РАЗВИТИЕ РЕЧИ
6-й класс
Масленица в художественном слове,
живописи, музыке
Интегрированный урок (2 часа)
Развитие устной и письменной речи школьников
справедливо рассматривается как одно из главных
направлений при изучении русского языка и
литературы. Современная методика рекомендует
такие формы и приемы речевого развития, которые
одновременно обеспечивали бы и обогащение
духовного мира ученика, и углубление его знаний
по предмету, и расширение кругозора. На уроках
русского языка целесообразно обращаться к
произведениям других видов искусства –
живописи, музыки. Музыкальные и живописные
произведения заставляют ребенка особенно
активно работать над поиском слов для выражения
своих мыслей и чувств. Уроки с использованием
живописи и музыки вызывают интерес у ребят,
повышают их работоспособность и творческую
активность, что благоприятно сказывается на
конечных результатах обучения. Работа по картине
или на основе музыкальных впечатлений
способствует не только развитию таких видов
речевой деятельности, как говорение и слушание
(рассказа учителя, одноклассника), но и помогает
создать письменное высказывание, обеспечивая
его логичность, полноту, лексическое
разнообразие.
Предлагаем один из возможных вариантов
использования произведений живописи и музыки на
уроке развития речи. |
Цели урока: показать особенности
изображения одного и того же явления в разных
видах искусства; продолжить формирование
навыков анализа языковых авторских средств;
продолжить обучение умению строить текст (устное
монологическое высказывание по картине;
сочинение-миниатюра по музыкальным
впечатлениям); познакомить с традициями русского
народа; эстетическое воспитание на основе
межпредметных связей: русский язык – литература
– живопись – музыка.
Для проведения урока использовались отрывки из
книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава
«Масленица»); репродукции картин
Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы»
(1917), «Масленица» (1919); звукозапись пьесы
П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла
«Времена года»).
ХОД УРОКА
I. Работа с текстом И. Шмелева
– На сегодняшнем уроке мы будем говорить об
одном из самых ярких праздников русского народа
– о Масленице. Что вы знаете об этом празднике?
Ребята рассказывают подготовленный дома
материал о происхождении названия праздника, о
том, в какое время празднуется Масленица, о
Масленой неделе, о народных гуляньях, о
заключительном действии празднества – сжигании
Масленицы. Делятся своими впечатлениями об этом
празднике. В конце беседы 1–2 ученика обобщают
сказанное.
(Масленица – это последний праздник зимы,
который начинается за восемь дней до Великого
поста. Масленица потому так и названа, что в
течение этой недели позволяется есть коровье
масло, которое запрещено во время поста. Во время
Масленичной недели день и ночь продолжались
игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской
Масленице играют блины, которые пекутся всю
неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)
– Вспомните устойчивые выражения, пословицы и
поговорки, связанные с этим праздником,
объясните их значение. (Широкая Масленица; не
житьё, а масленица; не все коту масленица.)
– Этот праздник не мог оставить никого
равнодушным, и многие произведения искусства
посвящены Масленице. Сегодня на уроке мы
прочитаем детские воспоминания И.С. Шмелева о
Масленице, посмотрим, каким настроением
наполнены картины Б.М. Кустодиева «Масленица»,
«Балаган», услышим, как в музыке
П.И. Чайковского передается ощущение радости,
света, праздника.
Читаем отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето
Господне».
(Постепенно в ходе урока заполняется таблица
«Рабочие материалы».)
Автор, название
произведения |
Изобразительные
средства |
Настроение |
|
|
|
МАСЛЕНИЦА
(Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне»)
1
Я и теперь еще чувствую это слово, как
чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны
вызывает она во мне; синеватые волны чада в
довольном гуле набравшегося люда, ухабистую
снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с
ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми
конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми
переборами гармоники. <...>
Теперь потускнели праздники и люди как будто
охладели. А тогда... все и всё были со мною связаны,
и я был со всеми связан, от нищего старичка на
кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой
тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на
небе, за звездами, с лаской глядел на всех:
Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь
еще для меня жива яркая радость...
– Все ли слова в тексте понятны? Объясните, как
вы понимаете словосочетания волны чада,
переборы гармоники, убогий блин.
– Какие воспоминания вызывает у писателя слово
Масленица?
(И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово
(ср. широкая Масленица) наполнено яркой
радостью, весельем, звоном, довольным гулом
людей.)
– Какие языковые средства помогают автору
передать чувство радости?
(Он использует такие слова, как яркие пятна,
веселые кони в бубенцах, игривые переборы
гармоники. Использует повтор слова веселый.)
– С какими словами обычно сочетается слово веселый?
(Человек, голос, настроение, музыка, игра и
т.п.)
– А теперь найдите в тексте словосочетания с
этим словом. (Веселые сани, веселые кони.)
– Эти сочетания, особенно веселые сани,
довольно необычны. Какую главную мысль они
помогают раскрыть?
(Писатель говорит о том, что все в эти дни было
наполнено радостью, весельем, именно это чувство
связывало всех: «все и всё были со мною связаны, и
я был со всеми связан».)
– Найдите еще необычное словосочетание в
тексте. Что вы представляете себе, прочитав это
сочетание слов?
(«...дорогу, замаслившуюся на солнце...»; мы
видим плотный снег, гладкую дорогу, блестящий на
солнце снег, чувствуем приближение весны...)
2
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной
стороны висят стеклянною бахромой сосульки,
плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном
коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по
толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно,
как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон
куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и
долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то
скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок
сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным
дымком березовым, блинами. Капает в темноте, –
Масленица идет. (И.С. Шмелев)
– Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица
идет. Как писателю удается передать это
ощущение?
(Писатель говорит, что чаще появляется солнце,
снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят
сосульки и тают – плавятся, лед становится
мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в
темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)
3
Масленица в разгаре. Такое солнце, что
разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут
парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки.
Фабричные внавалку катаются на извозчиках с
гармоньей. Мальчишки в «блины играют»: руки
назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами
вырвать – не выронить, весело бьются мордами.
<...>
Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают
печь. На сковородках с тарелку блины пекутся,
румяные, кладутся в стопки... Пар идет от блинов.
Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в
четверку, макают в горячее масло в мисках и
чавкают... Стоит благодатный гул: довольны. (И.С.
Шмелев)
– Понятны ли вам слова фабричные, внавалку
катаются, гармонья, стряпухи, в четверку
складывать?
– Масленица в разгаре, и, конечно, ни одна
Масленица не обходится без румяных блинов,
которые сами похожи на солнце, наполняющее этот
веселый, праздничный день.
– Какие слова из этого отрывка уже встречались
в тексте И.Шмелева? (Идут парни с веселыми
связками шаров.)
– Раньше в Москве и Петербурге во время
масленичных празднеств на главных площадях
устраивались катания на санях, строились большие
ледяные горы, карусели, балаганы (уличные театры).
Вся площадь была наполнена веселым гулом,
криками восторженных ребятишек, песнями, звуками
шарманок и гармошек.
4
После блинов едем кататься с гор. Зоологический
сад, где устроены наши горы, – они из дерева и
залиты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки
в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над
свежими тесовыми беседками на горах пестро
играют флаги. Рухаются с рычанием высокие
«дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам,
между валами снега с воткнутыми в них елками.
Черно на горах народом. Нам подают «американки»
– низкие саночки, обитые зеленым бархатом с
бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с
бенгальскими огнями, горят разноцветные шары,
пищат гармошки, гудят бубны... (И.С. Шмелев)
– Как вы понимаете предложение Рухаются с
рычанием высокие «дилижансы» с гор...?
II. Рассматриваем репродукции картин
Б.Кустодиева.
|
Б.М. Кустодиев. Масленица
|
– А теперь посмотрите на репродукции картин
Б.М. Кустодиева, на которых разворачивается
масленичное веселье.
– Каким настроением наполнены его картины?
Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в
глаза? Какие краски и тона преобладают?
Ребята делятся впечатлениями, а затем один из
них подводит итог, стараясь построить связный
рассказ.
(Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование
ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и
розовые закатные облака; снег – то
бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. На
переднем плане мы видим сани, желтые с красными
цветами; возницу в синем кафтане и в шапке с
ярко-красным верхом; едущие в санях что-то
рассматривают, возможно, какое-то праздничное
действо.
На горке кипит мальчишеский бой, летят снежки. А
внизу – карусель, толпы у балагана, торговых
рядов. На румяных от мороза лицах людей улыбки.
Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева,
кажется, что и сам принимаешь участие в этом
праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку,
женский смех, фырканье лошадей, крики возниц,
которые всполошили птиц.)
III. Слушаем пьесу П.Чайковского
«Февраль. Масленица».
– Не только писатели, художники, но и
композиторы старались передать свои
воспоминания, впечатления об этом веселом
русском празднике.
Сегодня на уроке мы послушаем пьесу
П.И. Чайковского, которая так и называется –
«Февраль. Масленица». Этой музыкальной пьесе П.И.
Чайковский предпослал эпиграф:
Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
(П.Вяземский)
Послушайте эту пьесу. Что вы представляете
себе, слушая «Масленицу» П.И. Чайковского? Свои
представления изложите в виде
сочинения-миниатюры: «Слушая пьесу П.И.
Чайковского “Февраль. Масленица”...».
Слушаем пьесу и работаем над черновиком
сочинения.
– Как начать сочинение?
(Ребята предлагают варианты:
Я слушаю музыкальную пьесу П.И. Чайковского
«Февраль. Масленица», и мне представляется...
Когда звучит музыкальная пьеса П.И. Чайковского
«Февраль. Масленица», мне кажется...
Услышав первые звуки пьесы П.И. Чайковского
«Февраль. Масленица», я оказалась на празднике
среди гуляющих, веселящихся людей...)
Работая над сочинением, пишите только о том, что
вы представляете, когда слушаете музыку (а не все
то, что вам известно об этом празднике).
Повторное слушание пьесы после окончания
работы над черновиком.
Редактирование работ, подготовка «белового»
варианта сочинения.
IV. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы увидели, как с помощью слов,
красок и звуков можно передать настроение,
которое возникает во время яркого, веселого
русского праздника – Масленицы.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ
Слушая музыку П.И. Чайковского «Февраль.
Масленица», я представил себя едущим в санях. Это
были великолепные расписные сани. И вот мы
подъехали к главной площади. Там все ели блины,
пели, играли, и у всех на душе было так весело, так
радостно! Воздух пропах маслом и блинами, снег
отливал желтым, синим и светло-фиолетовым цветом.
Небо похоже на восхитительный, необъятный
витраж. Кажется, что неизвестный мастер
использовал все самые яркие, приветливые и
веселые краски: голубую, бирюзовую, ярко-зеленую,
красную, золотую. А вот и балаган. Видны
приветливые, радостные лица. Вдруг звонит
колокол и призывает к вечерне. Все заканчивают
свое веселье и идут в церковь. Так вот и
закончился последний день гуляний.
Михаил З.
Когда я услышал первые звуки этой музыки, мне
представилось, как люди разъезжают на красочных
тройках лошадей. Люди едут, поют песни, веселятся,
а в стороне происходит взятие снежного городка.
На площади разворачивается красочное зрелище,
слышны шутки, смех. Слушая музыку, я вспоминаю
ребят, которые кубарем катятся с горок, и горки от
этого кажутся не белыми, а черными. В воздухе
чувствуется запах блинов. В завершение праздника
все едут за город сжигать чучело. Когда жгут
чучело, люди водят вокруг него хороводы, поют,
танцуют.
Мне очень понравилась музыка П.И. Чайковского.
Дмитрий Е.
«Скоро Масленицы бойкой / Закипит широкий пир!»
– этот эпиграф выбрал Чайковский к своей пьесе.
Мне кажется, что эти слова очень подходят к
музыке. Я думаю, что если совместить происходящее
на картине Б.М. Кустодиева «Масленица» с
музыкой П.И. Чайковского, то получится очень
красивая сказка или мультфильм.
Когда я слушал музыку Чайковского, мне
представлялись люди, которые катались на
расписных санях, на тройках, украшенных
бубенцами и колокольчиками. Люди все были
довольные, веселые, с румянцем на щеках. «И Бог на
небе с лаской глядел на всех: Масленица,
гуляйте!».
Музыка не может передать цвет, но, когда я
слушал Чайковского, я видел небо, раскрашенное
красными, желтыми, зелеными красками, деревья в
снегу, который переливался на солнце. На розовых
от легкого мороза лицах людей были улыбки.
Мне кажется, что П.И. Чайковский правильно
подобрал музыку к Масленице и выразил в ней
веселье, радость, праздник.
Дмитрий Ч.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова О.Ю. и др. Методика
преподавания литературы: Учебник для студ. пед.
вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.
Чертов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М.: Академия,
1999.
2. Методика преподавания русского языка в школе:
Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Т.
Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская,
М.Р. Львов / Под ред. М.Т. Баранова. М.:
Академия, 2000.
3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие
речи. 6-й кл.: Учебник для общеобразоват.
учреждений. М.: Дрофа, 1999.
4. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К
учебнику «Русская речь. Развитие речи». 6-й кл.
М.: Дрофа, 2002.
5. Русский народ, его обычаи, обряды,
предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Забелиным.
Репринтное воспроизведение издания 1880 года.
Симферополь, 1992.
6. Шмелев И.С. Лето Господне. Человек из
ресторана. М.: Дрофа: Вече, 2002.
7. А.М. Турков. Кустодиев. М.: Искусство, 1986.
8. Государственный русский музей. Альбом. М.:
Изобразительное искусство, 2000.
Н.В. ЛОШКАРЕВА,
НОУ «Диалог»,
г. Липецк |