Я ИДУ НА УРОК
8-й класс
«УМЕЙТЕ ОБРАЩАТЬСЯ
С ОБРАЩЕНИЕМ...»
Конспект урока по программе
под редакцией М.М. Разумовской
Тема: «Обращение как
культурно-лингвистический феномен».
Тип урока: итоговый урок по развитию речи.
Цели урока:
• обобщить и расширить знания учащихся по теме
«Обращение»;
• способствовать развитию речи учащихся;
• развить умения и навыки работы с поэтическим
текстом;
• познакомить с правилами речевого этикета.
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
(А.С. Пушкин. Кн. П.П. Вяземскому)
– Что делает эти строки не назидательными, а
нежными, душевными? (Обращение.)
У Пушкина обращение не только грамматическая
фигура, но и образец удивительной педагогики. Так
ли уж просто это обращение? Это мы и попытаемся
выяснить на уроке. А для начала вспомним, что
такое обращение, как отличить его от похожих
конструкций, как выделить на письме.
Задание 1 (выполняется на розданных листах
– лист № 1. Здесь см. Приложение 1).
Определите синтаксическую функцию выделенных
слов, при этом поставьте недостающие знаки
препинания и вставьте пропущенные буквы.
(Ученики объясняют знаки, орфограммы.)
– Что такое обращение?
– Какие бывают обращения?
– Какую роль может выполнять обращение в речи?
– Есть ли в этом предложении обращение?
Пушкин... Как загадочно и непонятно звучало для
меня тогда это имя.
(Нет, имя поэта здесь только называется,
говорящий не обращается к поэту, – это
именительный представления: нет информации, лишь
представление о предмете.)
Задание 2 (предложения на доске)
Обращение всегда стоит в именительном
падеже. А в каком падеже употреблены обращения в
следующих предложениях?
• Пойди, княже, с нами в дань. («Повесть
временных лет»)
• Милостивый государь батюшко!.. (Царевич
Алексей – Петру.)
• Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин)
В древнерусском языке был еще и звательный
падеж.
– Сколько всего было падежей? (7)
– Сейчас? (6)
– В каких языках, близких русскому, остался
звательный падеж? (Украинский, болгарский.)
– А что сопровождает обращение, когда мы его
произносим? (Особая звательная интонация.)
– Видно, что уроки лингвистики не прошли для
вас даром.
Задание 3
А какую роль играет обращение в этих строках
Пушкина?
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
Почему все предложения здесь заканчиваются
восклицательным знаком?
Обращение к неодушевленному лицу, отвлеченному
понятию, отсутствующему лицу (для усиления
выразительности) – особый прием, особая
стилистическая фигура – риторическое
обращение.
Проследим, как использовал этот прием С.А.
Есенин.
(Работа выполняется на листе № 2, см.
Приложение 2; читаем строки, находим обращения.)
– Какой темой объединены эти строки? (Природа,
родина.)
– Разделяет поэт эти понятия?
– Что помогает ему передать единство природы и
человека? (Риторические обращения.)
Автор любуется красотой этого мира, где можно
разговаривать с березами, обратиться с вопросом
к клену, за помощью – к ветру.
Ученики читают стихотворение С.Есенина «Сыплет
черемуха снегом...» (Лист № 3, см. Приложение 3)
Задание 4
Обращение к собеседнику – самый яркий (и
употребительный) знак, показывающий, что мы
начинаем общение. Вот почему в речевом этикете
обращению уделяется большое внимание.
– Как вы понимаете слово этикет? (Совокупность
правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям.)
– Из какого языка пришло слово? (Франц. –
etiquette.)
– Одинаково ли вы обратитесь к знакомому и
незнакомому собеседнику?
– От чего будет зависеть выбор обращения? (От
речевой ситуации, т.е. от стиля.)
– Как вы обратитесь к продавцу? Инспектору ГАИ?
К стоящему в проходе автобуса мужчине (женщине)? К
президенту?
Чаще других мы используем слова: мужчина,
женщина, товарищ, гражданин. До сих пор идут
дискуссии о том, какое слово лучше, не
приживаются у нас слова господин – госпожа,
сударь – сударыня. Почему, как вы думаете?
– Какую окраску приобретут обращения мамаша,
папаша, отнесенные не к родственным, а к
незнакомым людям? (Оттенок фамильярности,
просторечия.)
– А
какие обращения к незнакомым употребляются,
например, во французском языке? Обратитесь к
водителю. Продавцу. Женщине. Девушке. Президенту. (На
все случаи: мадам, мсье, мадемуазель.)
(Monsieur le President; Mademoiselle; Madame.../Mousieur...)
– Чем отличается обращение к знакомому
человеку? (Цель не столько привлечь внимание,
сколько выразить к нему свое отношение.)
Поэтому часто в роли обращений выступают
собственные имена. Замечали ли вы, как
многообразны эти обращения?
Задание 5
Образуйте формы от имени Елена.
(Елена, Лена, Леночка, Ленуся, Ленушка, Ленора,
Алена, Аленка – обратите внимание на суффиксы.)
– В какой речевой ситуации вы употребите эти
обращения?
– А возможно такое во французском языке? (Пренебрежительных
форм вообще нет, уменьшительно-ласкательно – Ma
petite; Mon petit; Mon cher; Ma cherie.)
Как на сложном музыкальном инструменте играем
мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям,
родственникам, прохожим... Мы выбираем ту или иную
тональность в сложном речевом потоке. И все это
богатство нюансов обеспечивают разнообразные
обращения, формы изменяющегося русского имени и
варианты имен. Такое многообразие средств
говорит о богатстве русского языка.
А ведь есть еще обращение по имени-отчеству –
наша специфичная форма обращения к знакомым.
– Когда мы обращаемся по имени-отчеству? (Это
знак особого уважения к человеку.)
Задание 6
На доске записаны отчества. Запишите сочетания
имени и отчества и прочитайте.
Иванович – Иван(ыч)
Алексеевич – Алексе(ич)
Николаевич – Никола(ич)
Андреевна – Андре(вн)а
Никитична – Никит(ишн)а
Михайловна – Мих(алн)а
Такое стяжение является нормой.
– В каком стиле? (Разговорном.)
Именно четкое произношение отчества сразу
обнаружит иностранца.
Подведение итогов
Не все тайны обращения мы сегодня раскрыли
(ведь «чем больше имя знаменито, тем
неразгаданней оно»). Что, например, скрыто в
обращении Пушкина к вам?
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!..
Домашнее задание
1. Понаблюдайте, какие обращения используют
окружающие (устно).
2. Напишите короткие письма, употребив в них
обращения:
а) к родственникам;
б) к другу;
в) к учителю;
г) в редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
1. В Михайловском Пушкин много писал и читал
чутко пр_слушивался к народной речи.
2. Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина
перед Россией перед русским народом выд_ляли
пр_образование русского литературного языка.
3. Дай Пушкин мне свою певучесть, свою
раскова_ую речь, свою пл_нительную участь.
4. Как часто я обращался к стихам Пушкина,
когда размышлял о верност_, дружбе, товариществе.
5. Автор этого стихотворения – Пушкин.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
С.А. Есенин
1. Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.
2. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных...
3. Гой ты, Русь моя родная...
4. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
5. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
6. Но люблю тебя, родина кроткая.
7. Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком...
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
С.А. Есенин
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной. |
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу. |
Е.А. СЫЧЕВА |