ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
7-й класс
Задания по теме
«Союз как служебная часть речи»
§ 54–61 учебника
под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Четвертое измерение
Память и знание прошлого наполняют мир, делают
его интересным, значительным, а также
одухотворенным. Если вы не видите за окружающим
вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам
скучно, тоскливо, и вы в конечном счете одиноки,
потому что товарищи для вас – товарищи
по-настоящему, когда вас связывает с ними
какое-то общее прошлое: окончили ли школу,
институт, либо работали вместе; зато старики
помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали,
пережили какие-то трудности.
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города
и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на
котором мы работаем, или корабли, на которых мы
плаваем, будут для нас живыми, то есть имеющими
прошлое! Жизнь – это не одномоментность
существования.
Будем знать историю – историю всего, что нас
окружает в большом и малом масштабах. Это ведь
четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что
нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая
семьей или городом и кончая страной и миром, но и
хранить эту историю, эту безмерную глубину
окружающего.
Обратите внимание, что дети и молодые люди
особенно любят обычаи, традиционные празднества,
ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в
истории. Будем же активнее защищать все это,
чтобы наша жизнь становилась осмысленной и
одухотворенной.
(Д.С. Лихачев. Письма о добром и
прекрасном)
1. Найдите в тексте 2 простых и 2 составных союза.
2. Выпишите сначала сочинительные, а затем
подчинительные союзы.
3. Надпишите над союзами их разряд по значению.
4. Найдите и выпишите предложение, в котором
употреблен двойной соединительный союз.
5. Выпишите 2 предложения, где в первом
сочинительный союз и соединяет
однородные члены, а во втором – части сложного
предложения.
6. Найдите в тексте и выпишите предложения,
соответствующие схемам:
1) (если), [ ]; 2) [ ], (чтобы); 3) [ ], (что).
7. Составьте схему сложного предложения, где
придаточные части присоединяются
изъяснительным союзом что и причинным ибо.
8. Найдите в тексте предложения с союзами также,
зато, чтобы. Вспомните правила правописания
этих слов в роли самостоятельных частей речи,
придумайте и запишите с ними по одному примеру.
9. Сделайте морфологический разбор союзов: но,
когда, либо, если.
10*. Подчеркните союзные слова как члены
предложения, определите, какими частями речи они
являются.
* Задание повышенной сложности.
Е.Ю. ГУСЕВА,
гимназия № 1504,
г. Москва |