МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Как организовать повторение
в 11-м классе вечерней школы?
Для учащихся, имеющих пропуски
в изучении орфографии и пунктуации
Вечерняя школа, где я работаю второй год, дает
реальную возможность получить основное и
среднее образование детям и взрослым. В других
школах города по различным причинам они не могли
или не могут обучаться, поэтому посещают дневные,
вечерние или сменные классы. Именно тут после
перерыва продолжают образование подростки и
взрослые – молодые мамы и вернувшиеся из армии
молодые люди, одновременно работая, осваивая
профессию в профессиональных училищах или
серьезно занимаясь спортом.
Уровень подготовки, посещаемость, мотивация у
них разные. Следовательно, чтобы устранить
пропуски в изучении русского языка, учитель
должен использовать индивидуальные, оптимально
адаптированные формы обучения,
дифференцированный подход к определенным
группам и конкретным учащимся, к выбору
материала.
Минимальное количество часов на повторение
расширено за счет предусмотренных учебным
планом школы групповых занятий, на которых могут
заниматься до 10 человек.
Опираясь на опыт работы в дневной школе, я
провожу повторение материала программы по
русскому языку в 11-х классах вечерней (сменной)
школы двумя блоками.
ПЕРВЫЙ БЛОК.
Повторение орфографии.
Необходимо повторить в любой форме § 4–40
основного учебника Максимова Л.Ю., Чешко Л.А.
«Русский язык для 11–12-х классов вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждений и
самообразования». М.: Просвещение, 1997. Работая с
различными заданиями по орфографии, некоторые
учащиеся полностью или частично выполняют
тренировочные тесты Н.Г. Ткаченко,
А.Б. Малюшкина и тестовые задания для
подготовки к ЕГЭ. Абсолютно все в конце учебного
года должны выполнить 1-й и 2-й варианты
диагностического теста для поступающих. Первый
вариант такого теста можно взять из пособия
Космарской И.В. «Русский язык для поступающих в
вузы». М.: Аквариум, 1999. С. 4, а второй вариант
составлен мною самостоятельно по аналогии с
указанным (см. стр. 37–38).
При выполнении заданий и при работе над
ошибками страницы, указанные в тестовых листах и
образцах диктантов, помогают ученикам
ориентироваться в нашем основном учебнике, т.е.
сразу найти нужное правило.
С самого начала учебного года, повторяя курс
орфографии за 5–7-е классы, ученики выполняют
задания и одновременно ведут записи в «Рабочей
тетради», которая разработана мною специально
для тех, кто имеет пропуски и пробелы по
школьному курсу русского языка. В нее
включены:
• конкретные схематичные и в то же время
доступные объяснения определенных правил
правописания (н–нн; не–ни; правописание
предлогов и т.д.) и примеры для их закрепления;
• 2 текста из художественных произведений (по
Симонову и Чехову), насыщенные орфограммами;
• 9 небольших тренировочных тестов и 2
обобщающих;
• несколько примеров из заданий, определяющих
уровень интеллекта по Г. Дж. Айзенку.* На
последнюю страницу (ее ученики дополняют своими
примерами) вынесены непроверяемые,
труднопроверяемые, слитные и раздельные
написания, часто используемые в творческих
работах и дающие наибольшее количество ошибок.
Для каждого ученика в «Рабочей тетради»
обязательно указываются плохо усвоенные темы. К
концу учебного года из тетради видно, как
повысилась грамотность ученика.
Все выполненные работы проверяет либо учитель,
либо ученик, сверяясь с ключом (как два последних
обязательных диагностических теста). Потом
проводится урок индивидуальной коррекции знаний
по орфографии, завершающий 1-й блок – повторение
орфографии.
* Г. Дж. Айзенк. Узнай свой собственный
коэффициент интеллекта. М.: Ай Кью, 1995.
Диагностический тест
№ п/п |
Номер стр. |
Орфограмма |
№ п/п |
Номер стр. |
Орфограмма |
1 |
53 |
и_подволь |
42 |
|
ц_фра |
2 |
|
_десь |
43 |
|
лисиц_н |
3 |
|
ни_провергать |
44 |
60 |
сач_к |
4 |
51 |
у_кий |
45 |
|
чащ_ба |
5 |
|
изморо_ь на окнах |
|
46 |
стаж_р |
6 |
|
осенняя изморо_ь |
|
47 |
ч_лка |
7 |
|
француз_кий |
|
48 |
подж_г объекта |
8 |
|
опас_ность |
|
49 |
выкорч_вывать |
9 |
|
аген_ство |
|
50 |
реч_вка |
10 |
|
блес_нуть |
|
51 |
парч_вый |
11 |
46 |
акк_мпан_мент |
52 |
107 |
они бор_тся |
12 |
|
акк_мпан_ровать |
|
53 |
они ненавид_т |
13 |
51 |
громоз_кий |
54 |
27, 45 |
раз_снение |
14 |
|
уча_ствовать |
55 |
46 |
э_ск_ватор |
15 |
|
предчу_ствовать |
56 |
|
э_ск_латор |
16 |
57 |
вое_нообязанный |
57 |
|
буду_щий |
17 |
|
мо_жевельник |
58 |
|
электр_фикация |
18 |
|
рас_читывать |
59 |
45 |
нагром_ждение |
19 |
|
рас_ четливый |
60 |
|
д_лина |
20 |
|
опере_тка |
61 |
47 |
р_внина |
21 |
|
програ_ма |
62 |
|
пл_вучесть |
22 |
|
програ_мка |
63 |
|
возл_гать |
23 |
|
криста_льный |
64 |
|
ск_чок |
24 |
|
шестиба_льный |
65 |
28 |
пред_нфарктный |
25 |
122 |
рассея_ны по ветру |
66 |
|
пост_нфарктный |
26 |
80 |
полотня_ный |
67 |
|
под_тожить |
27 |
|
подли_ный |
68 |
|
спорт_нвентарь |
28 |
|
нечая_ный |
69 |
|
вз_мать |
29 |
|
беше_ный |
70 |
55 |
пр_небр_гать |
30 |
|
багря_ный |
71 |
|
пр_большой |
31 |
121 |
краше_ный пол |
72 |
|
пр_бывать в городе |
32 |
|
(не)краше_ный пол |
73 |
|
пр_баутки |
33 |
|
(свеже)краше_ный пол |
74 |
59 |
гости_ница |
34 |
|
(свеже)окраше_ный пол |
75 |
117 |
промасл_ ный лист |
35 |
|
асфальтирова_ная дорога |
76 |
80 |
масл_ная краска |
36 |
|
назва_ные выше |
77 |
|
безветре_ная погода |
37 |
|
назва_ный брат |
78 |
|
досто_н |
38 |
|
(не)зва_ные гости |
79 |
|
удосто_н |
39 |
|
туш_ное в соусе мясо |
80 |
|
ветр_ной двигатель |
40 |
25 |
белолиц_й |
81 |
117 |
замеш_ный в историю человек |
41 |
|
на ц_почках |
82 |
|
размер_ная жизнь |
Алгоритм работы над ошибками
1) Найдите ошибку в «Рабочей тетради» или тесте;
2) найдите правило в основном учебнике, открыв
указанную страницу в образцах;
3) приведите пример на это правило;
4) выполните задания на закрепление;
5) получите оценку за качество выполненной на
уроке работы.
В начале такого урока анализируем, какие ошибки
наиболее часто встречаются в заданиях, – н,
нн; не с различными частями речи и т.д.,
иллюстрируем это примерами из выполненных работ,
еще раз обращаемся к основному учебнику. На уроке
ученики пользуются учебниками для 7-, 8-, 9-, 10–12-х
классов, словарями. На этом этапе каждый работает
над своими ошибками: чередование гласных в
корнях, толкование значений слов; правописание
словарных слов по учебнику 8-го или 9-го класса;
дефисное и слитное написание наречий. Оценка
выставляется не за выполненный объем, а за
качество этой работы, когда ученик с помощью
алгоритма увидел свои пробелы, попытался их
объяснить и запомнить и избегать в дальнейшем.
Рядом со словом, в котором была допущена ошибка,
нужно обязательно привести 2 примера на правило.
ВТОРОЙ БЛОК.
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Здесь основными трудностями для моих учеников
являются постановка знаков препинания во всех
видах сложных предложений, при однородных и
обособленных членах предложения и др.
Необходимое условие – это повторение § 41–64
основного учебника. В этой работе я использую,
«усовершенствуя по необходимости», т.е. сделав
пропуски на месте орфограмм и пунктограмм,
диагностический диктант – тест за курс 9-го
класса, опубликованный в журнале «Русский язык и
литература для школьников» № 2 за 2003 г., с. 25.
Для моих учеников наиболее эффективными
являются следующие этапы (А и Б) работы,
развивающие орфографическую и пунктуационную
зоркость (утраченную или невыработанную).
А. Каждый получает текст-образец с
пропусками букв и знаков препинания.
Порядок работы с текстом-образцом
1. Читаем текст самостоятельно, потом вслух.
2. Каждый определяет для себя самые трудные
места из тех, которые он сам смог увидеть;
3. Текст читает учитель, комментируя абсолютно
все, что пропущено в нем. Учащиеся при этом
записывают в свои тетради те пунктограммы, на
которые они не обратили внимания самостоятельно.
4. Проставляем пропущенные знаки препинания и
буквы во всем тексте.
5. Самостоятельно сверяем выполненную работу с
образцом.
6. Допущенные ошибки обводим в кружок. Работаем
над ошибками по алгоритму (пп. 1, 2, 3) в своих
тетрадях, помня о том, что выставленные в образце
страницы указывают нужное правило.
7. Не пользуясь никакими подсказками и
выписками, пишем исходный текст под диктовку
через строчку в свои тетради.
8. Самостоятельно (или с помощью учителя)
проверяем, работа над ошибками по алгоритму (пп. 1,
2, 3, 4, 5).
Б. Работа с текстом по роману А.Фадеева
«Разгром» («Командир партизанского отряда…») из
пособия Д.Э. Розенталя.
Порядок работы с текстом
1. Текст читаем полностью вместе.
2. Подробные комментарии учителя и ответы на
любые вопросы учащихся по тексту.
3. Выписываем в тетрадь те места, в которых
возможно ошибиться, устно или письменно
объясняем написание орфограмм, постановку
знаков препинания.
4. Пишем текст под диктовку через строчку, пользуясь
всеми своими выписками.
5. Сверяем свой текст с образцом.
6. Обводим в кружок то место, где допущена
ошибка, работаем над ошибками по известному
алгоритму.
Таким образом, содержание повторяемого
материала усваивается с помощью поискового
метода, сменяемости видов деятельности,
организации работы.
К этому моменту становится ясно, кому из
учащихся пока не стоит идти дальше, а необходимо
заниматься самостоятельно и на групповых
занятиях, тренироваться, запоминать правила (1-я
группа). Выделяются ученики, которые хорошо
повторили и усвоили материал, с ними необходимо
завершить процесс повторения (2-я группа). Для
таких предусмотрена работа с диагностическим
диктантом – тестом за курс средней школы (журнал
«Русский язык и литература для школьников» № 2 за
2003 г., с. 26).
Диагностический диктант-тест
за курс средней школы
Вариант для проверки
Еще
только одиннадцатый час на исходе (240)*,
а уже никуда не денешься от тяжелого зноя (254),
каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух
едва-едва колышется над немощеной песчаной
дорогой. Еще не кошенная (199), но наполовину
иссохшая трава никнет и стелется от зноя (209),
почти невыносимого для живого существа. Дремлет
без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то
невнятное непрестанно шепчет в полудремоте
неугомонный кузнечик. Ни человек (203), ни животное
(203), ни насекомое (203) – никто уже больше не
борется с истомой. По-видимому (226), все сдались
(216), убедившись в том (254), что сила истомы (118),
овладевшей ими (118), непобедима (199), непреодолима.
Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему (199)
и (254) как ни в чем не бывало пляшет без устали в
пахучей хвое.
На некошеных лугах ни ветерка, (199) ни росинки. В
роще под пологом листвы так же душно, как и в
открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, (240) а в
небе ни облачка.
Но отправиться купаться не хочется, (151) да и
незачем: (220) после купания еще больше распаришься
на солнцепеке. Одна надежда на грозу: (280) лишь она
может разбудить скованную жарой природу и
развеять сон.
И вдруг что-то грохочет в дали, (209) неясной и
туманной, (209) и гряда темных туч движется с
юго-восточной стороны. В продолжение очень
короткого времени, (220) в течение
десяти–пятнадцати минут(,) царит зловещая
тишина, (240) и вдруг все небо покрывается тучами.
Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь
врывается резкий порыв ветра, (254) который, (226)
кажется, (226) ничем не сдержишь. Он стремительно
гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и
мечет древесную листву, (199) безжалостно мнет и
приклоняет к земле полевые злаки. Ярко
блеснувшая молния режет синюю гущу облаков.
Вот-вот разразится гроза (243) и на обнаженные поля
польется освежающий дождь. Хорошо бы укрыться от
этого совсем нежданного, (199) но желанного гостя.
Добежать до деревни не удастся, (240) а усесться в
дупло может только ребенок.
Гроза
надвигается: (280) (,) (279) вдалеке вспыхивают молнии,
(209) слышится слабый гул, постепенно
усиливающийся, приближающийся и переходящий в
прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
Но вот солнце выглянуло в последний раз и
скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, (199)
приняла мрачный характер, (240) и гроза началась.
* В скобках цифры указывают страницу
основного учебника.
С этим текстом проводится точно такая же
«пошаговая» работа, как и с диагностическим
диктантом за курс 9-го класса. На групповых
занятиях работаем и с каждым отдельно, и
группами. Прошу продиктовать друг другу те
отрывки из диктантов, в которых допустили много
ошибок, и объяснить условия правильного
написания; иногда 2-я группа работает с 1-й,
насколько позволяют время и мотивация каждой.
Для выполнивших 2-й блок работы проводится
также урок индивидуальной коррекции знаний по
синтаксису и пунктуации по той же схеме, по
которой был проведен завершающий урок 1-го блока.
Кто в силу различных причин не работал с
заданиями по орфографии (тесты, «Рабочая
тетрадь»), тот выполняет все необходимое, включая
работу над ошибками по алгоритму, т.е.
корректирует свои знания по орфографии, а на
групповых занятиях будет заниматься синтаксисом
и пунктуацией.
Может быть, для полного повторения курса
русского языка в 11-м классе этих занятий будет
недостаточно, тем не менее они дают хорошие
результаты, что уже радует. К тому же обучающиеся
в вечерней школе хорошо ориентируются в основном
учебнике, знают свои слабые стороны в изучении
русской орфографии и пунктуации, умеют
систематизировать и дифференцировать
допущенные ошибки. Они совершенствуют навыки
самостоятельной работы, используя полученный
материал и на групповых занятиях, и
самостоятельно. Такая работа тоже помогает
вечерней школе выполнять свою задачу –
создавать основу для дальнейшего образования и
самообразования, профориентации, а также
формировать общую культуру учащихся.
В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО,
В(С)Ш № 1,
г. Железнодорожный |