ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА
На вопросы нашей газеты
отвечает известный писатель
Анатолий Игнатьевич ПРИСТАВКИН
1. Помните ли Вы, как Вас учили русскому
языку в школе? Если да, то что особенно
запомнилось?
2. Не припомните ли Вы какие-нибудь
случаи, смешные, печальные, досадные или еще
какие-нибудь, в которых проявились специфические
особенности нашего языка?
3. Всем известны слова И.С. Тургенева о
великом, могучем, правдивом и свободном русском
языке. Как по-вашему, значат ли эти слова
что-нибудь в наше время? Имеют ли они для Вас
живой смысл?
4. Указом Президента 2007 год объявлен
Годом русского языка. Если Вам это известно, как
Вы к этому относитесь?
5. Что бы Вы хотели сказать нынешним
учителям русского языка и литературы?
Вопросы
газеты «Русский язык» требуют развернутого
ответа, на который никак не хватает времени.
Попробую кратко.
1. Помню, что мы никак не учили русский
язык. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и
как-нибудь…» – это уж точно про меня. Я был
бродяжкой, неучем. Как мне удавалось переходить
из класса в класс, до сих пор не понимаю. Но ведь и
школы были разные, то в Сибири, то в Подмосковье,
то на Кавказе. Думаю еще, что учителя, сами
невероятно бедствующие, нас жалели. Мы же все, я
имею в виду беспризорную команду, были реальные
кандидаты в колонии и зоны, где потом часто и
оказывались. Но память у меня была особенная, и
впоследствии, когда играл на сцене
(самодеятельность была окошком в культуру), я мог
с первого чтения пересказать наизусть несколько
печатных страниц. Литературный институт, который
я окончил, к своему изумлению, с отличием (красный
диплом), кое-что прибавил в моем образовании. Моим
замечательным учителем на семинаре поэзии был
поэт Лев Ошанин. Но все-таки, все-таки… Главным
учителем была улица, ее жизнь. (Подробности об
этом времени – в моей последней повести: «Первый
день – последний день творенья», журнал «Нева» №
3, 2005 г.)
2. Случай банальный: при поступлении в
авиационный институт я написал сочинение на тему
«Мертвых душ», цитируя Гоголя по памяти, и на 22
страницах сделал 22 орфографические ошибки. И не
прошел. При поступлении в Литературный я написал
сочинение уже на двух страницах (тема: «“Мать”
Горького») и сделал две ошибки. И прошел. Во время
перевода «Тучки» (повесть «Ночевала тучка
золотая»... – ред.) на чешский язык
переводчица задала мне несколько вопросов по
языку, один был такой: ваши герои в Воронеже пошли
на толчок (у меня имелся в виду рынок). Как они
вдвоем одновременно смогли сходить на толчок в
туалете?
Но больше всего я люблю выражение из романа
«Гойя» у Фейхтвангера: «Человек учится семь лет
говорить, но семьдесят семь – держать язык за
зубами».
3. Слово – первооснова любого
произведения. Нынешние литераторы плохо знают
язык и поэтому плохо пишут. Иосиф Бродский
говорил, что Россию спасет ее великий язык. Но
лучше всего на эту тему написала Анна Ахматова.
Цитирую по памяти: «Ржавеет золото, и истлевает
сталь, крошится мрамор… К смерти все готово,
Всего прочнее на земле печаль, и долговечней –
царственное слово…».
4. Год русского языка – это хорошо. Я
часто встречаюсь с людьми из русского зарубежья
и знаю, как они страдают от невозможности
получать информацию из России или журналы и
газеты на русском языке.
5. С учителями русского языка и
литературы мы делаем общее дело. В их руках
будущее России. Вслед за Бродским могу повторить:
ни пошлые, бессмысленные сериалы, ни самая лучшая
электроника, ни игровые автоматы и пр. и пр. нас не
спасут. И в этом плане самое сладкое время лично
для меня – поздний вечер, когда заканчиваются
дела и можно перед сном, в постели, взять в руки
книжку (Бунина, Чехова, Толстого) и прочитать
несколько страниц. |