фразы, на свои места ставить знаки препинания.

И вот это большее я и стремился приобрести уже после того, как ушел из школы. Школа дала мне те основы знания языка, без которых3 я не мог бы двигаться дальше, и я всей душой благодарен ей за это. Но очень многое мне предстояло сделать самому.

(М.Исаковский)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Школа дала мне основы знания языка.

б) Эти знания были далеко не полными.

в) Чтобы хорошо знать родной язык, много надо сделать самому, надо после окончания школы «двигаться дальше».

г) Полное и глубокое знание языка – это умение ставить знаки препинания и писать без орфографических ошибок.

2. Подберите синонимы к вводному слову конечно.

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Сначала;

б) ставить;

в) дальше;

г) знания.

4. Составьте схему первого предложения.

5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

IV. Прочитайте отрывок из воспоминаний русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Озаглавьте текст.

Помнить себя я начал лет с трех-четырех... Помню я свои ранние игрушки. Особенно памятна безногая бурая лошадь. На ней я часами «скакал». Памятны мне и зимние вечера. В комнате у матери или в детской3 тишина, горит лампадка. Старшие уехали ко всенощной ко Спасу или в собор, а я, сидя на своем коне, несусь куда-то. На душе так славно, так покойно3... Вернутся наши, поужинаем, уложат спать под теплым одеяльцем...

Фантазия моя была в детстве неистощима. Воплотить что-либо, оживить и поверить во все для меня было легче легкого.

1. Укажите ключевые слова.

2. Какой синоним к слову лошадь используется в тексте? Чем различаются слова-синонимы?

3. Разберите словосочетания: неистощимая фантазия, воплотить что-либо, легко поверить.

4. Запишите ряд однокоренных слов к существительному фантазия.

5. Укажите односоставные предложения. Какова их роль в тексте?

6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать?

7. Напишите текст (по выбору) о своем детстве, используя данное начало: «Помнить себя я начал (начала) лет...»;

«Мои первые игрушки»;

«Памятны мне и зимние вечера»;

«Фантазия моя была неистощима»;

«Я помню...»;

«Хочется вспомнить...»

V. Запишите отрывок из рассказа В.Белова, подчеркните грамматические основы односоставных предложений.

Гроза утихла над нашим кровом5, но дождь еще долго кропил Бобришный угор. В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освеженною зеленью. Гром еще рычал где-то, но все тише3 и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая2 усталость и гармоничное, счастливое созерцание5 мира. И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоем голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то делать для людей и для времени в этом непостижимом мире.

1. Докажите, что это художественный текст.

2. Объясните значение слов мазурка, гармоничный.

3. Произведите разбор словосочетаний: прекрасная музыка, созерцание мира, радость жизни, снова делать.

4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правила постановки знаков препинания в предложениях: а) с однородными членами, б) с вводным словом?

5. Произведите разбор предложений, соответствующих схемам (по выбору):

VI. Запишите заключительную часть статьи В.Астафьева «Чувство звука и слова», подчеркните грамматические основы предложений.

Поэзия всегда стремится открыть в мире прекрасное, и своими муками доказали поэты, как долог и тяжек путь к красоте и постижению смысла жизни.

Поклонимся же низко за эту благородную работу стихотворцу и пожелаем ему того, чего желали странники Востока друг другу: «Торопись обрадовать добрым словом встречного: может быть, в жизни не придется больше повстречаться».

1. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова.

2. Укажите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.

3. Как осуществляется связь между абзацами?

4. Выпишите из текста глаголы, определите спряжение. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать, какова синтаксическая роль инфинитива?

5. Запишите словосочетания: благородная работа, обрадовать словом, стремится открыть, поклонимся низко. Обозначьте главные слова, укажите вид подчинительной связи.

6. Какова роль цитирования в тексте? Как вы понимаете смысл афоризма? В какой ситуации вы можете его использовать в качестве пожелания?

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти.

• В каком словосочетании есть ошибка?

а) Доказать истину;

б) пожалеть о том;

в) постижение жизни;

г) знания о творчестве.

• Найдите лишнее:

а) стремится, доказывает, торопитесь, встречается;

б) поэзия, постижение, встречный, стихотворец, слово.

• Напишите текст на одну из тем:

«Путь к красоте»,

«Путь к постижению смысла жизни»,

«Благородная работа»,

«Поклонимся же низко...».

VII. * Прочитайте отрывок из стихотворения Беллы Ахмадулиной «Прегрешения вольныя и невольныя», которое было написано 18–19 января 1999 года. Объясните значение устаревшего слова потылица и его роль в поэтическом тексте (обратитесь к словарям).

Уж сколько раз воспет мной час четвертый
после полуночи, но почему
потылицы проворною уверткой
от сна – пером я белый лист черню?

Я – скареда словарных одиночеств.
Затылку не прикажешь: оглянись, –
и сам он зряч. Лоб – изыскатель новшеств,
в потылице – хранится архаизм.

Я справочника не внемлю соблазнам:
от простодушной старины устав,
все, что в родстве с добром или со благом,
он устранил отставкою: «устар.».

Душа спешит озябшею бегуньей
отринуть вздоры, вырваться из них,
в юродивой догадке слабоумной:
какой чужбины ей дерзит язык?..

1. Какой синоним к слову потылица используется в тексте? В чем противопоставлены эти синонимы? Какой контекстуальный антоним к слову потылица употребляет автор? В чем смысл противопоставления этих слов?

2. О какой стилистической помете в словарях идет речь в третьей строфе? Приведите примеры слов с корнями -добр- и -благ-. Какие из этих слов в словаре имеют пометы «устар.»? Почему душа поэта не хочет согласиться с «отставкою» этих слов?

3. Какие еще слова, имеющие стилистические пометы, встречаются в тексте?

Для справок.

Бла'говест (устар.). Колокольный звон перед началом церковной службы.

Благоволе'ние (устар.). Доброжелательность, благосклонность.

Благовоспи'танный (устар.). Умеющий хорошо держать себя в обществе.

Благонаме'ренный (устар.). Придерживающийся официального образа мыслей.

Благоле'пие (устар.). Величественная красота.

Доброде'тель (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Доброхо'т (устар.). 1. Добродетель. 2. Доброхотный участник чего-н.

Доброхо'тный (устар.). Добровольный, совершаемый по собственному желанию.

(Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова,
1978 г.)

VIII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения В.Бокова «Святое ремесло». Объясните смысл названия.

Святое ремесло сохи
Я променял однажды на стихи,
На рифмы многозвучное вращенье,
Родители мои, прошу прощенья!

Уже растет зеленая трава,
Уже седеет чья-то голова,
Ты в зеркало взгляни, братенник,
Покоя ждешь и жаждешь обретенья.

Слова мои, вы – рыцари добра,
Я вас плодил не ради серебра,
Не ради сердолика с аметистом,
Вы снопики мои на поле чистом.

Слова мои, вы – храм из доброты,
Не зря к вам льнут царевны красоты,
А красота не с жабами в болоте,
Вы это без меня теперь поймете!

Слова мои, все ваши словари –
Приснившиеся всполохи зари,
Широкое распаханное поле,
Мое именье родовое.

(1988 )

1. Объясните значение слов обретенье, всполохи, сердолик, аметист.

2. Какие слова употребляются в переносном значении?

3. Понаблюдайте за рифмующимися словами. Обратите внимание на те случаи, когда рифмуются слова разных частей речи. Выпишите эти слова парами, укажите части речи.

4. Укажите предложения с обращениями. Какова роль в тексте риторических обращений?

5. Произведите разбор словосочетаний: рыцари добра, поле чистое, храм из доброты, променял однажды, распаханное поле, жаждешь обретенья.

6. Запишите третью строфу, подчеркните грамматические основы предложений.

7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

8. Объясните знаки препинания.

9. Выполните разные виды разбора.

• Укажите слово, имеющее стилистическую окраску:

а) доброта;

б) ремесло;

в) обретенье;

г) заря.

• В каком словосочетании используется постоянный эпитет?

а) Святое ремесло;

б) распаханное поле;

в) многозвучное вращенье;

г) на поле чистом.

IX. Прочитайте отрывок из книги филолога В.В.  Колесова «История русского языка в рассказах». Подготовьтесь к пересказу текста.

...Язык отражает не только мысли, но и чувства, а это важно в момент общения.

Говорят все чаще3: привет! пока! А то и добавят совсем непонятное: адью! гуд-бай! чао! Каков смысл этих слов-пришельцев? В устах5 русского человека это знаки прощания, формула вежливости – и только. И русские по виду слова привет и пока – всего лишь переводы иноязычных слов. Русское слово встречи – прощания не столь легковесно. Вздымалось оно из глубин народного духа веками, пока к XVII столетию не отлилось в уважительное здравствуй – прощай. При встрече – пожелание здоровья: будь здоров ты! При расставании – просьба простить, если чем-то обидел2. А сколько за этим скрыто, как много осталось между словами! Приязнь, уважение – жизнь. И ясно1, что за человек с тобой говорит...

Вот почему так непросто заменить русское слово.

1. Определите тему, основные мысли текста. Укажите ключевые слова.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

X. Прочитайте отрывок из очерка В.Астафьева, посвященного Л.Н. Толстому, озаглавьте текст.

Великий писатель и мыслитель видел и понимал человека во всей его объемности, со всеми его сложностями и противоречиями...

Вот в этом, на мой взгляд, и заключается традиция Толстого, воспитанного, кстати сказать, на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он приумножил и поднял на такую высоту, до которой3 надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в ее беспредельные глубины.4

Отдельно любимого толстовского героя у меня нет, я люблю их всех, от мальчика Филиппка до пугающе недоступного, прекрасного князя Андрея Болконского и его сестры Марии.

За жизнь свою я перечитывал «Войну и мир» раз пять. Самое яркое3 впечатление было, когда я читал эту книгу в госпитале. Те ощущения, та боль, какие я пережил, читая «Войну и мир» на госпитальной койке, больше не повторялись.4 Но каждое следующее прочтение романа открывало мне новые, ранее не увиденные и не изведанные «пласты», ибо сама эта книга, как Жизнь, как Земля5, велика, загадочна и сложна.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Укажите языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется смысловая связь между предложениями, между абзацами.

4. Какие микротемы мы видим в тексте? Объясните членение текста на абзацы. Составьте план текста.

5. Объясните значение слов традиция, величие.

6. Какова стилистическая окраска союза ибо? Подберите к нему синонимы.

7. Укажите средства связи придаточных предложений с главными.

8. Составьте схему одного из сложных предложений.

9. Объясните знаки препинания во втором предложении.

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

11. Выполните разные виды разбора.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

• В каком слове на конце пишется ?

а) В памят_;

б) в жизн_;

в) в госпитал_;

г) в традици_.

• Произведите разбор словосочетаний: беспредельные глубины, ранее не увиденные, понимал человека, приумножил величие, яркое впечатление.

XI. Прочитайте отрывок из статьи В.Астафьева «Имя Толстого свято» (1978  г.). Подготовьтесь к свободному диктанту.

Лет десять назад я – наконец-то! – решился съездить в святое5 место – Ясную Поляну...

Стоял сентябрь – золотая пора России. Редко и еще неохотно опадал лист. Было чисто и светло, но главное – безлюдно2. Я весь день проходил по усадьбе, и весь день у меня было ощущение, что в спину мне остро бьет1 взгляд, пронзая меня насквозь и высвечивая во мне все, что было и есть, и я невольно припоминал6, что сделал в жизни плохого и хорошего. Весь день был я как бы под судом...

Это был нелегкий день в моей жизни, ибо трудно судить себя взглядом и совестью Великого художника.4

В сумерках уже я пришел к могиле Толстого, постоял над нею, потом дотронулся до холодной, очерствело-осенней травы ладонью и вышел на дорогу.

В Тулу я шел пешком, еще и еще переживал ощущения того строгого покоя, коим наполнены были леса, перелески и рощи усадьбы, той задумчивой тишины, какая осенями была здесь при Льве Николаевиче и вот продолжилась во времени, коснулась6 моей души. И мне тоже сделалось спокойно. Суета как бы отхлынула от меня и,7 казалось, уже не закрутит, не завертит более. И думалось мне, что я способен и буду делать добро, только добро...

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Какая часть текста является описанием?

3. Составьте план текста.

4. Какие слова употребляются в переносном значении?

5. Укажите антонимы, которые употребляются во втором абзаце.

6. Выпишите из текста глаголы в две колонки: сов. в. и несов. в.

7. Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

8. Составьте схему одного из сложных предложений.

9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Объясните знаки препинания. В каких случаях используется авторская пунктуация?

• Подготовьтесь к выразительному чтению.

• В каком ряду слов есть деепричастия?

а) Решился, проходил, отхлынула;

б) съездить, судить, коснуться;

в) постоял, пронзая, высвечивая;

г) переживал, думалось, наполнены.

• Произведите разбор словосочетаний: святое место, делать добро, шел пешком, золотая пора, задумчивая тишина.

• В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Усадьба;

б) святое;

в) высвечивая;

г) ладонью.

XII. Подготовьтесь к выразительному чтению. Согласны ли вы с главной мыслью поэтического текста? Напишите об этом. (Как бы вы ответили на вопрос «В будущем книг не будет?».)

Германия известна Лютером.
Двадцатые годы – Татлиным.
Штаты сильны компьютером.
Россия – читателем.

Он разум и совесть будит.
Кассеты наладили.
В будущем3 книг не будет?
Но будут читатели.

(А.Вознесенский)

1. Подготовьте культуроведческий комментарий (обратитесь к справочникам, словарям). Запишите предложения:

Лютер – это...
Татлин – это...

2. Какова роль в тексте неполных предложений?

3. Сравните рифмующиеся слова: будит – будет.

4. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) Германия;

б) разум;

в) компьютер;

г) читатель.

5. Сравните: будущее время – светлое будущее. Каков способ образования существительного будущее?

XIII. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому). Напишите о том, как вы понимаете слова Д.С.  Лихачева «Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная».

...Перевести это греческое по происхождению слово можно как «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры – именно культуры5, а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология, может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия...

Роль филологии именно связующая2, а потому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Филология учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знания реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т.д. <...>

Филология сближает человечество – современное нам и прошлое1. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий, на основе уважения и терпимости к «индивидуальности культур». Она воскрешает3 старое для нового. Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» – любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной6 культуре всех языков, на полную терпимость и интерес ко всем культурам.4

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.

3. Какие признаки научного стиля можно проиллюстрировать примерами из этого текста? Укажите слова-термины, объясните их значение.

4. Докажите, что это текст. Как соотносятся, «перекликаются» начало и конец текста?

5. Объясните значение слов аспект, реалии.

6. Найдите синонимы и антонимы в третьем абзаце. Какова их роль в тексте?

7. Понаблюдайте за употреблением в тексте местоимений. Какова их текстообразующая роль?

8. Составьте схему последнего предложения.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Выполните разные виды разбора.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (одного абзаца).

• Произведите разбор словосочетаний: национальная культура, любовь к слову, глубоко личная.

• Найдите лишнее: сближает, воскрешает, опирается, оправдывает.

XIV. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к пересказу (к изложению). Напишите сочинение, используя такое начало: «Вечна загадка поэта, и вечно наше желание отгадать ее».

Привыкли говорить: сначала было слово. Однако слово-то происходит из звуков; стало быть, сперва был звук, и звук тот растворен в природе, и никому не подвластно2 услышать его, перенять у природы и передать людям, кроме поэта и музыканта. А может быть, прежде звука было чувство? Может быть, всем, что есть вокруг нас и в нас, и прежде всего мыслью, движет чувство... Оно-то и есть первородство звука и самого слова и, стало быть, вытекающего из них вечно3 святого5 и светлого истока поэзии, который, набирая мощи, полнозвучия, вот уже много веков мчится, не иссякая, будоража человеческое сердце, наполняя его восторгом и печалью, подымая бури страстей и услаждая тихой музыкой.

Вечна загадка поэта, и вечно наше желание отгадать ее, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта...4

(В.Астафьев)

1. Прочитайте начало статьи В.Астафьева «Чувство звука и слова». Объясните смысл названия. В чем проявляется взаимодействие названия и текста (в данном случае зачина – начала текста)?

2. Определите тему, основные мысли текста.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

5. Укажите слова, употребленные в переносном значении.

6. Выпишите из текста деепричастия. Объясните, как они образованы.

7. Объясните значение вводных слов может быть, стало быть. Какова их роль в тексте? Объясните знаки препинания в предложениях с этими словами.

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Составьте схему последнего предложения.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

• Произведите разбор словосочетаний:

а) светлый исток;

б) душа поэта;

в) невидимая преграда;

г) вечно святой.

• Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?

а) Вечно сохранить;

б) вечно желание отгадать;

в) вечно святой;

г) вечно восхищаться.

XV. Прочитайте внимательно отрывки (начало и конец текста) из воспоминаний об А.Вампилове. Подготовьтесь к изложению и дополнительному творческому заданию: ответьте на вопрос «Согласны ли вы с утверждениями “У всякого художника есть своя тайна”, “Тайна Вампилова осталась неразгаданной”?».

(1) Некто Смит, персонаж из рассказа Рея Брэдбери «Превращение», обрел способность летать, «устремляясь в космические дали».

(2) Внешне он был обычным человеком.

(3) Даже анализы крови не показывали никаких отклонений от нормы.

(4) Врач Рокуэл был разочарован: он верил, что со Смитом должно произойти нечто особенное, и ждал этого.

(5) О том, что пациент умеет летать, Рокуэл не подозревал.

(6) Многие, близко знавшие Александра Вампилова, тоже хотели видеть внешне броские особенности поведения, привычек и пристрастий не просто человека, а драматурга, получившего мировое признание.

(7) Таких примет открыть не удалось: курил он те же сигареты, какие курят многие, одевался неброско, скорей скромно, обедал в столовых и ресторанах, куда дорога никому не заказана.

(8) А вот главного – полетов творческого воображения – не демонстрировал на людях.

(9) Они совершались в тишине и одиночестве – за письменным столом...

(10) Как у всякого художника, у Вампилова была своя тайна, в которую он не мог никого посвятить, если бы и захотел, потому что ее прежде всего было нужно разгадать ему самому.

(11) Тайна осталась неразгаданной...

(12) Я был его другом, и я любил его...

(13) Естественно, моя оценка его творчества и его личности не может быть беспристрастной.

(14) Да я и не хочу быть беспристрастным.

(15) Снова смотрю на фотографии, на которых узнаю его улыбку, прищур его глаз, поворот головы...

(16) Да, ему не нужно было позировать – он жил по-детски открыто, не рисуясь, не изображая из себя выдуманного героя.

(17) Единственное, что он скрывал даже от самых близких ему людей, – это свои страдания, свою душевную боль.

(18) Но сколько бы ни было фотографий и каким бы узнаваемым ни был он на них, подлинное представление о его личности может дать только книга, оставленная им в наследство всем людям.

(Д.Сергеев)

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Внешних примет таланта А.Вампилова никто не замечал.

2) У Вампилова, как у всякого художника, была своя тайна.

3) В эту тайну он посвящал только близких друзей.

4) Подлинное представление о личности писателя может дать только его книга.

2. Определите стиль текста:

1) научный;

2) деловой;

3) художественный;

4) публицистический.

3. Укажите ключевые слова:

1) тайна;

2) Вампилов;

3) Р.Брэдбери;

4) творчество;

5) фотография;

6) книга.

4. В каких словах все согласные звуки звонкие?

1) Тайна;

2) книга;

3) главное;

4) друг.

5. Укажите способ образования существительного столовая. (Переход прилагательного в существительное.)

6. Подберите синонимы к вводному слову естественно. (Разумеется.)

7. Выпишите причастия из предложения 6. (Знавшие, получившего.)

8. Укажите средство связи предложения 6 с предыдущим абзацем. (Союз тоже.)

9. Каким членом предложения является глагол летать в предложении 1? (Определением.) В предложении 5? (Частью составного глагольного сказуемого.)

10. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

1) Пр_вращение, пр_знание, пр_страстие, беспр_страстный;

2) он вид_т, вер_л, сколько бы н_ было, на фотографи_.

11. Укажите словосочетание со способом связи примыкание:

1) творческое воображение;

2) по-детски открыто;

3) неразгаданная тайна;

4) персонаж из рассказа.

XVI. Прочитайте начало очерка В.Распутина «О Вампилове». Какие особенности, характерные для начала текста, используются в отрывке?

(1) В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов...

(2) Кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература...

(3) И кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе...

(4) Народ наш на удивление чуток к таланту; едва ли где-нибудь еще, у другого народа можно отыскать подобную чуткость.

(5) У нашего читателя (если говорить о литературе) она связана чуть ли не с личной надеждой; он относится к таланту не как к явлению, явившемуся и существующему независимо от него, – нет, он чаял и ждал, он словно бы часть доли своей отдал для его рождения, и он дождался.

(6) Талант еще не признан, он только набирает силу, ничто вслух не отличает его от неталанта, но читатель какими-то неведомыми токами и подводными течениями уже знает о нем и жадно ловит каждое его слово, отыскивая податливым и необыкновенно развитым к ней сердцем истину о себе самом и о своем времени, ту святую и нелукавую истину, без которой, как без труда, человек в здоровье и нравственности существовать не может.

(7) И потеря таланта, гибель его воспринимается нашим читателем и зрителем как личная трагедия.

(8) Мы забываем, к сожалению, что он, талант, вобрав в себя художественный дар многих и многих людей, наделенный, казалось бы, огромным сердцем добра и понимания, для собственной жизни имеет это сердце в одном экземпляре и обычных размеров – да и то с самого начала больное болью тех же многих и многих людей.

(9) Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка...

(В.Распутин)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Совесть – это то, что принесли в российскую литературу и навсегда оставили в ней Н.Рубцов, В.Шукшин, А.Вампилов.

б) Читатель жадно ловит каждое слово талантливого писателя.

в) Истину о себе самом и своем времени узнать невозможно.

г) Талант открывает читателю ту святую истину, без которой человек существовать не может.

2. Определите стиль текста.

а) Научный;

б) художественный;

в) деловой;

г) публицистический.

3. Какие слова являются ключевыми в тексте?

а) Талант;

б) народ;

в) Байкал;

г) литература;

д) истина.

• Какое слово начинается с мягкого звонкого согласного?

а) Время;

б) дар;

в) едва;

г) здоровье.

4. Укажите средства художественной выразительности.

а) Оценочная лексика;

б) эпитеты;

в) метафоры;

г) анафора;

д) парцелляция;

е) гипербола.

5. Какой синоним к глаголу надеялся используется в предложении 5? (Чаял.)

6. Укажите средство связи последнего предложения (№ 9) с предшествующей частью текста. (Лексический повтор: сердце, А.Вампилов.)

7. В каких предложениях есть вводные слова? (В предложениях 2, 3, 8.)

8. Укажите предложения, в которых есть деепричастные обороты. (Предложения 6, 8, 9.)

9. Какая характеристика предложения 6 является верной?

а) Бессоюзное сложное предложение;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение;

г) сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

10. Сколько простых предложений входит в состав сложного предложения 6?

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

11. Укажите словосочетания с подчинительной связью примыкание:

а) российская литература;

б) осталась навсегда;

в) отыскивая истину;

г) личная трагедия.

12. Напишите изложение (подробное или сжатое) с дополнительным творческим заданием. Выберите один из вариантов:

1) продолжите текст, включив в него то, что вы знаете о Н.Рубцове, В.Шукшине, А.Вампилове;

2) выскажите свое отношение (согласие, сомнение, несогласие) к основным мыслям В.Распутина.

XVII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, которое посвящено поэту-фронтовику С.Орлову.

Четыре года

Четвертый год подряд
война – твой дом, солдат.
Но хватит, отгудела непогода.
Есть дом другой –
там ждут и там не спят
четыре года, четыре года.

Здесь словно годы дни,
а там в окне – огни
горят, не позабытые в походах...
Когда б вам знать,
как мне нужны они –
четыре года, четыре года!

Когда кругом темно,
светлей твое окно...
Пора, пора, усталая пехота!
Есть много слов,
но я храню одно
четыре года, четыре года.

(Б.Окуджава)

1. Выпишите предложения с обращениями. Какова их роль в тексте?

2. Понаблюдайте за употреблением в тексте наречий-местоимений здесь – там. Какова роль противопоставления этих слов?

3. В каких значениях употребляются в тексте слова: дом, огни, окно?

4. Запишите последнюю строфу, подчеркните грамматические основы предложений. Как вы думаете, какое именно слово (одно слово) хранит поэт-солдат в своей душе четыре года войны?

5. Произведите морфологический, лексический, морфемный разбор слов: светло, темно. Придумайте с ними предложения.

6. Произведите разбор словосочетаний: четвертый год, четыре года, храню одно, кругом темно, не позабытые в походах.

XVIII. Прочитайте начало главы «О праве на боль» из повести Ю.Полякова, посвященной поэту-фронтовику Георгию Суворову. В чем особенность зачина текста?

Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чем идет речь. Все понимают так: была Гражданская, была финская... и была – война – Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрел в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что еще не одно поколение людей будет постигать его глубины.

Вот где, по-моему,7 следует искать жизненный2 источник странного, казалось бы, явления – военной лирики не воевавших поколений. Откройте сборник любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдете стихи о войне. Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нем отсутствовали память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни.

Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии:

В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны, –

предлагает6 свое объяснение Николай Дмитриев. В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире – вместе со всем народом...

Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. Человеку, чье Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передается из поколения в поколение, равно как и гордость за одержанную Победу.4

Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком.

(1980–1982)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова. Озаглавьте отрывок.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Докажите, что это текст публицистического стиля.

5. Какие языковые средства помогают автору выразить не только мысли, но и чувства, эмоциональную оценку?

6. Как вы понимаете, что такое генетическая память?

7. Объясните значение слов пристрастие, лирика.

8. Подберите синонимы к глаголам постигать, обрести. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

9. Выпишите словосочетания с причастиями и деепричастиями. Произведите разбор одного из словосочетаний.

10. Замените в последнем предложении причастный и деепричастные обороты придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложного предложения.

11. Объясните орфограммы и пунктограммы.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению.

• Выучите наизусть строки поэта Н.Дмитриева, подготовьтесь к письму по памяти.

• Найдите лишнее:

а) отсутствовать, чувствовать, устный, участвовать;

б) по-моему, по-настоящему, северо-восточный, давным-давно;

в) современный, соучастник, соотечественник, сопереживание.

XIX. Прочитайте отрывок из повести Ю.Полякова, посвященной погибшему на фронте поэту Георгию Суворову. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Каждый год».

Мне с самого начала было ясно3, что рано или поздно я напишу о Георгии Суворове стихи, ибо какая-то грань его личности, судьбы не укладывалась в рамки обычных статей, оставалось чувство недосказанности, не исчезнувшее6, впрочем,7 и после появления этих стихов, которыми3 мне хочется закончить лирическое отступление.

Каждый год

Говорят, что она каждый год приезжает3 сюда1,
На могилу солдатскую в городе этом
                                       неблизком.

И положит цветы, и стоит, вспоминая года,
Что лежат непробудно, как мертвые под
                                       обелиском5.

Говорят, что покоится тут молодой лейтенант –
Фронтовая любовь, ослепившая сердце
                                      когда-то.

Он был весел и смел, он имел неуемный талант...
Летней ночью в округе победно поют соловьи,
Зимней ночью метель дышит с болью, как наша
                                                        эпоха,
Говорят, ничего нет на свете дороже любви,
А они ее отдали всю – до последнего вздоха!

(1980)

1. Какова роль в тексте той части, которая начинает отрывок, предшествует стихотворению? Составьте схему сложного предложения.

2. Укажите средства художественной выразительности, которые используются в поэтическом тексте.

3. Из первой части строфы выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи.

4. Укажите в тексте антонимы.

5. Подберите синонимы к союзу ибо. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

6. Объясните значение фразеологизма не укладывалась в рамки.

7. Произведите разбор словосочетаний: неуемный талант, чувство недосказанности, вспоминая года, лирическое отступление, приезжает сюда.

8. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Выполните разные виды разбора.

• В каких словах звуков больше, чем букв?

а) Каждый, сюда;

б) вспоминая, поют;

в) ночью, всю;

г) соловьи, любовь.

• В каком ряду даны только причастия?

а) Дышит, поют;

б) вспоминая, покоится;

в) исчезнувший, ослепивший;

г) приезжает, напишу.

• Найдите лишнее:

а) поздно;

б) сердце;

в) чувство.

XX. Прочитайте стихотворение. Объясните смысл названия.

Ответ фронтовику

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно,
        мы смотрим глазами
                                другими
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым,
                         трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться
                                     обязаны сами
В той боли,
                   что мир перенес...
Конечно,
                   мы смотрим другими глазами.
Такими же,
                   полными слез.

(Ю.Поляков, 1981 г.)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Объясните значение фразеологизма смотреть другими глазами.

3. Что меняется в использовании слов смотреть другими глазами в конце стихотворения?

4. Запишите предложение, в котором употребляются синонимы путь, дорога. Чем различаются эти синонимы?

5. Какова роль в тексте вводного слова конечно? Подберите синонимы к этому слову.

6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

7. Выберите из текста материал для разных видов разбора. Произведите разбор.

• Разберите словосочетания: знать по рассказам, победный путь, дорога страданий.

• Придумайте предложения (или словосочетания) со словами-омонимами мир.

Для самопроверки

В конце стихотворения в предложении Конечно, мы смотрим другими глазами одно значение как бы накладывается на другое, и в этом особая выразительность. Смотрим другими глазами, то есть по-другому, по-своему. Прочитав строки «Такими же, полными слез», мы воспринимаем конец стихотворения иначе: слова другими и такими же сближаются. Отвечая фронтовику от имени поколения, которое родилось после войны, автор говорит: мы смотрим «на вашу большую войну» глазами других людей, но такими же глазами, «полными слез».

•  Найдите лишнее: смотрим, знаем, перенес.

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru