Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2007

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

11-й класс

Готовимся к ЕГЭ, работая с текстом

(1) Когда-то, приезжая в Костино, ходил я по здешним буграм за шампиньонами, как к себе в огород. (2) Глянешь сверху на другой склон – где там белеет «ведьмин круг» – и вперед!
(3) Желающих собирать эти «поганки» почти не было. (4) Сейчас всё наоборот: желающих много, шампиньонов – едва-едва. (5) Прежде на хлипконогие луговые опята и глядеть не хотелось, теперь кладу им поклон за поклоном.

(6) В мглистый осенний денек вышел размяться, сунув в карман полиэтиленовый пакет. (7) На всякий случай. (8) Влажно тускнели полуоголенные ветки. (9) Липкая палая листва не отзывалась шелестом на шаги. (10) Пробившись сквозь нее, кое-где догорали увядающие шлемы мухоморов да изредка застенчиво подмигивали какие-то желтоватые грибы. (11) Я не удостаивал их вниманием. (12) Ведь это были не опята – значит, никчемные, никому не нужные создания.
(13) Поганки, как зачастую нарекаем грибы, о которых не имеем понятия.

(14) На этот раз я все же срезал крайний гриб. (15) Он оказался упругий, на изломе кремоватый. (16) Пальцы мои тотчас волнующе запахли лесной свежестью.

(17) Дома я первым делом открыл справочник и нашел своего знакомца под странным названием «крепидот». (18) Выяснилось, что в нашей стране растет он повсеместно, съедобен. (19) Отведав грибы жареными, могу добавить, что они нежны на вкус.

(20) Как часто встречаются среди любителей грибной охоты люди с таким же испорченным зрением, как у меня! (21) Причем иной торопыга не просто обойдет стороной какой-нибудь подозрительно пятнистый «зонтик пестрый», но еще и ногой поддаст – ведь не подберезовик.
(22) Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо, способный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу?

(23) Непросто сориентироваться в разноликом грибном царстве...

(24) Но разве проще распознать человека? (25) И не только с первого взгляда, с первой встречи... (26) Кто скажет, мимо скольких внешне ничем не примечательных людей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом? (27) Хорошо еще, если походя не толкнули. (28) Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров. (По Ю.Н.  Леонову)

Вопросы и задания к тексту

1. Прочитайте текст, сформулируйте главную проблему и прокомментируйте ее.

(Текст вовсе не о грибах, а об умении разбираться в людях, нельзя судить о человеке по первому беглому впечатлению, внешний вид бывает обманчив, рассуждения о грибах – лишь образные подходы к проблеме, аналогия.)

2. Что вы можете сказать об авторской позиции?

(Авторская позиция четко сформулирована в последнем абзаце текста, Ю.Н. Леонов говорит о ней с общечеловеческих позиций, призывает к вниманию и чуткости, ведь человеку свойственно вначале замечать лишь яркое, выдающееся, проходить мимо обыденного, ничем не примечательного.)

3. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

(С автором трудно не согласиться, ведь интересный человек может быть внешне ничем не примечательным; важно умение разбираться в людях, а оно требует душевной зоркости, да и просто времени, которого не всегда хватает; общение с новым человеком может изменить вашу жизнь, сделать ее полнее и счастливее; и, наконец, не все то золото, что блестит.)

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1

Найдите в тексте и укажите номера сложноподчиненных предложений, постройте их схемы, письменно определите вид придаточных.

Карточка 2

Укажите номера предложений, в которых есть обособленные члены предложения, постройте их схемы.

Карточка 3

Найдите в тексте односоставные предложения (простые и входящие в состав сложных), укажите их номера, определите вид односоставных предложений.

Карточка 4

Из предложений 14 и 16 выпишите все подчинительные словосочетания с разными видами связи.

Карточка 5

Среди предложений 17–22 найдите сложноподчиненное с последовательным подчинением, сделайте его схему и укажите номер.

Карточка 6

1) В первом абзаце найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2) Какой (какие) способ(ы) использован(ы) в образовании слов:

непросто,

сориентироваться,

хлипконогие,

застенчиво?

Карточка 7

Какие языковые средства характерны для этого текста? Подтвердите примерами из текста.

1) Парцелляция;

2) лексический повтор;

3) метафора;

4) ряды однородных членов;

5) сравнительные обороты.

Ключи для учителя

Карточка 1

№ 13 – придаточное определительное;

№ 18 – придаточное дополнительное;

№ 19 – придаточное дополнительное;

№ 22 – придаточное дополнительное и определительное;

№ 26 – придаточное дополнительное и определительное;

№ 27 – придаточное дополнительное.

Карточка 2

В этом тексте используются только обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Номера таких предложений: 1, 6, 10, 19, 26.

Карточка 3

Повествование в тексте ведется от первого лица, поэтому в нем много односоставных предложений, как простых, так и входящих в состав сложных. Номера таких предложений:
2 (о/л); 3 (б/л); 5 (б/л и о/л в составе сложноподчиненного); 19 (о/л главное в составе сложноподчиненного); 23 (б/л); 24 (б/л); 27 (б/л главное в составе сложноподчиненного).

Карточка 4

Подчинительные словосочетания:

этот раз (согласование);

запахли свежестью (управление);

крайний гриб (согласование);

срезал гриб (управление);

пальцы мои (согласование);

запахли тотчас (примыкание);

запахли волнующе (примыкание);

лесной свежестью (согласование).

Карточка 5

Последовательное подчинение встречается в предложении 22. Его схема:

Карточка 6

1) Сверху – слово, образованное приставочно-суффиксальным способом;

2) непросто – приставочный;

сориентироваться – приставочный;

хлипконогие – сложение;

застенчиво – суффиксальный.

Карточка 7

Из указанных пяти языковых средств в тексте отсутствует лексический повтор. Живая разговорная интонация текста обусловила наличие парцелляции (предложения 6–7, 11–12, 27–28), яркая метафора догорали шлемы мухоморов (предложение 10) придала повествованию образность, ряды однородных членов предложения встречаются в предложениях 15, 17, 18, 21, 25; сравнительные обороты – в предложениях 1 и 20.

О.С. БАРАНОВА,
г.  Полярные Зори

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru