МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Система работы по развитию речи
у школьников 5–8-х классов
Темой статьи является работа по развитию речи
учащихся с 5-го по 8-й класс, то есть с момента
перехода из начальной школы в среднюю и до начала
изучения систематического курса русской
литературы.
Цель развития речи четко указана Программой
(2005 г.): обеспечить «коммуникативную
компетенцию» учащихся, то есть обучать «связному
изложению мыслей в устной и письменной форме». На
развитие речи она выделяет 1/5 часть часов,
отводимых на русский язык.
В 5-х классах, где всего 204 часа на русский язык,
на развитие речи, таким образом, выделяется 41 час,
в 6-х классах (170 часов) – 34 часа, в 7-х классах, где
всего на русский язык выделено 176 часов, на
развитие речи приходится 33 часа. В 8-х классах на
русский язык отведено 102 часа, на развитие речи
отводится 20 часов.
Итак, в сфере развития речи у словесника
имеются большие возможности, но и требования к
нему велики. ЕГЭ, предстоящий нынешним
пятиклассникам через 6 лет (если за это время он
не примет какие-то другие формы), как будто
отменяет необходимость сочинения. Но ведь мы
должны готовить детей не для экзамена, а для
жизни. Только сочинение развивает логическую
мысль ребенка, формирует его личные убеждения, и
учить этому словесник все равно будет.
К сожалению, приходя в 5-й класс, дети по
возможностям, по своей речевой подготовленности
необычайно различны. Это объясняется и
обстановкой в доме ученика, и его собственными
психологическими особенностями, и уже
сложившимся объемом его активного словарного
запаса. Но это разнообразие не отменяет общих
требований, которые трудны, но вполне выполнимы.
Формы работы по развитию речи многообразны.
Назову основные. Это, во-первых, сочинение,
где ребенок рассказывает о себе или о своих
близких, носящее, так сказать, исповедальный
характер;
во-вторых, это сочинения, описывающие
художественные памятники прошедших эпох;
в-третьих, это описания природы, различных
ее уголков;
в-четвертых, это творческое изложение, где
учащийся не только излагает текст, но и
рассуждает о нем, делает из него выводы;
в-пятых, это сочинения по картине, причем
картины могут быть любых жанров, и очень хорошо,
если они будут созвучны изучаемому в этот момент
литературному материалу (например, «Бурлаки на
Волге» И.Репина и «На Волге» Н.Некрасова);
в-шестых, сочинение публицистического
характера;
в-седьмых, это сочинения, касающиеся
читательских вкусов и предпочтений детей;
в-восьмых, это сочинения собственно
литературные, то есть посвященные произведениям
по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со
сравнительной характеристикой персонажей;
в-девятых, это сочинения с грамматическими
заданиями.
Кроме того, любой вид работы по развитию речи
может проходить и как письменная работа, и как
устное выступление, так как психологически
навыки устной и письменной речи различаются
между собой, а школа должна дать их гармоническое
сочетание. Психологически каждый ученик
затрудняется больше или в устной, или в
письменной речи. Облегчает устную речь
отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку
на письме, зато процесс обдумывания текста,
незаметный в моменты письменной работы, может
заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно
замедлять его речь.
Чтобы избежать этих крайностей, мне кажется,
надо, во-первых, делать минимальные записи (план,
тезисы); во-вторых, создавать на таких уроках
атмосферу диспута, дискуссии, то есть спора.
В процессе дискуссии исчезает страх сказать
что-то не так, появляется плавность речи, легко
приходят на ум нужные доводы, если, конечно, тема
беседы основательно продумана дома.
Начинаю я обычно в 5-м классе с сочинения «Моя
семья». Почему? Начало 5-го класса – переломный
момент в жизни ребенка. Вместо одного учителя,
обычно любимого и прекрасно его знавшего, ученик
попадает в руки 4–5 незнакомых учителей, ничего о
нем на знающих, если не иметь в виду классного
руководителя, который обычно сначала заочно
знакомится с будущими учениками, беседуя с
учителем начальной школы и посещая некоторые его
уроки. Но это знакомство поверхностное,
случайное, не страхующее предметников от грубых
ошибок, а детей – от стрессовых ситуаций, иногда
доводящих их до нервного срыва, а чаще – до
резкого снижения успеваемости, недовольства
учебой, школой и самим процессом учения. Чтобы
избежать этого, словесник, даже если он не
классный руководитель, должен срочно узнать
детей, почувствовать их психологические
особенности, окружающую их семейную обстановку
– словом, все, что поможет оптимизировать
педагогический процесс.
Для этого первым сочинением, которое я обычно
давала ребятам в 5-м классе, вместо традиционного
«Как я провел каникулы» и было домашнее
сочинение «Моя семья». Тема эта трудная, так как в
любом классе имеется значительная группа семей
неполных, а иногда и неблагополучных.
Вступительная беседа подводит учеников к
примерному плану:
1. Семья – ячейка общества.
2. Наша семья и ее жизнь.
3. Друзья и родственники семьи.
4. Любимые семейные занятия и развлечения.
5. Взаимопомощь – закон семейной жизни.
Конечно, за это сочинение не должно быть
поставлено неудовлетворительных оценок по
соображениям педагогического такта, и его нельзя
читать и анализировать в классе, так как оно
носит исповедальный характер. Зато сочинение
сразу и по-настоящему познакомит учителя с
психологическим климатом в семье его ученика. К
тому же эти работы хорошо подготовят учителя к
первому родительскому собранию.
В течение четырех лет (5–8-е классы) мы изредка
предлагаем темы, которые требуют от учащихся
определенной доверительности, а от учителя –
большого такта. Самые обычные темы: «Как я провел
каникулы», «Мое любимое занятие», «Мой
четвероногий друг», «Как я представляю свое
будущее» – не только помогают узнать ребенка,
его сомнения и надежды, но и необычайно
активизируют процесс письменной речи: когда
человек пишет о чем-то ему близком и интересном,
сам процесс письма становится более свободным,
речь «льется» – и ребенок, хоть раз испытавший
такое чувство, будет свободнее и охотнее
излагать письменно любые свои мысли в любой
работе.
К сожалению, сегодня во всем мире утеряна
культура письма: люди больше не пишут друг другу
писем, а общаются при помощи открыток и
мобильников. Тем более важно, чтобы подросток
умел легко «общаться» с тетрадным листом,
формулировать для себя то, что его волнует.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Следующий вид работы по развитию речи – это
изложение. Оно хорошо знакомо детям еще по
начальной школе, но уже в 5-м классе требования
к изложению значительно возрастают: во-первых,
изложение должно возможно ближе передать сам
текст; во-вторых, учащиеся должны высказать и
развить свое мнение о поступке главного героя
или героини, причем стилистически обе части
текста должны быть по возможности единообразны,
похожи между собой. Н.Русова в своей книге «Как
писать изложение, сочинение и диктанты» (изд-во
«Деком», 1994) говорит о творческом изложении,
которое все чаще становится экзаменом в высшее
учебное заведение, приобретя пугающий эпитет – творческое.
Что это значит? Во-первых, это значит передать
содержание отрывка близко к тексту, сохраняя его
стилистические особенности; во-вторых, надо
продолжить текст, развивая любую из заложенных в
нем мыслей, причем это продолжение не должно быть
меньше самого текста; в-третьих, нужно
самостоятельно озаглавить свою работу. Итак,
если эти требования ждут учащихся в 11-м классе, то
к ним целесообразно привыкать постепенно:
сначала это просто оценка поступка героя,
небольшая по объему.
Обычно первым изложением в 5-м классе был
рассказ Л.Н. Толстого «Акула».
Хорошо воспринимают дети изложение по тексту
В.П. Астафьева (см. упр. 527 из учебника
Ладыженской и Баранова), где мысль о глубокой
привлекательности неброской красоты нашей
природы дана в противопоставлении c роскошными
пейзажами юга.
Особый вид изложения – это изложение,
включающее в себя описание животного. Для этого
используем отрывок из рассказа Куприна «Ю-ю» (см.
упр. 568, учебник Ладыженской и Баранова).
В 6-м классе дети работают над сжатым
изложением о Владимире Ивановиче Дале – авторе
«Толкового словаря живого великорусского языка»
(см. упр. 65, Ладыженская и Баранов). Речь идет о
научном подвиге Даля и о том, что народ – творец
языка.
Выборочное изложение «Митраша» по «Кладовой
солнца» М.Пришвина (упр. 341, Ладыженская и Баранов)
пишется как домашнее, по заранее составленному
плану и представляет собой пример сочетания
работы по русскому языку (дается даже
грамматическое задание подчеркнуть в тексте
числительные) и по литературному произведению
значительного для пятиклассников объема.
В 7-м классе тексты, используемые для
изложения, возрастают по объему и становятся
серьезнее по содержанию. Самое важное из них –
выборочное изложение рассказа М.Шолохова
«Судьба человека» (см. упр. 92, Ладыженская,
Баранов). Дети находят материал к темам «Портрет
мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Школьники
озаглавливают текст, пишут изложение и после
него развивают мысль о том, как внешнее различие
между отцом и сыном подтверждает
гуманистическую мысль рассказа.
Очень важно для патриотического воспитания
школьников и следующее изложение – «Петя Ростов
готовится к своему первому бою». Словесник
рассказывает о том, как четырнадцатилетний
мальчик (ровесник пишущих) попал на войну. Дети
самостоятельно составляют план, легко дают
характеристику юному герою, приводят свое мнение
о нем.
Следующее (последнее) изложение – изложение
отрывка из рассказа Пушкина «Метель». Эта работа
должна обеспечить закрепление грамматической
темы «Изучение категории состояния как части
речи». К сожалению, учебник не дает достаточного
материала для изучения этой темы, но
замечательный рассказ Пушкина заставляет детей
понять и почувствовать ее своеобразие.
В восьмом классе материал, используемый
учителем для изложения, становится еще
масштабнее. Во-первых, я имею в виду изложение
статьи Лихачева «Русский язык» (см. упр. 178, стр. 31,
Ладыженская, Баранов). Это серьезный
публицистический текст. План вырабатывается в
классе и записывается на доске.
1. Язык – самая большая ценность народа.
2. Язык – точный показатель качеств человека и
его культуры.
3. Русский язык – один из совершеннейших языков
мира.
4. Русский язык – выражение нашего
национального характера.
5. Язык развивается не один, а вместе с
письменностью и литературой.
Это изложение надо продолжить, выразив свое
отношение к утверждениям Лихачева. Мне кажется,
словеснику нужно напомнить восьмиклассникам о
выдержанной строгости литературного языка,
требуемой публицистическим стилем речи.
Во-вторых,
это – небольшое сочинение с описанием одного из
районов Москвы; сюда же относится устное
выступление по истории одной из улиц Москвы, в
результате чего появится целая панорама
названий московских улиц.
В-третьих, дети пишут изложение с изменением
лица рассказчика «Как кот отнял добычу». При
изложении не только меняют лицо (с 1-го на 3-е), но
осваивают юмористический метод подачи текста.
Наконец, последнее творческое изложение с
элементами описания и рассуждения – изложение в
три листа стихотворения в прозе И.С. Тургенева.
Учащиеся используют описание (страх воробья
перед Трезором), а затем рассуждение (о силе
любви, которая могущественнее страха). Примеры
этого дети приводят сами, используя материалы,
данные самой жизнью.
Итак, творческое изложение – плодотворная,
действенная форма развития речи.
Но гораздо большую коммуникативную
компетенцию выявляют работы, в которых дети
описывают явления из мира действительности,
объективно существующие, ими наблюдаемые и ими
понятые.
Примером такой работы в 5-м классе является
сочинение «Вид из моего окна». По времени оно
приходится на окончание темы «Существительные»
и органически с ней связано (целый ряд предметов).
Беседа, подготовляющая к нему детей, по-моему,
должна проходить по-разному: в районе
традиционного центра учитель обращает внимание
на старинные здания, на их историческую ценность;
в спальных же районах он обращает внимание детей
на элементы растущей благоустроенности, говорит
о том, что сделано и что будет сделано в ближайшем
будущем (если, конечно, такие планы известны
широкой общественности). Главное, чтобы
сочинение не сводилось к простому перечислению,
а было одухотворено личным отношением и
заинтересованностью ребенка, замечающего как
хорошее, так и плохое (срубили дерево, машины
загородили тротуар).
Перед сочинением полезно напомнить детям, что
существует три вида текстов: описание,
повествование и рассуждение, и данная тема
позволяет гармонически сочетать в одной работе
одно, другое и третье. Например, описывая картину
обычной московской окраины, ученик повествует,
как она изменилась, и рассуждает о преимуществах
или недостатках своего района. Таким образом, § 62
(Ладыженская, Баранов) будет для детей только
повторением.
В 6-м классе учащиеся вплотную занимаются
описанием интерьера на основе упр. 105, 106 и 107
(Ладыженская, Баранов). Дети знакомятся с
различными видами интерьеров: общественным
(класс), жилым (дачное помещение), старинным
(описание каморки крепостного дворника (Герасим),
смиренной, но опрятной обителью станционного
смотрителя Вырина.
После этого ребята дают описание интерьера
одной из подземных станций метро. Сначала
специально подготовленный ученик рассказывает
об истории создания метро, отмечает громадное
значение метрополитена в годы Великой
Отечественной войны (днем метро, как и сейчас,
перевозило пассажиров, а ночью в тоннеле
отключали электрический ток, на рельсы клались
деревянные щиты, и метро превращалось в
бомбоубежище, где ночевали дети, старики и
женщины).
Затем я прошу учеников в заголовке указать,
какую станцию они взяли, и начинается работа по
составлению плана.
I. Значение метрополитена в жизни нашего города.
II. Наше метро и его интерьер.
1. Архитектурные формы подземного зала, стены,
перекрытия, колонны.
2. Живопись (если она есть). Как пример привожу
потолок вестибюля «Отрадного», который расписан
фрагментами из картин И. Глазунова.
3. Лепнина (если она есть).
4. Цветные витражи с внутренней подсветкой
(станция «Новослободская»).
5. Барельефы, скульптура (если есть).
6. Господствующая цветовая гамма (см. станции
«Маяковская», «Красные Ворота»).
7. Светильники, освещающие эскалатор.
Предупреждаю о сдержанности настоящего
художника, который из многих способов украшения
интерьера выбирает только 1–2, избегая пестроты.
III. Москвичи по праву гордятся своим
метрополитеном.
В этой работе полезно для учащихся все, и навык
составления сложного плана, и наблюдательность,
которая от них требуется, и самостоятельность,
которую им предстоит проявить.
Через какое-то время учащиеся уже совершенно
самостоятельно составляют план к сочинению,
используя не только описание, но и рассуждение, и
даже повествование (как было раньше, почему
изменилось) (см. упр. 132, Ладыженская, Баранов). Я
всегда прошу детей передать настроение, царящее
именно в этой квартире.
Ребята говорят о секрете уюта собственного
дома, отмечая, что бы им хотелось в нем изменить.
Следующей работой является сочетание устной и
письменной работы при описании произведений
народных промыслов (см. упр. 301, упр. 317 и 318 –
Ладыженская, Баранов). На основании этого
материала дети готовят сначала устные
выступления на данную тему, распределяя их так,
чтобы каждое готовили 2–5 человек. В результате в
классе прозвучат следующие темы: «Превращения
дерева», «Деревянное золото, «Костяное кружево»,
«Палехская живопись», «Вологодские кружева». На
этом уроке одно публичное выступление сменяется
другим на ту же тему, причем именно на этом уроке
абсолютно необходима наглядность. А через
некоторое время дети пишут небольшое сочинение
на тему «Произведения народных промыслов», как
бы суммирующее выводы предыдущего урока. Подводя
итоги, скажем, что для народных промыслов
характерны яркая конкретность образов,
красочность, связь с реальной повседневностью,
поэтому их традиции переходят от одного
поколения к другому.
Так как обычно майские дни в конце года
отводятся на разные поездки, в том числе на
посещение театра, то последней работой,
подытоживающей описание интерьера, будет,
допустим, описание театрального фойе, где дети
побывали с учителем.
В 7-м классе дети самостоятельно учатся
описывать внешность человека, его портрет. В 5-м и
6-м классах они часто сталкивались с портретными
характеристиками литературных персонажей (см.
портрет Снежной королевы, портрет Павлуши из
«Бежина луга», портрет Вани Солнцева). Но только
теперь они сами научатся работать над описанием
внешности. Мы обращаемся к § 14 (Ладыженская,
Баранов), где упр. 61 (портрет по Ю.Нагибину) и упр. 62
(портрет по Ф.М. Достоевскому) знакомят
учащихся с психологическим портретом, а упр. 63
(Ю.Яковлев) учит детей, что не все то золото, что
блестит, предупреждая о недопустимости
поверхностного отношения к человеку: красивый
не всегда значит хороший.
И, наконец, упр. 64 построено на сопоставлении
двух портретов, написанных в разных стилях:
портрет пастушонка по Фадееву и официальный
портрет (приметы Дубровского, указанные
исправником).
Постепенно семиклассники подходят к очень
важной и трудной для них работе, это сбор
материала на тему «Мой товарищ» («Моя подруга»)
(см. упр. 122, Ладыженская и Баранов) и само
сочинение на эту тему.
В классе вырабатываем план к теме:
I. Общее впечатление.
II. Элементы описания.
1. Рост, осанка.
2. Лицо: а) глаза, б) улыбка, в) брови, г) губы, ж)
нос, з) подбородок.
3. Руки.
4. Привычная поза и характерная мимика.
5. Манера одеваться и держать себя.
III. Насколько внешний облик гармонирует с
внутренним.
Предупреждаю, что по каждому пункту стоит
писать, если только есть что сказать; если же нет,
то о нем совсем писать не надо. Главное, к чему
надо стремиться, это создать своей работой
целостное общее впечатление. Следует также
уделить внимание портретным словам: глаза
карие (а не коричневые), волосы каштановые
или льняные и т.д.
В 8-м классе основной формой работ по
развитию речи является сочинение, посвященное
описанию великих памятников искусства. Это
описание Триумфальной арки и рассказ о том, как
она была создана и перенесена (см. упр. 57 и 58,
Ладыженская и Баранов). Потом восьмиклассники
описывают Триумфальную арку по памяти.
Через небольшое время им предлагается написать
сочинение о храме Василия Блаженного.
Подготовкой к нему являются упр. 108 (о памятнике
Петра), упр. 110 и 111 (Ладыженская, Баранов).
Используется план.
I. Историческое событие, в ознаменование
которого был создан храм Покрова.
II. Великий памятник русского зодчества.
1. Оригинальный замысел (восемь столпов,
окружающих девятый).
2. Цветовая гамма памятника.
3. Замысловатые детали храма.
4. Трагическая история его строителей – Бармы и
Постника.
III. Органическое сочетание храма с Красной
площадью.
Упр. 112 предлагает сравнить стихотворение
Д.Кедрина «Зодчие» со стихотворением упр. 111
(Ладыженская, Баранов).
Только после такой подготовки учащиеся
самостоятельно пишут сочинение о памятнике,
например, Пушкину работы А.Опекушина.
В классе вырабатывается план сочинения.
I. История создания памятника.
II. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастет народная тропа».
1. Простота замысла.
2. Отсутствие парадности в облике поэта,
самоуглубленность.
3. Гармоническое сочетание памятника с
окружающей средой (рассказать о его переносе).
III. Открытие памятника как всенародное
торжество.
Лучшие работы читаются и комментируются в
классе. Итак, мы познакомились с разными видами
работ по развитию речи: изложением,
сочинением-описанием (памятников культуры).
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ
Еще Ушинский указывал, что именно картина
способна заставить говорить даже самого
неразговорчивого ребенка. Такие сочинения дети
писали еще в начальной школе.
В 5-м классе впервые мы работаем с детьми по
картине А.Саврасова «Грачи прилетели».
Сначала ученик, специально подготовленный
учителем, расскажет о Товариществе передвижных
художественных выставок, о тех демократических
(народных) принципах, которые легли в основу
этого объединения, возникшего в 1863 г., в эпоху
общественного подъема, и давшего русскому
искусству таких художников, как Перов, Суриков,
Саврасов, Поленов, Левитан, Васнецов и др.
До проведения этого урока за 1–2 недели надо,
если возможно, побывать в Третьяковке (если вы
живете в Москве), чтобы первое восприятие картин
было связано не с репродукцией, а с оригиналом.
Затем дети рассматривают картину. Спрашиваю,
какое время года изображено на картине. Ясно, что
это весна, март, когда грачи и скворцы прилетают
первыми и вьют гнезда. Затем я прошу сказать,
какие признаки в самой картине свидетельствуют о
весне. Это рыхлый и потемневший, изрядно
подтаявший снег на переднем плане картины, это
грачиные гнезда, наполовину сооруженные
хлопотливыми птицами, это мягкий солнечный свет,
который чувствуется во всей картине и оживляет
рыжие ветви кустов и серебристую кору берез;
наконец, это – глубокое, по-весеннему необъятное
небо. Следующий вопрос: где происходит действие
картины? Перед нами небольшой провинциальный
городок средней полосы России, старинный Кремль
с невысокими башенками и белой церковью,
огороженной деревянным забором.
Последний вопрос классу: что изобразил
художник на втором плане картины? С некоторыми
затруднениями дети говорят, что это бескрайние
поля, покрытые подтаявшим, потемневшим снегом, и
грачи, степенно расхаживающие по земле. Обращаю
внимание ребят на цветовую палитру художника:
холодные цвета – белый, серый, все оттенки
голубого – соседствуют с ощущаемым в картине
солнечным светом. Когда сочинение будет
проверено и ошибки разобраны, в слабом классе
можно провести такой же урок по картине
И.Левитана «Март», а в сильном – устное сравнение
картины Левитана с картинами А.Куинджи
«Березовая роща» и «После грозы». Задается
вопрос классу, о сходстве и различии картин
Левитана и Куинджи. Особый урок, я думаю, надо
посвятить различным видам живописного
творчества, сопровождая его демонстрацией
репродукций.
1. Пейзаж (изображение природы).
2. Жанровая живопись, когда центром
картины является какое-то событие. Оно может быть
не особенно крупным (Решетников. «Опять двойка»),
или общественно значимым (Мясоедов. «Земство
обедает», И.Репин «Бурлаки на Волге»), или
юмористическим (В.Перов «Охотники на привале).
3. Историческая живопись – В.Суриков
«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».
4. Портрет – И.Репин «Портрет Стасова».
5. Натюрморт – П.Кончаловский. «Пионы».
Чтобы закрепить навык сочинения по картине, я
предлагаю детям подумать, чем пейзаж Г.Нисского
«Февраль. Подмосковье» отличается от пейзажей
И.Левитана. Приходим к выводу, что это пейзаж
индустриальный, что в нем виден человек, причем
это не только лыжник, но и люди, создавшие
самолет, построившие дорогу, натянувшие провода.
Дети легко приходят к выводу: могущество природы
и могущество человека гармонично сочетаются.
В 6-м классе в начале года дети
самостоятельно пишут сочинение по картине
А.Герасимова «После дождя» (упр. 59, Ладыженская,
Баранов).
В 7-м классе учащиеся пишут сочинение по
картине И.Айвазовского «Девятый вал».
Так как следующая работа по развитию речи – это
сочинение на основе прочитанного (текст
Гончарова, упр. 264, и текст Катаева, упр. 265,
Ладыженская, Баранов), то упр. 267 – 5–6
словосочетаний для описания морского пейзажа,
поскольку не все семиклассники были на море, я
даю как подготовительные к сочинению по картине
И.Айвазовского, а на следующих уроках совместно
обсуждаем план сочинения «На морском берегу».
Привожу этот план.
ВЕЛИЧИЕ МОРСКОГО ПЕЙЗАЖА
(«Море – свободная стихия»)
1. Неповторимость и изменчивость моря.
2. Бесконечный небесный простор.
3. Величественные закаты солнца.
4. Не видно берегов.
5. Море как символ свободы.
Продолжением этой работы служит
самостоятельное сочинение по данному началу «Я
сижу на морском берегу». Здесь учащийся может
полностью применить свою творческую фантазию.
Программа 8-го класса по развитию речи
начинается с сочинения по картине В.Мешкова
«Золотая осень в Карелии»). К этой работе готовят
упр. 45, 46, 47 (Ладыженская, Баранов). В процессе
изучения односоставных предложений учитель
предлагает учащимся написать сочинение по
картине К.Юона «Мартовское солнце» (с
использованием безличных предложений).
Умение
работать над описанием пейзажа понадобится
учащимся при написании рассказов «Зимнее утро» и
«Осень в лесу». Экспозицию к одной из тем дети
пишут в классе, используя назывные и безличные
предложения. При изучении неполных предложений
ученики пишут сочинение по картине М.Капытцевой
«Летний день. Цветет сирень». Следует передать
настроение героев и написать диалог, используя
неполные предложения.
Еще одна работа того же характера – сочинение
по картине Ф.Васильева «Мокрый луг». Используя
безличные предложения, ученики пишут сочинение
по плану, составленному в классе.
I. История создания картины (см. упр. 287,
Ладыженская, Баранов).
II. Приметы весны – могучей силы обновления
природы.
1. Розовато-лиловое небо, просторное,
необъятное.
2. Молодая зелень луга.
3. Ветер, зарябивший воду в зарастающем русле
реки.
4. Три одиноких дерева с каплями дождя на
листьях.
5. Тень проходивших туч на траве.
III. Высокая оценка картины И.Крамским.
На этом в восьмом классе кончается такой вид
работы, как сочинение по картине. Он неоценим с
точки зрения развития наблюдательности и
эстетического чувства. Логично, что программа
ограничивается пейзажами и их описания
соседствуют с описанием интерьера и памятников
искусства. С другой стороны, жаль, что дети в
самом восприимчивом возрасте не опишут «Тройку»,
«Бурлаков на Волге».
CОЧИНЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
Теперь следует рассказать о сочинениях
публицистического характера в устной и
письменной форме. Именно такая работа лучше
всего обеспечивает коммуникативную компетенцию
учащихся.
Начинается эта работа в 6-м классе, причем
именно с развития устной публичной речи.
Первое задание: словесник просит ребят
подготовить устный рассказ о своем увлечении
(слово хобби принципиально употреблять не
хочу). На уроке звучит заинтересованный, а потому
достаточно свободный и плавный рассказ о самых
разных увлечениях (собирание марок, шахматы,
коньки и т.д.), и класс сам предлагает
выступающему оценку и комментирует ее. Не было
случая, чтобы эта оценка была несправедливой. Я
заранее предупреждаю, что прошу отказаться от
таких словечек, как клёво, законно, тащуся.
Следующее публичное выступление затрагивает
две еще более значимые темы: «Почему каждому
человеку надо развивать себя физически?» и «Как
мы можем сберечь природу?». Беседу о физической
культуре проводит школьный врач. Вторая тема
(беседа об экологии) уже была на уроке биологии,
но именно словесник должен и может сказать детям
о тактичном и бережном поведении в лесу, в поле,
на прогулке в парке. Нельзя приходить в лес с
магнитофоном, особенно когда птицы выводят
птенцов, нельзя разводить костры не только в лесу
(от этого возникает большая часть лесных
пожаров), но и на школьном дворе: чистый воздух в
городских условиях – большая ценность. Дети сами
отмечают убедительные и интересные публичные
выступления. Изучая числительные, дети сами
работают над структурой призывов и их языковыми
особенностями.
Работая над рассуждением в течение ряда уроков,
словесник предлагает учащимся составить устно
рассуждение на тему: «Беречь природу – это
значит беречь и родной язык». Затем идет речь о
неоправданном заимствовании иностранных слов: уик-энд
– «выходные», консенсус – «согласие»,
цейтнот –«недостаток времени». Затем, уже к
концу года, программа предлагает формулировать
задачу так: «Призыв, его структура и языковые
особенности» (упр. 358, стр. 138, Ладыженская,
Баранов). Учащимся дают сочинение «Почему надо
заниматься спортом?». Так как оно требует
побудительных предложений, то нужно, чтобы дети
уже изучили повелительное наклонение глагола.
В 7-м классе работа над развитием навыков
публицистического стиля продолжается и в устной,
и в письменной форме. Например, в начале года
семиклассники готовят обращение к ученикам
начальной школы (вторые-третьи классы), выступая
с устным публицистическим обращением «Береги
книгу». Так развитие речи переплетается с
общественной, шефской работой семиклассников.
Следующей работой является домашнее сочинение
на публицистическую тему в форме газетной
заметки (план в слабом классе предлагается
учителем, в сильном – вырабатывается совместно).
План
I. Опасность, грозящая природе в современном
мире (парниковый эффект, гибель зеленых
насаждений, вырубка лесов).
II. Природа – среда обитания человека. Чтобы
человечество не погибло, ее надо беречь.
1. Нельзя допустить, чтобы горели леса.
2. Нельзя их необдуманно вырубать, надо разумно
утилизировать отходы, беречь бумагу,
вырабатывать ее из макулатуры, а не рубить сосны.
3. Надо беречь воздух, особенно в городах, не
жечь костры, озеленять территории, беречь птиц и
зеленые насаждения.
III. В природе все связано, поэтому каждое
действие значимо.
Предупреждаю учащихся, что в публицистическом
стиле используются риторические вопросы, особая,
отличная от бытовой, лексика, а так как это
заметка в газету, хорошо подобрать факты
равнодушия к природе, какие часто дает школьная
жизнь (не берегут книг – значит, гибнут деревья,
жгут мусор во дворе и т.д.).
Один факт в середине апреля подобрала в
программе «Время»: этой весной грачи не
прилетели в тот уголок России, который изобразил
А.Саврасов в картине «Грачи прилетели», –
погибли березы, на которых они гнездились, а
новых никто не посадил, и грачи не прилетели.
Очень полезно для развития речи детей данное
сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. К
нему готовит упр. 294 (обращение к детям
С.Михалкова о пользе чтения, Ладыженская,
Баранов), которому противоречит упр. 295 (мысль
И.И. Обломова о том, что чтение – ненужная
роскошь).
А через 2–3 недели дается домашнее сочинение
«Книга – наш друг и советчик», которое пишется
абсолютно самостоятельно.
Следующая работа, сочетающая изучение
синонимичных союзов и пропаганду книги, – это
сочинение по картине И.В. Шевандроновой «В
сельской библиотеке» (упр. 341, Ладыженская,
Баранов). Сочинение пишется от лица ветерана
труда, старой библиотекарши, которая
рассказывает о судьбах своих читателей.
По упр. 352 дети пишут рассказ (мальчик отдал
ножик, чтобы отпустить на волю снегиря). Такой
обычай – отпускать на волю птиц – существует в
народе.
Последней работой является сочинение на
морально-этическую тему «Родина» (упр. 371,
Ладыженская, Баранов). После этого дети выбирают
и пишут одну из двух тем: «Удивительное рядом» и
«Дело мастера боится».
8-й класс усложняет работу по развитию речи,
давая учащимся основы риторики.
В упр. 196 даются слова Д.С. Лихачева: «Если вы
любите свою страну, вы не можете не любить ее
истории, не беречь ее памятников». Затем упр. 197
говорит о риторике как науке. Упр. 199 дает как
образец ораторской речи речь И.С. Тургенева
при открытии памятника А.С. Пушкину.
Упр. 200 формулирует важнейшие признаки хорошей
публичной речи (по Лихачеву):
1) речь должна быть лаконичной;
2) у вас должна быть внутренняя
заинтересованность в том, о чем вы говорите;
3) надо уметь выделить самую главную мысль.
Упр. 200 (Ладыженская, Баранов) дается как
свободный диктант и в дальнейшей работе служит
критерием оценки устных выступлений
восьмиклассников. Одновременно с изучением
вводных слов восьмиклассники готовят устное
публичное выступление на общественно значимую
тему, которую каждый выбирает сам и дома
составляет тезисы своего выступления. Изучая
обращение, дети готовят выступление на тему:
«Игромания унижает человеческое достоинство,
вредит развитию личности».
Последняя большая работа по развитию речи –
это работа по сравнительной характеристике
двух героев.
Подготовкой является упр. 410 (Ладыженская,
Баранов) – рассказ К.Чуковского об Анне
Ахматовой, сравнительная характеристика
Катеньки и Любочки (Л.Н. Толстой).
Как третий, окончательный этап программа
предлагает провести сравнительную
характеристику по картине К.Брюллова «Портрет
сестер Шишмаревых». Мне кажется, что вместо этого
целесообразно провести домашнее сочинение
«Сравнительная характеристика Гринева и
Швабрина» по повести «Капитанская дочка». Почему
я считаю необходимой такую замену? Во-первых,
ученики еще не имеют опыта анализа даже одного
портрета, им будет турдно сравнить два персонажа
на картине Брюллова, тем более что эти сестры
одинакового возраста, похожи друг на друга, а
различие между ними – это различие темперамента,
которое детям трудно будет уловить. Во-вторых,
Гринев и Швабрин – персонажи, сравнение которых
несет большой воспитательный потенциал;
в-третьих, Швабрин имел свой исторический
прототип – Шванвича; в-четвертых, Пушкин,
сочувствуя Пугачеву как человеку, презирает
Швабрина как предателя.
План совместно составляется в классе.
I. Историческая основа повести.
II. Гринев и Швабрин – персонажи, глубоко
противоположные друг другу.
1. Глубокая честность Гринева и бесчестность
Швабрина.
2. Простота, доброта, человечность Гринева и
высокомерное презрение к людям Швабрина.
3. Умение любить Гринева и жестокость Швабрина
даже по отношению к Маше.
III. Сопоставление этих людей как доказательство
того, что человека определяет не социальный
статус (дворянство), а человеческие свойства
личности.
Мне осталось сказать несколько слов о работах
по развитию речи, связанных с программой по
внеклассному чтению. Приохотить ребенка к чтению
– задача труднейшая, и, хотя роль семьи в ней
нельзя переоценить, основная ответственность
здесь ложится на школу.
Удельный вес работ в письменной форме по
развитию речи, связанных с внеклассным чтением,
очень невелик, и начинается работа, как почти
всегда, с устного анализа.
До сих пор вопросы внеклассного чтения я
обсуждала по соприкосновению с изучаемым
материалом по литературе, теперь же именно они
будут находиться в центре моего внимания. За это
время (середина 5-го класса) дети прочитали
большое количество книг. Часть из них: сказки
народные и литературные. «Сказки» Пушкина, его
«Песнь о вещем Олеге» и т.д. – они обсуждали в
классе, еще большее число книг брали в библиотеке
и читали каждый в отдельности, иногда
рассказывая о них родителям. Впечатление о них
живет в детской памяти, но живет неосознанно,
стихийно.
Вот я и ставлю основной задачей этой работы по
развитию речи осознание каждым ребенком роли
книг в его еще небольшой, но уже богатой новым
опытом жизни. В результате урока возникает план
домашнего сочинения.
I. Роль книги в жизни человечества и отдельного
человека.
1. Книга – источник знания («Чтение – вот лучшее
учение»).
2. Книга – источник радости.
3. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (А.М. Горький).
II. Мои читательские вкусы.
III. Рассказ о моей любимой книге.
1. Краткие сведения об авторе книги и времени ее
написания.
2. Ее герои и события, которые с ними происходят
(очень кратко).
3. Что нового я узнал из этой книги и почему это
меня обогатило.
Особых комментариев требует вопрос о
читательских вкусах. Имея в виду не только
осознание существующих, но и создание новых, мы
говорим о следующих видах книг:
1) произведения из современной жизни;
2) детектив;
3) фантастика;
4) сказки и притчи;
5) произведения о Великой Отечественной войне;
6) жизнь замечательных людей;
7) путешествия и географические открытия;
8) книги о животных.
Понятно, что главное здесь – пропаганда книги.
Что касается анализа выбранного ими
произведения, то я неоднократно предупреждаю,
что он ни в коем случае не должен сводиться к
пересказу. Однако в глубине души понимаю, что
совсем удержаться от пересказа ребенку почти
невозможно, но чем более он к этому стремится, тем
полноценней для его обучения эта работа.
И вот наступает весна, не за горами и великий
праздник Победы.
До этого момента я была внутренне согласна с
программой, но сейчас, пережив шестидесятилетие
Победы, я не могу согласиться с тем, что из
программы исключен «Сын полка» Катаева. Можно
еще понять исключение книги «Белеет парус
одинокий», но к «Сыну полка» это абсолютно не
относится. История Вани Солнцева должна найти
место на уроках словесности, во-первых, потому,
что уже в прошлые юбилеи по брусчатке Красной
площади шли именно такие сыновья полков;
во-вторых, наша национальная идея – быть такими
могучими и едиными, как тогда, когда мы победили
фашизм; в-третьих, все слои нашего общества едины
именно в этом; в-четвертых, проблема беспризорных
детей сегодня, к сожалению, весьма актуальна.
Обаятельная фигура Вани Солнцева, мечтающего
стать солдатом не только чтобы отомстить врагу,
но чтобы, подчинив свою жизнь четкой дисциплине,
стать таким же, как его старшие друзья, сегодня
пятиклассникам нужна и интересна.
Поэтому последней работой 5-го класса является домашнее
сочинение «Почему Ваня Солнцев стал сыном
полка?». Работа это абсолютно самостоятельная, и
ее анализом и заканчивается учебный год.
Итак, в арсенале учителя-словесника множество
работ, развивающих устную и письменную речь
учащихся. Я остановилась только на самых главных.
Понятно, что каждый учитель в зависимости от
конкретных особенностей класса что-то изменит,
отбросит, усилит, но сущность постоянной и
целенаправленной работы по развитию речи не
поддается сомнению.
К сожалению, литературный язык, как он
представлен в произведениях русской классики от
Пушкина до Булгакова, в последние годы подвергся
значительному искажению как со стороны модных
сленгов, так и под влиянием совершенно дикого, и
причем неоправданного, потока иностранных слов.
Мне
кажется, что словесник должен и может с этим
бороться, сказав детям, что язык их письменных и
устных ответов должен стремиться быть таким, как
язык тех произведений, с которыми они знакомятся
на уроке. Конечно, влияние СМИ преодолеть трудно,
всякие железно и клёво проскальзывают,
особенно в устной речи детей, но систематическое
внимание словесника, легкая доля юмора в
отношении к таким перлам нашей рекламы, как Крутому
внуку – крутую бабушку, способны постепенно
вытравить эти словечки, и к 8-му классу, когда
учащиеся непосредственно говорят о риторике и о
том, что беречь надо не только природу, но и
родной язык, речь учащихся станет и чище, и
богаче. Труднее бороться с засильем иностранных
слов, «подкинутых» нам политикой. Всякие консенсусы
и альтернативы проникают, конечно, не только
в речь детей и их родителей, но иногда и в нашу
собственную речь. Однако регулярная работа после
каждого сочинения и изложения, так же как
внимательное комментирование устных ответов,
позволит легко «выполоть» языковые сорняки,
чтобы язык наших детей был достоин величайшей
литературы, оставленной им в наследство.
Э.С. ДЕЗОРЦЕВА,
г. Москва |