У НАС В ГОСТЯХ
"МЕДВЕЖОНОК"
ВНИМАНИЕ!
28 февраля и 1 марта будет проведена
экспериментальная игра «Русский медвежонок для
учителей». Игра будет проводиться в Интернете, в
форме online-тестирования. Участвовать могут
учителя любого предмета, участие бесплатно. С
правилами можно ознакомиться на сайте
игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание
для всех» по адресу: www.rm.kirov.ru
Продолжение. Начало см. в № 21, 22, 23/2006; 1/2007
Многозначность
Рубрику ведет Елена Муравенко
В этом выпуске мы поговорим о лексической
многозначности, или полисемии. Большинство слов
русского языка имеет более одного значения, т.е.,
помимо исходного — прямого — значения, слова
часто приобретают переносные значения. На это
явление составлены многие задачи «Медвежонка».
1. Чей нос называется так же, как мелкая
монетка?
(А) Коровы; (Б) медведя; (В) мыши; (Г) свиньи; (Д)
дельфина.
Решение. Нос свиньи, как и пятикопеечную
монетку, называют пятачком. Ответ: (Г).
• Специальных названий для носов коровы,
медведя, мыши и дельфина, по-видимому, вообще нет.
2. Из пяти приведенных ниже слов только одно
имеет единственное значение, а каждое из
остальных употребляется по крайней мере в двух
разных смыслах. Какое же слово имеет
единственное значение?
(А) Полька; (Б) француженка; (В) чешка; (Г) финка; (Д)
голландка.
Решение. Все пять слов могут обозначать
лицо женского пола соответствующей
национальности. Но, кроме того, полька — это
танец, чешка — гимнастическая тапочка, финка
— нож, а голландка — печь, облицованная
изразцами. Таким образом, из приведенного списка
только слово француженка имеет единственное
значение. Ответ: (Б).
3. От названий частей тела часто
образуются уменьшительные слова, которые могут
приобретать и переносные значения, например: взять
ребенка за ручку (прямое значение), дверная
ручка (переносное значение). Вот шесть таких
уменьшительных слов: глазик, ножка, носик,
спинка, зубик, горлышко. Сколько среди них слов,
имеющих переносные значения?
(А) Одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
Решение. Переносные значения есть у слов
ножка (стула, стола), носик (чайника), спинка
(стула, дивана), горлышко (бутылки). Ответ:
(Г).
4. Вот несколько существительных: круг,
площадь, катет, гипотенуза, произведение, дробь.
Сколько из них являются не только
математическими терминами?
(А) Одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
Решение. У слова круг много значений, в
частности, мы можем сказать: круг моих
интересов или круг наших знакомых; в этих
выражениях представлены явно не математические
термины. Площадью называют большое и ровное
незастроенное место в городе или поселке, напр., Красная
площадь в Москве. Слово произведение может
обозначать не только результат умножения, но и
результат труда, продукт творчества: произведение
искусства, литературное произведение. Дробь
может быть не только арифметической, но и
ружейной, используемой для стрельбы; кроме того,
дробь может отбиваться барабанщиком или
танцором. А вот слова катет и гипотенуза
являются исключительно математическими
терминами. Ответ: (Г).
5. Вот несколько существительных: местоимение,
наречие, предлог, союз, частица. Сколько из них
являются не только названиями частей речи?
(А) Одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
Решение. Слово местоимение является
исключительно названием части речи. Слово наречие
может означать совокупность местных говоров,
например: северное и южное наречия русского
языка. Раньше слово наречие употреблялось
в значении ‘язык’: — Русскому стыдно не знать
по-болгарски. Русский должен знать все
славянские наречия (Тургенев. Накануне).
Слово предлог имеет значение ‘повод’: предлог
для ссоры, предлог для отказа. Союз
означает ‘объединение’: профессиональный
союз, Союз писателей. Частица — это
‘небольшая часть’ (частицы пыли) или в
переносном значении ‘небольшое количество’ (частица
таланта, частица правды). Таким образом, четыре
из пяти предложенных существительных являются
не только названиями частей речи. Ответ: (Г).
6. Даны слова: пики, трефы, черви, бубны.
Сколько из них таких, которые употребляются не
только как названия карточной масти?
(А) Ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
Решение. Пики — холодное оружие, черви
— низшие животные, бубны — музыкальные
инструменты. И лишь слово трефы является только
названием карточной масти. Ответ: (Г).
В предыдущих задачах рассматривались
многозначные существительные. Но переносные
значения, разумеется, могут иметь и другие части
речи. Следующие задачи посвящены многозначности
прилагательного, глагола, предлога.
7. С каким из данных существительных
прилагательное круглый имеет не такое
значение, как с остальными?
(А) Отличник; (Б) сирота; (В) дурак; (Г) год;
(Д) поднос.
Решение. В сочетании со словом поднос
слово круглый выступает в прямом значении,
обозначая форму предмета. С остальными словами круглый
сочетается в переносном значении ‘полный,
целый’. Ответ: (Д).
8. Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3)
висит, 4) идет. Какие из них можно
использовать как сказуемое, если подлежащим
будет слово платье?
(А) Все; (Б) все, кроме 1; (В) все, кроме 2; (Г) все,
кроме 4; (Д) 2 и 3.
Решение. Глаголы лежит и висит можно
использовать в сочетании со словом платье в
прямом значении, напр.: Платье лежит на диване.
Платье висит в шкафу. Глаголы сидит и идет
можно использовать в переносном значении: Платье
хорошо сидит. Ей идет это платье. Ответ:
(А).
9. В каком из предложений предлог за
используется не в том смысле, что в остальных?
(А) Мальчик спрятал игрушку за спину.
(Б) Мяч закатился за ворота.
(В) Отец взял сына за руку.
(Г) Солнце зашло за тучу.
(Д) Семья поехала отдыхать за границу.
Решение. В предложениях (А), (Б), (Г) и (Д)
предлог за значит ‘позади, с другой
стороны’. А в предложении (В) у него другое
значение, более редкое — как в словосочетаниях держаться
за поручень, схватить за шиворот. Ответ:
(В).
Основные виды переноса значений — это метафора,
метонимия и синекдоха. Последние задачи
иллюстрируют эти типы переноса значений.
10. Каждое из пяти приведенных ниже слов
употреблено в прямом и переносном значениях. В
каком из слов перенос значения произошел не по
тому признаку, что во всех остальных?
(А) Колокольчик (звенит колокольчик — цветет колокольчик);
(Б) класс (дружный класс — просторный класс);
(В) шапка (вязаная шапка — шапка снега);
(Г) яблоко (вкусное яблоко — глазное яблоко);
(Д) игла (швейная игла — сосновая игла).
Решение. Во всех данных словах, кроме
слова класс, перенос значения связан со
сходством формы объектов: колокольчик–цветок,
формой напоминает колокол; шапка снега
напоминает головной убор; глазное яблоко, как и
обычное, имеет шарообразную форму; сосновая игла
острая и длинная, как швейная. Такой перенос
значения по сходству называется метафорой.
Иное дело — слово класс. Тут одним словом
называют и помещение, и совокупность людей,
которые в нем занимаются. Здесь представлен
перенос значения по смежности (одно в другом). Он
называется метонимией. Ответ: (Б).
11. Когда возникают новые вещи, старые
слова порой приобретают новые значения. Ниже
приведены пять примеров таких новых значений.
Одно из них соотносится со старым значением того
же слова не так, как остальные четыре. Какое?
(А) Диск (со звукозаписью); (Б) хворост
(кондитерское изделие); (В) дипломат
(чемоданчик);
(Г) хвост (очереди); (Д) крыло (самолета).
Решение. Во всех вариантах, кроме (В) дипломат,
перенос названия со старой вещи на новую
произошел в силу сходства каких-либо их свойств:
формы (диск, хворост), местоположения (хвост),
местоположения и функции (крыло). Такой
перенос называется метафорой. А чемоданчик
стал называться дипломатом в результате метонимии
— переноса названия с предмета
(человека-дипломата) на смежный с ним
(используемую им разновидность чемоданчика). Ответ:
(В).
12. Даны существительные: яблоко,
абрикос, вишня, черешня, слива, айва, виноград,
крыжовник. Какое из них существенно отличается
от остальных по значению?
(А) Яблоко; (Б) абрикос; (В) вишня; (Г) слива;
(Д) айва.
Решение. Все слова, кроме слова яблоко,
имеют по два значения: ‘растение’ и ‘плод этого
растения’, т.е. одним и тем же словом
обозначается как целое, так и часть этого целого.
Такой вид переноса значения называется синекдохой.
Яблоко имеет только значение плода, для
дерева используется другое слово — яблоня. Ответ:
(А).
Авторы задач:
1 — И.Рубанов, 2 — Е.Муравенко и И.Рубанов, 3–5, 7,
10, 12 — Е.Муравенко, 6 — И.Иткин, 8 — Н.Муравенко, 9 —
Л.Иомдин, 11 — Е.Дмитриева.
Продолжение следует |