Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Развитие речи при изучении вводных слов

На тему «Вводные слова» в программе 8-го класса традиционно отводится 2–3 часа. Кажется, за это время едва можно успеть пройти необходимые этапы. Прежде всего нужно рассказать о том, что такое вводные слова и на какие группы по значению они делятся; потом ученики потренируются находить вводные слова в тексте и выделять их запятыми, узнают, как отличать вводные слова от членов предложения. Затем приходит черед подробностей: учитель отдельно остановится на словах наконец и однако (на всякий случай напомним: слово однако является союзом и не обособляется, если стоит на таком месте, где его можно заменить другим противительным союзом – но; это же слово с этим же значением, перемещенное хоть на шаг вправо, становится вводным; слово наконец не является вводным, если означает в конце концов, после некоторого ожидания, в качестве вводного оно обозначает последнее в перечне, в-последних). Восьмиклассники должны также узнать, что есть слова, очень близкие к вводным по значению, которые вводными не являются и не обособляются никогда. Стоит рассмотреть список таких слов. В «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя их перечень выглядит так: авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

Сколько ни задавай упражнений на восстановление знаков препинания, сколько ни диктуй предложений на это непростое правило – нам, учителям, все кажется мало, поскольку ошибки не переводятся, хоть их количество и сокращается. А ученикам оказывается чересчур много, потому что скучно и однообразно. Да мы и сами знаем, что не к диктантам мы готовим своих учеников, а к жизни, где им важно читать и понимать чужие тексты и грамотно создавать свои. Поэтому не стоит все учительские силы бросать только на пунктуацию, когда есть необходимость и возможность заняться тем, что мы называем развитием речи. Тема «Вводные слова» с этой точки зрения чрезвычайно важна и перспективна.

Начнем с самого привычного задания: придумай свои примеры к правилу. Только попросим сочинить смешные предложения, в которых бы одно и то же слово употреблялось дважды: в качестве вводного и как член предложения. Получаем такие примеры: Возможно, вчера вечером вы взаправду видели железную машину, летящую по воздуху, но ни один наш ученый еще не доказал, что для рукотворного объекта возможно преодоление силы тяжести; следовательно, мы не можем вам верить. Может быть, исчезновение кровной мести развязывает руки преступникам, но скорее всего данный обычай не может быть полезен королевству. Сочиняя предложения вроде этих, ученики познают в сравнении новое для них языковое явление и при этом получают возможность проявить фантазию.

Но подобное задание оказывается уместным при изучении самых разных тем.

А мы теперь обратимся к таким видам работы, которые подсказывает специфика темы.

Вводные слова – одно из важнейших средств «логической разметки» текста, с их помощью проясняются смысловые связи между его частями. Поэтому очень полезно бывает дать восьмиклассникам научно-популярный текст, предварительно удалив из него вводные слова, и предложить восстановить его; можно дать большой список вводных слов, из которого ученики выберут нужное. Дети на практике почувствуют, насколько более внятным становится текст, когда в нем уместно употреблены вводные слова, и заодно потренируются в расстановке знаков препинания (подобные упражнения уже печатались на страницах газеты; учитель без труда приготовит такие упражнения сам).

Осознав важность правильно употребленных вводных слов, восьмиклассники смогут оценить и художественный эффект от вводных слов, которые употреблены «неправильно». Можно прочитать в сокращении отрывок из рассказа М.Зощенко «Нервные люди», написанный, как и большинство рассказов этого писателя, в сказовой манере, имитирующей речь не слишком грамотного и умелого рассказчика. При повторном чтении попросим учеников выписать все слова, грамматически не связанные с предложением, а потом при проверке обсудить, почему вводные слова в этом отрывке выглядят так смешно.

Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. … Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали... А приходит, например, одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера и разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьет и компрессы ставит.

Так приходит она на кухню. Ставит примус перед собой и разжигает. А он, провались совсем, не разжигается.

Она думает: «С чего бы он, дьявол, не разжигается? Не закоптел ли, провались совсем!».

И берет она в левую руку ежик и хочет чистить.

Хочет она чистить, берет в левую руку ежик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ежик, посмотрела, чего взято, и отвечает:

– Ежик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте.

Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает:

– Пожалуйста, отвечает, подавитесь, Дарья Петровна, своим ежиком. Мне, говорит, до вашего ежика дотронуться противно, не то что его в руки взять.

Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина….

Но самой важной частью работы должно явиться создание текста. Вводные слова, указывающие на источник сообщения, на различную степень уверенности в достоверности сообщаемого, на порядок мыслей и связь между ними, помогают создать структурные схемы, позволяющие строить рассуждения на любые темы. Например, мы с восьмиклассниками осваивали такой тип рассуждения: осмысливается чье-то высказывание, с которым автор сочинения согласен; приводятся аргументы, подтверждающие мысль, потом возможные возражения, недостаточные для опровержения тезиса; вывод возвращает к высказанному суждению. Тогда используется такая схема: 1) По мнению… (тезис). 2). И действительно... Во-первых... Во-вторых... Наконец.. (аргументы). 3) Правда... (контраргумент). 4) Вывод.

Прямо на уроке за 15 минут каждый написал маленькое рассуждение, реализуя эту схему. О чем писать, мы не обсуждали. А по окончании работы некоторые авторы успели прочитать вслух, что у них получилось; остальные слушали, придирчиво оценивая структуру (к содержанию мы на этот раз были гораздо снисходительнее). Вот два примера таких сочиненьиц.

Сочинение первое

По мнению эксперта «ОФ» Блинова А., бензин к 2010 году подорожает на 27%.

И действительно, с каждым месяцем нефть дорожает на 0,5%. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, «черного золота» с каждым годом становится все меньше и меньше. Через 20– 30 лет нефть останется только в странах Ближнего Востока.

Во-вторых, промышленность сейчас развивается очень быстро. Вследствие этого запросы начинают превышать возможности и нефть очень сильно дорожает.

Наконец, рост цен, в том числе и на нефть, зависит от инфляции, которая, к сожалению, очень высока в нашей стране.

Правда, люди скоро, возможно, перейдут на другой, более экологичный и выгодный тип топлива. Однако, по мнению ученых, произойдет это только к 2020– 2025 году.

Следовательно, бензин к 2010 году обязательно подорожает.

Сочинение второе

По мнению Вовки Гайкина, сегодняшний день сложился крайне неудачно. И действительно, хорошего было мало. Во-первых, дали неожиданную контрольную по физике, и ее Вовка, кажется, провалил от начала и до конца. Во-вторых, приятель Ленька свалил горшок с бегонией с подоконника, причем в том самом единственном кабинете, где на полу был полушемаханский ковер. Ленька испугался и убежал, а пришедшая учительница заставила дежурного, то есть, конечно, Вовку, соскребать с мягкого ворса превосходный чернозем. Ленька же, оправившись от испуга, начал дразниться, что было совсем уж мерзко. И, наконец, Вовка наступил директору на ногу, когда бежал на биологию. Педагогический разговор, произведенный с младшим из участников инцидента моментально, настроения никак не улучшал.

Правда, Леньке Вовка врезал-таки после уроков, но это не смыло кровного оскорбления, так что все-таки день решительно не удался.

Освоив первую схему, переходим ко второй, которая используется, если автор не согласен с обсуждаемым мнением. Она выглядит примерно так. 1) По мнению... (тезис). 2) И действительно... Во-первых... Во-вторых... Наконец... (аргументы). 3) Однако... (весомые контраргументы). 4) Вывод.

А потом все пишут сочинение по одинаковому началу на тему, достаточно актуальную для данного класса в данный момент. В зависимости от того, согласен ли автор с вводным высказыванием, он выбирает первую или вторую схему. Время на такую работу можно взять из часов, отведенных на развитие речи.

Напоследок еще два примера.

Сочинение третье

Существует мнение, что поездки с классом на каникулах не только бесполезны, но и вредны. Аргументов у сторонников этого мнения множество. Например, в поездке делается акцент на том, что интересно классному руководителю, и при этом мнение учеников забывается. Сомнительно, чтобы эти поездки доставляли радость родителям. Во-первых, дети уезжают абсолютно здоровые, а приезжают с насморком и кашлем; во-вторых, родители хотят проводить время со своим ребенком, чему мешают поездки. Чаще всего это происходит по причине того, что учителя эгоистично выбирают время, удобное для них, которое, естественно, удобно и для любого другого работающего человека. Из-за этих факторов поездки вряд ли могли бы понравиться ребенку, если бы не общение с коллективом. Возможность провести время с друзьями скрашивает скуку прогулок по городу. Причины скуки бывают различны. Так, поездки по некоторым городам Золотого кольца лично мне неинтересны, так как я уже туда ездил именно с классом, что немаловажно. Таким образом, редкая поездка обходится без недовольных, и они, несомненно, по-своему правы.

Сочинение четвертое

По мнению некоторых ребят, в классных поездках по другим городам немало вредного.

С одной стороны, это так. Во-первых, даже на каникулах не получается отдохнуть от надоедливых и шумных одноклассников. Во-вторых, в таких поездках нет личной свободы. Все делают вместе, всей командой, по плану. В-третьих, на полу, к сожалению, спится не очень крепко, а если кто-нибудь и заснул, все остальные (разумеется, случайно) исправят этот его промах. Так же происходит и в других случаях: все хотят совсем разного, и, когда интересы противоположны, может выйти довольно неприятная ситуация. Наконец, поход – встряска, нарушение режима, поэтому многие, например, я, сильно устают.

С другой стороны, все эти теоретические рассуждения, конечно, несколько меркнут, если вспомнить прошлые поездки. Все же, сколько бы ни накапливались неприятные впечатления от грубости и нечуткости одноклассников, они, пожалуй, иногда несколько преувеличены. И получается, что, к удивлению самых закоренелых циников, все довольны! И, по моему убеждению, это удовлетворение от всей поездки (а вспомните, какой мягкий, к общей радости, пошел снег! А как мы рисовали план ансамбля в Коровниках!..) настолько перевешивает все доводы недовольных, что о них и говорить не стоит. Иными словами, при всех недостатках коллективных походов без них жизнь, безусловно, была бы намного бледнее.

Примеры взяты из тетрадей по русскому языку учеников 8-го класса школы № 57 г. Москвы Дмитрия Буркатовского, Евгении Сечиной, Игоря Ястребова.

Н.ШАПИРО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru