УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Урок-КВН «Прощание с фонетикой»
I. Представление команд
II. Конкурс капитанов
(Задания для 1-й команды даны под номером 1, для
2-й – под номером 2.)
А. Назовите слова, в которых заблудился звук.
1. Жучка будку не доела: неохота. Надоело…
2. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
1. Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
2. Синеет море перед нами, летают майки над
волнами.
Б. Узнайте загаданное слово.
1. Мне недолго измениться: с с я рыба, с ф
я птица.
2. Конечно, метаграмма эта / Весьма проста и
несложна: / Я с у далекая планета, а с и-
я в Азии страна.
В. Разгадайте анаграммы.
1. Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы –
вмиг / Превращусь я и в аллеи, / И в лужайки, и в
цветник.
2. Воздух в шины я вдуваю, / Жизнь несу я колесу. /
Если ж слоги мы смешаем / Буду деревом в лесу.
III. Задания командам
1.
Домашнее задание. Прочитайте лучшую сказку,
сочиненную в каждой команде, в лицах.
2. 1) В каком слове достаточно изменить одну
гласную, чтобы животное с иглами превратилось в
змею? (Ответ для жюри: еж – уж.)
2) Какой согласный звук нужно заменить в слове,
чтобы домашняя птица превратилась в небольшого
зверька с пушистым мехом? (Курица – куница.)
3. Считаем количество: слогов, букв и звуков.
За 1 минуту сосчитайте их в следующих словах:
1) удивление, спартакиада, одеяло;
2) пятиборье, троллейбус, местность.
4. Составляем слоговые цепочки. Чья окажется
длиннее?
1) Ка-ша-ры; 2) ры-ба-ран.
5. Шарадой называется загадка, составленная в
стихотворной форме, где зашифрованное слово
состоит из нескольких составных частей (нередко
слогов), каждая из которых является
самостоятельным словом. Разгадав каждую часть
шарады и сложив эти части вместе, легко узнать
зашифрованное слово. Отгадайте шарады.
1) Найдем слог первый среди нот,
Вторая часть на танцплощадке.
А все – полезный корнеплод,
Что зреет осенью на грядке.
2) Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя
И на костюм гожусь.
6. Придумайте рифмы к словам за 1 минуту, чтобы
лучше запомнить правильное ударение:
7. «Расшифруйте» фонетическую запись:
1) [д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал
jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj
угал’ок там друк н’эив’иных
нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы
н’эбъ мок];
2) [он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ
гд’э д’ьр’эив’энск’иj
стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj
бран’илсъ вакно сматр’эл имух
дав’ил].
8. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из
одинаковых звуков?
1) (А) Лес – сел; (Б) лес – съел; (В) лес – сель; (Г)
лезь – сель; (Д) лезь – сел.
2) (А) Друг – гурт; (Б) сруб – брус; (В) стиль –
лист; (Г) гроздь – горсть; (Д) шов – вошь.
С.В. СТОЛБУНОВА,
г. Ярославль |