ПРАЗДНИКИ
О СМЕХЕ
Как всегда, мы отдаем дань самому веселому
празднику – дню смеха. Но сначала серьезно
поразмыслим: чем вызван смех, в чем его сущность?
Что
такое «смеховой мир»?
Смех заключает в себе разрушительное и
созидательное начала одновременно. Смех
нарушает существующие в жизни связи и значения.
Смех показывает бессмысленность и нелепость
существующих в социальном мире отношений:
отношений причинно-следственных, отношений,
осмысляющих существующие явления, условностей
человеческого поведения и жизни общества. Смех
«оглупляет», «вскрывает», «разоблачает»,
«обнажает». Он как бы возвращает миру его
изначальную хаотичность. Он отвергает
неравенство социальных отношений и отвергает
социальные законы, ведущие к этому неравенству,
показывает их несправедливость и случайность.
Представители семиотического учения сказали
бы: смех нарушает и разрушает всю знаковую
систему, существующую в мире культуры.
Но смех имеет и некое созидательное начало –
хотя и в мире воображения только. Разрушая, он
строит и нечто свое: мир нарушенных отношений,
мир нелепостей, логически не оправданных
соотношений, мир свободы от условностей, а потому
в какой-то мере желанный и беспечный.
Психологически смех снимает с человека
обязанность вести себя по существующим в данном
обществе нормам – хотя бы на время. Смех дает
человеку ощущение своей «стороннести»,
незаинтересованности в случившемся и
происходящем. Смех снимает психологические
травмы, облегчает человеку его трудную жизнь,
успокаивает и лечит. Смех в своей сфере
восстанавливает нарушенные в другой сфере
контакты между людьми, так как смеющиеся – это
своего рода «заговорщики», видящие и понимающие
что-то такое, чего они не видели до этого или чего
не видят другие.
Представители семиотического учения сказали
бы: смех созидает мир антикультуры. Но мир
антикультуры противостоит не всякой культуре, а
только данной – осмеиваемой. Тем самым он
готовит фундамент для новой культуры – более
справедливой. В этом великое созидательное
начало смехового мира.
Отсюда ясно, почему смеховой мир отнюдь не един.
Он различный у отдельных народов и в отдельные
эпохи, а там, где господствует в культуре
индивидуальное, личностное начало, он в какой-то
мере различен и у каждого смеющегося.
<...>
В эпохальном отношении древнерусский смех
принадлежит к типу смеха средневекового.
<...>
Одной
из самых характерных особенностей
средневекового смеха является его
направленность на самого смеющегося. Смеющийся
чаще всего смеется над самим собой, над своими
злоключениями и неудачами. Смеясь, он изображает
себя неудачником, дураком. Смеющийся «валяет
дурака», паясничает, играет, переодевается
(вывертывая одежду, надевая шапку задом наперед),
изображая свои несчастья и бедствия. В скрытой и
в открытой форме в этом «валянии дурака»
присутствует критика существующего мира,
разоблачаются существующие социальные
отношения, социальная несправедливость. Поэтому
в каком-то отношении «дурак» умен: он знает о мире
больше, чем его современники.
(Из кн. Смех в Древней Руси.
Д.С. Лихачев, А.М. Панченко,
Н.В. Понырко. Л.: Наука, 1984.) |