МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Старшие классы
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Уважаемая редакция, здравствуйте!
Сегодня
пишу, чтобы еще раз сказать спасибо за ваш труд.
Ценность всей вашей работы для
учителей-практиков очень велика, конечно же, это
ни у кого не вызывает сомнения. Однако хотелось
бы обратить ваше внимание еще и на то, что
предлагаемый газетой опыт работы коллег
заставляет читателей двигаться вперед. Школьные
будни, подготовка занятий, проверка тетрадей,
семейные заботы, накапливающаяся усталость –
все это часто приводит к тому, что теряется вкус к
творчеству, вот, кажется, и голова уже работает с
трудом, понимаешь, как много всего придумано в
методике проведения урока, наверное, больше и
невозможно... Вот тут-то и приходит на помощь
«Русский язык».
Для меня всегда интересны материалы,
предлагаемые Н.А. Борисенко. В № 43 за 2004 год в
рубрике «Материалы к уроку» была помещена
«Орфоэпическая разминка». Книгу «Говорим
по-русски с Мариной Королевой», о которой шла
речь в статье, я, к сожалению, не видела, в книжных
магазинах нашего города о ней не слышали, а
потому опыт коллеги из г. Королева оказался
очень полезен. Конечно же, недостаточно в начале
каждого урока работать над произношением
отдельных слов, помещенных на полях учебника или
в приложениях с заголовком «Произноси
правильно», бывает необходимо систематически
включать их в речь детей. Делать это без
специально подобранных упражнений, тренирующих
в соблюдении орфоэпических норм, как понимаете,
невозможно. Такие упражнения, а их нужно
достаточно много, должны содержать
словосочетания, предложения, отдельные фразы,
чтобы сделать слова и их произношение привычными
для учеников. Авторы же учебных пособий обычно
ограничиваются выделением слов в рамочки,
вынесением их на поля книг, методисты советуют
составлять с ними словосочетания, предложения.
Это полезно, но для того, чтобы ребята правильно
ставили ударение, верно произносили слова,
недостаточно. Они должны слышать правильную речь
и в достаточном количестве, что, к сожалению,
сегодня становится редкостью. Грамотная,
красивая речь все реже звучит из динамиков радио
и с экранов телевизоров. Еще реже – на улице, в
семье, в кругу сверстников. Вот почему
«Орфоэпическая разминка», предложенная
Н.А. Борисенко, так меня порадовала.
Использую ее в старших классах в начале каждого
урока. Время работы – 4–5 минут. Делаю так:
разместила на двух листах упражнения (на одном –
«Ключ», на другом – «Проверьте себя»), при первом
знакомстве с текстом прошу прочесть его про себя
согласно указанному произношению, затем читаем
хором (1–2 раза), потом слушаем чтение нескольких
учеников. При этом учителю важно следить за
интонацией при построении фразы. Когда дети
перестают удивляться («А мы не так говорим».
«Разве такое ударение нужно?») и начинают
читать без запинок, обращаемся к листу
«Проверьте себя». Думала, старшеклассники будут
хихикать, не воспримут задание всерьез.
Ошибалась: старательно читают и хором, и
поодиночке. На уроке работаем с 1–2 текстами, не
больше. Если во время чтения прозвучала ошибка,
ученика никто не прерывает, указываем на
погрешности произношения по окончании его
работы. Это тоже важно: дети должны улавливать
орфоэпические ошибки на слух, а с другой стороны
– такое условие заставляет всех быстро
собраться, настроиться на урок, концентрирует
внимание к устной речи. Ребята начинают слышать
неверное произношение, и, исполнившись гордости
за себя, знатоков русского языка, возмущаются
недобросовестной работой дикторов. Что ж,
наверное, в этом и заключена задача учителя,
знакомящего своих учеников с традициями и
богатством родного языка, стремящегося
сохранить их и передать дальше.
Конечно же, десяти упражнений оказалось мало.
Пришлось составить несколько новых. Буду рада,
если они послужат кому-то еще. А может, у коллег
есть свои?
Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск |