МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Развитие речи при изучении вводных слов
На тему «Вводные слова» в программе 8-го класса
традиционно отводится 2–3 часа. Кажется, за это
время едва можно успеть пройти необходимые
этапы. Прежде всего нужно рассказать о том, что
такое вводные слова и на какие группы по значению
они делятся; потом ученики потренируются
находить вводные слова в тексте и выделять их
запятыми, узнают, как отличать вводные слова от
членов предложения. Затем приходит черед
подробностей: учитель отдельно остановится на
словах наконец и однако (на всякий случай
напомним: слово однако является союзом и не
обособляется, если стоит на таком месте, где его
можно заменить другим противительным союзом – но;
это же слово с этим же значением, перемещенное
хоть на шаг вправо, становится вводным; слово наконец
не является вводным, если означает в конце
концов, после некоторого ожидания, в качестве
вводного оно обозначает последнее в перечне,
в-последних). Восьмиклассники должны также
узнать, что есть слова, очень близкие к вводным по
значению, которые вводными не являются и не
обособляются никогда. Стоит рассмотреть список
таких слов. В «Справочнике по правописанию и
литературной правке» Д.Э. Розенталя их
перечень выглядит так: авось, буквально, будто,
вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном
счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли,
исключительно, именно, как будто, как бы, как раз,
к тому же, между тем, небось, по предложению, по
постановлению, по решению, приблизительно,
примерно, притом, почти, поэтому, просто,
решительно, словно, якобы и др.
Сколько ни задавай упражнений на
восстановление знаков препинания, сколько ни
диктуй предложений на это непростое правило –
нам, учителям, все кажется мало, поскольку ошибки
не переводятся, хоть их количество и сокращается.
А ученикам оказывается чересчур много, потому
что скучно и однообразно. Да мы и сами знаем, что
не к диктантам мы готовим своих учеников, а к
жизни, где им важно читать и понимать чужие
тексты и грамотно создавать свои. Поэтому не
стоит все учительские силы бросать только на
пунктуацию, когда есть необходимость и
возможность заняться тем, что мы называем
развитием речи. Тема «Вводные слова» с этой точки
зрения чрезвычайно важна и перспективна.
Начнем
с самого привычного задания: придумай свои
примеры к правилу. Только попросим сочинить
смешные предложения, в которых бы одно и то же
слово употреблялось дважды: в качестве вводного
и как член предложения. Получаем такие примеры: Возможно,
вчера вечером вы взаправду видели железную
машину, летящую по воздуху, но ни один наш ученый
еще не доказал, что для рукотворного объекта возможно
преодоление силы тяжести; следовательно, мы не
можем вам верить. Может быть, исчезновение
кровной мести развязывает руки преступникам, но
скорее всего данный обычай не может быть
полезен королевству. Сочиняя предложения
вроде этих, ученики познают в сравнении новое
для них языковое явление и при этом получают
возможность проявить фантазию.
Но подобное задание оказывается уместным при
изучении самых разных тем.
А мы теперь обратимся к таким видам работы,
которые подсказывает специфика темы.
Вводные слова – одно из важнейших средств
«логической разметки» текста, с их помощью
проясняются смысловые связи между его частями.
Поэтому очень полезно бывает дать
восьмиклассникам научно-популярный текст,
предварительно удалив из него вводные слова, и
предложить восстановить его; можно дать большой
список вводных слов, из которого ученики выберут
нужное. Дети на практике почувствуют, насколько
более внятным становится текст, когда в нем
уместно употреблены вводные слова, и заодно
потренируются в расстановке знаков препинания
(подобные упражнения уже печатались на страницах
газеты; учитель без труда приготовит такие
упражнения сам).
Осознав важность правильно употребленных
вводных слов, восьмиклассники смогут оценить и
художественный эффект от вводных слов, которые
употреблены «неправильно». Можно прочитать в
сокращении отрывок из рассказа М.Зощенко
«Нервные люди», написанный, как и большинство
рассказов этого писателя, в сказовой манере,
имитирующей речь не слишком грамотного и умелого
рассказчика. При повторном чтении попросим
учеников выписать все слова, грамматически не
связанные с предложением, а потом при проверке
обсудить, почему вводные слова в этом отрывке
выглядят так смешно.
Недавно в нашей коммунальной квартире драка
произошла. И не то что драка, а целый бой. …
Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду
Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали... А
приходит, например, одна жиличка, Марья
Васильевна Щипцова, в девять часов вечера и
разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время
разжигает примус. Чай пьет и компрессы ставит.
Так приходит она на кухню. Ставит примус перед
собой и разжигает. А он, провались совсем, не
разжигается.
Она думает: «С чего бы он, дьявол, не
разжигается? Не закоптел ли, провались совсем!».
И берет она в левую руку ежик и хочет чистить.
Хочет она чистить, берет в левую руку ежик, а
другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей
ежик, посмотрела, чего взято, и отвечает:
–
Ежик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду
прочим, назад положьте.
Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и
отвечает:
– Пожалуйста, отвечает, подавитесь, Дарья
Петровна, своим ежиком. Мне, говорит, до вашего
ежика дотронуться противно, не то что его в руки
взять.
Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья
Петровна Кобылина….
Но самой важной частью работы должно явиться
создание текста. Вводные слова, указывающие на
источник сообщения, на различную степень
уверенности в достоверности сообщаемого, на
порядок мыслей и связь между ними, помогают
создать структурные схемы, позволяющие строить
рассуждения на любые темы. Например, мы с
восьмиклассниками осваивали такой тип
рассуждения: осмысливается чье-то высказывание,
с которым автор сочинения согласен; приводятся
аргументы, подтверждающие мысль, потом возможные
возражения, недостаточные для опровержения
тезиса; вывод возвращает к высказанному
суждению. Тогда используется такая схема: 1) По
мнению… (тезис). 2). И действительно... Во-первых...
Во-вторых... Наконец.. (аргументы). 3) Правда...
(контраргумент). 4) Вывод.
Прямо на уроке за 15 минут каждый написал
маленькое рассуждение, реализуя эту схему. О чем
писать, мы не обсуждали. А по окончании работы
некоторые авторы успели прочитать вслух, что у
них получилось; остальные слушали, придирчиво
оценивая структуру (к содержанию мы на этот раз
были гораздо снисходительнее). Вот два примера
таких сочиненьиц.
Сочинение первое
По мнению эксперта «ОФ» Блинова А., бензин к 2010
году подорожает на 27%.
И действительно, с каждым месяцем нефть
дорожает на 0,5%. Это связано с несколькими
причинами.
Во-первых, «черного золота» с каждым годом
становится все меньше и меньше. Через 20– 30 лет
нефть останется только в странах Ближнего
Востока.
Во-вторых, промышленность сейчас развивается
очень быстро. Вследствие этого запросы начинают
превышать возможности и нефть очень сильно
дорожает.
Наконец, рост цен, в том числе и на нефть,
зависит от инфляции, которая, к сожалению, очень
высока в нашей стране.
Правда, люди скоро, возможно, перейдут на
другой, более экологичный и выгодный тип топлива.
Однако, по мнению ученых, произойдет это только к
2020– 2025 году.
Следовательно, бензин к 2010 году обязательно
подорожает.
Сочинение второе
По мнению Вовки Гайкина, сегодняшний день
сложился крайне неудачно. И действительно,
хорошего было мало. Во-первых, дали неожиданную
контрольную по физике, и ее Вовка, кажется,
провалил от начала и до конца. Во-вторых, приятель
Ленька свалил горшок с бегонией с подоконника,
причем в том самом единственном кабинете, где на
полу был полушемаханский ковер. Ленька испугался
и убежал, а пришедшая учительница заставила
дежурного, то есть, конечно, Вовку, соскребать с
мягкого ворса превосходный чернозем. Ленька же,
оправившись от испуга, начал дразниться, что было
совсем уж мерзко. И, наконец, Вовка наступил
директору на ногу, когда бежал на биологию.
Педагогический разговор, произведенный с
младшим из участников инцидента моментально,
настроения никак не улучшал.
Правда, Леньке Вовка врезал-таки после уроков,
но это не смыло кровного оскорбления, так что
все-таки день решительно не удался.
Освоив первую схему, переходим ко второй,
которая используется, если автор не согласен с
обсуждаемым мнением. Она выглядит примерно так. 1)
По мнению... (тезис). 2) И действительно...
Во-первых... Во-вторых... Наконец... (аргументы). 3)
Однако... (весомые контраргументы). 4) Вывод.
А потом все пишут сочинение по одинаковому
началу на тему, достаточно актуальную для
данного класса в данный момент. В зависимости от
того, согласен ли автор с вводным высказыванием,
он выбирает первую или вторую схему. Время на
такую работу можно взять из часов, отведенных на
развитие речи.
Напоследок еще два примера.
Сочинение третье
Существует
мнение, что поездки с классом на каникулах не
только бесполезны, но и вредны. Аргументов у
сторонников этого мнения множество. Например, в
поездке делается акцент на том, что интересно
классному руководителю, и при этом мнение
учеников забывается. Сомнительно, чтобы эти
поездки доставляли радость родителям. Во-первых,
дети уезжают абсолютно здоровые, а приезжают с
насморком и кашлем; во-вторых, родители хотят
проводить время со своим ребенком, чему мешают
поездки. Чаще всего это происходит по причине
того, что учителя эгоистично выбирают время,
удобное для них, которое, естественно, удобно и
для любого другого работающего человека. Из-за
этих факторов поездки вряд ли могли бы
понравиться ребенку, если бы не общение с
коллективом. Возможность провести время с
друзьями скрашивает скуку прогулок по городу.
Причины скуки бывают различны. Так, поездки по
некоторым городам Золотого кольца лично мне
неинтересны, так как я уже туда ездил именно с
классом, что немаловажно. Таким образом, редкая
поездка обходится без недовольных, и они,
несомненно, по-своему правы.
Сочинение четвертое
По мнению некоторых ребят, в классных
поездках по другим городам немало вредного.
С одной стороны, это так. Во-первых, даже на
каникулах не получается отдохнуть от
надоедливых и шумных одноклассников. Во-вторых, в
таких поездках нет личной свободы. Все делают
вместе, всей командой, по плану. В-третьих, на
полу, к сожалению, спится не очень крепко, а если
кто-нибудь и заснул, все остальные (разумеется,
случайно) исправят этот его промах. Так же
происходит и в других случаях: все хотят совсем
разного, и, когда интересы противоположны, может
выйти довольно неприятная ситуация. Наконец,
поход – встряска, нарушение режима, поэтому
многие, например, я, сильно устают.
С другой стороны, все эти теоретические
рассуждения, конечно, несколько меркнут, если
вспомнить прошлые поездки. Все же, сколько бы ни
накапливались неприятные впечатления от
грубости и нечуткости одноклассников, они,
пожалуй, иногда несколько преувеличены. И
получается, что, к удивлению самых закоренелых
циников, все довольны! И, по моему убеждению, это
удовлетворение от всей поездки (а вспомните,
какой мягкий, к общей радости, пошел снег! А как мы
рисовали план ансамбля в Коровниках!..) настолько
перевешивает все доводы недовольных, что о них и
говорить не стоит. Иными словами, при всех
недостатках коллективных походов без них жизнь,
безусловно, была бы намного бледнее.
Примеры взяты из тетрадей по русскому языку
учеников 8-го класса школы № 57 г. Москвы Дмитрия
Буркатовского, Евгении Сечиной, Игоря Ястребова.
Н.ШАПИРО |