ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
Задачи по русскому языку
1. Ниже приводятся толкования трех слов по
«Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
Попытайтесь определить, что это за слова. Чем
объясняются возникающие при этом трудности?
A. Находиться в неподвижном положении, при
котором туловище опирается на что-н. нижней своей
частью, а ноги согнуты или вытянуты.
Б. Выражающие полноту удовольствия, радости,
веселья или иных чувств отрывистые характерные
звуки, сопровождающиеся короткими и сильными
выдыхательными движениями.
В. Жидкость, получившаяся в результате
растворения твердого, жидкого или газообразного
вещества в жидком веществе.
2. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина есть такие
строки:
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор.
Что такое или кто такие автомедоны? Что
вам напоминает это слово? И почему версты
мелькают, как забор?
3. Известный роман американского писателя Майн
Рида в оригинале называется «The Headless Horseman», т.е.,
буквально, «Безголовый всадник». Но принято его
название переводить как «Всадник без головы».
Почему?
4. Что означает выражение Лиха беда начало!?
5. В известной русской сказке старик просит
старуху испечь ему колобок, а та отвечает: «Да из
чего испечь-то? Муки нет». Тогда старик советует:
«А ты по амбару помети, по сусекам поскреби –
глядь и наберется». Что такое сусеки? На
основании чего вы придаете этому слову то или
иное значение?
6. В русских названиях месяцев «зашифрованы»
некоторые латинские числительные. Какие именно?
И почему их значение не совпадает с принятой у
нас нумерацией месяцев?
7. Сравните между собой значения глаголов,
образующих следующие пары: смеяться – смешить,
просыпаться – будить, умирать – убивать, бояться
– пугать, сердиться – злить, печалиться –
огорчать.
Ответьте: какое слово в паре – первое или
второе – обладает более сложным значением? Чем
различаются значения членов пары? Найдите пару
для следующих глаголов: гулять, есть (‘кушать’),
переживать, засыпать, задуматься.
8. В «Айболите» Корнея Чуковского есть такие
строки:
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?» –
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
алярия и бронхит!»
Что за болезнь – холерина? Не ошибся ли
писатель? Или он просто придумал это слово «для
рифмы»?
9. (Задача-шутка) Что общего, с точки зрения
языка, между родителями и тапочками?
10. В прошлом веке в среде младшеклассников имел
хождение такой пример:
– Степка, хочешь щец?
– Фу!
Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу
запоминали?
Ответы на задачи
1. В условии задачи приводятся толкования
следующих слов: А. сидеть, Б. смех, В. раствор.
Нахождение этих лексем связано с
определенными трудностями. Во-первых, для
человека вообще непривычен путь от толкования слова
к самому слову – на этом основываются
лингвистические задачи типа кроссвордов.
Во-вторых, в значении слова важную роль может
играть чувственное представление о
соответствующем явлении, и тогда это значение
легче связать с образом (например, зрительным),
чем описать словами. В-третьих, один и тот же
смысл может воплощаться в разных словах (на этом
основано явление синонимии), и это тоже
затрудняет выбор конкретной лексической
единицы.
2. Слово автомедон А.С. Пушкин употребил в
значении ‘ямщик’. При этом присутствует ирония,
потому что изначально Автомедон – имя
возницы царя Ахилла в поэме Гомера «Илиада».
Нам же словоформа автомедоны напоминает
какое-нибудь автомобили, и это не случайно,
потому что первая часть этих слов общая:
древнегреческий корень auto – со значением
‘сам’.
Верста в приведенной цитате означает не
‘расстояние, примерно равное километру’, а –
‘столб, отмечающий такое расстояние’ (столбы-то
и мелькают в глазах).
3. Название романа Майн Рида принято переводить
как «Всадник без головы», а не как «Безголовый
всадник», потому что слово безголовый имеет в
русском языке и вторичное (переносное) значение,
в данном случае совершенно не нужное: ‘глупый,
беспамятный’.
4. Лиха – краткая форма от прилагательного лихой,
которое когда-то в русском языке имело много
значений, в том числе и ‘плохой, злой’.
Сочетание лиха беда встречается и вне
приведенного контекста; оно означает ‘стоит
только’ (сделать что-то), например: лиха беда
остаться одному... и т.п.
Лиха беда начало значит ’трудно только
начать’: этим выражением говорящий подбадривает
себя или своего собеседника в начале какого-то
нового или трудного дела.
5. Сусек – ныне забытое слово, обозначавшее
большой ящик (ларь) или отгороженное место в
амбаре, в котором хранилось зерно. Читатель (или
слушатель) сказки догадывается об этом значении,
во-первых, потому, что, судя по контексту, в
сусеках должно храниться зерно (мука), а
во-вторых, рядом с сусеками упоминается амбар –
значит, это что-то близкое...
6. Месяцы, названия которых образованы от
числительных латинского языка, это сентябрь (девятый
месяц в нашем календаре), октябрь (десятый), ноябрь
(одиннадцатый) и декабрь (двенадцатый). В
латыни septem значит ‘семь’, octo –
‘восемь’, novem – ‘девять’, decem –
‘десять’. «Сдвиг» в нумерации объясняется тем,
что у древних римлян год начинался с марта.
7. Во всех приведенных парах глаголов – смеяться
– смешить, просыпаться – будить, умирать –
убивать и т.д. – первое слово обозначает
состояние, а второе – действие, приводящее к
этому состоянию. Значение второго глагола везде
сложнее: оно, по сравнению со значением первого
слова, включает в себя компонент ‘делать так,
чтобы кто-то...’. В лингвистике такие глаголы
называют каузативными. Каузативной парой к гулять
будет выгуливать, к есть (‘кушать’) – кормить,
к переживать – расстраивать, к засыпать
– убаюкивать, к задуматься – озадачить.
8. Существует опасная болезнь холера. Медики
придумали также слово холерина доя
обозначения острого расстройства желудка, по
внешним признакам сходного с холерой. Так что
Корней Чуковский не сам выдумал это слово, а
просто использовал его среди прочих названий
болезней, имеющих в своем составе формант -ина.
9. Оба существительных – и родители, и тапочки
– обозначают парные предметы, а потому чаще
употребляются в форме множественного числа, чем
единственного.
10. Искусственное высказывание – Степка,
хочешь щец? – Фу! – младшеклассники
использовали для того, чтобы усвоить перечень
глухих согласных русского языка – все они (без
разделения на твердые и мягкие) присутствуют в
этой фразе.
Б.Ю. НОРМАН
г. Минск |