ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Продолжение. См. № 3/2007
ПРАКТИКУМ
по подготовке к ЕГЭ
С.В. Антонова, Т.И. Склискова.
Русский язык. Задания типа А
Единого государственного экзамена. Рабочая
тетрадь № 1.
М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2006
Тема 3. Предложение. Грамматическая
основа предложения. Подлежащее.
Предложение – основная
синтаксическая единица, содержащая сообщение о
чем-то, вопрос или побуждение. В отличие от
словосочетания, предложение имеет
грамматическую основу, состоящую из главных
членов (подлежащего и сказуемого) или одного из
них.
Подлежащее – это главный член
предложения, который обозначает предмет речи и
отвечает на вопросы именительного падежа (кто?
что?).
Подлежащее чаще всего выражается
именем существительным или местоимением в
именительном падеже, но может быть выражено и
другими частями речи (прилагательным,
причастием, числительным, наречием, междометием,
неопределенной формой глагола), а также
словосочетанием.
А177. Укажите грамматическую основу
предложения.
Эта терраса низенькими широкими ступенями
спускалась в красивый цветник.
1) Эта спускалась;
2) спускалась в цветник;
3) терраса спускалась;
4) ступенями спускалась.
А178. В каком предложении неверно выделена
грамматическая основа?
А179. Укажите грамматическую основу
предложения:
Через неделю наш журавль сделал первый шаг.
1) Наш журавль;
2) первый шаг;
3) сделал шаг;
4) журавль сделал.
А180. В каком предложении подлежащее
выражено словосочетанием?
1) Ночью ветер злится да стучит в окно.
2) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
3) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
4) И кто-то камень положил в его протянутую руку.
А181. В каком предложении неверно выделена
грамматическая основа?
А182. Укажите грамматическую основу
предложения.
Старый огородник услышал песню скворца.
1) Услышал песню;
2) огородник услышал;
3) старый огородник;
4) песню скворца.
А183. В каком предложении неверно выделены
главные члены?
А184. В каком предложении неверно выделена
грамматическая основа?
А185. Какое слово в предложении является
подлежащим?
Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза.
1) Глаза;
2) мои;
3) кто-то;
4) светом.
А186. Укажите грамматическую основу
предложения.
В июльские вечера и ночи уже не кричат
перепела и коростели.
1) Вечера не кричат;
2) не кричат перепела;
3) не кричат коростели;
4) не кричат перепела и коростели.
А187. Укажите предложение, в котором
подлежащее выражено местоимением.
1) Дежурные внимательно следили за порядком.
2) Вдруг все остановились и замолчали.
3) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.
4) Учиться всегда приходится.
А188. В каком предложении подлежащее
выражено словосочетанием?
1) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
2) Некоторые отошли в сторону.
3) Далече грянуло «ура».
4) У самой воды стояла скамеечка.
Тема 4.
Повествовательные, побудительные,
вопросительные предложения.
Предложения восклицательные и
невосклицательные
По цели высказывания предложения
могут быть повествовательными (содержат
сообщение), вопросительными (содержат вопрос) и
побудительными (содержат побуждение). Каждое из
них может стать в определенной ситуации
восклицательным.
А189. Укажите побудительное предложение.
1) Путь в лесах – это километры тишины.
2) Заметался пожар голубой.
3) Что ты ржешь, мой конь ретивый?
4) Ты не вейся, черный ворон, над моею головой.
А190. Какое предложение является
повествовательным?
1) Дай, Джим, на счастье лапу мне.
2) Любимая, меня вы не любили.
3) Так пей же, грудь моя, весну!
4) Тебя ли покидаю?
А191. Какое предложение является
восклицательным? (Знаки препинания не
расставлены.)
1) Выткался на озере алый свет зари
2) Хороша была Танюша
3) Где сегодня пропоешь ты песню
4) С холмов кремнистых водопады стекают
бисерной рекой
А192. Укажите ошибку в характеристике
предложения.
1) О красном вечере задумалась дорога. – Повествовательное.
2) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая
мать! – Побудительное.
3) Кого позвать мне? – Вопросительное.
4) Хороша ты, о белая гладь! – Побудительное.
А193. Укажите побудительное предложение.
1) Сильный ветер качал деревья и сносил крыши с
домов.
2) Внимательно понаблюдай за муравьями.
3) Что в имени тебе моем?
4) Я хочу знать все об аквариумных рыбках.
А194. Укажите восклицательное предложение.
(Знаки препинания не расставлены.)
1) Разгадал я их думы несметные
2) В чаще ветер поет иль петух
3) Стелется синею росой с поля ночной холодок
4) Как прекрасно это утро
А195. Укажите ошибку в характеристике
предложения.
1) Как хороши, как свежи были розы! – Побудительное.
2) Не верьте, юноши, не стареет она! – Побудительное.
3) Где же вы теперь, друзья-однополчане? – Вопросительное.
4) Так забудь же про свою тревогу, не грусти так
шибко обо мне. – Побудительное.
Тема 5. Сказуемое. Типы сказуемого
Сказуемое – это главный член
предложения, который обычно согласуется с
подлежащим, обозначает действие или состояние
предмета и отвечает на вопросы: что делает
предмет? что с ним происходит? каков он? что он
такое? кто он такой? и др. Сказуемое, выраженное
одним глаголом в форме какого-либо наклонения,
называется простым глагольным сказуемым.
Сказуемое, которое состоит из
вспомогательного глагола и глагола в
неопределенной форме, называется составным
глагольным сказуемым.
Сказуемое, которое состоит из
глагола-связки и именной части, которая может
быть выражена прилагательным, существительным,
причастием, числительным, местоимением,
наречием, синтаксически неделимым
словосочетанием, называется составным именным
сказуемым.
А196. Укажите сказуемое в предложении.
Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими
листами.
1) Принес ветвь;
2) с увядшими листами;
3) принес;
4) принес смолу.
А197. В каком предложении сказуемое выражено
прилагательным?
1) Мрачен свод голубых небес.
2) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.
3) Горные вершины спят во тьме ночной.
4) Сижу за решеткой в темнице сырой.
А198. Укажите предложение с составным
именным сказуемым.
1) Дуплистая ива лежала поперек реки, как мост.
2) Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.
3) Солнце день-деньской печет.
4) Ты о чем-нибудь мечтаешь?
А199. В каком предложении неверно выделено
сказуемое?
А200. Укажите тип сказуемого в данном
предложении.
К вечеру стал подниматься сильный ветер.
1) Простое глагольное сказуемое;
2) составное глагольное сказуемое;
3) составное именное сказуемое;
4) сказуемое отсутствует.
А201. Укажите тип сказуемого в предложении.
Пес был молодой, задиристый.
1) Составное именное сказуемое;
2) составное глагольное сказуемое;
3) сказуемого нет;
4) простое глагольное сказуемое.
А202. Укажите тип сказуемого в предложении.
Уже давно мне стала сниться полей малиновая
ширь.
1) Простое глагольное;
2) сказуемого нет;
3) составное именное;
4) составное глагольное.
А203. Укажите тип сказуемого в предложении.
Я стал доступен утешенью.
1) Простое глагольное;
2) составное глагольное;
3) составное именное;
4) нет сказуемого.
А204. В каком предложении сказуемое выражено
фразеологическим оборотом?
1) Вечер был испорчен неожиданным телефонным
звонком.
2) Лентяй всю жизнь плывет по течению.
3) Бездонную бочку водой не наполнишь.
4) Щенок повизгивал и весело вилял хвостом.
А205. Укажите предложение с составным
именным сказуемым.
1) Женщина была высокая, стройная.
2) Тигр должен был пройти совсем близко от нас.
3) Люблю я пышное природы увяданье.
4) В сени вышел царь-отец.
А206. Укажите предложение с составным
глагольным сказуемым.
1) Сердце у него сильно стучало.
2) Без собаки я не нашел бы тропу.
3) Мало-помалу деревья начали редеть.
4) Бабушка больна гриппом.
А207. Укажите предложение, в котором
сказуемое выражено существительным.
1) Наша земля велика и прекрасна.
2) Книга – твой верный друг.
3) Дважды два – четыре.
4) У него характер мягче пластилина.
Тема 6.
Простое предложение. Распространенные и
нераспространенные предложения.
Полные и неполные предложения
Простые предложения в зависимости
от наличия второстепенных членов делятся на
распространенные и нераспространенные.
Нераспространенное предложение
состоит только из грамматической основы.
Распространенное предложение –
это простое предложение, в котором есть как
главные члены предложения, так и второстепенные
(дополнение, определение, обстоятельство).
Неполные предложения – это простые
предложения, в которых пропущен какой-либо член
предложения (главный или второстепенный).
Пропущенные члены в неполных предложениях легко
восстанавливаются благодаря предыдущему тексту
или ситуации. Неполными могут быть как
двусоставные, так и односоставные предложения.
А208. Укажите распространенное предложение.
1) Жили-были дед да баба.
2) Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.
3) Идет лиса, прислушивается, присматривается.
4) Кот услыхал, прибежал, спас петушка.
А209. Укажите нераспространенное
предложение.
1) Чуден Днепр при тихой погоде!
2) Ожили, зазеленели ветви.
3) Каждый пошел в свой дом.
4) Быстро бегут дни.
А210. Укажите нераспространенное
предложение.
1) Комендантша с дочерью удалились.
2) Встретились вновь они.
3) Жизнь – обман с чарующей тоскою.
4) Широко синеет тихая река.
А211. Укажите нераспространенное
предложение.
1) Листья в поле пожелтели.
2) На корню дожди озимь выбили.
3) Ты меня не любишь, не жалеешь.
4) Месяц широк и ал.
А212. Укажите ошибку в определении
предложения.
1) Пусть сильнее грянет буря! – Распространенное.
2) Прилетели ласточки, жаворонки и стрижи. – Распространенное.
3) Темна тенистая аллея. – Распространенное.
4) Идешь в школу? – Распространенное.
А213. Укажите простое предложение. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Прошло какое-то время и все забылось.
2) Меня позвали и я вошел в комнату.
3) Зашумели вершины елей и сосен.
4) Солнце сияло и море смеялось.
А214. Укажите простое предложение. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Мы боялись опоздать и нас подвезли к станции.
2) Спектакль окончился и артистам долго
аплодировали.
3) Подул ветер и набежали тучи.
4) Из открытого окна потянуло прохладой.
А215. Укажите неполное предложение.
1) – Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?
2) – Иохим выучил.
3) – А отчего ты такой сердитый?
4) – Я не сержусь на вас.
А216. Укажите номера неполных предложений.
(1) Летом светает рано, (2) а зимой –
поздно.
(3) Все пошли на прогулку, (4) а я не пошел.
(5) Мы смотрели на него, (6) а он – на нас.
1) 1, 3, 4;
2) 2, 4, 5;
3) 2, 4, 6;
4) 3, 4, 6.
А217. Укажите простое предложение.
1) Сонный шум волн гудел угрюмо, страшно.
2) Он вскочил – и все замолчали.
3) Заря осветила небо, лес оживился пением птиц.
4) Посевы сгорели, потому что не было дождей.
Тема 7.
Второстепенные члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство
Второстепенные члены предложения
поясняют главные или другие второстепенные
члены.
Дополнение – это второстепенный
член предложения, обозначающий предмет и
отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Дополнения могут быть выражены разными частями
речи и синтаксически неделимыми
словосочетаниями. Дополнения бывают прямые и
косвенные.
Определение – это второстепенный
член предложения, обозначающий признак предмета
и отвечающий на вопросы: какой? чей?
Определения бывают согласованные и
несогласованные.
Обстоятельство – это
второстепенный член предложения, который
отвечает на вопросы: как? когда? откуда? зачем?
и т.д. Обстоятельства бывают образа действия,
степени, места, времени, условия, уступки (зависит
от вопроса).
А218. Укажите дополнение в предложении.
В нашей деревне дома украшают резные ставни.
1) В нашей;
2) деревне;
3) дома;
4) ставни.
А219. Укажите предложение, в котором есть
определение.
1) Пирожное было свежим.
2) Через тридцать минут подошел автобус.
3) Небеса высокие и чистые.
4) Перейти вброд горную речку не так-то просто.
А220. Укажите предложение, в котором есть
обстоятельство.
1) Люди распрягли лошадей и сварили ужин.
2) Кто-то угрюмо молчал.
3) Прибрежные луга не скошены.
4) Мы любовались осенними лесами.
А221. В каком случае верно указан тип
выделенного в предложении обстоятельства?
Пастухи сонно ежились у телег.
1) Обстоятельство места;
2) обстоятельство причины;
3) обстоятельство цели;
4) образа действия.
А222. В каком случае верно указан тип
выделенного в предложении обстоятельства?
Вдруг впереди мы увидели небольшую
деревушку.
1) Образа действия;
2) места;
3) времени;
4) условия.
А223. Укажите тип выделенного в предложении
обстоятельства.
Вопреки предсказаниям день был пасмурный и
холодный.
1) Уступки;
2) причины;
3) условия;
4) места.
А224. Укажите, какого типа обстоятельства нет
в данном предложении.
Вечером я сидел дома и чутко прислушивался к
завыванию ветра.
1) Места;
2) времени;
3) образа действия;
4) условия.
А225. Укажите вид выделенного в предложении
обстоятельства.
При желании вы можете получить водительские
права.
1) Причины;
2) условия;
3) цели;
4) времени.
А226. Укажите вид выделенного в предложении
обстоятельства.
Из-за его упрямства мы опоздали на
последний автобус.
1) Уступки;
2) условия;
3) причины;
4) образа действия.
А227. Укажите предложение, в котором есть
обстоятельство.
1) Густая тьма была полна запахов позднего лета.
2) Пригретая ранними лучами солнца, заворковала
горлинка.
3) Там королевич мимоходом пленяет грозного
царя.
4) Всякая работа мастера хвалит.
А228. В каком случае верно указан тип
выделенного в предложении обстоятельства?
Плачет где-то иволга.
1) Времени;
2) места;
3) цели;
4) причины.
А229. Укажите предложение, в котором есть
прямое дополнение.
1) Родился я с песнями в травном одеяле.
2) И стоит береза в сонной тишине.
3) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким
перламутром.
4) В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.
А230. Укажите предложение с несогласованным
определением.
1) Кудрявый сумрак за горой рукою машет
белоснежной.
2) Гаснут красные крылья заката.
3) На крыльце нас встретила девушка с черными
глазами.
4) И лишь по-прежнему вода шумит за мельницей
крылатой.
А231. Укажите предложение, в котором есть все
второстепенные члены предложения (дополнение,
определение, обстоятельство).
1) Ветер ночью злится да стучит в окно.
2) Я старался бесшумно отыскать потайную дверь в
стене.
3) Вчерашний ливень уничтожил мою клумбу.
4) Полуденное солнце палило нещадно.
А232. Укажите предложение, где неверно
выделено дополнение.
1) Буря сломала тополь под моим окном.
2) Долгожданное солнце закрыло облако.
3) Дедушка включил телевизор.
4) Печенье из рисовой муки съел Петя.
233. Укажите предложение, в котором есть все
второстепенные члены предложения (дополнение,
определение, обстоятельство).
1) Лица моего коснулись всегда цепкие листья
хмеля.
2) Прекрасное должно быть величаво.
3) Белка там живет ручная.
4) Пушки с пристани палят, кораблю пристать
велят.
А234. Укажите предложение, в котором есть
косвенное дополнение.
1) Я всегда любил море.
2) Собирать грибы надо осторожно.
3) В муху князь оборотился.
4) Царевич выстроил хрустальный дом.
Продолжение следует |