Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2007

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

7-й класс

Задания по теме
«Союз как служебная часть речи»

§ 54–61 учебника
под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Четвертое измерение

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а также одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, потому что товарищи для вас – товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе; зато старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования.

Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Обратите внимание, что дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества, ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все это, чтобы наша жизнь становилась осмысленной и одухотворенной.

(Д.С.  Лихачев. Письма о добром и прекрасном)

1. Найдите в тексте 2 простых и 2 составных союза.

2. Выпишите сначала сочинительные, а затем подчинительные союзы.

3. Надпишите над союзами их разряд по значению.

4. Найдите и выпишите предложение, в котором употреблен двойной соединительный союз.

5. Выпишите 2 предложения, где в первом сочинительный союз и соединяет однородные члены, а во втором – части сложного предложения.

6. Найдите в тексте и выпишите предложения, соответствующие схемам:

1) (если), [ ]; 2) [ ], (чтобы); 3) [ ], (что).

7. Составьте схему сложного предложения, где придаточные части присоединяются изъяснительным союзом что и причинным ибо.

8. Найдите в тексте предложения с союзами также, зато, чтобы. Вспомните правила правописания этих слов в роли самостоятельных частей речи, придумайте и запишите с ними по одному примеру.

9. Сделайте морфологический разбор союзов: но, когда, либо, если.

10*. Подчеркните союзные слова как члены предложения, определите, какими частями речи они являются.


* Задание повышенной сложности.

Е.Ю.  ГУСЕВА,
гимназия № 1504,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru