ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
11-й класс
Готовимся к ЕГЭ, работая с текстом
(1) Когда-то, приезжая в Костино, ходил я по
здешним буграм за шампиньонами, как к себе в
огород. (2) Глянешь сверху на другой склон – где
там белеет «ведьмин круг» – и вперед!
(3) Желающих собирать эти «поганки» почти не было.
(4) Сейчас всё наоборот: желающих много,
шампиньонов – едва-едва. (5) Прежде на хлипконогие
луговые опята и глядеть не хотелось, теперь кладу
им поклон за поклоном.
(6) В мглистый осенний денек вышел размяться,
сунув в карман полиэтиленовый пакет. (7) На всякий
случай. (8) Влажно тускнели полуоголенные ветки. (9)
Липкая палая листва не отзывалась шелестом на
шаги. (10) Пробившись сквозь нее, кое-где догорали
увядающие шлемы мухоморов да изредка застенчиво
подмигивали какие-то желтоватые грибы. (11) Я не
удостаивал их вниманием. (12) Ведь это были не
опята – значит, никчемные, никому не нужные
создания.
(13) Поганки, как зачастую нарекаем грибы, о
которых не имеем понятия.
(14) На этот раз я все же срезал крайний гриб. (15)
Он оказался упругий, на изломе кремоватый. (16)
Пальцы мои тотчас волнующе запахли лесной
свежестью.
(17) Дома я первым делом открыл справочник и
нашел своего знакомца под странным названием
«крепидот». (18) Выяснилось, что в нашей стране
растет он повсеместно, съедобен. (19) Отведав грибы
жареными, могу добавить, что они нежны на вкус.
(20) Как часто встречаются среди любителей
грибной охоты люди с таким же испорченным
зрением, как у меня! (21) Причем иной торопыга не
просто обойдет стороной какой-нибудь
подозрительно пятнистый «зонтик пестрый», но еще
и ногой поддаст – ведь не подберезовик.
(22) Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо,
способный сказать, что погубил он гриб, который
может угодить самому изысканному вкусу?
(23) Непросто сориентироваться в разноликом
грибном царстве...
(24) Но разве проще распознать человека? (25) И не
только с первого взгляда, с первой встречи... (26)
Кто скажет, мимо скольких внешне ничем не
примечательных людей, которые могли доставить
радость, а может быть, и принести счастье, прошли
мы, едва удостоив их беглым взглядом? (27) Хорошо
еще, если походя не толкнули. (28) Ведь обликом они
совсем не похожи на кумиров. (По Ю.Н. Леонову)
Вопросы и задания к тексту
1. Прочитайте текст, сформулируйте главную
проблему и прокомментируйте ее.
(Текст вовсе не о грибах, а об умении
разбираться в людях, нельзя судить о человеке по
первому беглому впечатлению, внешний вид бывает
обманчив, рассуждения о грибах – лишь образные
подходы к проблеме, аналогия.)
2. Что вы можете сказать об авторской позиции?
(Авторская позиция четко сформулирована в
последнем абзаце текста, Ю.Н. Леонов говорит о ней
с общечеловеческих позиций, призывает к вниманию
и чуткости, ведь человеку свойственно вначале
замечать лишь яркое, выдающееся, проходить мимо
обыденного, ничем не примечательного.)
3. Опираясь на свой читательский и жизненный
опыт, изложите собственное мнение по проблеме.
Какие аргументы вы можете привести?
(С автором трудно не согласиться, ведь
интересный человек может быть внешне ничем не
примечательным; важно умение разбираться в
людях, а оно требует душевной зоркости, да и
просто времени, которого не всегда хватает;
общение с новым человеком может изменить вашу
жизнь, сделать ее полнее и счастливее; и, наконец,
не все то золото, что блестит.)
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Найдите в тексте и укажите номера
сложноподчиненных предложений, постройте их
схемы, письменно определите вид придаточных.
Карточка 2
Укажите номера предложений, в которых есть
обособленные члены предложения, постройте их
схемы.
Карточка 3
Найдите в тексте односоставные предложения
(простые и входящие в состав сложных), укажите их
номера, определите вид односоставных
предложений.
Карточка 4
Из предложений 14 и 16 выпишите все
подчинительные словосочетания с разными видами
связи.
Карточка 5
Среди предложений 17–22 найдите
сложноподчиненное с последовательным
подчинением, сделайте его схему и укажите номер.
Карточка 6
1) В первом абзаце найдите слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом.
2) Какой (какие) способ(ы) использован(ы) в
образовании слов:
непросто,
сориентироваться,
хлипконогие,
застенчиво?
Карточка 7
Какие языковые средства характерны для этого
текста? Подтвердите примерами из текста.
1) Парцелляция;
2) лексический повтор;
3) метафора;
4) ряды однородных членов;
5) сравнительные обороты.
Ключи для учителя
Карточка 1
№ 13 – придаточное определительное;
№ 18 – придаточное дополнительное;
№ 19 – придаточное дополнительное;
№ 22 – придаточное дополнительное и
определительное;
№ 26 – придаточное дополнительное и
определительное;
№ 27 – придаточное дополнительное.
Карточка 2
В этом тексте используются только обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастным
оборотом. Номера таких предложений: 1, 6, 10, 19, 26.
Карточка 3
Повествование в тексте ведется от первого лица,
поэтому в нем много односоставных предложений,
как простых, так и входящих в состав сложных.
Номера таких предложений:
2 (о/л); 3 (б/л); 5 (б/л и о/л в составе
сложноподчиненного); 19 (о/л главное в составе
сложноподчиненного); 23 (б/л); 24 (б/л); 27 (б/л главное в
составе сложноподчиненного).
Карточка 4
Подчинительные словосочетания:
этот раз (согласование);
запахли свежестью (управление);
крайний гриб (согласование);
срезал гриб (управление);
пальцы мои (согласование);
запахли тотчас (примыкание);
запахли волнующе (примыкание);
лесной свежестью (согласование).
Карточка 5
Последовательное подчинение встречается в
предложении 22. Его схема:
Карточка 6
1) Сверху – слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом;
2) непросто – приставочный;
сориентироваться – приставочный;
хлипконогие – сложение;
застенчиво – суффиксальный.
Карточка 7
Из указанных пяти языковых средств в тексте
отсутствует лексический повтор. Живая
разговорная интонация текста обусловила наличие
парцелляции (предложения 6–7, 11–12, 27–28), яркая
метафора догорали шлемы мухоморов
(предложение 10) придала повествованию
образность, ряды однородных членов предложения
встречаются в предложениях 15, 17, 18, 21, 25;
сравнительные обороты – в предложениях 1 и 20.
О.С. БАРАНОВА,
г. Полярные Зори |