МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
7-й класс
Контрольные итоговые тесты
Инструкция
Перед вами контрольная работа по русскому
языку. Она состоит из четырех частей.
В первой и второй частях тестовые задания
содержат вопрос, на который даны четыре ответа.
Только один из четырех ответов является
правильным. Внимательно читайте вопрос и
выбирайте правильный ответ на него. Номер этого
ответа напишите в карточке рядом с номером
вопроса.
В третьей части контрольной работы задания не
содержат ответов. Выполняйте эти задания
самостоятельно на отдельном листе (бланке).
Четвертая часть контрольной работы –
творческое сочинение. Выберите одну из
предложенных тем и напишите сочинение.
ЧАСТЬ 1
Инструкция. Ответьте на вопросы с 1-го
по 16-й. Выберите один из четырех вариантов ответа,
данных к каждому вопросу.
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Осенний;
2) счастье;
3) читают;
4) рисунок.
2. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Балуясь;
2) добела;
3) мельком;
4) начавший.
3. Какое слово образовано
приставочно-суффиксальным способом?
1) Обогреватель;
2) безрезультатный;
3) подзаголовок;
4) сенокосилка.
4. Лексическое значение какого слова определено
неверно?
1) Труппа – коллектив артистов того или иного
театра (цирка);
2) умысел – задуманный план действий,
намерение;
3) кисет – небольшой мешочек со шнурком для
хранения самодельного табака;
4) яр – крутой обрыв.
5. У какого слова неверно определены
морфологические признаки?
1) Расколотые (дрова) – страдательное
причастие прошедшего времени;
2) увядший (цветок) – действительное
причастие прошедшего времени;
3) отталкиваясь (от стенки) – деепричастие
совершенного вида;
4) (он) гоняет – глагол 1-го спряжения,
несовершенного вида, переходный.
6. У какого слова верно определены
грамматические признаки?
1) Продолжается в течение недели – существительное
среднего рода, 2-го склонения, в предложном
падеже;
2) говорил взволнованно – краткое
прилагательное;
3) смотрел щурясь – деепричастие
совершенного вида;
4) построенный дом – страдательное
причастие прошедшего времени.
7. В какой строке во всех словах пропущена буква е?
1) Размеш_нный цемент, флаг ре_т;
2) увид_нная радуга, ты дыш_шь;
3) о развивающ_мся знамени, вид_мая цель;
4) колеблющ_гося пламени, он кол_т дрова.
8. В каком слове пропущена буква о?
1) Ж_лудь;
2) ещ_;
3) приглуш_нный;
4) индюш_нок.
9. В каком слове пропущен ъ?
1) Кинос_емка;
2) в_юга;
3) б_ют;
4) с_экономить.
10. В какой строке во всех словах на месте
пропуска нужно писать ь?
1) Полноч_, пахуч_, наотмаш_;
2) пустош_, проч_, улыбнеш_ся;
3) кирпич_, замуж_, съеш_те;
4) стереч_, хищ_ник, с плеч_.
11. В каком слове пропущены нн (две буквы н)?
1) Трава скоше_а;
2) груже_ая баржа;
3) свежескоше_ая трава;
4) баржа нагруже_а.
12. В каком слове допущена орфографическая
ошибка?
1) Приехать затемна;
2) вытереть досуха;
3) прикасаться изредка;
4) посмотреть искоса.
13. В каком случае не с последующим
словом пишется раздельно?
1) Вдали виднелось (не)вспаханное поле.
2) Он говорил (не)торопясь.
3) Он исполнял весьма (не)сложные, но очень
мелодичные пьесы.
4) Справка была выписана (не)правильно.
14. В каком случае употребляется частица не?
1) Нельзя было н_ подивиться его поступку.
2) Н_ одна звезда не озаряла трудный путь.
3) Откуда н_ возьмись надвигалась черная туча.
15. В каком предложении знаки препинания
поставлены верно?
1) Состоящие из дуба, леса называются дубравами.
2) Синий вечер отражался в лужах, затянутых
тонким ледком.
3) И утром ни с кем не прощаясь, мы тронулись в
путь.
4) Мы пришли на стадион и взяли мяч, и сетку.
16. В каком предложении нужна только одна
запятая (знаки препинания не расставлены)?
1) Бывало с самого утра убегаю или на пруд или в
рощу.
2) Вслед за шумными эшелонами добровольцев
уехавших на Алтай и в Казахстан двинулись
составы с техникой.
3) Я несколько раз просыпался боясь проспать
утро и в шестом часу уже был на ногах.
4) Солнце уже закатывалось а луна еще не взошла и
сумерки не наступили.
ЧАСТЬ 2
Задания к тексту с выбором ответа.
Инструкция. Прочитайте текст и выполните
задания к нему. Выберите один из четырех
вариантов ответа, данных к каждому вопросу.
Ерофеич
(1) Едва забрезжит рассвет, как известный
садовод Ерофеич уже в саду. (2) В юности он
участвовал в боях под Царицыном и в одном из
сражений потерял ногу. (3) За дяоблестные подвиги
Ерофеич получил пенсию и отправился на
жительство в родной городишко.
(4) Ранее этот городок был захолустным, но
славился по всей окрестности своими чудесными
садами. (5) Пристрастившись к садоводству, Ерофеич
всецело посвятил себя этому благородному делу и
терпеть не мог дилетантского к нему отношения. (6)
Бывало, зайдет к нему в гости горе-садовник
Манкин, чтобы блеснуть своею ученостью, и
обязательно произойдет инцидент. (7) Старичок
сердится, прыгает на деревяшке вокруг
собеседника, морщит свой веснушчатый нос,
брызжет слюной, но в споре не уступает.
(8)
Сам Ерофеич был кристальной чистоты человек и,
несмотря на свои широко известные эксперименты,
был очень скромен. (9) И в то же время он оставался
бескомпромиссным и непримиримым. (10) После
яростного диспута и ссоры с Манкиным он обычно
долго не мог прийти в себя.
(11) Успокаивал его всегда сад. (12) Чего в нем
только не было! (13) Все, начиная с затейливых
растений, искусно взлелеянных садовником, и
кончая простым можжевельником, здесь было
представлено.
(14) Ветви яблонь и вишен, украшенные
кристалликами росинок, пригибаются к земле. (15)
Старик возится около розовых кустов, невзирая на
то что солнце жжет нещадно. (16) Уколовшись о шипы,
он только присвистнет да наденет варежки.
1. К какому стилю речи относится текст?
1) Публицистический;
2) художественный;
3) разговорный;
4) научный.
2. Выберите верное определение лексического
значения слова инцидент (предложение 6).
1) Неприятный случай, недоразумение;
2) попытка сделать что-нибудь новое;
3) соглашение на основе взаимных уступок;
4) публичный спор на научные темы.
3. Какое из предложений текста является сложным?
1) 13;
2) 14;
3) 15;
4) 16.
4. Какое предложение текста осложнено
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
1) 4;
2) 5;
3) 7;
4) 13.
5. В каком предложении есть деепричастие?
1) 5;
2) 6;
3) 8;
4) 14.
ЧАСТЬ 3
Задания к тексту без выбора ответа.
Инструкция. Выпишите из текста первое
предложение и выполните задания к нему.
Отвечайте на вопросы самостоятельно. Ответы
запишите на отдельном листе (бланке).
Едва забрезжит рассвет, как известный садовод
Ерофеич уже в саду.
1. Выпишите из предложения слово, в котором
буква д передает звук [т].
2. Выпишите из предложения слово, которое
соответствует схеме:
3. Подберите синоним к слову едва.
4. Сделайте морфологический разбор слова забрезжит.
5. Образуйте от глагола забрезжит
деепричастие совершенного вида и действительное
причастие прошедшего времени.
ЧАСТЬ 4
Творческое задание.
Инструкция. Напишите сочинение (7–8
предложений) на одну из указанных тем.
Используйте в своей работе описание внешности
или описание действий.
Темы:
1. Мой лучший друг.
2. Мой любимый литературный герой.
3. Моя любимая профессия.
4. Профессия моего папы (моей мамы).
ОТВЕТЫ
Часть 1. 1 – 3), 2 – 3), 3 – 2), 4 – 2), 5 – 3), 6 – 4), 7 –
4), 8 – 4), 9 – 1), 10 – 2), 11 – 3), 12 – 1), 13 – 2), 14 – 1), 15 – 2),
16 – 1).
Часть 2. 1 – 2), 2 – 1), 3 – 15), 4 – 13), 5 – 5).
Часть 3
1) Садовод;
2) известный;
3) только (как только, только что);
4) забрезжит – (что сделает?) глагол,
н.ф. – забрезжить, сов. вид, 2-е спр., непер.,
изъяв. накл., наст. вр., 3-е лицо, ед. число, в
предложении является сказуемым;
5) забрезжив, забрезживший.
Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга |