МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Конструирование педагогического
процесса по русскому языку
Утверждение Министерством образования
Российской Федерации концепции профильного
обучения на старшей ступени общего образования и
введение эксперимента по предпрофильной
подготовке выпускников основной ступени требуют
от учителя осмысления содержания этих
документов. Разработка и внедрение курсов по
выбору (9-е классы) и профильных, элективных
курсов (10–11-е классы) – важнейшая часть
концепции, обеспечивающая переход к профильному
обучению.
Учитель, приступая к разработке курсов по
выбору и профильных, элективных курсов,
выстраивает их в соответствии с предпрофильной
подготовкой (9-е классы) и конкретным профилем
обучения в полной средней школе (10–11-е классы),
т.е. в соответствии «с современными требованиями
личности, общества и государства, делает
существенный рывок в своем развитии, расширяет
свои горизонты, осмысливает свою миссию,
начинает заниматься исследованиями, объектами
которых становятся образовательный процесс и
его участники»
(Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать
учебный процесс по курсу. М., 2003. С. 3–4).
Авторские программы
С чего начинать, как приступить к отбору
содержания, проектированию курсов, в основе
которых должны быть учтены интересы, склонности
школьников, их жизненные планы и намерения?
Прежде всего следует учесть имеющийся опыт: это
авторские программы. В них заложена профильная
дифференциация, отражена специфика конкретной
школы. Назовем основные изданные сборники таких
программ.
Сборник программ для общеобразовательных
учебных заведений. М.: Просвещение, 1992.
Программы для 8–11-х классов с углубленным
изучением русского языка, а также для гимназий и
лицеев гуманитарного профиля (составители:
Л.Ф. Казакова, В.И. Капинос).
Язык и речь. Программы для 10–11-х классов с
углубленным изучением предмета (гимназии, лицеи,
школы гуманитарного профиля) (составители:
В.И. Капинос, С.И. Львова, М.С. Соловейчик).
Программы для лицеев и гимназий технического
уровня (составители: Г.А. Богданова,
Л.Т. Григорян).
Русское правописание. Факультативный курс для
10–11-х классов школ гуманитарного профиля
(составитель С.И. Львова).
Язык – человек – текст. Факультативный курс
для лицеев (гимназий) гуманитарного профиля
(составитель Л.Ф. Казакова).
Сборник программ «Русский язык для классов
гуманитарного профиля». М.: Просвещение, 1994.
Культура речи и стилистика. Программа для 10–11-х
классов (составители: Ю.С. Пичугов,
Г.А. Костяева, Т.М. Пахнова).
«Живой как жизнь» (общие сведения о языке).
Программа для 10–11-х классов (составитель
Т.Е. Перова).
Основы редактирования. Программа для 10–11-х
классов (составитель Т.М. Пахнова).
Основы словесности (от слова к словесности).
Программа для 10–11-х классов (составитель
А.И. Горшков)*.
Основы риторики (от мысли к слову). Программа
для 10–11-х классов (составитель
А.К. Михальская)**.
Основы риторики. Программа для 10–11-х классов
(составитель Ю.С. Пичугов).
Основы риторики. Программа для 8–9-х классов
(составитель Н.Н. Кохтев)***.
Церковнославянский язык (составители: А.А.
Плетнева, А.Г. Кравецкий).
Сборник программ «Русский язык. 10–11-е
классы». М.: Просвещение, 1997.
Русский язык в 10–11-х классах: логико-предметные
категории и способы их выражения в языке и речи
(составитель М.Т. Баранов).
Стилистика русского языка (для 10–11-х классов
школ с углубленным изучением русского языка
(составитель С.С. Вартапетова).
Словари как средство познания мира
(факультативный курс для 10–11-х классов
гуманитарного профиля (составитель Е.Н.
Тихонова).
Сборник программ для общеобразовательных
школ, гимназий, лицеев. Русский язык. М.: Дрофа, 1999.
Грамматические значения и способы их выражения
в языке. 10–11-е классы
(автор М.Т. Баранов).
Правописание и культура речи. 10–11-е классы
(автор М.Т. Баранов).
Стилистика языка и стилистика речи в школьном
курсе русского языка. 10–11-е классы
(автор М.Т. Баранов).
Устная и письменная речь в школьном курсе
русского языка. 10–11-е классы
(автор М.Т. Баранов).
Основой для разработки вариативности,
дифференциации содержания обучения (курсы по
выбору, профильные, элективные курсы) могут стать
различные пособия, дидактические материалы,
публикации журналов «Русский язык в школе»,
«Русская словесность», опыт учителей России
(газета «Русский язык» Издательского дома
«Первое сентября»), учебные книги для школьников,
методическая литература для учителя и т.д. В них
– источник творческой, исследовательской
деятельности учителя, импульс для инновационных
педагогических проектов.
Выбирая или проектируя курс, следует учитывать,
что и название, и структура, и содержание должны
отражать дифференциацию содержания обучения,
интересы и возможности школьников, мотивацию их
образовательной деятельности, потребности
обучаемых, готовность подростка к социальному,
профильному и культурному самоопределению в
целом.
Приведем возможные (примерные) темы курсов для
предпрофильной подготовки (9-й класс) и
профильного обучения (10–11-е классы).
Курсы по выбору в
составепредпрофильной подготовки
(9-й класс)
Автобиографическое повествование.
Авторская пунктуация.
Азбука общения.
Англицизмы в русском компьютерном жаргоне.
«Анекдот – это, может быть, лучшее, что создает
народ» (М.Жванецкий).
Взаимосвязь языка и культуры.
Вклад М.В. Ломоносова в науку о красноречии.
Возникновение славянского письма.
«Вселенная в алфавитном порядке» (о словарях
русского языка).
Газетные жанры.
Газета как зеркало современного языка.
География в названиях.
География и гидронимы.
География и топонимика.
Грамматика – способ устройства языка.
Дискуссия как жанр риторики.
«Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то
найдешь великую пользу душе своей» («Повесть
временных лет»).
Жанровые картины и сочинение-повествование.
Живые и мертвые языки.
Жизнь слова.
Загадки топонимики.
Занимательное языкознание.
Зачем нужна риторика?
Из истории русских имен и фамилий.
Изображение – жест – слово.
Иностранные имена и названия в русском тексте.
Искусство владения словом в Петровскую эпоху.
Искусство спора.
Искусство чтения.
История русского ударения.
К истокам слова.
Как запоминать иностранные слова?
Как и почему люди начали говорить?
Как победить в споре?
Как рождаются и живут слова?
Какое отношение к слову было на Руси?
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Кто пишет, должен мысль прочитать наперед» (А.П.
Сумароков).
Культура речи – культура поведения.
Лингвистическая география.
Лингвистика в задачах.
Лингвистические детективы.
Лингвистические парадоксы.
Мастера красноречия.
Математика помогает лингвистике.
Математические образы в поэзии.
Молодежный сленг.
Мудрое слово.
Натюрморт и сочинение-описание.
«Наш край Донской – крупиночка России...»
(лингвистическое краеведение).
Новые значения старых слов.
Овладение полемическим мастерством – задача
сложная.
Орфография и ЭВМ.
Ономастика. Известна ли она вам?
Ономастика как раздел лексикологии.
О происхождении языка.
По страницам истории лингвистической науки.
Почему так трудно освоить произношение в чужом
языке?
Почему языки такие разные?
Поэты о математике.
Прародители современного русского языка.
Природа и сущность языка.
Произведения художников-анималистов и
сочинение-описание.
Путешествие в Древнюю Русь. Грамматика
древнерусского языка.
Речевой этикет как социальное явление.
Риторика и современные информационные
технологии.
Риторика: это наука или искусство?
Родной язык – основа изучения иностранных
языков.
Русский язык среди других языков мира.
Секреты стилистики. Правила хорошей речи.
«Склеивание и «сварка» морфем.
Славянская азбука (кириллица). Славянский счет.
Славянская этимология и праславянская
культура.
Слово и живопись.
Слова в словаре и слова в тексте.
Слова, имена, вещи (из жизни собственных имен).
«Слова, слова, слова...» (понимание иноязычного
текста).
Словари и становление.
Словарь как связь слов с жизнью.
Словарь компьютерного жаргона.
Слово – творец культуры.
Слово предоставлено Вам...
«Со многим прилежанием прочитай словеса... да
разумееши силу их» («Слово св. Иоанна
Златоуста...»).
Создание своего текста – творческое задание.
Сочинение – это тоже текст!
Специфика публичной речи.
Тайна текста.
Техника активного чтения.
Техника речи.
«Толковый словарь живого великорусского
языка» В.И. Даля – явление исключительное.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Ты и твое имя.
Хочешь победить – умей убедить.
Что такое родственные языки и как они
возникают?
Экология слова.
Экскурсионная речь.
Этимология – источник подлинного знания.
Этимология на службе орфографии.
Этот знакомый незнакомый текст.
Язык и компьютер.
Язык и мышление.
Язык и перевод.
Язык людей и язык животных.
Язык мой – друг мой.
Элективные курсы в составе
профильного обучения
(10–11-е классы)
Академическое красноречие XIX века
(Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский,
К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев,
И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский,
С.П. Боткин и др.).
Активные процессы в современном русском языке.
Акцентология современного русского
литературного языка.
Античные риторики.
Архаические формы в современном русском языке.
Бытие человека в культуре и языке.
Грамматика говорящего.
Грамматика как наука о человеке.
Грамматика текста.
Дебаты: спор или обсуждение?
Деловая речь: ведение документации.
Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль
речи.
Деловые бумаги: языковое оформление и
редактирование.
Детская речь как уникальное свидетельство для
науки о человеке.
Диалектика спора.
Жанры ораторского искусства.
Законы развития языка.
Издательское дело и редактирование.
Изучение языка писателя...
Иностранное слово в деловой речи.
Иноязычная лексика в СМИ.
Искусство делового письма.
Искусство дискуссии и полемики.
Истоки и традиции русской лексикографии.
История русского ударения.
Как проводить деловые беседы.
Крылатые слова и языковая игра в литературе и
средствах массовой информации.
Культура политической дискуссии.
Культура публичного выступления.
Культура устной и письменной речи делового
человека.
Культурологическое комментирование
художественного текста.
Латинский язык – язык медицины.
Лексикографическая культура.
Лекторское красноречие русских ученых XIX века.
Лингвистика текста.
Лингвистический анализ художественного
текста. Теория и практика.
Лингвокультурология. Из истории возникновения
науки.
Логика в ораторской речи.
Логические рассуждения в художественных
текстах.
Массовая коммуникация и риторика.
Математика и анализ художественного текста.
Математические методы в лексикологии и
лексикографии.
Математические утверждения в художественных
текстах.
Национальные и культурные традиции в споре.
Невербальные средства письменной
коммуникации.
Неориторика.
О языке художественной литературы.
Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии.
Ораторское искусство как социальное явление.
Ораторское искусство России.
Политическое красноречие и традиции русских
писателей-публицистов (В.Г. Белинский,
А.И. Герцен, Д.Н. Писарев,
Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.).
Письмо и цивилизация.
Политическое красноречие конца XIX – начала XX
века.
Понятие метаязыка.
Психолингвистика.
Психологи и лингвисты.
Психологическая культура оратора.
Психологические основы общения.
Психология спора.
Психология усвоения орфографии (пунктуации,
грамматики).
Психология успешного общения.
Публичные дискуссии и современное общество.
Развитие теории красноречия в Средние века.
Рекламное выступление как жанр публичного
выступления.
Реферат как жанр научной речи.
Речевая культура и труды ученых-лингвистов.
Русская лексикография.
Русский язык как феномен национальной и
мировой культуры.
Русское слово в языках мира.
Русское слово как предмет языкознания.
Синтаксис как строй языка и как наука.
«Следовать за мыслью великого человека есть
наука самая занимательная» (А.С. Пушкин).
Словари языка писателей. О языке писателя.
Словарь специалиста и словарь образованного
человека.
Словесные ассоциации.
Слово – первоэлемент художественной
литературы.
Словолюбие и просвещение.
СМИ и речевая культура современника.
Современные словари русского языка и их
информативные возможности.
Социальные диалекты (жаргон, сленг, арго).
Социолингвистика.
Спорное в языкознании.
Сравнительно-исторический метод в языкознании.
Становление русского языка
(историко-лингвистический материал).
Стилистика сложного предложения.
Судебная риторика.
Теория перевода.
Теория текста.
Территориальные и социальные диалекты.
Техника и приемы пересказывания произведений
живописи (музыки, текстовых произведений).
Техника подготовки к публичному выступлению.
Толковые словари в национальной культуре
народов.
Трудные случаи морфологического разбора.
Убеждающее выступление и его особенности.
Функция фразеологизмов в языке и речи.
Экология языка.
Экспрессивные возможности массовой
коммуникации.
Этнолингвистика.
Язык – культура – человек.
Язык и мышление.
Язык и стиль деловой корреспонденции.
Язык математики как подъязык (разновидность)
естественного языка.
Язык рынка.
Язык средств массовой информации.
Язык жестов.
Язык юридических текстов.
Язык. Культура. Познание.
Язык. Речь. Творчество.
Языковая картина Дона.
Языковая картина мира.
Языковой анализ математических текстов.
Языковой вкус эпохи.
Языковые средства оформления письменного
текста.
Языковые средства современной рекламы.
Покажем на конкретных примерах, как творческое
осмысление авторских программ, различных
пособий, методических разработок, дидактических
материалов может стать основой их практического
воплощения при создании инновационных
педагогических проектов – индивидуальных,
авторских программ курсов по выбору, или
элективных курсов. Ниже публикуются примерные
программы двух элективных курсов,
подготовленные и апробированные автором.
* Программа обеспечена учебным
пособием для учащихся, сборником задач и
упражнений, методическими рекомендациями.
** Программа обеспечена учебным
пособием для учащихся, методическими
рекомендациями.
*** Программа обеспечена учебным
пособием для учащихся.
Т.И. ПАВЛОВА,
Ростовский институт
повышения квалификации,
г. Ростов-на-Дону |