РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Некоторые находки
Рубрика, в которой учителя рассказывали об
отдельных приемах, помогающих работать веселее и
эффективнее, перестала выходить регулярно: иссяк
поток «мелочей», пополнявших нашу копилку. Но мы,
разумеется, продолжаем на своих уроках
использовать то, что опубликовано раньше. И
теперь сами ученики чаще предлагают остроумные
способы объяснения или запоминания. О некоторых
находках расскажем сегодня. И будем ждать от вас,
дорогие коллеги, новых рассказов о приятном и
полезном в нашем учительском деле.
1. Измерим и взвесим
В очередной раз пишу на доске: сверстник,
ровесник. Первое – с непроизносимой
согласной, второе без нее. Уже говорила о
мнемонических приемах, опубликованных в нашей
газете («рос ровесник всю весну...»). Но, видно,
нынешних восьмиклассников они не впечатлили. И
вдруг один мальчик говорит: «Все просто: сверстников
сравнивают по росту, а ровесников – по весу!».
И все засмеялись от удовольствия. Хочется
надеяться, что теперь ошибок на эти трудные слова
не будет (или почти не будет).
2. Точка-тире
В классе Сергея Владимировича Волкова
творческую активность пробудила другая пара
слов: точь-в-точь и бок о бок. Про первое
слово, что с двумя дефисами, ученик сказал:
«Точка-тире-точка. Не важно, что «тире», а не
«дефис» и тем более не два дефиса: напоминание о
необходимости черточек в данном трудном случае
срабатывает.
3. Еще проще
Правилу правописания о и е после
шипящих в суффиксах и окончаниях
существительных и прилагательных, кажется,
повезло (или не повезло?) больше всех других: так
много способов запомнить его известно нашим
читателям. Ученики Анны Владимировны Волковой
предложили еще один – совсем простой: пОд
ударением – о, бЕз ударения – е.
4. Из одних суффиксов
И, наконец, «мелочь», присланная нашим
постоянным автором Иваном Анатольевичем
Громовым. Все суффиксы деепричастий легко
вспомнить, если произнести слово вшивая –
лучше с ударением на втором слоге, чтобы
получилось деепричастие: вши (вернувшись)
– в (сделав) – а (ворча) – я (думая). |