Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

6-й класс

Словообразование.
Способы словообразования

 

Материал для наблюдений

а) Прочитайте внимательно отрывок из сказки А.Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок».

– Привет, Пеппи! – еще раз крикнули Томми и Анника.

– Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

– Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

– Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

– А какое это слово? – спросил Томми.

– Прекрасное, – сказала Пеппи. – Одно из самых красивых слов на свете.

– Ну, скажи какое, – попросила Анника.

Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

– Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

– Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

– В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, – объяснила Пеппи.

(По А.Линдгрен)

Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти «новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки»? Почему?

Теоретические сведения

Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет (стол, доброта, ученик), признак (большой, голубой, письменный), действие (рисовать, учиться, подпрыгнуть). Это значит: у слова есть лексическое значение.

Лексическое значение – это то, что обозначает слово.

б) Давайте сравним слова. Чем они различаются?

Черная тушь – играть туш; русская печь – печь пироги; ярко светиться – светиться от счастья.

Теоретические сведения

Эти слова различаются не только своим лексическим значением.

Существительные тушь – туш относятся к разным типам склонения: первое – женского рода, второе – мужского; слова второй пары относятся к разным частям речи: существительное печь (ж.р., 3-е скл.) изменяется по числам и падежам (склоняется), а глагол печь (1-е спр.) изменяется по лицам и числам (спрягается), может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.

Если меняется только грамматическое значение слова, а лексическое остается тем же самым, то мы имеем дело с формами одного и того же слова. Например: книга, книги, книге – формы одного слова; но книга, книжонка, книжечка – разные слова, так как их лексические значения не совпадают полностью; звонить, звонит, звоню – формы одного слова; звонить, позвонить, созвониться – разные слова; голубая, голубой, голубые – формы одного слова; голубой, голубоватый, голубенький – разные слова.

Материал для наблюдений

Определите, где формы одного слова, а где разные слова. Выберите и запишите пары однокоренных слов.

Строим – выстроим, строим – строишь; комната – комнатный, комната – комнату; новость – новый, новый – новенький, новый – новое; въехал – поехал, ехал – поехал, ехал – ехали.

Чем различаются формы слова, а чем – разные слова?

Теоретические сведения

Словообразование – это раздел науки о языке (языкознания), в котором изучаются способы образования слов и их состав. Словообразование надо отличать от формообразования (это предмет изучения грамматики).

Упражнения

1) Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их графически. Определите грамматическое значение выделенных слов, т.е. укажите, в какой форме они употреблены.

Подула зима холодом посорвала листья с лесов и дубов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться думушку думать. Собрались покричали и полетели за высокие горы за синие моря в теплые страны. Отстал воробей и тот под стреху забился.

(К.Д.  Ушинский)

2) Отгадайте загадку. Выразительно прочитайте ее. Найдите и выпишите однокоренные слова.

Возле елей на опушке
Собрались гурьбой подружки.
Желто-розового цвета
Шляпы им связало лето.
А на шляпках круг за кругом
Будто волны друг за другом.
Оттого-то все подружки
Называются... (волнушки.)

(В.Иванова)

3) Прочитайте стихотворение. Скажите, чем являются выделенные слова: формами одного слова или разными словами? Свое мнение обоснуйте.

А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек
С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг.
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

(Я.Аким)

4) Подберите к данным словам по 3 однокоренных слова, запишите к ним по 3 формы.

Образец. Веселый – веселье, веселить, весельчак; веселые, веселого, веселая.

Старый, поскакать, зима.

5) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однокоренные слова.

З_л_неют все опушки
З_л_неет пруд
И зеленые л_гушки
П_сенку поют.
Елка сноп з_л_ных свечек,
Мох з_л_ный пол,
И з_л_н_нький кузнечик
Пес_нку завел.

(С.Черный)

6) Прочитайте стихотворение. Выпишите в два столбика встретившиеся в нем однокоренные слова и формы одного слова. Свой выбор объясните.

Появился лунник,
Прилунился лунник,
Поселился лунник
На Луне!
Он Луну покажет,
О Луне расскажет
На своей на лунной
Радиоволне.

(О.Высотская)

II.  Способы словообразования

1. Как образуются слова?

Теоретические сведения

В современном русском языке слова образуются двумя способами – морфемным (его еще называют морфологическим, или аффиксным) и безморфемным (или безаффиксным).

Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Слово морфема имеет греческий корень морфе (форма). Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда слов и форм. Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной, или аффиксом (аффикс – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы – суффиксы и приставки). Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей. В разделе «Словообразование» изучаются только словообразовательные морфемы.

Как найти словообразовательную морфему? Как определить способ образования слова? Воспользуйтесь памяткой «Порядок словообразовательного разбора».

Чтобы определить, как образовалось слово, нужно:

1) найти слово, объясняющее лексическое значение данного, самое близкое ему по строению: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (совершить передвижение с одного места на другое, бежать с одного места на другое);

2) выделить производящую основу (основу, на базе которой образуется новое слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании):

зимний зима;

домик дом;

перебежать бежать;

3) указать в разбираемом слове производящую основу, выделить в нем производную основу (основу, входящую в производное слово, то, которое произведено, образовано);

4) выделить морфему, образующую слово:

зим/н/ий зима;

дом/ик дом;

пере/бежать бежать;

5) сделать вывод о способе образования данного слова.

Материал для наблюдений

Определите, какое из слов от какого образовалось:

весна – весенний; рисовать – разрисовать; солнце – солнышко; лес – подлесок; городской – город; прочитать – читать; пригорок – гора.

Как вы догадались?

Упражнения

1. В парах слов определите, где производящая, а где производная основа. Запишите по образцу:

Вырасти, расти; трактор, тракторист; ручка, рука; дорога, придорожный; засахарить, сахар.

2. Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные основы: мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.

3) От какого из слов образовано данное? Выберите из двух однокоренных исходное:

Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье, счастливый), трубач (трубить, труба), соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный, вкус).

4) Выпишите слова, имеющие производящую основу: веточка, звездочка, булочка, ласточка, горочка, корочка.

5) Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами по образцу:

Учительница, пианистка, школьник, дошкольник, столичный, дорожный, придорожный, елка, апрельский, закричать, подружиться, опасно.

6) Найдите «четвертое лишнее»:

1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;

2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;

3) намордник, наколенник, накомарник, набалдашник.

2. Приставочный способ словообразования

Материал для наблюдений

а) Возьмем глагол бежать. Подберите к нему однокоренные глаголы, обозначающие «движение внутрь», «движение наружу», «передвижение с одного места на другое». Подумайте и скажите, какая часть слова придает глаголу бежать эти значения. Назовите производящую и производные основы названных глаголов.

б) Сравните слова по лексическому значению и по составу: а) лететь, прилететь, улететь; б) ехать, приехать, уехать; в) нести, принести, унести.

Теоретические сведения

Перед нами разные слова. Они имеют свое лексическое значение. По составу различаются только приставками. Приставка при- вносит в глаголы движения значение приближения, а приставка у- – значение удаления.

Приставка – значимая морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов. Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным.

Упражнения

1. Какие приставки могут образовать существительные с противоположным значением:

а) порядок, удача, успех;

б) циклон, частица, фашист;

в) атака, удар, разведка?

2. С помощью разных приставок образуйте глаголы от данных: ходить, бежать, ползти, бросить.

3. Какие пары глаголов с противоположным значением можно образовать приставочным способом от глаголов толкнуть, катить, грести?

4. Образуйте приставочным способом имена прилагательные: веселый, вкусный, сильный.

5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.

а) Час обеда приближался.
Топ_т по дв_ру раздался.
Входят семь бог_тырей,
Семь румяных ус_чей.

б) Перед утренней зарею
Брат_я дружн_ т_лпою
Выезжают погулять,
Серых уток п_стр_лять.

(А.Пушкин)

6. Подумайте и скажите: слова какой части речи чаще всего образуются приставочным способом? Почему?

7. Прочитайте текст. Подготовьте его выразительное чтение. Выпишите слова, образованные приставочным способом, произведите их словообразовательный разбор. Найдите в стихотворении глаголы, имеющие синонимичные и антонимичные приставки, укажите их.

Эй,
Спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет:
Всех,
Кого ни встретит,
Клеит!

...Все скамейки
Стали клейки.
Кто присел –
Пристал к скамейке!
Не успев закончить драки,
Кот
Приклеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Прилепился грузовик.

Склеил банки и бутылки,
Ложки,
Плошки,
Чашки,
Вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу –
Не отклеить ни за что.

(Б.Заходер)

8. Определите словообразовательное значение приставок:

а) доделать, дописать, доработать;

б) входить, вписать, внести;

в) неправда, непорядок, неуспех.

9. Сколько в словах приставок? Докажите верность своего ответа, построив словообразовательные цепочки.

Преподнести, недоесть, препротивный, небезуспешный.

3. Суффиксальный способ словообразования

Материал для наблюдений

Какие из данных слов обозначают предметы, а какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары: барабан – барабанщик; камень – каменщик; стекло – стекольщик?

Какие из слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: мех – меховой; шерсть – шерстяной; серебро – серебряный?

Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: зеленый – зеленеть; голубой – голубеть; желтый – желтеть?

Теоретические сведения

Суффикс – значимая морфема, присоединяемая к производящей основе сзади и служащая для образования новых слов и форм одного слова. Словообразование изучает только словообразовательные суффиксы, т.е. те, с помощью которых появляются новые слова. Такой способ образования слов называется суффиксальным. Формообразующие суффиксы изучает морфология (наука о частях речи). С некоторыми морфемами, образующими формы слова, вы уже встречались. Это, например, -л- – суффикс прошедшего времени глагола, -ть – суффикс неопределенной формы глагола (в некоторых учебниках -ть считается окончанием. – Ред.).

Материал для наблюдений

Сравните глаголы. Докажите, что во втором столбике – формы одного слова:

дуть – дунуть;
переписать – переписывать;

дуть – дул;
переписать – переписала.

Теоретические сведения

Слова в первом столбике имеют разные лексические значения – значит, это разные слова, во втором столбике глаголы различаются лишь временем, т.е. грамматическим значением. Это формы одного слова. Способ образования слов с помощью суффиксов называется суффиксальным.

Упражнения

1. Отгадайте загадки. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете: почему в загадках так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

а) Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

б) Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.

в) Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.

г) Два брюшка, четыре ушка.

2. Прочитайте текст. Подготовьтесь писать по памяти. Определите значения суффиксов в выделенных словах.

РАПУНЫ

Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
     Тихо спят и видят сны.

(Б.Заходер)

3. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста 5 слов, образованных суффиксальным способом, постройте их словообразовательную цепочку.

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными то совсем золотистыми. А внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве по дорожке.

Солнце и в небе и на земле.

(Г.Скребицкий)

4. Прочитайте стихотворение выразительно. Выпишите из него формы одного слова. Посоревнуйтесь, кто найдет в тексте больше слов, образованных суффиксальным способом.

В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.

(Б.Заходер)

5. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, что объединяет выделенные слова. Свое мнение обоснуйте.

– Нашла о чем говорить! – заголосила Мышь, трясясь от носа до кончика хвоста. – Как будто это я завела разговор! Ненависть к кошкам у меня в роду. Они все – гордячки! Слышать о них не желаю!..

– Ну, конечно, конечно, – поспешно перебила ее Алиса, не зная, о чем бы еще поговорить. – Скажите, вы любите... э-э-э... собачек?

Мышь промолчала, и Алиса смело продолжила:

– Рядом с нами живет один славный песик. Вы много потеряли, если до сих пор с ним не познакомились. Такой, знаете, фокстерьер с блестящими глазками и курчавой шерсткой... Если бросить палочку, он ее вам принесет. Словом, всего и не припомнишь... Этот песик такой полезный, прямо незаменимый!

(По Л.Кэрроллу)

Скажите, как по-вашему, любит ли Алиса собак? Как вы догадались? А если бы Мышь попыталась описать «славного песика», живущего рядом с Алисой, что бы у нее получилось? Напишите, какие существительные она бы использовала вместо слов песик, глазки, шерстка, зубки, хвостик?

6. Выделите суффиксы. Определите их словообразовательное значение:

а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый:

б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;

в) красненький, маленький, тоненький;

г) глазищи, домище, арбузище;

д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.

НУЛЕВОЙ СУФФИКС

Материал для наблюдений

Определите, от каких производящих основ образовались слова: гладь, тишь, выход, перелет.

Теоретический материал

Эти существительные образовались суффиксальным способом, с помощью нулевого суффикса. Обнаружить нулевой суффикс можно, сопоставив слова одной и той же части речи, образованные от одной производящей основы. Например,

Вывод: все существительные (ход, ходьба, хождение) образованы от одной производящей основы ходи-, имеют одно лексическое значение («действие по глаголу ходить»), но выражают его с помощью разных суффиксов: нулевого, -б-, -ени(й).

Упражнения

1. От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, определите его значение: синий, удалой, сухой, глухой.

2. От существительных образуйте имена прилагательные с нулевым суффиксом: золото, свинья, будни, румяна.

3. От глаголов образуйте существительные с нулевым суффиксом: пускать, визжать, переписать, связать, лгать, встретить, защитить, обмануть, осмотреть.

4. От глаголов образуйте прилагательные с нулевым суффиксом: хворать, приезжать, проходить.

5. Из данного текста выпишите существительные с нулевым суффиксом, определите, как они образованы, каково их значение.

В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

(А.Пушкин)

6. Из художественного произведения, которое вы сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых есть слова с нулевым суффиксом.

7. Найдите «четвертое лишнее»:

а) Бараний, крайний, верхний, стальной.

б) Краснота, забота, правота, слепота.

в) Дрожь, ложь, помощь, глушь.

г) Хлопоты, проводы, похороны, допросы.

8. Из текста выпишите существительные, имеющие значение «действие как предмет».

Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испуганы пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!

(Н.Некрасов)

4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Материал для наблюдений

Найдите исходное слово для данных слов, обозначьте производящую и производную основы:

Выделите словообразовательные аффиксы. Сколько их?

Теоретические сведения

Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном участии приставки и суффикса в образовании производной основы.

Упражнения

1. Выделите аффиксы, установив словообразовательную соотнесенность и записав словообразовательную цепочку.

Обезжирить, засекретить, смерзнуться, изредка, подледный, приречный, околоземный, межвластье, заплечье, подснежник.

2. Различайте суффиксы! Если глагол с приставкой обез(с)- имеет значение «лишить кого-либо чего-то», в суффиксе пишите гласную и. Если глагол обозначает «самому лишиться чего-либо», то в суффиксе следует писать гласную е. Запишите, вставляя гласную суффикса.

Обезжир_ть (лишить жира), обеспамят_ть (лишиться памяти), обезбол_ть (лишить боли), обезлес_ть (лишиться леса), обессол_ть (лишить соли).

3. Составьте со словами предыдущего упражнения 4 предложения, выделите суффиксы.

4. Запишите в два столбика слова (образованные приставочно-суффиксальным способом – в один столбик и слова, образованные другим способом, – во второй столбик), выделите их словообразовательные морфемы.

Бессмыслица, беседа, мастеровой, непоседа, поднебесный, выходной, помирить, расстараться, заболотить присесть.

5. Найдите «четвертое лишнее»:

а) вышить, выяснить, выбелить, выявить;

б) настольный, настенный, наземный, нарядный;

в) сотрудник, собеседник, советник, соотечественник.

6. Замените сочетания слов близким по значению словом, образованным приставочно-суффиксальным способом.

а) Плясать с увлечением (от-/-ыва-); б) сделать крупным (у-/-и-); в) лишить секрета (рас-/-и-); г) находящийся над землей (над-/-н-); д) лишенный воли (без-/-н-); е) находящийся у города (при-/-н-) ж) лишенный счастья (не-/-н-); з) группа звезд (со/-и-); и) небольшая горка, бугор (при-/-ок); к) место между ребрами (меж-/-й-).

7. С помощью толкового словаря составьте свой диктант из пяти слов, аналогичный заданию из предыдущего упражнения.

8. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник!

(С.Маршак)

9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните постановку знаков препинания. Найдите примеры слов, образованных приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

Разозлилась ст_руха зима. Зап_р_шила снегом поля зав_лила сугробами леса одела д_ревья л_дяной корой и посыла_т мороз за морозом. Идут морозы один другого злее с елки на елку п_р_прыгивают да пощ_лкивают зв_рей пуга_т.

(По К.Ушинскому)

10. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выпишите их, произведите словообразовательный разбор.

1) Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.

2) К весне подросли, окрепли мишки.

3) Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает.

4) Это были шустрые и беспокойные зверьки.

5) Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

(Е.Чарушин)

11. Определите значение словообразовательных аффиксов:

а) заречный, загородный, закордонный;

б) пододеяльник, подстаканник, подфарник;

в) безвинный, бессмысленный, безгласный.

(Продолжение следует)

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru