ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
|
«Опыты» молодой
учительницы
|
Я молодой учитель, мне 21 год. Учусь на 5-м
курсе и уже второй год работаю в школе. Хотелось
бы поделиться своими первыми разработками на
уроках русского языка в 5-м классе.
Нашим урокам порою не хватает «изюминки»,
творческих заданий, которые и заинтересуют
детей. Поэтому на закрепляющем уроке по изучению
синонимов, антонимов, омонимов я предложила в
качестве домашнего задания нарисовать на
карточках такие изображения: луна – месяц; ключ
(родник) – ключ; радость – грусть; кран – кран
(строительный) и т.п. Каждый ученик подошел к
этому заданию со всей ответственностью, и
поэтому карточки получились яркие, красочные.
Затем на уроке каждый подходил к столу, из
сложенных вперемешку карточек выбирал одну и
пробовал угадать, какую можно подобрать к ней
пару.
При изучении глагола мы с ребятами провели
собственное исследование: какую роль играет
глагол в художественном тексте.
Дома
дети нашли стихотворения с большим количеством
глаголов, обозначили их вид, время. Таким образом
была проделана большая работа: с одной стороны,
мы повторили пройденное, а с другой – поняли, что,
например, в стихотворении С.А. Есенина
«Разгулялась вьюга» глаголы передают динамичные
действия (вьюга разгулялась, наклонились ели, в
окно снежинки бьются), создают шумовые эффекты (ветер
шлет... бушует люто).
Такие письменные работы, как изложение и
сочинение, требуют предварительной подготовки, в
частности, умения пересказывать. Учащимся надо
не просто пересказать текст, но сделать это
грамотно. С необходимостью (и желанием)
рассказать об увиденном и услышанном мы
сталкиваемся почти на каждом шагу: когда
рассказываем, что слышали в очереди, в школе,
дома, что прочитали в журнале; и т.д. Это можно
использовать на уроке.
При изучении новой темы я обычно выписываю на
доску слова, связанные с этой темой, и ребятам
предлагаю составить связный рассказ, скажем, на
тему «Как я однажды...». Например, при изучении
темы «Не с глаголами» на доске записаны
слова ненавидеть; не сидеть; недосмотреть;
неможется; не думать и т.п.
Потом каждый из ребят оценивает только что
услышанное.
Часто на уроках именно творческие работы самих
детей имеют обучающую функцию.
На своих уроках я стараюсь подготовить ребят к
более «взрослым» испытаниям. Мы проводили
настоящий зачет по теме «Имя существительное».
Ребята оставляли портфели в углу, брали ручку,
листочек, тянули билет. В билеты я включила один
теоретический вопрос (что такое
существительное? или как существительное
изменяется по падежам?), один практический (определите
род следующих слов...) и одно творческое
задание (сочините сказку «Его величество Имя
Существительное»). Ребята с нетерпением
ждали зачет неделю. Ведь это, как в институте,
сложное и ответственное дело. И знаете – вопрос с
дисциплиной отпал сам собой. «Как же шуметь, если
мы, как взрослые, билеты тянем?!»
На уроках я читаю стихи. Нет, не только на
литературе, но и на русском языке; ведь при
изучении сложной темы просто необходим отдых. И
ребятам нравится, и мне.
В отличие от старшеклассников, «пятиклашки»
еще стремятся, еще хотят, еще ждут...
Давайте же оправдаем их надежды!
P.S. Недавно в нашей школе проводился опрос:
назови свой любимый предмет. И мои пятиклассники
не только назвали русский язык любимым, (что было
невозможно за последние несколько лет), но и
признали его «интересным, познавательным».
Н.Г. ЧУРАЗОВА,
школа № 855,
МГОПУ им. Шолохова, 5-й курс,
г. Москва |