Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2007

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Слово – самой книге

Тексты для комплексного анализа
(Из нового пособия Т.М. Пахновой)

I. Прочитайте отрывок из воспоминаний о Владимире Набокове. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.

В. Набоков
В. Набоков

...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам – их было пять или шесть – в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму.

Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям.

«На небосводе русской литературы, – объявил он, – это Пушкин!»

Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария.

«Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала...

«Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа.

Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: «Бам!». Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» – прогремел Набоков.

(А.Аппель)

1. Сделайте вывод, о каких особенностях Владимира Набокова как лектора говорит эпизод из воспоминаний его друга и ученика Альфреда Аппеля.

2. Докажите, что это текст-повествование.

3. Какие особенности творчества русских писателей XIX века проиллюстрировал Набоков, используя во время лекции столь необычный прием? Какова роль в тексте антонимов: свет тьма?

4. Выпишите из текста глаголы. Почему в тексте так много глаголов? Какие грамматические признаки являются общими для всех глаголов? Как это связано с тем, что данный отрывок – это текст-повествование?

5. Какие глаголы используются в предложениях с прямой речью? Запишите ряд синонимов (в том числе контекстуальных), которые обычно встречаются в предложениях с прямой речью.

6. Охарактеризуйте роль в тексте глаголов, наречий, числительных, прилагательных.

7. Какова роль восклицательных предложений, конструкции с прямой речью? Можно ли использовать, передавая высказывания Набокова, предложения с косвенной речью?

8. Подготовьтесь к изложению. Объясните орфограммы.

9. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием. Имена каких русских писателей-классиков назвали бы вы, чтобы проиллюстрировать мысль о том, что без их творчества мир «погрузился бы во тьму»? Докажите, что слова, входящие в тематическую группу «Свет», являются ключевыми для многих произведений русской литературы.

II. Прочитайте отрывок из выступления Александра Солженицына на круглом столе Российской академии наук. А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чем сказал писатель? Что бы вы сказали? Напишите об этом.

А. Солженицын
А. Солженицын

(1) Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения придерживаюсь. (2) Двух. (3) Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.

(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.

(7) В XIX веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь XX век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Озаглавьте текст. Выпишите ключевые слова.

3. Объясните значения слов иллюзия, пресыщение.

4. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Культура и цивилизация – это не одно и то же.

б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.

в) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.

г) XX век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.

5. В каком слове все согласные звуки глухие?

а) Врасплох;

б) культура;

в) вся;

г) век.

6. Выпишите из текста страдательное причастие прош. вр. Как оно образовано?

7. Сравните: чем различаются слова однако в двух последних предложениях (9 и 10)?

8. Какими примерами из текста можно подтвердить правописание приставок: а) на и ;
б) пре-, при-?

9. В предложении 8 замените обособленные определения придаточным предложением. Составьте схему сложноподчиненного предложения.

III. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из стихотворения и письму по памяти. Объясните орфограммы и пунктограммы. Расскажите о средствах художественной выразительности, используя примеры из заключительной части стихотворения М.Волошина «Дом поэта» (1926) и опираясь на cледующие понятия: сравнение; метафора; парцелляция.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи. Произведите фонетический разбор одного из рифмующихся слов.

2. Выполните на материале текста разные виды разбора.

3. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а) Парус;

б) земля;

в) море;

г) память.

4. Произведите разбор словосочетаний песня волн, далекий парус, шумящих на просторе, люби парус.

5. Укажите односоставные предложения, их тип и роль в тексте.

IV. Докажите, что это текст публицистического стиля.

М. Волошин
М. Волошин

(1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло.4 (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.

(4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора5, а физическая реальность... Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат3 не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного3 и услышанного. (6) Вот почему,7 интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони5 очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

(М.Миронова)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова.

3. Озаглавьте текст.

4. Объясните значения слов мерило, всуе, богослов.

5. Подберите синонимы к слову интуитивно.

6. Из предложений (2) и (3) выпишите антонимы.

7. * Какова роль в тексте предложения (1)?

8. Укажите средства связи между предложениями в тексте.

9. Из предложений (5) и (6) выпишите причастия и деепричастия.

10. Выберите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова,

а) были созданы замечательные произведения русской классики;

б) добро сможет победить зло;

в) происходит выбор между добром и злом;

г) человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

V*. Подготовьтесь к выразительному чтению.

«Шел в комнату, попал в другую».
Припомню фразу дорогую –
И сразу станет веселей3.
И жаль нам Чацкого, но в ней
Такая прелесть: слава богу,
Что было «Горе от ума».
Как будто потерял2 дорогу
Молчалин: как же, снег и тьма1!

И забываюсь понемногу,
И даже нравится зима. <...>
И стих похож на весть благую.
Умрем – и Богу скажем вдруг:
«Шел в комнату, попал в другую».
И где смятенье? Где испуг?
Наградой будет нам улыбка.
Какая радость, благодать!
Что это? Слышится6 то скрипка,
То фортепьяно, так сказать.
А мысли мрачные – ошибка.
Идти сквозь снег, любить опять.

(А.Кушнер)

1. Какой смысл имеет цитата из комедии Грибоедова «Горе от ума», став крылатым выражением?

2. Какие имена, слова, употребленные в стихотворении, связаны с комедией «Горе от ума»?

3. Укажите односоставные предложения, которые употребляются в стихотворении. Определите их тип.

4. Произведите разбор словосочетаний скажем вдруг, благая весть, припомню фразу, любить опять, какая благодать, забывать понемногу.

5. Запишите афоризмы, которые пришли в нашу речь из комедии Грибоедова.

6. Напишите сочинение на одну из тем:

– Мой любимый афоризм из комедии «Горе от ума».

– Особенности языка комедии «Горе от ума».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru