Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

6-й класс

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К УЧЕБНИКУ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.В. ПАНОВА

Продолжение. См. № 2, 4, 5/2006

§ 94. ПОНЯТИЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

Задание 1. Прочитайте текст.

Пахомов оглянулся, осмотрел неровные стены, огромные костыли в потолочных балках, кожаный старый табурет. Ему не верилось, что эта пустая комната в крымских горах может войти в историю, что о ней могут узнать тысячи людей. Сейчас он здесь один, наедине со стихами, закрытыми слоем краски. (К.Паустовский)

• Укажите имена прилагательные. Является ли прилагательным словоформа закрытыми? Почему?

• Прочитайте текст еще раз, но уже опуская прилагательные. Что исчезло из текста вместе с ними?

• Дополните своими примерами прилагательных заданные ряды с определенным лексическим значением:

характер поверхности: неровный, бугристый...
размер: огромный...
назначение: потолочный...
материал: кожаный...
возраст: старый...
наполненность: пустой...
место: крымский...

• Какие словари помогут вам справиться с этим заданием?

Задание 2. Даны толкования лексических значений семи прилагательных.

1. Состоящий из слоев, разделяющийся на слои.

2. Причиняющий уколы.

3. С длинной густой торчащей шерстью, космами (перен.).

4. Цвета сажи, угля.

5. Признак, обозначающий часть суток между вечером и утром.

6. Красный цвет густого, темного оттенка.

7. Сделанный изо льда.

• Назовите эти прилагательные и вставьте их в соответствии с указанным номером в данный текст. У вас должен получиться отрывок из повести К.Паустовского.

Казалось, что (3) зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. (2) (7) розы расцветали на иллюминаторах. (1) дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался (6), как дым (5) сражения, и постепенно превращался в (4) мглу.

• Верно ли утверждение: все вставленные прилагательные являются определениями? Почему?

• Являются ли однородными (2) и (7) прилагательные? Какой пунктуационный вывод из этого вытекает?

Внимание! Ключ к заданию 2 будет дан немного позднее.

Задание 3. Из данного текста «выпали» прилагательные: желтый, глубокий, студеный, горький, лесной, тонкий, черный, темный. Верните «беглецов» на место, и у вас получится описание картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» (рассмотрите ее).

В _______ глуши спряталось _______ озеро. Стеной стоят вокруг _______ ели, _______ осины роняют в воду _______ листья. На камне над _______ водой горюет сирота Аленушка. Не(с)кем Аленушке слова сказать, (н_)кому горе выплакать. Один _______ омут слышит ее _______ жалобы. Да лес вокруг грустит вместе с ней – деревья сохнут, трава блекнет, цветы вянут (По В.Порудоминскому).

• Какие лексические значения передают вставленные вами прилагательные?

• Зачем прилагательные «прилагаются» к существительному?

Задание 4. Используя прилагательные разных тематических групп, опишите еще одну картину В.М. Васнецова – «Богатыри».

ПЛАН

1. Художник о своем полотне: «Картина моя “Богатыри” – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

2. Описание трех богатырей:

а) посредине – Илья Муромец;

б) слева – Добрыня Никитич;

в) Алеша Попович.

3. Богатырские кони (соответствие хозяевам, поза, масть).

4. Пейзаж (трава, валуны, елочки, холмы, небо).

5. Картина «Богатыри» – долг художника Родине, родному народу.

Задание 5. Прочитайте отрывки из рассказов К.Паустовского.

1) Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток.

2) В аллее Анны Керн липы уже отцветали. На скамейке под липами часто сидела с книгой в руках маленькая веселая старушка. Старинная бирюзовая брошь была приколота к вороту ее блузки. Это была внучка Анны Керн – Аглая Пыжевская, бывшая провинциальная драматическая актриса.

3) Маша представляла себе, как приедет на лесной участок и начальник – обязательно пыльный, угрюмый человек в черной куртке с оттянутыми карманами, в залепленных комьями глины сапогах – посмотрит на нее, на серые ее глаза («Совсем как оловянные плошки», – думала о своих глазах Маша), на косы и подумает: «Прелестно! Не хватало нам еще этих девочек с косичками! Небось все будет твердить про свои учебники. А у нас тут не до них!».

• Укажите прилагательные, с помощью которых характеризуются герои, их внешность.

• Составьте небольшой словарик описания отдельных черт внешности: волосы, взгляд, походка и других.

Задание 6. По аналогии с текстами из предыдущего задания придумайте ситуацию, в которой уместно использовать прилагательные для описания внешности. Или напишите

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Разыскивается...

§ 95. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-ЭПИТЕТ

Задание 7. Сравните пары словосочетаний прилагательное + существительное. Почему одни прилагательные являются эпитетами, а другие – нет?

Добрый человек – городской человек
серьезный мальчик – соседский мальчик
горячие споры – разные споры
добротный дом – пятиэтажный дом
хмурый лес – зимний лес
пустая голова – пустая сумка
весеннее настроение – весеннее половодье

Задание 8. Вспомним начало рассказа И.С. Тургенева «Муму».

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

• Укажите прилагательные-эпитеты.

• Помогают ли они понять, как жила барыня?

Ключ к заданию 2!

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в черную мглу.

(К.Паустовский)

Задание 9. Из данного отрывка «выпали» прилагательные-эпитеты: стройный, свежий, тихий, белокурый, просторный, тоненький. Верните «беглецов» на место, и тогда у вас получится фрагмент повести К.Паустовского «Далекие годы». (Не забывайте об однородных и неоднородных определениях! – в случае затруднения вернитесь к последнему вопросу задания 2.)

Тетя Надя приезжала на Пасху и летом к бабушке в Черкассы. Сразу же в доме делалось шумно и тесно. Она играла с нами и носилась с хохотом по навощенным полам – с растрепанными волосами и чуть приоткрытым ртом.

Задание 10. Посоревнуйтесь с поэтом! В стихотворении К.Фофанова опущены прилагательные-эпитеты. Попробуйте восстановить их. (Для подсказки: первое и последнее прилагательные-эпитеты в тексте даны).

Звезды ясные, звезды _______
Нашептали цветам сказки_______,
Лепестки улыбнулись _______,
Задрожали листы _______.

И цветы, опьяненные росами,
Рассказали ветрам сказки _______, –
И распели их ветры _______
Над землей, над волной, над утесами.

И земля, под весенними ласками
Наряжаяся тканью _______,
Переполнила _______ сказкамиМою душу, безумно влюбленную.

И теперь, в эти дни _______,
В эти _______ ночи _______,
Отдаю я вам, звезды _______,
Ваши сказки задумчиво-чудные!..

Прилагательные-эпитеты для вставки: чудные, многотрудные, атласные, темные, изумрудные, мятежные, зеленые, ненастные, прекрасные, звездные, нежные.

(Примечание: один из эпитетов используется поэтом дважды!)

Задание 11. Разбейте данные прилагательные (которые обычно используют для описания качеств человека) на три группы:

а) качества, которые вызывают ваше уважение;

б) качества, которые вам неприятны в людях;

в) качества, которые вам безразличны в окружающих.

Агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, веселый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, скрытный, искренний, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, независимый, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.

Задание 12. Используя данные в предыдущем задании прилагательные-эпитеты, расскажите о ком-либо (ваш знакомый, литературный персонаж, киногерой и т.д.). Пожелание: в своем рассказе приводите конкретные примеры проявления того или иного качества.

§ 96. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ
И ФОРМЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Задание 13. Восстановите грамматические формы прилагательных по приведенным фрагментам словоформ.

И.п.
.....няя,
.....лое,
..... жий,
.....хие

• Какие выводы о грамматических значениях прилагательных можно сделать на основании получившейся записи? Каким способом выражены эти значения?

• Как связаны грамматические формы существительных и относящихся к ним прилагательных? Докажите это, используя несколько записанных вами примеров.

Задание 14. Даны выражения.

Яблоко было красное. – Яблоко красное. – Яблоко будет красным.

• Можно ли говорить о процессуальности признака предмета, названного прилагательным красный?

• Подберите свои примеры, доказывающие отсутствие процессуальности в грамматическом значении прилагательных. (Ср.: мерзлое яблоко, мерзлая морковь, мерзлые овощи – морковь мерзла – мерзнет – будет мерзнуть!)

Задание 15. Посчитаем! Докажите, что в данном тексте 9 прилагательных.

Мария Альварес пригладила волосы. Ладони сделались липкими от водяной соленой пыли, осевшей на волосах.

Синие тяжелые волны били в скалу и уходили, перекатывая гальку. После наката волны в жаркий воздух влетал прохладный запах растревоженного морского дна – едкой соли, йода, гниющей травы (К.Паустовский).

• Определите грамматическое значение каждой из словоформ прилагательных. Как можно упростить эту задачу?

• К чему относится словоформа липкими? В какой связи находятся это прилагательное и существительное ладони?

Вопрос «на засыпку». Почему не являются прилагательными словоформы осевшей, растревоженного, гниющей?

Задание 16. Ср.: Заменили прежние дворники. – Заменили прежних дворников.

Грамматическое значение обеих словоформ одинаковое – винительный падеж множественного числа. А почему разные способы их выражения? (Подсказка. Прочитайте фрагмент словарной статьи.

Дворник. 1. Работник, поддерживающий чистоту. 2. Устройство для механического вытирания смотрового стекла автомашин.)

• Как зависит выбор формы прилагательного от одушевленности – неодушевленности существительного?

• Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Увидел (красивые котята) – увидел (красивые цветы). Сварил (вареники ленивые) – отчитывал (ленивые дети). Изучал (местные говоры) – встретил (местные жители). Предпочитает (острые приправы) – предпочитает (острые на язык люди). Изучал (древние вещи) – изучал (древние люди).

Задание 17. Прочитайте «испорченный» текст.

На высоком берегу притулилась старая церковка. Тут же – заброшенное сельское кладбище. Суровый ветер клонит темные деревья над простыми крестами.

...играть ему на фортепьяно (Героический, Геройский) симфонию великого композитора Бетховена. В этой симфонии есть траурный марш – герой погибает. Но жизнь продолжается. Вот уже перекликаются в музыке (молодецкий, молодой) голоса.

Но следом приходят другие. Они продолжают дела ушедших. Жизнь побеждает смерть.

Темная вода темное небо холодный ветер упорно гнет темные деревья. Рядом с этой суровой природой люди думают чувствуют трудятся – живут. Природа и человек для Левитана – одно целое. Человек – часть величественной и прекрасной природы. И природа величественна и прекрасна. Такой видит ее человек. (По В.Порудоминскому)

Восстановите исходный текст, для чего:

– озаглавьте его;

– вставьте в начало каждого абзаца один из данных переходов:

1. Когда Левитан писал картину «Над вечным покоем», он просил...

2. Как тепло, как призывно светится написанный Левитаном огонек в узком церковном окошке!

3. Грозные тучи над (тяжелый – тяжкий) серой водой.

4. Каждый человек умирает.

– Раскройте скобки, выбрав правильный вариант прилагательных-паронимов, согласуйте их с существительными;

– используя союзы но, потому что, в последнем абзаце объедините некоторые простые предложения в сложные; расставьте в нем опущенные знаки препинания.

§ 97. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Задание 18. Согласуйте прилагательные с существительными в данных словосочетаниях. (Подсказка. Чтобы верно решить возникшую орфографическую задачу, задавайте к прилагательным вопрос какую?)

Однажды в студеную зимн_ пору... (Н.Некрасов) Люблю весенн_ грозу. Простудился в осенн_ непогоду. Вспомнил прежн_ учительницу. Отправился в дальн_ дорогу. Погладил лохмат_ собаку. Провел ломан_ линию. Подарил искренн_ улыбку. Нашел средн_ величину. Услышал посторонн_ речь. Сделал утренн_ зарядку.

• В какую форму вы поставили все прилагательные? Почему первая гласная в их окончаниях подчиняется фонемному правилу нашего письма? Распространяется ли это правило на написание второй гласной?

Задание 19. Запишите данные словосочетания в творительном падеже множественного числа.

Постыдные поступки, мудреные речи, безнадежные ситуации, отеческие заботы, ответственные поручения, мохнатые шмели, таинственные шорохи, опознавательные знаки, драгоценные камни, прекрасные очертания, лопоухие щенки.

Задание 20. Данные словосочетания запишите в предложном падеже единственного и множественного числа, обозначьте окончания существительных и прилагательных.

Образец

Медвежья берлога – в медвежьей берлоге – в медвежьих берлогах.

Волчья пасть, заячье ухо, лисий хвост,

синичья трель, коровий рог.

Задание 21. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод (составьте схему, таблицу, алгоритм) о правилах написания о – е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных.

1) Старш_му сыну исполнилось девятнадцать. 2) Все радовались погож_му осенн_му деньку. 3) Отрежь кусок свеж_го хлеба. 4) Больш_му кораблю – больш_е плавание. 5) Дюж_го парня редко кто обидит. 6) Вышел погулять со своей круглолиц_й подругой. 7) Младш_й сестре только три годика.

Задание 22. Задание-запрет! Запишите данные прилагательные – чугунный, рыжий – во всех падежах и родах единственного числа, ни разу не использовав в окончании букву !

Образец

И.п. чугунная плита, чугунный шаг, рыжий хвост, рыжая плутовка, рыжее дерево

Р.п. ...

Задание 23. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы с пропусками.

1) Дворец пр_свечивал сквозь неясн_ю темн_ту деревьев, как од_нокий золотой лист светится ранн_й осенью сквозь гущу еще свеж_й и темн_й л_ствы. 2) Город пестрел полосами утренн_го света и теней. 3) Мир казался наполненным уд_вительн_ми красками, светом, звуками. 4) В сознани_ Тихонова все сл_лось в один сверкающий круг: д_лекий гудок океанск_го пар_хода, золотое мерцание города в утренн_й мгле, тиш_на воды, шаги женщины, хр_мой см_тритель пристан_ и его слова о необыкновенн_м балтийск_м лете. 5) Все события последних дней казались ему невероятн_ми. 6) Город возникал перед ним мощн_ми колоннадами зданий, горбат_ми арками безлюдн_х мостов, бронзов_ми памятн_ками и кущ_ми столетн_х лип (К.Паустовский).

§ 98. КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ ФОРМЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Задание 24. Краткие прилагательные короче полных (само название об этом говорит!). Ср.: красивый клен – клен красив; красивая ягода – ягода красива; красивое платье – платье красиво; красивые дети – дети красивы.

• Чем отличаются окончания полных и кратких прилагательных?

• Образуйте все краткие формы прилагательных от данных полных. Каково максимальное количество форм у кратких прилагательных? А у полных? (Последнее задание – по желанию: не все с математикой дружат.)

Напористый, честный, агрессивный, ловкий, аккуратный, искренний, изящный, вкусный, известный, минимальный.

• К форме какого рода кратких прилагательных сложнее подобрать определяемое существительное?

• В какой форме кратких прилагательных появляются беглые гласные?

• Какую форму кратких прилагательных легко спутать с наречием? (Подсказка. Ср.: Высказывание фальшиво. – Спел фальшиво. Где краткое прилагательное и где наречие? Как вы догадались?)

Задание 25. Возможно ли определить падеж краткого прилагательного? А полного? По возможности укажите падежи прилагательных в данных пословицах.

1) Кто малым недоволен, тот большого недостоин. 2) Если щи хороши, другой пищи не ищи. 3) Хозяин весел – и гости радостны. 4) Сытого гостя легче потчевать. 5) Скучен день до вечера, коли делать нечего. 6) Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого. 7) Горькая правда лучше сладкой лжи.

• Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм (то есть не склоняются) в современном русском языке?

Задание 26. А вот в древнерусском языке краткие прилагательные склонялись! Определите их падежи в данных пословицах и фразеологизмах.

1) С высока полета вскружится голова. Не до жиру, быть бы живу. Без правды жить – с бела света бежать. 2) От мала до велика. От темна до темна. Средь бела дня. На босу ногу.

• Объясните смысл приведенных пословиц.

• С фразеологизмами составьте предложения.

Задание 27. Обозначьте грамматические основы следующих предложений. Чем выражены в них сказуемые?

1) Условия игры вам известны. 2) Таня спустилась в овражек и перешла по камням ручей. 3) Наземная часть погреба была пуста. 4) Щели в крыше золотистые. 5) Изобретатель был бледен и лязгал зубами от холода. 6) Мы чуть не уронили лодку – такая она была тяжелая. 7) Мне нужна ваша помощь. (По Ю.Сотнику)

• Одинакова ли синтаксическая роль полных и кратких прилагательных?

Задание 28. Пользуясь орфоэпическим словарем (или другим, содержащим сведения о грамматических трудностях), правильно произнесите формы кратких прилагательных в следующих предложениях.

1) Ночь светла.– Небо светло. – Глаза светлы. 2) Сестра не голодна. – Брат не голоден. – Дети не голодны. 3) Характер мягок. – Ткань мягка. – Кресла мягки. 4) Решение верно. – Собака верна хозяину. – Оба решения верны. 5) Дорога гладка. – Озеро гладко. – Обои гладки.

• Можно ли считать все эти предложения двусоставными?

Задание 29. Замените полные прилагательные краткими. Нужно ли в них на конце писать ь? (Вспомните: луч, лещ, гараж...)

Образец

Широкоплечий брат. – Брат широкоплеч.

Могучий ясень. Дремучий бор. Горячий пар. Свежий ветер. Жгучий перец. Пахучий ландыш. Пригожий парень. Линючий материал. Нищий бродяга. Хороший борщ.

• Какое предложение легче распространить – с кратким или полным прилагательным? Ответ обоснуйте.

• А какие прилагательные вы чаще используете в своей повседневной речи – полные или краткие? Задумайтесь. Почему краткие прилагательные уместнее использовать в художественной речи?

Задание 30. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

В палатке тепло и сухо. Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель то с пушечным гулом ударит пудовая рыба то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры то над зарослями начнет разгораться багровое зарево (здесь запятая не нужна! – попытайтесь выяснить почему) и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели (здесь запятая тоже не нужна – по той же причине!) и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод столетних ив таинственных длинных ночей (К.Паустовский).

• Найдите краткие прилагательные, укажите их грамматическую форму и синтаксическую роль. Найдите столько же полных прилагательных и определите их грамматическое отличие от кратких.

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru