Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2007

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

«Опыты» молодой учительницы

Я молодой учитель, мне 21 год. Учусь на 5-м курсе и уже второй год работаю в школе. Хотелось бы поделиться своими первыми разработками на уроках русского языка в 5-м классе.

Нашим урокам порою не хватает «изюминки», творческих заданий, которые и заинтересуют детей. Поэтому на закрепляющем уроке по изучению синонимов, антонимов, омонимов я предложила в качестве домашнего задания нарисовать на карточках такие изображения: луна – месяц; ключ (родник) – ключ; радость – грусть; кран – кран (строительный) и т.п. Каждый ученик подошел к этому заданию со всей ответственностью, и поэтому карточки получились яркие, красочные. Затем на уроке каждый подходил к столу, из сложенных вперемешку карточек выбирал одну и пробовал угадать, какую можно подобрать к ней пару.

При изучении глагола мы с ребятами провели собственное исследование: какую роль играет глагол в художественном тексте.

Дома дети нашли стихотворения с большим количеством глаголов, обозначили их вид, время. Таким образом была проделана большая работа: с одной стороны, мы повторили пройденное, а с другой – поняли, что, например, в стихотворении С.А. Есенина «Разгулялась вьюга» глаголы передают динамичные действия (вьюга разгулялась, наклонились ели, в окно снежинки бьются), создают шумовые эффекты (ветер шлет... бушует люто).

Такие письменные работы, как изложение и сочинение, требуют предварительной подготовки, в частности, умения пересказывать. Учащимся надо не просто пересказать текст, но сделать это грамотно. С необходимостью (и желанием) рассказать об увиденном и услышанном мы сталкиваемся почти на каждом шагу: когда рассказываем, что слышали в очереди, в школе, дома, что прочитали в журнале; и т.д. Это можно использовать на уроке.

При изучении новой темы я обычно выписываю на доску слова, связанные с этой темой, и ребятам предлагаю составить связный рассказ, скажем, на тему «Как я однажды...». Например, при изучении темы «Не с глаголами» на доске записаны слова ненавидеть; не сидеть; недосмотреть; неможется; не думать и т.п.

Потом каждый из ребят оценивает только что услышанное.

Часто на уроках именно творческие работы самих детей имеют обучающую функцию.

На своих уроках я стараюсь подготовить ребят к более «взрослым» испытаниям. Мы проводили настоящий зачет по теме «Имя существительное». Ребята оставляли портфели в углу, брали ручку, листочек, тянули билет. В билеты я включила один теоретический вопрос (что такое существительное? или как существительное изменяется по падежам?), один практический (определите род следующих слов...) и одно творческое задание (сочините сказку «Его величество Имя Существительное»). Ребята с нетерпением ждали зачет неделю. Ведь это, как в институте, сложное и ответственное дело. И знаете – вопрос с дисциплиной отпал сам собой. «Как же шуметь, если мы, как взрослые, билеты тянем?!»

На уроках я читаю стихи. Нет, не только на литературе, но и на русском языке; ведь при изучении сложной темы просто необходим отдых. И ребятам нравится, и мне.

В отличие от старшеклассников, «пятиклашки» еще стремятся, еще хотят, еще ждут...

Давайте же оправдаем их надежды!

P.S. Недавно в нашей школе проводился опрос: назови свой любимый предмет. И мои пятиклассники не только назвали русский язык любимым, (что было невозможно за последние несколько лет), но и признали его «интересным, познавательным».

Н.Г. ЧУРАЗОВА,
школа № 855,
МГОПУ им. Шолохова, 5-й курс,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru