МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
6-й класс
Словообразование.
Способы словообразования
Материал для наблюдений
а) Прочитайте внимательно отрывок из сказки
А.Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок».
– Привет, Пеппи! – еще раз крикнули Томми и
Анника.
– Во всяком случае знайте – мечтательно
проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и
никто другой.
– Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
– Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и
взглянула на своих друзей так, словно только
теперь их увидела. – Новое слово, совсем
новенькое, прямо с иголочки.
– А какое это слово? – спросил Томми.
–
Прекрасное, – сказала Пеппи. – Одно из самых
красивых слов на свете.
– Ну, скажи какое, – попросила Анника.
– Кукарямба, – с торжеством промолвила
Пеппи.
– Кукарямба? – переспросил Томми. – А что
это значит?
– Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.
– Мне ясно одно – что это не пылесос!
Томми и Анника в растерянности промолчали,
потом Анника сказала:
– Но если ты сама не знаешь, что значит это
слово, то какой от него толк?
– В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает
покоя, – объяснила Пеппи.
(По А.Линдгрен)
Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба?
Удалось ли Пеппи найти «новое слово, совсем
новенькое, прямо с иголочки»? Почему?
Теоретические сведения
Слова в языке существуют для того, чтобы что-то
называть: предмет (стол, доброта, ученик), признак
(большой, голубой, письменный), действие (рисовать,
учиться, подпрыгнуть). Это значит: у слова есть
лексическое значение.
Лексическое значение – это то, что
обозначает слово.
б) Давайте сравним слова. Чем они различаются?
Черная тушь – играть туш; русская печь – печь
пироги; ярко светиться – светиться от счастья.
Теоретические сведения
Эти слова различаются не только своим
лексическим значением.
Существительные тушь – туш относятся к
разным типам склонения: первое – женского рода,
второе – мужского; слова второй пары относятся к
разным частям речи: существительное печь
(ж.р., 3-е скл.) изменяется по числам и падежам
(склоняется), а глагол печь (1-е спр.)
изменяется по лицам и числам (спрягается), может
стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего
времени.
Кроме лексического, слово имеет и грамматическое
значение.
Если меняется только грамматическое значение
слова, а лексическое остается тем же самым, то мы
имеем дело с формами одного и того же слова.
Например: книга, книги, книге – формы одного
слова; но книга, книжонка, книжечка – разные
слова, так как их лексические значения не
совпадают полностью; звонить, звонит, звоню –
формы одного слова; звонить, позвонить,
созвониться – разные слова; голубая, голубой,
голубые – формы одного слова; голубой,
голубоватый, голубенький – разные слова.
Материал для наблюдений
Определите, где формы одного слова, а где разные
слова. Выберите и запишите пары однокоренных
слов.
Строим – выстроим, строим – строишь; комната
– комнатный, комната – комнату; новость – новый,
новый – новенький, новый – новое; въехал –
поехал, ехал – поехал, ехал – ехали.
Чем различаются формы слова, а чем – разные
слова?
Теоретические сведения
Словообразование – это раздел науки о
языке (языкознания), в котором изучаются способы
образования слов и их состав. Словообразование
надо отличать от формообразования (это предмет
изучения грамматики).
Упражнения
1)
Запишите предложения, расставляя пропущенные
знаки препинания. Объясните их графически.
Определите грамматическое значение выделенных
слов, т.е. укажите, в какой форме они употреблены.
Подула зима холодом посорвала листья с лесов и
дубов и разметала их по дорогам. Некуда птицам
деваться; стали они стайками собираться думушку
думать. Собрались покричали и полетели за
высокие горы за синие моря в теплые страны.
Отстал воробей и тот под стреху забился.
(К.Д. Ушинский)
2) Отгадайте загадку. Выразительно прочитайте
ее. Найдите и выпишите однокоренные слова.
Возле елей на опушке
Собрались гурьбой подружки.
Желто-розового цвета
Шляпы им связало лето.
А на шляпках круг за кругом
Будто волны друг за другом.
Оттого-то все подружки
Называются... (волнушки.)
(В.Иванова)
3) Прочитайте стихотворение. Скажите, чем
являются выделенные слова: формами одного слова
или разными словами? Свое мнение обоснуйте.
А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек –
С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг.
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
(Я.Аким)
4) Подберите к данным словам по 3 однокоренных
слова, запишите к ним по 3 формы.
Образец. Веселый – веселье, веселить,
весельчак; веселые, веселого, веселая.
Старый, поскакать, зима.
5) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания. Подчеркните однокоренные
слова.
З_л_неют все опушки
З_л_неет пруд
И зеленые л_гушки
П_сенку поют.
Елка сноп з_л_ных свечек,
Мох з_л_ный пол,
И з_л_н_нький кузнечик
Пес_нку завел.
(С.Черный)
6) Прочитайте стихотворение. Выпишите в два
столбика встретившиеся в нем однокоренные слова
и формы одного слова. Свой выбор объясните.
Появился лунник,
Прилунился лунник,
Поселился лунник
На Луне!
Он Луну покажет,
О Луне расскажет
На своей на лунной
Радиоволне.
(О.Высотская)
II. Способы словообразования
1. Как образуются слова?
Теоретические сведения
В современном русском языке слова образуются
двумя способами – морфемным (его еще называют
морфологическим, или аффиксным) и безморфемным
(или безаффиксным).
Морфемный способ – это способ
образования слов с помощью морфем. Слово морфема
имеет греческий корень морфе (форма). Морфема
– значимая часть слова, которая служит для
образования целого ряда слов и форм. Если морфема
участвует в образовании нового слова, она
называется словообразовательной, или аффиксом
(аффикс – общий термин, которым называются
словообразовательные морфемы – суффиксы и
приставки). Если морфема служит для образования
форм слова, то она является формообразующей.
В разделе «Словообразование» изучаются только
словообразовательные морфемы.
Как найти словообразовательную морфему? Как
определить способ образования слова?
Воспользуйтесь памяткой «Порядок
словообразовательного разбора».
Чтобы определить, как образовалось слово,
нужно:
1) найти слово, объясняющее лексическое
значение данного, самое близкое ему по строению: зимний
(тот, что связан с зимой); домик (маленький дом);
перебежать (совершить передвижение с одного
места на другое, бежать с одного места на
другое);
2) выделить производящую основу (основу, на
базе которой образуется новое слово; при этом
помните: формообразующие морфемы не участвуют в
словообразовании):
зимний зима;
домик дом;
перебежать бежать;
3) указать в разбираемом слове производящую основу,
выделить в нем производную основу (основу,
входящую в производное слово, то, которое
произведено, образовано);
4) выделить морфему, образующую слово:
зим/н/ий зима;
дом/ик дом;
пере/бежать бежать;
5) сделать вывод о способе образования данного
слова.
Материал для наблюдений
Определите, какое из слов от какого
образовалось:
весна – весенний; рисовать – разрисовать;
солнце – солнышко; лес – подлесок; городской –
город; прочитать – читать; пригорок – гора.
Как вы догадались?
Упражнения
1. В парах слов определите, где производящая, а
где производная основа. Запишите по образцу:
Вырасти, расти; трактор, тракторист; ручка,
рука; дорога, придорожный; засахарить, сахар.
2. Постройте словообразовательную цепочку,
обозначив производящую и производные основы: мечтатель,
мечтать, мечтательность, мечтательный.
3) От какого из слов образовано данное? Выберите
из двух однокоренных исходное:
Бедность (беднота, бедный), счастливчик
(счастье, счастливый), трубач (трубить, труба),
соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный,
вкус).
4) Выпишите слова, имеющие производящую основу: веточка,
звездочка, булочка, ласточка, горочка, корочка.
5) Найдите производящие основы для данных слов.
Запишите слова парами по образцу:
Учительница,
пианистка, школьник, дошкольник, столичный,
дорожный, придорожный, елка, апрельский,
закричать, подружиться, опасно.
6) Найдите «четвертое лишнее»:
1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;
2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;
3) намордник, наколенник, накомарник,
набалдашник.
2. Приставочный способ словообразования
Материал для наблюдений
а) Возьмем глагол бежать. Подберите к
нему однокоренные глаголы, обозначающие
«движение внутрь», «движение наружу»,
«передвижение с одного места на другое».
Подумайте и скажите, какая часть слова придает
глаголу бежать эти значения. Назовите
производящую и производные основы названных
глаголов.
б) Сравните слова по лексическому значению и по
составу: а) лететь, прилететь, улететь; б) ехать,
приехать, уехать; в) нести, принести, унести.
Теоретические сведения
Перед нами разные слова. Они имеют свое
лексическое значение. По составу различаются
только приставками. Приставка при- вносит
в глаголы движения значение приближения, а
приставка у- – значение удаления.
Приставка – значимая морфема, стоящая
перед корнем, служащая для образования новых
слов. Способ образования слов с помощью
приставок называется приставочным.
Упражнения
1. Какие приставки могут образовать
существительные с противоположным значением:
а) порядок, удача, успех;
б) циклон, частица, фашист;
в) атака, удар, разведка?
2. С помощью разных приставок образуйте глаголы
от данных: ходить, бежать, ползти, бросить.
3.
Какие пары глаголов с противоположным значением
можно образовать приставочным способом от
глаголов толкнуть, катить, грести?
4. Образуйте приставочным способом имена
прилагательные: веселый, вкусный, сильный.
5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
Произведите словообразовательный разбор
выделенных слов.
а) Час обеда приближался.
Топ_т по дв_ру раздался.
Входят семь бог_тырей,
Семь румяных ус_чей.
б) Перед утренней зарею
Брат_я дружн_ т_лпою
Выезжают погулять,
Серых уток п_стр_лять.
(А.Пушкин)
6. Подумайте и скажите: слова какой части речи
чаще всего образуются приставочным способом?
Почему?
7. Прочитайте текст. Подготовьте его
выразительное чтение. Выпишите слова,
образованные приставочным способом, произведите
их словообразовательный разбор. Найдите в
стихотворении глаголы, имеющие синонимичные и
антонимичные приставки, укажите их.
Эй,
Спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет:
Всех,
Кого ни встретит,
Клеит!
...Все скамейки
Стали клейки.
Кто присел –
Пристал к скамейке!
Не успев закончить драки,
Кот
Приклеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Прилепился грузовик.
Склеил банки и бутылки,
Ложки,
Плошки,
Чашки,
Вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу –
Не отклеить ни за что.
(Б.Заходер)
8. Определите словообразовательное значение
приставок:
а) доделать, дописать, доработать;
б) входить, вписать, внести;
в) неправда, непорядок, неуспех.
9. Сколько в словах приставок? Докажите верность
своего ответа, построив словообразовательные
цепочки.
Преподнести, недоесть, препротивный,
небезуспешный.
3. Суффиксальный способ словообразования
Материал для наблюдений
Какие из данных слов обозначают предметы, а
какие – лиц (людей) по роду их занятий, по
профессии? От какой части слова зависит разница в
значениях слов каждой пары: барабан –
барабанщик; камень – каменщик; стекло –
стекольщик?
Какие из слов обозначают предмет, а какие –
признак предмета со значением «сделанный из
данного предмета»? От какой части слова зависит
разница в лексических значениях слов каждой
пары: мех – меховой; шерсть – шерстяной;
серебро – серебряный?
Какие из данных слов обозначают признак
предмета по цвету, а какие имеют значение
«становиться таким по цвету»? От какой части
слова зависит разница в лексических значениях
слов каждой пары: зеленый – зеленеть; голубой –
голубеть; желтый – желтеть?
Теоретические сведения
Суффикс – значимая морфема,
присоединяемая к производящей основе сзади и
служащая для образования новых слов и форм
одного слова. Словообразование изучает только
словообразовательные суффиксы, т.е. те, с помощью
которых появляются новые слова. Такой способ
образования слов называется суффиксальным.
Формообразующие суффиксы изучает морфология
(наука о частях речи). С некоторыми морфемами,
образующими формы слова, вы уже встречались. Это,
например, -л- – суффикс прошедшего
времени глагола, -ть – суффикс
неопределенной формы глагола (в некоторых
учебниках -ть считается окончанием. – Ред.).
Материал для наблюдений
Сравните глаголы. Докажите, что во втором
столбике – формы одного слова:
дуть – дунуть;
переписать – переписывать;
дуть – дул;
переписать – переписала.
Теоретические сведения
Слова в первом столбике имеют разные
лексические значения – значит, это разные слова,
во втором столбике глаголы различаются лишь
временем, т.е. грамматическим значением. Это
формы одного слова. Способ образования слов с
помощью суффиксов называется суффиксальным.
Упражнения
1. Отгадайте загадки. Выпишите слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы
думаете: почему в загадках так много слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами?
а) Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
б)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
в) Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
г) Два брюшка, четыре ушка.
2. Прочитайте текст. Подготовьтесь писать по
памяти. Определите значения суффиксов в
выделенных словах.
РАПУНЫ
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
(Б.Заходер)
|
3. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя
пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста
5 слов, образованных суффиксальным способом,
постройте их словообразовательную цепочку.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалеку от дома в березовом
перелеске. Все кругом будто купается плещется в
золотистых волнах тепла и света. Надо мной
струятся ветви берез. Листья на них кажутся то
изумрудно-зелеными то совсем золотистыми. А
внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут
и струятся легкие синеватые тени. И светлые
зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один
за другим по траве по дорожке.
Солнце и в небе и на земле.
(Г.Скребицкий)
4. Прочитайте стихотворение выразительно.
Выпишите из него формы одного слова.
Посоревнуйтесь, кто найдет в тексте больше слов,
образованных суффиксальным способом.
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.
(Б.Заходер)
5. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, что
объединяет выделенные слова. Свое мнение
обоснуйте.
– Нашла о чем говорить! – заголосила Мышь,
трясясь от носа до кончика хвоста. – Как будто
это я завела разговор! Ненависть к кошкам у меня в
роду. Они все – гордячки! Слышать о них не желаю!..
– Ну, конечно, конечно, – поспешно перебила ее
Алиса, не зная, о чем бы еще поговорить. – Скажите,
вы любите... э-э-э... собачек?
Мышь промолчала, и Алиса смело продолжила:
– Рядом с нами живет один славный песик. Вы
много потеряли, если до сих пор с ним не
познакомились. Такой, знаете, фокстерьер с
блестящими глазками и курчавой шерсткой...
Если бросить палочку, он ее вам принесет.
Словом, всего и не припомнишь... Этот песик такой
полезный, прямо незаменимый!
(По Л.Кэрроллу)
Скажите, как по-вашему, любит ли Алиса собак? Как
вы догадались? А если бы Мышь попыталась описать
«славного песика», живущего рядом с Алисой, что
бы у нее получилось? Напишите, какие
существительные она бы использовала вместо слов песик,
глазки, шерстка, зубки, хвостик?
6. Выделите суффиксы. Определите их
словообразовательное значение:
а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый:
б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;
в) красненький, маленький, тоненький;
г) глазищи, домище, арбузище;
д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.
НУЛЕВОЙ СУФФИКС
Материал для наблюдений
Определите, от каких производящих основ
образовались слова: гладь, тишь, выход, перелет.
Теоретический материал
Эти существительные образовались
суффиксальным способом, с помощью нулевого
суффикса. Обнаружить нулевой суффикс можно,
сопоставив слова одной и той же части речи,
образованные от одной производящей основы.
Например,
Вывод: все существительные (ход, ходьба,
хождение) образованы от одной производящей
основы ходи-, имеют одно лексическое
значение («действие по глаголу ходить»), но
выражают его с помощью разных суффиксов:
нулевого, -б-, -ени(й).
Упражнения
1. От прилагательных образуйте существительные
с помощью нулевого суффикса, определите его
значение: синий, удалой, сухой, глухой.
2.
От существительных образуйте имена
прилагательные с нулевым суффиксом: золото,
свинья, будни, румяна.
3. От глаголов образуйте существительные с
нулевым суффиксом: пускать, визжать,
переписать, связать, лгать, встретить, защитить,
обмануть, осмотреть.
4. От глаголов образуйте прилагательные с
нулевым суффиксом: хворать, приезжать,
проходить.
5. Из данного текста выпишите существительные с
нулевым суффиксом, определите, как они
образованы, каково их значение.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
(А.Пушкин)
6. Из художественного произведения, которое вы
сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых
есть слова с нулевым суффиксом.
7. Найдите «четвертое лишнее»:
а) Бараний, крайний, верхний, стальной.
б) Краснота, забота, правота, слепота.
в) Дрожь, ложь, помощь, глушь.
г) Хлопоты, проводы, похороны, допросы.
8. Из текста выпишите существительные, имеющие
значение «действие как предмет».
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испуганы пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!
(Н.Некрасов)
4. Приставочно-суффиксальный способ
словообразования
Материал для наблюдений
Найдите исходное слово для данных слов,
обозначьте производящую и производную основы:
Выделите словообразовательные аффиксы.
Сколько их?
Теоретические сведения
Приставочно-суффиксальный способ
словообразования заключается в одновременном
участии приставки и суффикса в образовании
производной основы.
Упражнения
1. Выделите аффиксы, установив
словообразовательную соотнесенность и записав
словообразовательную цепочку.
Обезжирить, засекретить, смерзнуться, изредка,
подледный, приречный, околоземный, межвластье,
заплечье, подснежник.
2. Различайте суффиксы! Если глагол с приставкой
обез(с)- имеет значение «лишить кого-либо
чего-то», в суффиксе пишите гласную и.
Если глагол обозначает «самому лишиться
чего-либо», то в суффиксе следует писать гласную е.
Запишите, вставляя гласную суффикса.
Обезжир_ть (лишить жира), обеспамят_ть (лишиться
памяти), обезбол_ть (лишить боли), обезлес_ть
(лишиться леса), обессол_ть (лишить соли).
3. Составьте со словами предыдущего упражнения 4
предложения, выделите суффиксы.
4. Запишите в два столбика слова (образованные
приставочно-суффиксальным способом – в один
столбик и слова, образованные другим способом, –
во второй столбик), выделите их
словообразовательные морфемы.
Бессмыслица, беседа, мастеровой, непоседа,
поднебесный, выходной, помирить, расстараться,
заболотить присесть.
5. Найдите «четвертое лишнее»:
а) вышить, выяснить, выбелить, выявить;
б) настольный, настенный, наземный, нарядный;
в) сотрудник, собеседник, советник,
соотечественник.
6. Замените сочетания слов близким по значению
словом, образованным приставочно-суффиксальным
способом.
а) Плясать с увлечением (от-/-ыва-); б)
сделать крупным (у-/-и-); в) лишить секрета (рас-/-и-);
г) находящийся над землей (над-/-н-); д)
лишенный воли (без-/-н-); е) находящийся у
города (при-/-н-) ж) лишенный счастья (не-/-н-);
з) группа звезд (со/-и-); и) небольшая горка,
бугор (при-/-ок); к) место между ребрами (меж-/-й-).
7. С помощью толкового словаря составьте свой
диктант из пяти слов, аналогичный заданию из
предыдущего упражнения.
8. Запишите текст, расставляя недостающие знаки
препинания. Найдите слова, образованные
приставочно-суффиксальным способом.
Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник!
(С.Маршак)
9.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Графически объясните постановку знаков
препинания. Найдите примеры слов, образованных
приставочным, суффиксальным и
приставочно-суффиксальным способами.
Разозлилась ст_руха зима. Зап_р_шила снегом поля
зав_лила сугробами леса одела д_ревья л_дяной
корой и посыла_т мороз за морозом. Идут морозы
один другого злее с елки на елку п_р_прыгивают да
пощ_лкивают зв_рей пуга_т.
(По К.Ушинскому)
10. Найдите слова, образованные
приставочно-суффиксальным способом, выпишите их,
произведите словообразовательный разбор.
1) Вот и лежат мишки с бутылками. Спят,
посасывают молоко, причмокивают и растут
понемногу.
2) К весне подросли, окрепли мишки.
3) Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает.
4) Это были шустрые и беспокойные зверьки.
5) Так разыграются лисята, так расшалятся, что
бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не
прикрикнет на них.
(Е.Чарушин)
11. Определите значение словообразовательных
аффиксов:
а) заречный, загородный, закордонный;
б) пододеяльник, подстаканник, подфарник;
в) безвинный, бессмысленный, безгласный.
(Продолжение следует)
Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск |