УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
«Ребята о зверятах»
Лозан, Лимон, Тимоша и другие
Я совершенно убежден, что Гоголь
создал
«кошачий» характер. Непредсказуемость
поведения Осипа, эгоизм, изворотливость,
отношение к хозяину – все кошачье.
(С.Юрский. Мой кот Осип)
Кошка полна тайны, как зверь;
собака проста и наивна, как человек.
(К.Чапек. Собака и кошка)
Лет тридцать назад очень «закрытый»
девятиклассник, у которого я был классным
руководителем, пришел в школу потрясенный. На
вопрос «Что случилось?» ответил: «Умер мой лучший
друг». Как выяснилось, речь шла о собаке.
Зная, что о животных принято писать в младших
классах, я попробовал «поднять планку выше»:
предложил объясниться в любви своим
«бессловесным друзьям» семиклассникам из школы,
в которой работал по совместительству. Так живо и
увлеченно, как о животных, они не писали о людях.
Последние
четверть века, работая с детьми чуть постарше (на
первом курсе колледжа), я каждый год получал
сочинения о любимых «звериках». Студенты
архитектурного отделения щедро снабжали их
иллюстрациями. Постепенно сложилась система,
дававшая примечательные результаты.
На первых же уроках я «заводил» вчерашних
девятиклассников, читая им фрагменты
чапековского цикла «Были у меня собака и кошка»,
например: «Носится она, где пожелает: весь дом,
весь сад, вся вселенная до самого забора – все ее
владения. В этой вселенной полным-полно вещей,
которые необходимо раскусить (выше Чапек ищет
прозвище для своей Дашеньки: кусыня – кусица –
кусика. – Ф.Н.), то есть исследовать по части
их кусабельности, а также, возможно,
сожрабельности; полным-полно таинственных мест,
где можно производить занимательные опыты для
выяснения вопроса о том, где лучше всего делать
лужицы.
Кроме неизменного Чапека, даю примеры из
современной поэзии (в частности, цитирую
стихотворение Новеллы Матвевевой:
Отважный кот сидел в четвертом трюме –
Надменней кока, боцмана угрюмей.
Он видел все четыре части света,
И все на нем матросское надето)...
или биографическую книгу С.Юрского (см. выше –
эпиграф), или очерки из газет («Больная собака в
большом городе» А.Политковской).
И вот – своеобразный виртуальный «зоопарк»,
созданный моими учениками за последние
двенадцать лет.
«...Теперь у нас трое котов. У каждого – свои
повадки. И вычислять не надо, кто побывал в ведре,
кто гонял туфли по квартире, и уж всем известно,
что именно Симон пытается разобрать мой
письменный стол. Они – семья в семье...»
«...Прошло время, из большеухого неуклюжего
щенка (немного похожего на медвежонка) вырос
красавец-пес, ставший мне хорошим другом... Когда
мы идем с ним по улице, он не отстает от меня ни на
шаг и преданно смотрит на меня. Мы идем по
тротуару, шагаем по мостовой, перебегаем через
перекресток, гуляем по парку. Время от времени мы
понимающе смотрим друг на друга. И мне кажется,
что он может читать мои мысли.
В моей собаке, помимо смелости, ума и красоты,
есть внутреннее благородство. Оно читается в ее
глазах, в гордо поднятой голове, в походке. Я иду с
Лозаном и краешком глаза наблюдаю, какое он
производит впечатление... Но я люблю его... за то,
что он есть, что он спасает меня от одиночества,
успокаивает, когда мне плохо. Заглядывает в
глаза, как бы говоря: “Все будет хорошо, все
образуется”. Он всегда со мной. И, главное, он
любит меня такой, какая я есть. И никогда меня не
предаст. Между нами существует словно незримая
нить».
Авторы выше процитированных сочинений –
отнюдь не отличницы. Первая, прежде чем
рассказать о «кошачьем семействе» и превращении
матери из ярой «антикошатницы» в ее прямую
противоположность, дважды пыталась списывать (я
и на этот раз ее поначалу в этом заподозрил).
Вторая полгода не открывала рта, обрекая себя на
двойки, затем написала о том, к чему приводят
разводы в семьях (в частности – к разлуке с
родным братом) и как трудно жить в шестнадцать
девичьих лет, и лишь потом...
В этом году о «зверятах» высказались те, у кого
позже получились удачные сочинения о героях
«Грозы» и «Отцов и детей». Им оказалось
подвластным «все главное». Разумеется,
чувствовалось, что это не малыши, а на глазах
взрослеющие люди:
«Они вошли в нашу жизнь, и теперь никто не
сможет их заменить, так же как нельзя заменить
родителей... Я обожаю кошек, будь то белая
пушистая недотрога, полосатый разбойник или
рыжий сорванец. В них есть что-то особенное,
завораживающее. Сначала кажется, что нет никого
умнее, таинственнее и грациозней, но вдруг тебе
становится плохо, и она утешает тебя, сбрасывая с
себя личину Бога. И... перед нами самый обычный
“человек”, немного грустный, но грусть светлая,
ничем не омраченная, немного усталый, но всегда
добрый и любящий. И этот “человек”... все... время
с нами.
У меня – рыжий пухлый котяра, важный и
надменный, и зовут его Левантий Тимофеевич, можно
просто Лева. У него нежное пузико, розовые
пяточки и длинные усы. Он любит со мной играть, но
всегда сам приглашает на игру, напрочь игнорируя
мою инициативу... он заменяет мне друга
(выслушивая, не перебивая), никогда не предаст
(разве что с куском сочного мяса) меня, сестру или
брата (уча меня и учась у меня) и даже близких,
любя и оберегая. Я тоже люблю его и не представляю
без него свою жизнь».
«...Как только я увидела этот маленький пушистый
комочек шерсти с черными глазками, я просто
влюбилась. Я считаю, что собаки гораздо
интереснее, чем кошки, потому что собака – это
член семьи, а кошка сама по себе.
Я думаю, что разным зверятам гораздо ближе и
понятнее дети, чем взрослые. Маленькие дети и
звери даже похожи. Они наивные и не знают еще,
чего им бояться... Часто я спрашиваю себя: о чем же
она думает – там, внутри себя? Но это – загадка. И
вряд ли мне удастся ее разгадать. Судя по
выражению ее мордочки, жизнью она, кажется, очень
довольна, а может, даже и не видит своего отличия
от меня и вообще от людей. На морде ее –
впечатление какой-то непонятной радости,
которая, наверно, доступна только детям».
«...Мой попугай... ел со всеми из одной тарелки, с
рук, изо рта... По праздникам, когда все, если
честно говорить, выпивали, мой дорогой попугай
подлетал к рюмке, “отбирал” ее у хозяина,
садился на край и пил. Потом взлетал и порхал по
комнате, то и дело врезаясь в потолок! А если
хозяин рюмки не уступал и уже начинал подносить
ее ко рту, Лимон наглым образом вставал на
носочки (в прямом смысле) и долбил клювом в ее дно,
тем самым давая понять, что он тоже “человек”!
Также Лимон очень любит есть с кем-нибудь из
одной тарелки (прямо встает “ногами” в прибор и,
ничего не стесняясь, ест), а что у тебя в блюде, его
совершенно не волнует: главное – общение!»
Любовь к животным не знает возраста. В
упомянутой выше биографической книге «Кто
держит паузу?» С.Юрский, кроме своего кота Осипа,
описывает отношения Ф.Г. Раневской с ее
собакой. Вот строки монолога великой актрисы:
«Погладьте Мальчика, мою собаку. Видите, как он
смотрит на вас... Вы знаете, как он переживал,
когда я болела? Он так страдал за меня... я люблю
его... у меня ведь нет детей... его подобрали на
улице... избитого, с переломанной лапой... Он
понимает, что я спасла его...».
А у процитированной выше Н.Матвеевой «хозяева
квартиры» – коты...
Так что меня ничуть не удивило, когда
одиннадцатиклассница, студентка нашего
подготовительного отделения, написала – в
порядке подготовки к экзаменам – о своем любимом
животном. О каком именно – пока умолчу (потом
поймете почему): «Она так привыкла бегать по
квартире, что не хотела больше сидеть в аквариуме
и выпрыгивала из него... Как мы только ее не
называли: и Кузя, и Шкуренок. Но в конце концов
стали звать Тимошей... это был “мальчик”. Он
оказался очень умным и ласковым. Тимоша заменял
нам и собаку, и кошку... он бегал по всей квартире и
считался членом семьи... все очень привязались к
нему... ухаживали за ним, кормили. Когда к нам
приходил какой-нибудь человек, то Тимоша, как
собачонка, встречал его и обнюхивал своим
розовым носиком. Он был очень любопытным и
обладал очень хорошим обонянием...».
Так кто же заменял... и собаку, и кошку и был как
собачонка? Крысенок. Когда я рассказывал
кому-нибудь, кто оказался в любимцах у взрослой
девушки, собеседник, как правило, проявлял
брезгливость: «Фу! Как можно!». Но после прочтения
сочинения профессионалы журналистики просили
его для опубликования (как моя бывшая ученица,
сотрудница журнала «Смена»).
Любовь зла!.. Но так смачно написать можно
только о любимом; о реальном человеке или
литературном герое, авторе, произведении,
стихотворении или, как показано выше, о домашнем
«бессловесном друге». «Кого люблю, того пою...»
Ф.А. НОДЕЛЬ,
канд. пед. наук,
колледж № 17 архитектуры и менеджмента в
строительстве,
г. Москва |