Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

Старшие классы

Размышляем над текстами
из книги Д.С. Лихачева «Заветное»

Самое малое

Будущие поколения пожалеют, что мы в наше время не успели составить атлас микротопонимики. Мелкие топонимические названия (не только деревень или хуторов, но бухт, болот, возвышенностей, полянок, валунов, даже участков парков) чрезвычайно важны.

Они исчезают с усилением передвижений жителей прямо на ушах (нельзя сказать «на глазах»).

1. Определите стиль данного текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Какова позиция автора по данной проблеме? Изложите собственное мнение по данной проблеме. Согласны ли вы с тем, что любое место бытования человека – поляна, речушка, отмель – имеет историческую и духовную значимость?

3. Какова роль второго предложения в данном тексте? Порассуждайте на тему сохранения и изучения мелких топонимических названий микротопонимов).

4. Объясните лексическое значение слов микротопонимика, атлас.

5. Подберите как можно больше однокоренных слов к слову пожалеют.

6. Подберите синонимы к слову будущий. Какова их стилистическая окраска?

7. Подберите антонимы к слову мелкие.

8. Докажите, что прилагательное мелкие – многозначное слово. Составьте словосочетания, демонстрирующие многозначность указанного слова.

9. Чем являются по отношению друг к другу слова атлас и атлас? Придумайте предложения с данными словами.

10. Объясните значение фразеологизма на глазах. Какие фразеологизмы, включающие в свой состав слово глаз, вы знаете? Как вы относитесь к новообразованию автора на ушах?

11. Какие функции выполняют скобки в данном тексте?

12. Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте его схему.

13. Приведите примеры микротопонимов той местности, где вы проживаете в настоящее время.

14. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Микротопонимы рассказывают...».

Поезда

Сергей Сергеевич Аверинцев рассказывал мне, как летом он снимал дачу рядом с железной дорогой. Поезда мешали ему спать. Наконец он решил: проносятся не поезда, а проезжают люди со своими заботами и мыслями. И шум поездов перестал раздражать его. Он стал спать.

Надо развивать в себе благожелательное, «понимающее» отношение к окружающему, и тогда станет легче жить.

Злые люди живут короче, чем добрые.

1. Какие ассоциации возникают в вашем сознании при слове поезд? Поразмышляйте по поводу названия текста. Является ли слово поезда тропом? Каким?

2. Определите основную мысль текста.

3. Определите роль последнего предложения в тексте. Какую смысловую нагрузку несет это предложение? Напишите небольшое сочинение, используя последнее предложение этого текста. К какому типу речи относится созданный вами текст? Докажите.

4. Найдите в тексте слова, в которых разница звуков и букв составляет две единицы.

5. Подчеркните грамматические основы в предложениях текста. Какие типы сказуемых встретились в тексте?

6. Какие слова употребляются в переносном значении?

7. Найдите в тексте примеры на тему «Степени сравнения». Определите частеречную принадлежность соответствующих слов.

8. Определите частеречную принадлежность слова летом. Составьте предложение, в котором данное слово относилось бы к другой части речи.

9. Чем интересно слово наконец? Придумайте примеры. (Если слово наконец – наречие, то является членом предложения, если вводное слово, то членом предложения не является.)

10. Проиллюстрируйте на конкретных примерах принадлежность слова окружающее к разным частям речи.

11. Есть ли в тексте производные предлоги?

12. Охарактеризуйте синтаксис данного текста, составьте схемы сложных предложений.

13. Объясните знаки препинания.

14. Объясните употребление кавычек.

15. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

16. Произведите разные виды разбора.

Бездельничанье

Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...

1. Докажите, что это текст.

2. Чему учит данный текст?

3. Как соотносятся с данным текстом следующие высказывания:

Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм).

Больше всего устаешь от безделья (карельская пословица).

Есть люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают (В.Ключевский).

Лучше ничего не делать, чем делать ничего (Л.Толстой).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

4. Выпишите из текста однокоренные слова. Продолжите этот ряд слов самостоятельно.

5. Объясните лексическое значение слова бездельничанье.

6. В каких смысловых отношениях между собой находятся слова безделье и бездельничанье? Какое различие в значении существует между этими словами? Как вы думаете, почему автор взял для своей миниатюры именно слово бездельничанье?

7. Подберите синонимы и антонимы к слову бездельничанье.

8. Объясните значение выражения в буквальном смысле.

9. Как вы думаете, почему выражение «сложа руки» заключено в кавычки?

10. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных звуков.

11. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов безделье и бездельничанье.

12. Произведите лексический разбор слова пустословить.

13. Объясните постановку знаков препинания в данном тексте. Какую роль играют скобки и многоточие?

14. Произведите синтаксический разбор второго предложения.

О первобытных людях

Первобытных людей безосновательно считают грубыми, жестокими, грязными. Если потому только, что они были ближе, чем мы, к животному миру, то ведь животные чистоплотны, обладают исключительным пониманием друг друга, приверженностью к своим обыкновениям и т.д.

Я думаю, что у первобытных людей были великий фольклор, прекрасная травная медицина, умение делать хирургические операции, богатые обычаи и свои празднества, а между собой они умели держать слово, были нежны к детям и щедры.

Леви-Брюль говорил, что «первобытные люди очень часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий».

Сказано тяжело, но верно.

1. Определите тему, основную мысль текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Объясните значение слов чистоплотный, фольклор, предприятие, обычай.

4. Сравните: праздник – празднество. Придумайте предложения с данными словами.

5. Обоснуйте широкое употребление в тексте абстрактных существительных.

6. Найдите в тексте несколько многозначных слов, объясните их значение.

7. Какую роль в данном тексте играют прилагательные?

8. Какие способы цитирования вам известны? Какой из них использует автор?

9. Определите функции однородных членов.

10. Составьте схему третьего предложения.

11. Объясните орфограммы.

12. Определите способ образования слов безосновательно, рыболовный, первобытный.

13. Проанализируйте выразительные возможности распространенных однородных членов.

14. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Нравственные уроки первобытных людей».

Дружба по Пушкину

Удивительно – какую огромную роль в жизни и поэзии Пушкина играла дружба. Дружба была вдохновительницей большинства его стихотворений, самых высоких переживаний. Исследовать роль дружбы в творчестве Пушкина и в его жизни (по письмам, например) было бы крайне важно, так как именно это было одним из отличий пушкинской поэзии от предшествующей.

Даже его отношения с женщинами по большей части носили этот характер дружбы.

И другое, что было вдохновителем и содержанием поэзии Пушкина, – это воспоминание. Об этом писал сам Пушкин, и об этом напомнил в «Книге отражений» Иннокентий Анненский. В письме к Дельвигу Пушкин писал: «Чем нам и жить, душа моя, под старость нашей молодости, как не воспоминаниями?».

«Под старость нашей молодости»: здесь интересны два оттенка мысли, первый – молодость «наша», общая, ибо состоит в общении молодых; и второй – каждый возраст, очевидно, имеет на исходе дней свою старость. Старость имеет и молодость.

Многие считают лицейские стихотворения Пушкина слабыми. Но без лицейских стихов и без воспоминаний о лицейских товарищах не было бы его апофеоза дружбы в последующих стихах. Ведь поэзия поэта имеет свою собственную память. Поздние стихи «помнят» о ранних.

1. Перечитайте миниатюру. Поделитесь своими мыслями от прочитанного.

2. Объясните заголовок миниатюры. Что вам известно о лицейском периоде жизни Пушкина, о судьбе лицейских товарищей поэта? Какую роль играют воспоминания в вашей жизни? А дружба?

3. Дайте типологическую характеристику текста.

4. Определите стилевую принадлежность данного текста. Для каждого стиля характерны определенные языковые особенности. Охарактеризуйте морфологические особенности данного текста.

5. Поразмышляйте по поводу последнего предложения.

6. Каким смыслом наполнено обращение, употребленное Пушкиным в письме к Дельвигу?

7. Придумайте несколько примеров зачинов текстов (сочинений) на разные темы, используя в качестве первого слово удивительно.

8. Охарактеризуйте средства связи между предложениями.

9. Запишите текст. Подчеркните грамматические основы. Назовите составные сказуемые, определите их структуру.

10. Объясните значение слова апофеоз.

11. Подберите антонимы и синонимы к слову огромный.

12. Что такое оксюморон? Какой оксюморон вы встретили в данном тексте?

13. Что такое тавтология? Найдите пример тавтологии в данном тексте. Оправданно ли это?

14. Какую роль в тексте играют частицы? К какому разряду они относятся? Определите их значение.

15. Произведите лексический разбор слов память, исход.

16. Докажите, что слово слабый – многозначное. В каком значении оно употреблено в данном тексте? В случае затруднений обратитесь за помощью к толковому словарю.

17. Встречаются ли в тексте степени сравнения прилагательных и наречий?

18. Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ подчинительной связи.

19. Объясните употребление кавычек в данном тексте.

20. Какие случаи постановки тире и запятых вы встретили в тексте? Охарактеризуйте первое тире.

21. Объясните выделенные орфограммы.

22. Творческая работа. Расскажите о своих чувствах, которые вы испытываете от поэзии Пушкина.

Душа вещей

(Не)которые книги, прочита_ые мною еще в молодые годы, запали мне в душу, хотя и автор (не)известный и тема иногда стра_ая. Запомнилась мне книга (вернее – брош_рка) какого(то) Селиванова «Душа вещей», изда_ая (в)начале века где(то) в Рязани или другом провинциальном стари_ом русском городе.

Автор утверждает, что вещи имеют душу, волю, привяза_ости, заставляющие их после многих скитаний по магазинам, перепродаж вернуться в семью их прежних хозяев. Он приводит множество примеров того, как вещи возвращались...

Имеют ли вещи душу – все-таки остается (не)ясным, но ясно другое: душевное отношение хозяев к фамильным креслам, столам, бюро и т.д. Вещи связаны тысячами воспоминаний с их прежними владельцами, с теми, кто ими просто пользовался. Вещи учреждений (не)менее замечательны в этом отношении, чем вещи фамильные.

Но вещи можно любить и за их красоту, за то, что их делали мастера с любовью, тщательно, умно, с выдумкой, а иногда и улыбкой.

«Улыбающиеся семейные предметы» – в них что-то бывает диккенсовское, из «Пиквикского клуба» (рассказ старого кресла).

1. Заинтересовала ли вас данная миниатюра? Чем? А в вашей жизни бывало нечто подобное?

2. Какова основная мысль миниатюры?

3. Охарактеризуйте словосочетание душа вещей. Почему оно метафорично?

4. Какой смысл вложен автором в слова брошюрка, какого-то (Селиванова)?

5. Подберите синонимы к прилагательным старинный, странный, неизвестный, прежний, фамильный.

6. Найдите в тексте синонимы.

7. Сравните значение слова душа в первом и втором предложениях.

8. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении.

9. Определите частеречную принадлежность слов просто и тысячами в шестом предложении.

10. Сравните: в начале – вначале. Составьте с данными примерами предложения.

11. Какие виды придаточных предложений встретились в тексте?

12. Какие виды осложнений встречаются в данном тексте?

13. Какие из знаков препинания отражают авторскую пунктуацию?

14. Раскройте скобки, вставьте и объясните пропущенные буквы.

15. Произведите разные виды разбора.

16. Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Рассказ старого кресла».

Н.М.  РУХЛЕНКО,
г. Белгород

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru