ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
О НОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ
Учителя-словесники часто обращаются к книгам
этого методиста. Почему? Автор отобрал
интересные тексты, с помощью которых учителю
русского языка удается привлечь внимание
учеников. Работа с ними позволяет развивать
языковую, лингвистическую, культуроведческую
компетенцию старшеклассников. Последняя книга
Татьяны Михайловны Пахновой «Русский язык.
Комплексная работа с текстом. Дидактические
материалы» вышла в серии «Профильное обучение» и
полезна не только для учеников профильных
классов, но и для учителей, работающих в
предпрофильной школе.
Некоторые задания книги отмечены специальными
значками: это задания культуроведческой
направленности и упражнения для уроков
интеграционного типа. Блок упражнений (тексты
15–21) объединяют два предмета – историю и
литературу. Автор пособия предлагает читателям
задуматься над сходством и различием взглядов
историка и поэта. С этой целью предлагается
работать с текстами – источниками литературных
произведений таких мастеров художественного
слова, как А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Блок,
Н.Карамзин. Ряд текстов посвящен анализу
творчества великих русских художников –
Константина Васильева (тексты 103, 105, 114), Михаила
Нестерова (текст 110). Интересны тексты о поэтах и
писателях – С.Орлове, А.Ахматовой, А.Кушнере,
В.Шукшине, С.Есенине. Нам кажется, что очень
полезны задания текста 9: впервые в методике
преподавания русского языка ученикам
предлагается произвести культуроведческий
анализ текста. Благодаря выполнению этого
задания ученику станет доступен «внутренний мир
текста», появится возможность восполнить знания,
обратившись к словарям, справочникам, и показать
свою компетентность в вопросах, связанных с
проблематикой текста.
Кроме того, пособие учит старшеклассников
работать самостоятельно: раздел «Проверяем
себя» поможет проконтролировать правильность
выполнения задания.
Н.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с
друзьями» писал о том, что «обращаться со словом
нужно честно. Оно есть высший подарок Бога
человеку». Работая с текстами нового пособия
Пахновой, старшеклассники учатся такому
отношению к слову.
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Т.М. ПАХНОВА
Рассказывает автор
Текст в профильном обучении: от
практики – к теории
Главная
задача обучения русскому языку в классах
гуманитарного (филологического) профиля – это
развитие филологических способностей
старшеклассников, умения анализировать текст,
понимать его содержание, языковые особенности, и
создавать свои высказывания в устной и
письменной форме. Как этого достичь? Каково
соотношение теории и практики при углубленном
изучении русского языка в 10–11-х классах? Обычный,
привычный путь: от теории (от объяснения учителя,
от изучения параграфа в учебнике) – к
практической деятельности (к выполнению
упражнений, к сочинениям, изложениям). Как
отмечает М.Р. Львов, «путь этот
малоэффективен», другая же модель: от практики
(от речевой деятельности) – к теории (к
овладению нормами, культурой речи) – может быть
высокоэффективной. При этом ученый отмечает, что
реализовать такой подход очень трудно...
А если попробовать? Анализ учебников, учебных
пособий, опыта работы лучших
учителей-словесников – все это вселяет надежду,
что такой подход можно осуществить. Главная
трудность состоит в отборе текстов и заданий к
ним. Далеко не любой текст может выдержать
«нагрузку» пристального внимания к каждому
слову, обеспечивая возможность именно на основе
этого одного текста выполнять задания, связанные
и с речеведческим, и с филологическим, и с
лингвистическим анализом, и с повторением
основных разделов школьного курса русского
языка (включая орфографию, пунктуацию), и с
подготовкой к разным видам итоговой аттестации
(к сочинению, изложению, к ЕГЭ)... Наконец, далеко
не каждый текст (пусть в нем много «интересных»
орфограмм и пунктограмм) интересен для
старшеклассников, вызывает «отклик», желание
написать о нем, сравнить, сопоставить его с
другими текстами, увидеть его интертекстуальные
связи, ощутить его как часть бесконечности
пространства текстов, пространства культуры.
Целенаправленный отбор текстов и заданий к ним
создает на уроке такую речевую среду, когда
работа с текстом, диалог с ним (а также диалог
учитель – ученик, ученик – и другой ученик, текст
– другой текст) становится главным событием
на уроке, событием, влияющим на речевое, духовное
развитие ученика. Еще Л.В. Щерба говорил о роли
текстов – «безукоризненных образцов», о
важности «всестороннего (языкового и
литературного) анализа разнообразных
литературных образцов». Такие образцы мы
находим, обращаясь не только к произведениям
русской классической литературы, но и к текстам,
которые служат образцами анализа поэтических,
прозаических произведений – к «текстам о
текстах». Эти «тексты о текстах» (отрывки из книг
филологов – литературоведов, лингвистов, – из
статей, заметок, записных книжек писателей,
рассказывающих о своем читательском опыте)
показывают образцы того, как с помощью слова
можно выразить не только мысли, но и чувства
(отношение, оценку), передать свое
субъективно-личностное понимание
художественного текста (ведь процесс восприятия
текста, как писал С.С. Аверинцев, «неизбежно
субъективен»).
Все, о чем мы размышляем, имеет отношение к
процессу обучения старшеклассников как на
профильном, так и на базовом уровне. Каковы же
особенности именно профильного обучения? Путь от
практики – к теории в профильных классах
может быть осуществлен более последовательно,
как организация творческой, исследовательской
деятельности учащихся не только под
руководством учителя, но и работы самостоятельной
(результаты такой работы обсуждаются на
уроках-семинарах). Практика – это речевая
деятельность, связанная с восприятием,
пониманием текста (в процессе комплексной работы
с ним), а также с созданием собственных речевых
произведений (сочинений, докладов, сообщений).
Тексты, являясь «сферой функционирования
языковых единиц разных уровней», дают
возможность обобщить, систематизировать знания
о языковой системе, полученные в 5–9-х классах, не
только углубить их, но и расширить (ведь мы
анализируем не адаптированные тексты: ученики
работают с теми образцами, в которых язык
представлен во всем богатстве его проявлений).
Особое внимание в гуманитарных классах –
анализу поэтических произведений: глубокое
понимание поэзии – это всегда творчество, это –
развитие, совершенствование языковой интуиции,
чувства слова (без чего невозможен процесс
изучения языка, процесс филологического
образования!)*.
Интерес к слову, понимание его «живой
сущности», его способности к «преобразованию
значений», его смысловой гибкости, динамичности
– все это особенно успешно развивается, если
ученики занимаются сопоставительным анализом
текстов на близкие темы, сравнением «внешне
сходного, но различного по сути». Для этого
предлагаем тексты одного автора (например,
разные редакции одного стихотворения), тексты
разных авторов, разных стилей, сопоставление
поэтического и прозаического текстов. Путь «от
текста – к тексту», постижение бесконечности
пространства текста – это путь творчества.
В процессе анализа текстов ученики постигают и теорию,
получают некоторые знания из области
лингвистики текста: о признаках текста как
речевого произведения, о способах и средствах
связи между предложениями; о том, как начать
текст, абзац (о типах зачинов); о том, как его
завершить (так, чтобы конец перекликался с
началом), о выразительных средствах языка, о
ключевых словах, об интонации текста как единого
целого... И эти знания приходят к ученикам в
процессе исследовательской работы, они получают
их как результат этой работы, как
самостоятельное открытие. А только потом они
прочитают об этом в параграфах учебников,
справочниках, в энциклопедиях.
Возможности творческой работы с текстом в
профильных классах расширяются в процессе
занятий по программам различных элективных
курсов. Помочь учителю организовать творческую,
исследовательскую деятельность на основе текста
на уроках и на занятиях элективных курсов – одна
из задач моей книги «Русский язык: Комплексная
работа с текстом (профильное обучение). М.: Айрис,
2006.
* См. лекции М.В. Панова: публикация в газете
«Русский язык» № 19, 20, 21/2006. |