Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Как организовать повторение
в 11-м классе вечерней школы?

Для учащихся, имеющих пропуски
в изучении орфографии и пунктуации

Вечерняя школа, где я работаю второй год, дает реальную возможность получить основное и среднее образование детям и взрослым. В других школах города по различным причинам они не могли или не могут обучаться, поэтому посещают дневные, вечерние или сменные классы. Именно тут после перерыва продолжают образование подростки и взрослые – молодые мамы и вернувшиеся из армии молодые люди, одновременно работая, осваивая профессию в профессиональных училищах или серьезно занимаясь спортом.

Уровень подготовки, посещаемость, мотивация у них разные. Следовательно, чтобы устранить пропуски в изучении русского языка, учитель должен использовать индивидуальные, оптимально адаптированные формы обучения, дифференцированный подход к определенным группам и конкретным учащимся, к выбору материала.

Минимальное количество часов на повторение расширено за счет предусмотренных учебным планом школы групповых занятий, на которых могут заниматься до 10 человек.

Опираясь на опыт работы в дневной школе, я провожу повторение материала программы по русскому языку в 11-х классах вечерней (сменной) школы двумя блоками.

ПЕРВЫЙ БЛОК.
Повторение орфографии.

Необходимо повторить в любой форме § 4–40 основного учебника Максимова Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык для 11–12-х классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования». М.: Просвещение, 1997. Работая с различными заданиями по орфографии, некоторые учащиеся полностью или частично выполняют тренировочные тесты Н.Г. Ткаченко, А.Б. Малюшкина и тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Абсолютно все в конце учебного года должны выполнить 1-й и 2-й варианты диагностического теста для поступающих. Первый вариант такого теста можно взять из пособия Космарской И.В. «Русский язык для поступающих в вузы». М.: Аквариум, 1999. С. 4, а второй вариант составлен мною самостоятельно по аналогии с указанным (см. стр. 37–38).

При выполнении заданий и при работе над ошибками страницы, указанные в тестовых листах и образцах диктантов, помогают ученикам ориентироваться в нашем основном учебнике, т.е. сразу найти нужное правило.

С самого начала учебного года, повторяя курс орфографии за 5–7-е классы, ученики выполняют задания и одновременно ведут записи в «Рабочей тетради», которая разработана мною специально для тех, кто имеет пропуски и пробелы по школьному курсу русского языка. В нее включены:

• конкретные схематичные и в то же время доступные объяснения определенных правил правописания (н–нн; не–ни; правописание предлогов и т.д.) и примеры для их закрепления;

• 2 текста из художественных произведений (по Симонову и Чехову), насыщенные орфограммами;

• 9 небольших тренировочных тестов и 2 обобщающих;

• несколько примеров из заданий, определяющих уровень интеллекта по Г. Дж. Айзенку.* На последнюю страницу (ее ученики дополняют своими примерами) вынесены непроверяемые, труднопроверяемые, слитные и раздельные написания, часто используемые в творческих работах и дающие наибольшее количество ошибок.

Для каждого ученика в «Рабочей тетради» обязательно указываются плохо усвоенные темы. К концу учебного года из тетради видно, как повысилась грамотность ученика.

Все выполненные работы проверяет либо учитель, либо ученик, сверяясь с ключом (как два последних обязательных диагностических теста). Потом проводится урок индивидуальной коррекции знаний по орфографии, завершающий 1-й блок – повторение орфографии.


* Г. Дж. Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.: Ай Кью, 1995.

Диагностический тест

№ п/п Номер стр. Орфограмма № п/п Номер стр. Орфограмма
1 53 и_подволь 42   ц_фра
2   _десь 43   лисиц_н
3   ни_провергать 44 60 сач_к
4 51 у_кий 45   чащ_ба
5   изморо_ь на окнах   46 стаж_р
6   осенняя изморо_ь   47 ч_лка
7   француз_кий   48 подж_г объекта
8   опас_ность   49 выкорч_вывать
9   аген_ство   50 реч_вка
10   блес_нуть   51 парч_вый
11 46 акк_мпан_мент 52 107 они бор_тся
12   акк_мпан_ровать   53 они ненавид_т
13 51 громоз_кий 54 27, 45 раз_снение
14   уча_ствовать 55 46 э_ск_ватор
15   предчу_ствовать 56   э_ск_латор
16 57 вое_нообязанный 57   буду_щий
17   мо_жевельник 58   электр_фикация
18   рас_читывать 59 45 нагром_ждение
19   рас_ четливый 60   д_лина
20   опере_тка 61 47 р_внина
21   програ_ма 62   пл_вучесть
22   програ_мка 63   возл_гать
23   криста_льный 64   ск_чок
24   шестиба_льный 65 28 пред_нфарктный
25 122 рассея_ны по ветру 66   пост_нфарктный
26 80 полотня_ный 67   под_тожить
27   подли_ный 68   спорт_нвентарь
28   нечая_ный 69   вз_мать
29   беше_ный 70 55 пр_небр_гать
30   багря_ный 71   пр_большой
31 121 краше_ный пол 72   пр_бывать в городе
32   (не)краше_ный пол 73   пр_баутки
33   (свеже)краше_ный пол 74 59 гости_ница
34   (свеже)окраше_ный пол 75 117 промасл_ ный лист
35   асфальтирова_ная дорога 76 80 масл_ная краска
36   назва_ные выше 77   безветре_ная погода
37   назва_ный брат 78   досто_н
38   (не)зва_ные гости 79   удосто_н
39   туш_ное в соусе мясо 80   ветр_ной двигатель
40 25 белолиц_й 81 117 замеш_ный в историю человек
41   на ц_почках 82   размер_ная жизнь

Алгоритм работы над ошибками

1) Найдите ошибку в «Рабочей тетради» или тесте;

2) найдите правило в основном учебнике, открыв указанную страницу в образцах;

3) приведите пример на это правило;

4) выполните задания на закрепление;

5) получите оценку за качество выполненной на уроке работы.

В начале такого урока анализируем, какие ошибки наиболее часто встречаются в заданиях, – н, нн; не с различными частями речи и т.д., иллюстрируем это примерами из выполненных работ, еще раз обращаемся к основному учебнику. На уроке ученики пользуются учебниками для 7-, 8-, 9-, 10–12-х классов, словарями. На этом этапе каждый работает над своими ошибками: чередование гласных в корнях, толкование значений слов; правописание словарных слов по учебнику 8-го или 9-го класса; дефисное и слитное написание наречий. Оценка выставляется не за выполненный объем, а за качество этой работы, когда ученик с помощью алгоритма увидел свои пробелы, попытался их объяснить и запомнить и избегать в дальнейшем. Рядом со словом, в котором была допущена ошибка, нужно обязательно привести 2 примера на правило.

ВТОРОЙ БЛОК.
Повторение синтаксиса и пунктуации.

Здесь основными трудностями для моих учеников являются постановка знаков препинания во всех видах сложных предложений, при однородных и обособленных членах предложения и др. Необходимое условие – это повторение § 41–64 основного учебника. В этой работе я использую, «усовершенствуя по необходимости», т.е. сделав пропуски на месте орфограмм и пунктограмм, диагностический диктант – тест за курс 9-го класса, опубликованный в журнале «Русский язык и литература для школьников» № 2 за 2003 г., с. 25.

Для моих учеников наиболее эффективными являются следующие этапы (А и Б) работы, развивающие орфографическую и пунктуационную зоркость (утраченную или невыработанную).

А. Каждый получает текст-образец с пропусками букв и знаков препинания.

Порядок работы с текстом-образцом

1. Читаем текст самостоятельно, потом вслух.

2. Каждый определяет для себя самые трудные места из тех, которые он сам смог увидеть;

3. Текст читает учитель, комментируя абсолютно все, что пропущено в нем. Учащиеся при этом записывают в свои тетради те пунктограммы, на которые они не обратили внимания самостоятельно.

4. Проставляем пропущенные знаки препинания и буквы во всем тексте.

5. Самостоятельно сверяем выполненную работу с образцом.

6. Допущенные ошибки обводим в кружок. Работаем над ошибками по алгоритму (пп. 1, 2, 3) в своих тетрадях, помня о том, что выставленные в образце страницы указывают нужное правило.

7. Не пользуясь никакими подсказками и выписками, пишем исходный текст под диктовку через строчку в свои тетради.

8. Самостоятельно (или с помощью учителя) проверяем, работа над ошибками по алгоритму (пп. 1, 2, 3, 4, 5).

Б. Работа с текстом по роману А.Фадеева «Разгром» («Командир партизанского отряда…») из пособия Д.Э. Розенталя.

Порядок работы с текстом

1. Текст читаем полностью вместе.

2. Подробные комментарии учителя и ответы на любые вопросы учащихся по тексту.

3. Выписываем в тетрадь те места, в которых возможно ошибиться, устно или письменно объясняем написание орфограмм, постановку знаков препинания.

4. Пишем текст под диктовку через строчку, пользуясь всеми своими выписками.

5. Сверяем свой текст с образцом.

6. Обводим в кружок то место, где допущена ошибка, работаем над ошибками по известному алгоритму.

Таким образом, содержание повторяемого материала усваивается с помощью поискового метода, сменяемости видов деятельности, организации работы.

К этому моменту становится ясно, кому из учащихся пока не стоит идти дальше, а необходимо заниматься самостоятельно и на групповых занятиях, тренироваться, запоминать правила (1-я группа). Выделяются ученики, которые хорошо повторили и усвоили материал, с ними необходимо завершить процесс повторения (2-я группа). Для таких предусмотрена работа с диагностическим диктантом – тестом за курс средней школы (журнал «Русский язык и литература для школьников» № 2 за 2003 г., с. 26).

Диагностический диктант-тест
за курс средней школы

Вариант для проверки

Еще только одиннадцатый час на исходе (240)*, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя (254), каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная (199), но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя (209), почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек (203), ни животное (203), ни насекомое (203) – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому (226), все сдались (216), убедившись в том (254), что сила истомы (118), овладевшей ими (118), непобедима (199), непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему (199) и (254) как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.

На некошеных лугах ни ветерка, (199) ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, (240) а в небе ни облачка.

Но отправиться купаться не хочется, (151) да и незачем: (220) после купания еще больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: (280) лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг что-то грохочет в дали, (209) неясной и туманной, (209) и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, (220) в течение десяти–пятнадцати минут(,) царит зловещая тишина, (240) и вдруг все небо покрывается тучами.

Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, (254) который, (226) кажется, (226) ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, (199) безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза (243) и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы укрыться от этого совсем нежданного, (199) но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, (240) а усесться в дупло может только ребенок.

Гроза надвигается: (280) (,) (279) вдалеке вспыхивают молнии, (209) слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Но вот солнце выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, (199) приняла мрачный характер, (240) и гроза началась.


* В скобках цифры указывают страницу основного учебника.

С этим текстом проводится точно такая же «пошаговая» работа, как и с диагностическим   диктантом за курс 9-го класса. На групповых занятиях работаем и с каждым отдельно, и группами. Прошу продиктовать друг другу те отрывки из диктантов, в которых допустили много ошибок, и объяснить условия правильного написания; иногда 2-я группа работает с 1-й, насколько позволяют время и мотивация каждой.

Для выполнивших 2-й блок работы проводится также урок индивидуальной коррекции знаний по синтаксису и пунктуации по той же схеме, по которой был проведен завершающий урок 1-го блока. Кто в силу различных причин не работал с заданиями по орфографии (тесты, «Рабочая тетрадь»), тот выполняет все необходимое, включая работу над ошибками по алгоритму, т.е. корректирует свои знания по орфографии, а на групповых занятиях будет заниматься синтаксисом и пунктуацией.

Может быть, для полного повторения курса русского языка в 11-м классе этих занятий будет недостаточно, тем не менее они дают хорошие результаты, что уже радует. К тому же обучающиеся в вечерней школе хорошо ориентируются в основном учебнике, знают свои слабые стороны в изучении русской орфографии и пунктуации, умеют систематизировать и дифференцировать допущенные ошибки. Они совершенствуют навыки самостоятельной работы, используя полученный материал и на групповых занятиях, и самостоятельно. Такая работа тоже помогает вечерней школе выполнять свою задачу – создавать основу для дальнейшего образования и самообразования, профориентации, а также формировать общую культуру учащихся.

В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО,
В(С)Ш № 1,
г. Железнодорожный

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru