МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
10–11-е классы
НАУЧНАЯ РЕЧЬ
как составляющая общей
и профессиональной культуры человека
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Пояснительная записка
В условиях перехода старшей школы на
профильное обучение актуальной становится
задача научить школьников владеть языком своей
профессии. Научная речь является не только
средством овладения определенной информацией,
но и средством ее реализации в конкретных видах
учебной деятельности: выполнение контрольных
работ, подготовка докладов, рефератов, участие в
семинарах, конференциях, дискуссиях, составление
плана, тезисов, конспектов и т.д. Поэтому
предлагаемый курс предназначен для школ как
гуманитарного, так и негуманитарного профиля.
Цель курса заключается, с одной стороны,
в углублении базовых понятий о стилистике, что
позволяет расширить лингвистический кругозор
учащихся, а с другой – в совершенствовании
общеучебных коммуникативных умений и навыков,
необходимых для общей и профессиональной
культуры.
Содержание и структура курса позволяют
ученикам получить необходимые теоретические
основы как на уровне базового предмета «Русский
язык», так и на уровне углубленного изучения ряда
понятий, а также совершенствовать практические
умения при чтении, восприятии, анализе и создании
собственных текстов научного стиля.
Предлагаемая программа носит примерный
характер. Она построена по модульному принципу,
т.е. каждый тематический блок может быть
углублен, или расширен, или вынесен как
самостоятельный для элективного курса.
Учитываются интересы и потребности учащихся и
задачи курса в условиях профилизации.
Содержание программы подготавливает
старшеклассников к практическому владению
научной речью на основе исторической справки:
«Возникновение и развитие научного стиля» (тема
2), «Из истории развития реферирования» (тема 8).
Темы 2–11 программы построены по единой схеме:
теоретические основы и проведение практических
работ, позволяющих организовать самостоятельную
деятельность учащихся.
Основными видами практических работ могут
быть: конспектирование лекций; составление плана
лекций; сообщение учащихся; составление
обобщающих таблиц, схем; лабораторные работы по
анализу текстов; анализ словарных статей;
составление терминологического словаря;
выписывание из справочников, словарей терминов и
раскрытие их значения с указанием, в какой
области науки они используются; творческие
работы (составление аннотации к учебнику,
учебному пособию, составление плана реферата
исследуемой проблемы по изучаемым дисциплинам и
т.д.).
Следовательно, основными принципами
организации деятельности учащихся являются:
системно-деятельностный, исследовательский,
проблемный, творческий.
Программа курса может быть реализована в
объеме 34 часов (возможны и другие варианты как в
рамках отдельных тем, так и в этапности изучения:
10–11-е классы или только 10-е классы, или только 11-е
классы). Учитывая вариативность в изучении
программы курса, оставляем за учителем право
составления учебно-тематического плана исходя
из выбранного школой профиля.
После изучения курса учащиеся должны:
знать специфические черты и основные
свойства научного стиля в системе общего
представления о функциональных стилях
литературного русского языка; языковые
особенности научного стиля; жанры научной речи;
назначение справочной научной литературы;
уметь анализировать тексты научного стиля
разных жанров, сокращать текст (составление
плана, конспекта, тезисов), создавать
учебно-научные тексты в жанрах, соответствующих
профессиональной подготовке; пользоваться
справочной литературой; владеть культурой
устного выступления.
При составлении учитывался опыт авторских
программ:
– Программа для 8–9-х классов с углубленным
изучением русского языка, а также для гимназий и
лицеев гуманитарного профиля / Сост. В.И. Капинос.
М.: Просвещение, 1992.
– Культура речи и стилистика. Программа для
10–11-х классов / Сост. Ю.С. Пичугов, Т.А. Костяева,
Т.М. Пахнова. М.: Просвещение, 1994.
– Стилистика русского языка (для 10–11-х классов
школ с углубленным изучением русского языка) /
С.С. Вартапетова. М.: Дрофа, 1999.
Использованы также учебные пособия, указанные
в списке литературы к данной программе.
Содержание программы
Тема 1.
Введение. Основы изучаемого курса
Язык профессиональной деятельности человека
(проведение анкетирования). Речевая культура
специалиста и функционирование языка как основы
стилистики. Стилистика как самостоятельная
дисциплина, ее предмет, задачи, основные понятия.
Основные направления современной стилистики:
стилистика языка, стилистика речи и стилистика
художественной литературы (В.В. Виноградов).
Связь стилистики с дисциплинами гуманитарного
профиля: «Риторика», «Основы русской
словесности».
Функциональные стили как наиболее общие
стилевые разновидности, связанные с
использованием языка в разных сферах и условиях
общения. Внеязыковой и лингвистический факторы
как основа классификации и характеристики
функциональных стилей.
Стили современного русского литературного
языка. Научный стиль и научная речь как предмет
изучения курса. Соотношение понятий «стиль»,
«подстиль», «жанр».
Тема 2.
Возникновение и развитие научного стиля*
Расширение сферы деятельности людей как
условие возникновения научного стиля. Время
появления научного стиля в разных странах.
История возникновения научного стиля в России.
Начало формирования русской науки в первой
четверти XVIII в. (Петровская эпоха): изложение на
русском языке гелиоцентрической системы
Коперника и теории всемирного тяготения Ньютона,
волновой теории света Гюйгенса и вихревой
космогонической теории Декарта, геометрии
Эвклида и начала дифференцированного и
интегрального исчисления, учения о живых силах
Лейбница и Ньютоновой теории морских приливов,
теоремы Пифагора, законов Архимеда, Кеплера,
Паскаля, «золотого правила» механики.
Роль М.В. Ломоносова в формировании научного
стиля.
Эволюция, основные направления развития
научной речи с конца XIX – начала XX в.: стремление к
формированию собственной особой системы
языковых средств, к строгому и четкому изложению
мыслей.
* Тема рекомендуется для углубленного изучения
учащимися в классах естественно-математического
профиля.
Тема 3.
Общая характеристика и специфические черты
научного стиля
Сфера использования: наука, техника,
производственные отношения. Научное сообщение
как основная функция научного стиля. Рассуждение
как основной функционально-смысловой тип речи.
Использование описания и повествования как
способ аргументации в рассуждении.
Основные черты научного стиля: официальный
характер отношений участников речи,
подготовленность речи, преимущественно
письменная форма речи в виде монолога,
логическая последовательность изложения,
однозначность, точность, сжатость при
информативной насыщенности содержания,
конкретность, бесстрастность, объективность
изложения.
Характерные особенности научного стиля:
насыщенность терминами (15–20% всей лексики);
научная фразеология, преобладание абстрактной
лексики, употребление формы единственного числа
в значении множественного, преимущественное
употребление существительных,
многокомпонентные сложные предложения.
Языковые средства научного стиля:
• Фонетические: полное произнесение звуков,
преимущественно повествовательная интонация,
размеренный темп речи.
• Лексико-фразеологические: широкое
использование слов с отвлеченным значением,
терминологической лексики, заимствованных слов,
употребление слов в прямом значении,
использование специальных знаков и
символических обозначений.
• Словообразовательные: широкое использование
отглагольных существительных, сложных и
сложносокращенных слов.
• Морфологические: употребление вещественных
и отвлеченных существительных во множественном
числе, конкретных существительных для
обозначения обобщенного множества,
распространенность формы родительного падежа.
Неупотребительность глаголов в форме 1-го лица
ед. ч. и в форме 2-го лица ед. ч. и мн. ч.;
сравнительно редкое использование форм
сослагательного, повелительного наклонений,
будущего времени глагола; широкое употребление
глаголов в форме настоящего времени со значением
постоянного действия; активность глагола
несовершенного вида, причастий и деепричастий.
Особая функция местоимения мы,
глагольных форм 1-го лица мн. ч.
Использование самостоятельных частей речи в
роли предлогов и союзов.
• Синтаксические: использование составных
именных сказуемых в форме настоящего времени.
Распространенность сложных предложений,
простых с однородными членами, обособленными
оборотами, с вводными словами и вставными
конструкциями, безличных и неопределенно-личных
предложений.
Синтаксические особенности устной формы
научного стиля речи: упрощение синтаксиса,
допустимость разговорных синтаксических
конструкций, использование элементов диалога.
• Специальные графические средства: формулы,
таблицы, схемы, карты, графики, чертежи.
Типичные нарушения норм научного стиля:
нарушение последовательности и логичности
изложения, неуместное использование средств
других стилей речи, синтаксическая
усложненность устных форм научной речи, речевая
избыточность.
Увлечение терминами и книжной лексикой в
текстах, не относящихся к научному стилю, как
причина псевдонаучности изложения.
Практические занятия.
Тема 4.
Научный стиль: подстили и подъязыки
Традиционная классификация подстилей и их
жанровые разновидности.
Собственно научный подстиль и его жанры:
статья в журналах, научных трудах, диссертация,
монография, доклад, тезис.
Научно-популярный подстиль и его жанры: очерки,
книги, лекции, статьи.
Учебно-научный подстиль и его жанры:
учебники, учебные и методические пособия,
программы, сборники задач и упражнений, лекции,
конспекты, учебно-методические материалы.
Научно-деловой подстиль и его жанры:
техническая документация (контракты и
инструкции для предприятий, сообщения об
испытаниях и анализах, формулы изобретений,
инструкция, отчет, докладная записка, служебное
письмо, устав, правила, положения, приказ).
Научно-информативный подстиль и его жанры:
рефераты, аннотации, патентные описания.
Научно-справочный подстиль и его жанры: словари,
справочники, каталоги.
Дополнение к традиционной классификации:
научно-публицистический и научно-фантастический
подстили*.
Понятие о подъязыке наук: математики, химии,
физики, электроники, экономики, права, истории и
т.д. Реальный словарь каждого подъязыка.
Практические занятия.
* Данный подраздел предназначен для школ
гуманитарного профиля.
Тема 5.
Научно-популярная литература – явление
уникальное
Социальная значимость научно-популярной
литературы. Задача научно-популярной литературы
и ее разновидности: литература для специалистов
других областей знаний, литература для широкого
круга читателей, литература для школьников.
Языковые особенности научно-популярного
изложения: общеупотребительная терминология;
замена определений описательными оборотами,
примерами и сравнениями; включение элементов из
других стилей; широкое использование эпитетов,
метафор, олицетворение, экспрессивно и
эмоционально окрашенной лексики;
фразеологические обороты, поговорки, пословицы,
вопросительные предложения, обращения и повторы.
Практические занятия.
Тема 6.
Технология анализа научного текста
Логическая схема научного текста:
предложение (высказывание) – фрагмент
(сверхабзац) – текст.
Смысловой анализ предложения,
информативный центр, ядро предложения:
расположение новой информации в конце
предложения.
Смысловой анализ абзаца.
Типографическое, синтаксическое и
литературно-композиционное значение абзаца.
Смысловая законченность абзаца. Классическая
форма абзаца: формулировка темы, разработка темы,
итог.
Связь предложений в абзаце и в тексте.
Типы связей: цепная (цепочечная) и параллельная.
Средства связи (лексический повтор, местоименный
повтор, синтаксический повтор).
Способы изложения в научном тексте:
описание, рассуждение, повествование, сообщение.
Их цель, структурные компоненты, языковые
особенности.
Линейно-рамочный сверхабзац
(абзац-постулат + поясняющие абзацы-темы) (2–3 или
более) + абзац-тезис)*.
Цепочечно-рамочный сверхабзац (ядерный
абзац, порождающий цепочку + абзацы-звенья +
абзац-тезис (звено)*.
Построение разделов научного текста. Композиционная
организация текста и ее принципы, способы
(раздел, глава, параграф, шрифтовое выделение,
графическое оформление). Искусство автора,
четкость и ясность предъявления информации.
Композиция научного текста.
Двуплановость композиционно-смысловой
структуры научного текста: план развернутого
общего содержания и план свернутого, сжатого
содержания.
План развернутого содержания и его
композиционные блоки: введение; основная,
центральная часть; выводы и заключение.
Дополнение этих частей списком использованной
литературы, приложениями и иллюстрациями.
Формальное выражение развития логики мысли.
План свернутого, сжатого содержания и его
композиционные блоки: заглавие, аннотация,
оглавление.
Заголовки научных и научно-популярных
текстов: представление об основной
информации текста, определение подстиля,
возможные способы заголовков (формы вопросов,
восклицания, повествовательного предложения с
подлежащим и глагольным сказуемым).
Свойства научного текста: связность (единство
содержания, оценки содержания, композиции
содержания, связь предложений, абзацев,
сверхабзацев); цельность (целостность) на
уровне содержания (единство темы), функции
(стилистическое единство); формы (структурное
единство); наличие границ текста (начала и конца),
завершенность; логичность, проявляющаяся в
единстве формы и содержания.
Практические занятия.
* Данный подраздел предназначен для школ
гуманитарного профиля.
Тема 7.
Необходимые умения при работе с научными
текстами.
Общеучебные и специальные умения. Речевая
культура
Чтение как вид речевой деятельности
Виды чтения: просмотровое, ознакомительное
(выборочное), изучающее (реферативное). Их
назначение и методика обучения.
Практические
и лабораторные занятия.
Слушание как вид речевой деятельности
Способы слушания: сосредоточенное,
внимательное и рассеянное. Виды слушания:
нерефлексивный (умение внимательно слушать,
молчать, не вмешиваться в речь говорящего своими
замечаниями) и рефлексивный (активное
вмешательство в речь собеседника, оказание ему
помощи в выражении своих мыслей и чувств;
создание благоприятных условий для общения).
Практические занятия по обучению слушанию и
восприятию научных докладов и сообщений.
Говорение как вид речевой деятельности
Жанры устной речи: диалогические (дискуссия,
дебаты, беседа…), монологические (доклад,
лекция, сообщение, отчет…).
Речевая ситуация. Коммуникативные цели и
задачи научного стиля речи: сообщение (доложить,
информировать), убеждение (доказать, обосновать),
одобрение (рекомендовать, подтвердить,
поддержать), обсуждение (опровергнуть,
раскритиковать, возразить, отрицать, оспаривать),
объяснение (конкретизировать, показать,
охарактеризовать, уточнить, описать, выделить,
акцентировать, прокомментировать).
Качества монологического высказывания: целенаправленность
или обращенность, связность, непрерывность,
выразительность, самостоятельность,
завершенность, логичность.
Типы монологической речи по способу
изложения: научное описание, научное
сообщение-повествование, научное рассуждение.
Техника выступления: различные способы
начала выступления, заинтересованности
слушателей в ходе основного изложения,
завершения выступления (доклада, сообщения,
лекции).
Практические занятия, семинары,
самостоятельная работа, работа в группах.
Письмо как вид речевой деятельности
Жанры письменной речи (см. тему 4).
Систематизация и углубление программных,
базовых понятий: план, тезисы, конспект как
важное средство организации умственного труда.
Типы планов (вопросный, назывной,
тезисный план – опорная схема) и их специфика
фиксирования информации текста. Способы
оформления этих типов и планов. Принципы
составления плана: а) готового научного
текста: установление членения текста на
смысловые блоки; определение главной мысли
каждого выделенного смыслового блока; формулирование
пункта плана, отличающего то существенное, что
связывает его с другими частями текста в
логическое целое; б) создаваемого научного
текста: прогнозирование структуры
создаваемого текста через его трехчастность
(введение, основная часть, заключение); определение
главной мысли каждой части; установление
круга важных вопросов в составе каждой части; формулирование
пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом
логическое единство.
Графическая культура оформления плана
Практические занятия.
Тезисы и их виды: простые (чаще всего
составляются из цитат), основные
(формулируются обычно самостоятельно), сложные
(совмещают в себе записи простых и основных видов
тезисов), вторичные (создаются с целью
выделения главной информации какого-либо
источника, например, учебника, научной статьи или
монографии), оригинальные (пишутся как
первичный текст к предстоящему выступлению
на семинаре, конференции, конгрессе).
Структура тезисов: вступление (тезис),
основная часть (многочисленная аргументация),
заключение (вывод).
Практические занятия.
Конспект как аналитико-синтетическая
переработка информации исходного текста. Цель
деятельности – выявление, систематизация и
обобщение (с возможной критической оценкой)
наиболее ценной (для конспектирующего)
информации.
Виды конспектов: плановый, текстуальный,
свободный, тематический (хронологический и
обзорный).
Процесс конспектирования исходного текста:
скорость письма (не менее 60 знаков в минуту),
показатели сформированности механизмов
восприятия текста (адекватность и полнота приема
речевой информации), переформулировка печатного
текста по законам языка.
Способ увеличения скорости записи получаемой
из текста информации – сокращение слов и
соблюдение основных правил, культуры оформления
письменной речи. Способы цитирования.
Графические средства оформления конспекта
(использование цвета для выделения
информативных узлов в тексте).
Способы редактирования конспекта. Условные
обозначения.
Практические занятия.
Тема 8.
Аннотирование и реферирование научных текстов:
«Умение схватить новое и существенное в
сочинениях» (М.В. Ломоносов)
Систематизация и углубление программных,
базовых понятий о реферате.
Из истории развития реферирования.
Шумерская цивилизация. Расцвет греческой
цивилизации. Эллинистический период. Средние
века. Возрождение. XVIII – начало XIX века. Появление
термина «реферат» в России. Современные
реферативные журналы.
Специфика реферата. Функциональное
назначение рефератов: информативная, поисковая,
справочная, сигнальная, адресная,
коммуникативная функции.
Виды рефератов: репродуктивные
(реферат-конспект и реферат-резюме), продуктивные
(реферат-обзор, реферат-доклад).
Основные требования к реферату: точное
изложение взглядов автора; изложение всего
существенного; соблюдение единого стиля;
использование точного, краткого, литературного
языка; изложение в логической
последовательности; объем.
Структурные компоненты реферата
и их целевое назначение
Реферирование как интеллектуальный
творческий процесс – основные этапы работы над
рефератом.
Речевые стереотипы реферата.
Практические занятия.
Аннотация. Систематизация и углубление
базовых понятий об аннотации. Виды аннотаций по
содержанию и целевому назначению: справочные
(характеристика текста без критической оценки), рекомендательные
(характеристика и оценка текста относительно
его пригодности для определенной аудитории,
адресного назначения); по полноте охвата
содержания: общие (характеристика текста в
целом с расчетом на широкую аудиторию), специализированные
(характеристика текста в определенных
аспектах с расчетом на узкий круг специалистов);
групповые (характеристика нескольких текстов,
близких по тематике).
Структура аннотации.
Речевые стандарты для составления аннотации.
Практические занятия.
Тема 9.
Статья как самостоятельное научное произведение
Основные этапы работы над статьей:
• Предварительный этап: ответы на вопросы (для
себя): к какому выводу необходимо подвести
материал; что будет составлять содержание
работы; для чего пишется статья?
• Определение темы, ее анализ, составление
плана (тезисов). Размышление, обдумывание,
решение проблемы.
• Работа над первым вариантом статьи на основе
плана (тезисов). Последовательное изложение
мысли, доказательное рассуждение, правильный
выбор слов и грамотное составление предложений.
• Завершение работы, анализ текста,
совершенствование, исправление. Критическая
оценка результатов своей работы, поиск слабых
мест, ошибок и их исправление.
Структура статьи:
I. Вводная часть – обоснование темы, ее
актуальный, главный тезис (основное научное
положение).
Возможные пути подхода к теме: ретроспективный
обзор затрагиваемой темы; обоснование
необходимости рассмотрения темы с позиций
сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий
темы.
II. Основная часть – аргументация,
доказательства, факты, подтверждающие
выдвинутый тезис.
Раскрытие темы (индуктивно-дедуктивный или
дедуктивно-индуктивный способ изложения).
III. Заключительная часть – выводы,
подтверждающие или опровергающие выдвинутый
тезис.
Возможные варианты завершения: изложение
основной мысли в виде тезисов, выводы, указание
на актуальность и дальнейшее развитие проблемы.
Культура речевого оформления.
Практические, лабораторные занятия, семинары.
Тема 10.
Культура устного выступления.
Дискуссии, научные споры, диспуты, полемика
Общее понятие и специфические черты жанров
устного выступления. Основные требования к
культуре устного выступления. Риторические
навыки и умения. Логические, психологические,
этические и языковые приемы. Поведение
участников. Основные формально-логические
законы. Способы опровержения. Стандартные
обороты речи.
Практические занятия.
Тема 11.
Словари, справочная литература и их
информативные возможности
Понятие о лексикографии как науки. Типология
словарей. Использование справочной литературы в
соответствии с ее назначением. Рациональные
способы чтения при работе со словарем и
справочной литературой (просмотровое,
сканирование, изучающее, ознакомительное).
Быстрое ориентирование в структуре словарных
статей и точное извлечение искомой информации.
Практические занятия.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и
искусство речи. Современная риторика.
Р/Д: Феникс, 1999.
2. Культура речи и стилистика. Программа для
10–11-х классов / Сост. Ю.С. Пичугов,
Т.А. Костяева, Т.М. Пахнова. М.: Просвещение, 1994. С.
18–19.
3. Колесникова Н.И. От конспекта к
диссертации: Учебн. пособие по развитию навыков
письменной речи. М.: Флинта-Наука, 2002.
4. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная
речь: Учебн. пособие для учащихся
10–11-х классов и абитуриентов. М.: Флинта-Наука, 1998.
5. Программы для 8–9-х классов с углубленным
изучением русского языка, а также для гимназий и
лицеев гуманитарного профиля. (Часть II. Русская
речь: Лингвистика текста. Стилистика. Культура
речи) / Сост. В.И. Капинос. М.: Просвещение, 1992. С.
97.
6. Стилистика русского языка (для 10–11-х классов
школ с углубленным изучением русского языка / С.С.
Вартапетова. М.: Дрофа, 1999. С. 166–185.
7. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной
деятельности и оформление ее результатов (для
студентов и аспирантов). М.: Изд-во АПК и ПРО, 2001.
8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А.,
Николина Н.А. Русский язык для
студентов-нефилологов: Учебн. пособие. 7-е изд.,
испр. М.: Флинта-Наука, 2002.
9. Шустрова Л.В. Практическая стилистика
русского языка: Учебн. пособие для учащихся
гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М.:
Новая школа, 1994.
10. Чижова Т.И. Основы методического обучения
стилистике в средней школе. М., 1987.
Источники, которые окажут преподавателю
практическую помощь в раскрытии содержания темы
10:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая
риторика: Учебн. пособие для вузов. Р/Д: Март, 2002.
Михайличенко Н.А. Риторика: Учебн. пособие
для учащихся гимназий, лицеев и школ
гуманитарного профиля. М.: Новая школа, 1994.
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и
слово: Учебн. пособие для 10–11-х классов.
М.: Просвещение, 1996.
Т.И. ПАВЛОВА,
Ростовский институт
повышения квалификации,
г. Ростов-на-Дону |