Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Основы журналистики

Экспериментальная программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в нашей программе «Основы журналистики».

Настоящая программа рассчитана на три года: 432 часа по 4 часа в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13–16 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных школах.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.

Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

1) cвободная творческая дискуссия;

2) ролевые игры;

3) выполнение творческих заданий;

4) активные методы формирования системы общения;

5) практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 10–15 человек:

1-й год обучения – 15 человек;

2-й год обучения – 10–12 человек;

3-й год обучения – 6–8 человек.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Развивающие:

развитие образного и логического мышления;

развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

– самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

– семинары-практикумы по изученной теме;

– творческие конкурсы;

– публикации.

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:

1-й год обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);

– самостоятельная творческая работа;

2-й год обучения – проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;

– конкурс творческих работ;

3-й год обучения – публикация в прессе или творческом альманахе учебной группы.

Конечные результаты:

– умение построить устное и письменное сообщение;

– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Программой предусматривается возможность выдачи сертификата об окончании курса.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

– разработки по темам;

– карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

– тематический материал периодической печати;

– справочники;

– словари;

– наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации.

Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, компьютер.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Тема Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
1 Вводное занятие 2  
2 Журналистика как профессия 8 6
3 Функции журналистики 5 4
4 Требования к журналисту 4 2
5 История российской журналистики 12 6
6 Формирование жанров журналистики 12 8
7 Развитие отечественной журналистики 12 4
8 Язык журналистики 6 6
9 Профессиональная лексика 8 6
10 Жанровые особенности журналистики 6 4
11 Стилистические фигуры речи 4 4
12 Стилистические фигуры в тексте 6 5
13 Итоговое занятие   4
  Итого 85 59
  Всего

144

Второй год обучения

Тема Практика
(количество часов)
Теория
(количество часов)
1 Вводное занятие 2 C
2 Роль и значение прессы в современном мире 4 2
3 К омпозиция материала 8 6
4 Основные типы построения текста 5 4
5 Анализ газетных и журнальных публикаций 2 6
6 Различные виды сбора информации 8 6
7 Малые жанры журналистики 12 8
8 Интервью – особенности жанра 12 4
9 Роль статьи в публицистике 6 4
10 Виды репортажа 8 6
11 Очерк – близость к малым формам художественной литературы 6 4
12 Сатирические жанры публицистики 6 4
13 Особенности работы журналиста в печатных изданиях 6 5
Итого 85 59
Всего 144

Третий год обучения

Тема Практика
(количество часов)
Теория
(количество часов)
1 Информационные жанры 18 12
2 Газетный язык и авторский почерк 18 10
3 Этика и мораль. Поступок и мотив 18 10
4 Эстетика. Театр и кино. Направления и школы 18 10
5 Аналитические и художественные жанры Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы 18 12
  Итого 90 54
  Всего

144

1. Журналистика как профессия.

Функции журналистики:

– информационная;

– коммуникативная;

– выражение мнений определенных групп;

– формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования к журналисту:

– компетентность;

– объективность;

– соблюдение профессиональных этических норм;

– глубокие знания в области литературы, философии и др.;

– владение литературным языком.

2. История российской журналистики.

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике.

А.С. Пушкин-публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналистской этики.

Развитие жанра фельетона – И.Ильф, Е.Петров.

Задания. Напишите репортаж «Моя Москва».

Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3. Язык журналистики.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.

Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать».

4. Стилистические фигуры речи.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

5. Композиция материала.

Юнкоры берут интервью у Л.П. Кезиной
Юнкоры берут интервью у Л.П. Кезиной

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

6. Жанры журналистики.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала.

Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора.

Напишите:

– Заметку «Мой сверстник в XXI веке»: репортаж спортивного соревнования; хронику «События дня».

– Путевые заметки «Наше путешествие».

– Возьмите интервью у преподавателя.

– Напишите очерк о друге.

7. Особенности работы журналиста
в печатных изданиях, на радио и телевидении.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под. ред. проф. Я.Н. Засурского.

2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

4. Н.Б.  Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью. М., 1990.

5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

6. Л.И.  Маленкова. Человековедение. М., 1993.

7. Д.Э.  Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

8. В.В.  Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

В.А.  ЗАМБРЖИЦКАЯ,
руководитель студии
«Юный журналист»,
Московский городской дворец
детского (юношеского) творчества,
г.  Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru