ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
КНИГА О РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
при профильном обучении
Обращение к образцовым текстам
Недавно увидела свет книга нашего
постоянного автора Т.М. Пахновой «Русский
язык. Комплексная работа с текстом:
дидактические материалы (профильное обучение)».
М.: Айрис-Пресс, 2006. Она имеет прямое отношение к
теме настоящего номера – профильному обучению
русскому языку, поэтому мы решили представить
книгу с разных точек зрения, дав слово читателям,
автору и самой книге.
В одной из своих статей Т.М. Пахнова приводит
слова М.Пришвина о «некоторой дозе целебной
речевой воды», которую «на сон грядущий»
принимал писатель, перечитывая произведения
классиков. С уверенностью могу сказать, что
«отделаться от словесной отравы», которая
окружает нас ежедневно, мне и моим ученикам
помогают книги Татьяны Михайловны. И последняя
из них о комплексной работе с текстом при
профильном обучении – удачное дополнение к уже
изданным.
«Целебными источниками нашего русского языка»
в этой книге стали тексты В.Распутина,
А.Солженицына, Д.Гранина, С.Аверинцева, Е.Богата,
Д.Лихачева, Л.Озерова, Ю.Казакова, В.Астафьева и
других авторов, известных и неизвестных
читателям. В отборе речевых образцов и
расположении их в пособии обнаруживается забота
методиста о максимальной помощи учителю и
ученику, поставившим перед собой задачу не
столько готовиться к экзаменам, сколько
«развивать свою речь и углублять знания о
русском языке, о литературе, о культуре».
Повышенной мотивацией к углубленному изучению
русского языка обладают ученики гуманитарных
классов. Книга Пахновой, адресованная именно
таким ученикам, – это материал для размышлений
как для них, так и для учителя. Заинтересованные в
«общении, диалоге с текстом» учащиеся под
руководством учителя не останутся равнодушными,
например, к фрагменту статьи Д.Гранина
«Священный дар» – о понимании публицистом и
писателем значения слова гений. Этот текст и
предложенные задания к нему могут послужить
основой сценария урока, завершающего разговор об
одной из маленьких трагедий А.Пушкина – «Моцарт
и Сальери». И так каждое речевое произведение
пособия не может не оставить отклик в душе
творческого учителя. Под речевым произведением в
пособии понимается не только текст, но и комплекс
вопросов и заданий, направленных на осмысление
содержания текста, на внимание к живой сущности
слова, к взаимодействию лексики, фонетики,
морфологии и синтаксиса в тексте, т.е. на внимание
к «языку в действии».
Собранные с чувством глубокой любви к языку
тексты о поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова,
Ф.Тютчева, А.Ахматовой, С.Есенина, А.Твардовского
и Н.Рубцова; о языке современности и вкладе В.И.
Даля в сохранение и развитие «живаго
великорусскаго языка»; о взаимосвязи истории и
литературы; о живописи и культуре в целом – всего
не перечислить – вдохновят на создание уроков
русского языка такого творческого учителя,
который готов к постепенному, очень нескорому, но
успешному и надежному процессу развития речи
своих учеников. А значит, и духовному их развитию,
которое не позволит им окружать себя «словесной
отравой», а приучит к постоянному общению с
«целебными источниками нашего русского языка».
Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА,
г. Москва |