ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
170 лет со дня гибели А.С. Пушкина
Пушкинские «Стансы»
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,
1829 г.)
и стоическая философия смерти
Определенное представление о философии
стоицизма было, вероятно, у любого светски
образованного человека пушкинской эпохи.
В России в середине XVIII века появились первые
переводы всех трех позднестоических авторов:
моралистические трактаты и «Нравственные письма
к Луцилию» Сенеки Младшего, «Рассуждения»,
«Руководство» и «Апофегмы» Эпиктета и записки
Марка Аврелия. В конце XVIII и в первой половине XIX
века Сенеку, Эпиктета и Марка Аврелия читали в
основном по-французски. «Стоическая мудрость»
доходила до читателей и опосредованно – через
популярные пересказы, афоризмы и анекдоты, в
изобилии печатавшиеся в русских журналах того
времени. Многие постулаты стоической философии
(так называемые «основоположения») работали
одновременно как этические правила и как
психотерапевтические средства: они помогали
справляться со страстями, мужественно принимать
неожиданные повороты судьбы и находить счастье в
сознании собственной добродетели. Стоическое
самосовершенствование основывалось на
методической работе разума, неустанных духовных
упражнениях, позволяющих следовать путем добра
без внешних вожатых и внешней узды.
***
Известно,
что Пушкин был знаком с творчеством по крайней
мере двух из трех позднестоических авторов. Идеи
и положения философской школы стоицизма,
безусловно, обнаруживаются в его стихотворении
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», или «Стансы».
(Для удобства мы будем употреблять заглавие
стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»,
поставленное при первой публикации в
«Литературной газете» (1830); при подготовке к
изданию собрания стихотворений 1832 года заглавие,
фигурировавшее в цензурной рукописи в двух
вариантах – «Стансы»/«Станцы», – было снято в
основном корпусе, но осталось в оглавлении.)
В основе стоической этики лежит принцип
неустанного душевного самоконтроля, бодрости и
присутствия духа. Стоик стремится постоянно
держать в уме основные постулаты (так называемые
«основоположения») своей философии, «ими
руководствоваться, без них не ложиться спать, не
вставать, не пить, не есть, не сходиться с людьми»
(Эпиктет). Верность основоположениям он
сохраняет в любой ситуации: «Возьми меня, брось
меня, куда захочешь, повсюду мой дух останется
спокойным и мирным, довольным тем, что он владеет
собой и может действовать согласно своей природе
и своему долгу» (Марк Аврелий). Он не допускает
душевной праздности, отдавая свободное время
духовным упражнениям, которым не помеха «ни
холод, ни зной, ни старость» (Сенека). Избегая
рассеяния, он сторонится толпы и не боится
оставаться «наедине с собой» (одно из названий,
закрепившихся за записками Марка Аврелия):
«Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим
собой беседуй, и не прячься в хоре» (Эпиктет). Если
же уединение невозможно, он находит убежище
«внутри себя» (Марк Аврелий); «Тогда и уходи в
себя, когда тебе приходится быть в толпе»
(Сенека).
Образ человека, остающегося «наедине с собой»
посреди окружающей его суеты, дан в первой,
экспозиционной строфе «Стансов»:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Тема сосредоточенного размышления проходит
через весь пушкинский текст, опираясь на
троекратное повторение: «Я мыслю: патриарх
лесов…»; «Уже я думаю: прости!»; «Привык я думой
провождать».
Во второй строфе назван предмет этих
размышлений – идея неизбежности смерти:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Открывающая внутренний монолог героя формула
«я говорю» напоминает прием разговора с самим
собой. Молчаливая беседа с самим собой (так
называемый soliloquium) занимает важное место в
стоической практике: ведя ее, стоик добивается
упорядочения внутренней речи, проверяет свою
верность основоположениям и проникается ими. У
Марка Аврелия о ней напоминают частые вводные
фразы: «Следует говорить себе утром, когда
встаешь ото сна...»; «Говори себе также...»; «О
каждом деле, за которое берешься, спрашивай
себя...».
Не
только способ организации внутренней речи героя
«Стансов», но и сам предмет ее может быть связан
со стоицизмом: размышление о неизбежности смерти
входит в стоическую психотехнику
«предрассуждения о невзгодах» (praemeditatio malorum), цель
которой – подготовить человека к возможным
ударам судьбы, и прежде всего к смерти. «Пусть
смерть, ссылка и все, что представляется
ужасающим, будут перед твоими глазами каждый
день; особенно смерть; и у тебя никогда не будет
никакой низкой мысли и никакого чрезмерного
желания» (Эпиктет).
Чтобы понять закономерную неизбежность
индивидуальной смерти, стоики учат
рассматривать ее на фоне конечности всего
сущего: «Взгляни, как скоротечно время, подумай,
как коротко ристалище, по которому мы бежим так
быстро, посмотри на весь человеческий род, единым
сонмом, с самыми малыми промежутками, – хоть
порой они и кажутся большими, – поспешающий к
одному концу: тот, кого ты считаешь погибшим,
только предшествует тебе. <…> Все мы связаны
общим уделом: кто родился, тому предстоит
умереть» (Сенека); «Все, что ты видишь, скоро
погибнет. Те, кто увидит, как оно гибнет, скоро
погибнут и сами» (Марк Аврелий). Этот же комплекс
мотивов обнаруживается в процитированной выше
второй строфе «Стансов». Отметим, что строка «И
сколько здесь ни видно нас» перекликается с
риторическими формулами «Размышлений»: «ничто
из того, что ты видишь»; «то, что ты видишь»; «все
то, что ты видишь» (Марк Аврелий); ср. также «Мы все
сойдем под вечны своды» (вар.: «Мы все сойдем в
подземны своды» – III, 790) и «Всех нас скоро покроет
земля...» (Марк Аврелий).
В аврелианском варианте медитации о смерти
особую роль играет мотив зрения: философ
специально «настраивает» взгляд, приучая себя
повсюду находить знаки скорого и неизбежного
распада: «О каждом из окружающих тебя предметов
помышляй вначале, что он уже распадается, что он
изменяется, разлагается и исчезает; наконец, что
в нем столько же жизни, сколько и смерти».
Мотив зрения, связанный с идеей предвидения
смерти, много раз повторяется в черновиках
«Стансов» и входит в окончательный текст:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Но в окружающем мире герой Пушкина ищет не
признаки распада, а свидетельства краткости
собственной жизни. Это позволяет ввести в текст
«Стансов» устойчивую тему стоической медитации
– тему неизбежности забвения: «Через малое
мгновение ты будешь не более, чем горсть праха,
скелет и имя, и даже не имя. Да и что такое имя? Шум,
звук» (Марк Аврелий).
Важную часть техники «предрассуждения о
невзгодах» составляют упражнения,
подготавливающие к потере близких. Эпиктет
советует: «когда ты испытываешь привязанность к
чему-то, то не относись к этому как к чему-то
такому, что не может быть отнято, но относись как
к чему-то такого рода, как горшок, как стеклянный
кубок, чтобы, когда они разобьются, ты, помня, чем
они были, не впадал в смятение. <…> Какое зло в
том, если, целуя дитя, пришептывать: “Завтра ты
умрешь”, так же другу: “Завтра или ты уедешь, или
я, и мы больше не свидимся”? – Но это зловещие
слова. – <…> А ты у меня зловещим называешь
слово, обозначающее такую-то природную вещь?
Называй зловещим и то, что сжаты колосья. Это ведь
обозначает гибель колосьев. Но не мироздания».
Ср. в «Стансах»:
Младенца ль милого ласкаю
(вар.: Ласкаю ль милого ребенка),
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
В
отличие от Эпиктета, пушкинский герой пророчит
скорую смерть не ребенку, а самому себе. Отметим,
что у Пушкина, как и у стоиков, ситуация прощания
с ребенком сопровождается утешительным
аргументом о неизбежной смене поколений как
части природного круговорота, который вводится
через растительный метафорический код
(тление/цветение – в «Стансах», жатва – у
Эпиктета).
Две следующие строфы перекликаются со
стоическим правилом постоянной готовности к
смерти: «Неизвестно, где тебя ожидает смерть, так
что лучше сам ожидай ее везде» (Сенека). С этим
правилом соединилась практика ежевечерней
исповеди-самоотчета, которую римские стоики
заимствовали у пифагорейцев: «Всем нам
неумолимая неизбежность судеб поставила некий
предел, но никто из нас не знает, близко ли он.
Настроим же душу так, словно мы дошли до конца,
чтобы всякий день быть в расчете с жизнью. <…>
Кто каждый вечер заканчивает дело своей жизни,
тому время не нужно» (Сенека).
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
Идея предугадывания судьбы также находит
соответствие в стоическом учении. Стоики верили
в гадание; это было частью их веры в промысел –
мировой разум, который является первопричиной
всего и определяет все, в том числе и
индивидуальную человеческую судьбу. Ни промысел,
ни судьбу нельзя изменить, поэтому главная
польза гадания в том, что оно позволяет
подготовиться к будущему и спокойно встретить
любые неожиданности.
Идея готовности к принятию своей судьбы
проходит через весь пушкинский текст, начиная с
первой черновой строфы:
Куда б меня мой <рок> <?> мятежной
Ни мчал по ...... земной –
Но мысль о смерти неизбежной
Всегда б<лизка> <?> всегда со мной
Здесь, как и в оставшейся в черновиках строке
«Куда б ни повела судьбина» (III, 787), использован
тот же образ человека, влекомого роком, что и в
знаменитых ямбах стоика Клеанфа, дошедших до нас
в передаче Сенеки и Эпиктета:
Властитель неба, мой отец, веди меня,
Куда захочешь! Следую не мешкая,
На все готовый. <…>
Покорных рок ведет, влечет строптивого.
Одновременно строка «Куда б ни повела
судьбина» является автоцитатой из стихотворения
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»,
1825):
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Поздние
стоики разделяли две родины – «малую», где
человек родился, и «большую», с которой он связан
разумным началом: «Два государства (res publicas)
объемлем мы душою: одно поистине общее (publica),
вмещающее богов и людей, где мы не глядим на тот
или на этот угол, но ходом солнца измеряем
пределы нашей гражданской общины, и другое, к
которому мы приписаны рождением» (Сенека). В
стихотворении «19 октября» Пушкин отказывается
от «большой» родины стоиков ради полемического
восхваления «малой».
Это же противопоставление судьбы, влекущей
человека по свету, и человеческой привязанности
к «родимому пределу» есть и в «Стансах»:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
Здесь герой единственный раз отказывается
принимать волю промысла. Стоический аргумент
против желания быть похороненным на «малой»
родине («бесчувственному телу равно повсюду
истлевать») и уступительная интонация всей
строфы только подчеркивают осознанность этого
отказа: понимая, что со стоической точки зрения
привязанность к месту погребения – неразумие и
слабость, герой не хочет от нее отступить. Это
нарушает правильный строй стоической медитации,
но одновременно и «оживляет» ее: описание
«предрассуждения о смерти» приобретает черты
индивидуального психологического опыта.
В
заключительной строфе «Стансов» узнается
стоический взгляд на смерть как на вечный
процесс обновления, часть гармонического
замысла природы: «Конец жизни – не более, чем
изменение. Так захотела всеобщая природа,
устроившая все так хорошо и так разумно»; «...это
всемирная природа управляет всем и, меняя и
переставляя по своей воле все эти частицы, делает
так, что мир остается вечно свежим и вечно юным. А
то, что полезно миру, всегда своевременно и
всегда прекрасно», а потому и встречать свою
смерть следует с радостным смирением: «…прожить
в согласии с природой то немногое время, что нам
осталось, а когда пробьет час ухода, уйти мирно и
кротко, как зрелая оливка, которая, падая,
благословляет выносившую ее землю и благодарит
породившее ее древо» (Марк Аврелий).
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
(Публикация подготовлена по материалам статьи
из кн.: Стих, язык, поэзия. М.: РГГУ, 2006.
Продолжение следует
Наталия МАЗУР |