Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

9-й класс

Письменность – подспорье языка

Программа предпрофильного курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Письмо – необходимое дополнение языка,
сильнейший рычаг знания.

Я.К. Грот

Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, совершенствования умений в области культуры письменной речи. Учащимся предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания в контексте исторического развития, проанализировать их исходя из представлений об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах.

Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний в области правописания с опорой на работу со словарями, помогающими решать проблемы орфографии и пунктуации, выявление роли изобразительных возможностей средств письма.

Программа дает представление о том, как можно распределить материал по темам, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в значимости ее практического применения.

Программа носит примерный характер. Она построена по модульному принципу, то есть предлагаемые темы могут быть расширены, углублены, изменена логика их изучения в зависимости от интересов учащихся и задач курса в условиях предпрофильной подготовки: уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; поддержать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации; и т.п.

Программа курса может быть реализована в объеме 12 часов (возможны и другие варианты) и предложена как в первом, так и во втором полугодии.

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада и т.п.).

Предлагаемые дидактические материалы к курсу помогут учителю в творческом осмыслении его содержания и практическом применении.

При составлении учитывался опыт авторских программ:

Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация.

Перова Т.Е. «Живой как жизнь». (Общие сведения о языке.)

Баранов М.Т. Правописание и культура речи.

CОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Из истории письменности. «Прежде убо словене не имяху письмен…»

Предпосылки возникновения письма. Типы письма (пиктографическое, идеографическое, фонетическое (звуковое). Другие классификации типов письма. Тип современного русского письма. Из истории алфавитного письма. Основные этапы и истоки развития современного русского письма. Формы письменных высказываний (письма, записки, деловые бумаги, статьи, планы, рефераты и т.д.). Развитие техники и новые виды письма (машинопись, печать, электросветовая реклама (бегущее письмо), ЭВМ, факс, компьютер и др. Реформы орфографии.

2. Вклад ученых-лингвистов в разработку проблем орфографии и пунктуации.

Роль В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Я.К. Грота в становлении русских орфографических норм. Русская пунктуация в историческом развитии в трудах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро, Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Л.А. Булаховского.

3. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка» (Я.К.  Грот).

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Разделы русской орфографии и принципы написания (фонетический, морфологический, исторический (традиционный). Орфография как система правил. Правописание морфем. Системные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова. Дифференцирующие написания. Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов. Трудные случаи орфографии.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Назначение русской пунктуации, ее связь с речью. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Функции знаков препинания. Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации.

4. Современные словари русского языка и их информативные возможности для решения проблем орфографии и пунктуации. «Учу того, кто сам ищет знаний» (Конфуций).

Понятие о лексикографии. Типы словарей: энциклопедические и лингвистические. Словари – помощники в решении правописных задач: орфографический, толковый, этимологический, иностранных слов. Комплексные учебные словари. Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека и необходимое условие интеллектуального труда.

5. Изобразительные возможности средств письма. «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей…» (Л.В.  Щерба)

Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений.

Акростих как разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

Словесное ударение как средство различения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, его внутреннего состояния; игра слов, средство эзоповского языка.

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, !, …, др.) и сочетания знаков (!!!, ?!, ??? и т.п.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка).

Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как изобразительный прием. Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

"№ п/п Тема Количество часов Виды деятельности учащихся
1 Из истории письменности 2 Сообщение, доклад, реферат, викторина, лингвистическое путешествие, клуб «Юный филолог»
2 Вклад ученых-лингвистов в разработку проблем орфографии и пунктуации 1 Деловая игра «Юный лексикограф», сочинение-миниатюра (этюд, очерк), конференция, заседание круглого стола, заседание ученого совета
3 Роль орфографии и пунктуации в письменном общении 4 Практические, лабораторные работы; работа с электронным учебником, составление обобщающих таблиц «Правописание корня»,«Не с разными частями речи», «Дефисные написания» и др., составление текстов или подбор примеров для диктанта на предложенную орфографическую и пунктуационную темы
4 Современные словари русского языка и их информативные возможности для решения проблем орфографии и пунктуации 1 Сопоставительный анализ словарей, использование словарей при выполнении практических работ, защита проекта
5 Изобразительные возможности средств письма 4 Многоаспектный анализ художественных текстов, сочинение-миниатюра

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сборник программ. Русский язык. М., 1999.

2. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Книга для учащихся. М., 1987.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М., 1987.

4. Дроздова О.Е. Уроки языкознания: Пособие для учащихся. М., 2001.

5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

6. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1977.

7. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М., 1987.

8. Львова С.И. Знай и люби родной язык. Факультативный курс для учащихся 7–8-х классов: Сборник программ. Русский язык. М., 1992.

9. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10–11-х классов): Сборник программ. Русский язык. М., 1997.

10. Львова С.И. Язык в речевом общении. Факультативный курс для 8–9-х классов: Книга для учителя. М., 1991.

11. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е классы: Пособие для учителя. М., 1996.

12. Львова С.И. Язык и речь: Книга для учителя 8–9-х классов. М., 2000.

13. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М., 2000.

14. Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык: Пособие для учащихся
5-х (6-х) классов. М., 2002.

15. Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки. М., 2002.

Т.И.  ПАВЛОВА,
Ростовский институт
повышения квалификации,
г. Ростов-на-Дону

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru