МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы
развивающему обучению, основными средствами
развития стали обучение преобразующей и
оценивающей деятельности. Преобразующая
деятельность требует логически-словесной
переработки готовых знаний: составления плана,
конспекта, тезисов, объединения нескольких
источников, которые по идейному и фактическому
содержанию не противоречат друг другу. Под
оценивающей деятельностью понимают умение
оценивать ответы, письменные работы товарищей и
произведения других авторов. Работа над
сочинением также является элементом
развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на
избранную тему, формирует литературные взгляды и
вкусы, дает возможность высказать то, что
тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к
литературному творчеству, позволяя выразить
свою личность, свой взгляд на мир, реализовать
себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в
будущем, они прежде всего должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному
человеку сегодня так же необходимо уметь
свободно и грамотно писать, как свободно и
грамотно говорить. М.Шагинян справедливо
замечала: «…работа со словом – всегда
литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда
искусство. Развитие личности невозможно без
умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и
письменно. А развитие личности – это необходимая
предпосылка решения социальных и экономических
задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м
классе говорится, что последнее задание теста –
небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком
к рецензии или эссе, – предназначено для
проверки не только подготовленности выпускников
по русскому языку, но и общей культуры. Причем
эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по
другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а
особенно сочинение-рецензию или эссе, – одна из
актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в
каких бы областях науки, техники или искусства он
в будущем ни самореализовывался.
Цели:
– гуманитарное развитие школьников;
– развитие творческих способностей личности;
– овладение учащимися свободной речью (и
устной, и письменной);
– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому
языку.
Задачи:
– формирование у учащихся
научно-лингвистического мировоззрения, развитие
языкового эстетического идеала;
– овладение нормами русского литературного
языка;
– обучение умению связно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
– обучение работе над сочинением в жанре эссе.
Прогнозируемый результат
К концу изучения курса учащиеся должны:
• уметь разъяснять основные жанрообразующие
признаки эссе;
• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь
отличать от других жанров (на конкретных
примерах);
• анализировать творческие образцы
произведений эпистолярного жанра и
рецензировать их;
• уметь создавать собственные творческие
работы в жанре эссе.
Данный элективный курс обоснован и тем, что в
настоящее время идет процесс модернизации
педагогического образования, о котором
говорится в документах:
1. Закон об образовании.
2. Программа модернизации педагогического
образования (приказ Минобразования России «О
программе модернизации педагогического
образования» от 01.04.2003 г. № 1313).
3. Концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования (приказ
Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783).
I. Программа элективного курса «Как работать
над сочинением. Эссе как жанр школьного
сочинения и вид задания повышенной сложности на
ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе»
1. Учебно-тематический план (см. таблицу на
стр. 11).
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
I. Введение |
1 |
Прежде чем писать сочинение |
1 |
|
II. Вы пишете сочинение |
2 |
Обдумываем тему |
1 |
|
3 |
Организация материала при помощи плана |
1 |
|
4 |
Цитирование в сочинении |
1 |
|
5 |
Работа над сочинением и его редактирование |
1 |
|
III. Эссе как вид творческой
работы |
6 |
Знакомство с эссе как жанром литературного
произведения |
1 |
|
7 |
Как отличить эссе по жанровым признакам
(анализ образцов эссе) |
1 |
|
8 |
Сопоставление эссе с близкими по форме
жанрами: письмом, беседой |
1 |
|
9 |
Образцы творческих работ учащихся в
эпистолярном стиле |
1 |
|
10 |
Зависимость формы эссе от адресата и задач
автора. Творческое задание |
2 |
|
11 |
Эссе и стихотворения в прозе |
1 |
|
12 |
Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему,
написанные разными авторами |
1 |
|
13 |
Анализ литературно-критических эссе |
1 |
|
14 |
Литературно-критические эссе, написанные в
форме слова |
1 |
|
15 |
Знакомство учащихся с приемом ассоциации при
создании эссе |
1 |
|
16 |
Практическая работа. Анализ ученических
сочинений. Дополнение комментариев к сочинению.
Рецензия |
1 |
|
17 |
Заключительное занятие. Реализация полученных
навыков (выбор тем и объектов для размышления и
для творчества) |
1 |
|
18 |
Итоговое занятие.Чтение и обсуждение
сочинений-эссе, написанных учащимися |
2 |
|
|
Итого: |
20 |
|
2. Содержание программы.
• Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи.
Необходимость прочтения литературного
произведения, по которому должно быть написано
сочинение. Интерпретации и пределы толкований
произведений. Обращение в сочинении к другим
литературным произведениям. О работе с учебником
и критической литературой. Словари и справочная
литература.
• Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала.
Определение главной мысли работы. Типология тем
сочинений. Основные принципы построения текста.
Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала.
Формулировка плана. Простой и сложный планы.
Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа
над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты.
Передача экспрессивной и образной речи. Цитата –
не самоцель, а подтверждение сказанного.
Порядок работы. Работа над черновиком.
Характерные ошибки сочинений. Порядок проверки
написанного. Анализ сделанных ошибок.
• Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным
произведением.
Анализ образцов эссе. Определение признаков
жанра на конкретных примерах.
Содержательные, структурные особенности эссе,
воплощенные в разных литературных жанрах.
Многообразие риторических жанров. Сопоставление
жанра письма и эссе, написанного в форме письма.
Выявление зависимости формы эссе и его
языкового воплощения от задачи и адресата
автора.
Творческие поиски художников слова. Поиски
форм высказывания, художественных и языковых
средств их воплощения.
Разница между эссе и стихотворениями в прозе.
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного
автора.
Творческие возможности различных авторов в
рамках одного жанра и одной темы. Жанровые
особенности эссе.
Слово как жанр ораторской прозы. Структура
слова. Эссе в форме слова. Отличие структуры эссе
от четкого построения риторического
высказывания.
Ассоциативное мышление. Эссеистические
миниатюры, построенные на необычной авторской
ассоциации.
Комментарии и рецензия.
3. Методические рекомендации.
Описанная программа может быть реализована на
любой ступени образования старшей школы:
дополнить уроки литературы, стать основой для
проведения уроков развития речи в старших
классах, может быть использована как
самостоятельный элективный курс или факультатив
по теме «Эссе как жанр литературного
произведения и как вид творческой работы».
Предоставляемые для анализа образцы должны
позволить учащимся обратиться к возможностям
любого стиля речи – художественного,
публицистического, разговорного.
Круг авторов-эссеистов, чьи работы будут
рассматриваться или упоминаться в спецкурсе,
желательно выбрать из писателей, чьи
произведения включены в программы литературного
образования школьников для обязательного или
самостоятельного чтения (В.Набоков, В.Гроссман,
И.Бродский, А.Солженицын, Ф.Искандер). Занятия,
посвященные анализу эссеистики писателей,
дополнят представления учащихся о многообразии
жанровых и стилевых поисков художников слова.
Обращение к жанру эссе может быть связано и с
внеклассной работой по литературе и русскому
языку – участием школьников в тех проектах, где
эссе преобладает как емкий и мобильный жанр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные
работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.
2. Крундышев А.А. Как работать над
сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение»,
1992.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение
написанию сочинений разных жанров. Методические
рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
4. Закон об образовании.
5. Программно-методические материалы. Русский
язык. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 1999.
6. Программно-методические материалы.
Литература. 5–11-е классы. М.: Дрофа, 1999.
7. Концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования (приказ
Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К занятию 6
1.Случайно ли эссе появляется в эпоху
Возрождения, когда утверждались человеческая
воля, свобода, личная ответственность,
достоинство человека? О чем свидетельствует тот
факт, что у эссе есть индивидуальный творец?
2.Каково отличительное свойство этого жанра?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К занятию 6
Прочитать названия эссе и проследить
указанное свойство:
«О совести», «О добродетели», «Об именах», «О
предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О
воспитании» (Мишель Монтень);
«Книга как врата мира», «О стихотворениях Гете»
(Стефан Цвейг);
«Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого
на десятое», «Литератор как наиболее общее
явление» (Роберт Музиль);
«О собеседнике», «О природе слова», «Разговор о
Данте» (Осип Мандельштам);
«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир
Набоков);
«Как читать книгу» (Иосиф Бродский);
«Правда о Набокове, или Бабочки по Фрейду» (Игорь
Клех).
Характеризуют ли данные заголовки особенности
мыслительного процесса эссеиста? Можно ли,
опираясь только на названия, заранее судить о
содержании работ?
Прочитайте названия некоторых работ и
определите, какие литературные формы используют
авторы. Встречали ли вы эссе, написанные в других
формах? Подберите свои примеры.
«Политическая исповедь молодого человека»,
«Эскиз познания поэта», «О глупости» (доклад, 1937
г.) (Роберт Музиль);
«Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам);
«Похвала скуке» (речь, которая была произнесена
перед выпускниками Дортмундского колледжа в
июне 1989 г.) и «Письмо президенту» (Иосиф
Бродский);
«Ответ на анкету», «Неотправленное письмо
певице» (Герман Гессе);
«Заметки о Стендале» (Марсель Пруст);
«Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
К занятию 7
Вопросы и задания
1. Проанализируйте композицию эссе
В.Набокова о России «Кембридж». Как определил
жанр этого произведения сам автор? Как
перекликаются первые три предложения текста и
последнее?
2.В чем смысл названия? Как заголовок отражает
одно из свойств жанра?
3.Можно ли назвать эту работу очерком или
путешествием по Кембриджу?
4.Обратите внимание на синтаксическую
организацию текста.
5.Каковы его лексические особенности?
6.По мнению современного русского эссеиста
Виктора Ерофеева, «у набоковской прозы учатся
прекрасному русскому языку». Обратите и вы
внимание на роль определений, метафорических
эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений, на
прозрачность синтаксических конструкций.
Творческое задание
Просим учащихся вспомнить свои впечатления
от путешествий в другие уголки страны и мира и
предлагаем написать вступление к такому
воспоминанию, а затем определить, к какому
жанру (эссе, очерку, путевым заметкам,
воспоминаниям, страничкам из дневника) они
отнесли бы свою работу и почему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
К занятию 7
Вопросы и задания к эссе Василия Гроссмана
«Сикстинская Мадонна».
1.Какой тип речи использует писатель в начале
эссе? Для какого жанра малой прозы характерно
такое вступление? Почему?
2.С какой целью автор дает такой подробный
событийный исторический ряд?
3.Какие ассоциации возникают у автора, когда он
видит Мадонну с Младенцем на руках?
4.Определите в пестром «кружеве» авторских
размышлений «решающую идею» первой части эссе.
5.Как меняется категория времени, когда
начинается рассказ о Треблинке? Почему автор
прибегает к прямой речи? Какова здесь роль
описаний природы?
6. Готовы ли вы к той параллели с Сикстинской
Мадонной, которая появляется после горестного
авторского воспоминания? В чем особенность
восприятия Мадонны художником слова?
7. Как соединились в тексте время и
пространство? В чем особенность
повествовательной манеры автора? Использование
каких художественных приемов создает эффект
присутствия?
8. Какие определения находит писатель для
характеристики фашизма? Какова его позиция?
9. Обратите внимание на роль отрицательного
сравнения, повторов, пауз, риторических вопросов
и обращений в художественно-языковой системе
автора.
10.Как отдельными штрихами автор убедительно
рисует суровую прозу военного быта?
11.Какие исторические портреты эпохи возникают
в размышлениях писателя?
12.В чем бессмертие «Сикстинской Мадонны»?
13.Всегда ли злободневность эссе актуальна? Как
для вас звучит авторское обращение сегодня?
14.К какому виду эссе вы бы отнесли эту работу?
15.Какие другие литературные и
внехудожественные формы включает эссе? Выберите
нужные варианты или добавьте свои: факты науки,
описание исторических событий, жизненных
ситуаций, встреч, использование свидетельств,
документов, признаний свидетелей, бытовые
зарисовки, описания, вымышленные сценки,
философские умозрения, наблюдения, комментарии,
воспоминания, афористические обращения и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
К занятию 8
Вопросы и задания
1. Сравните письмо И.Тургенева к Полине
Виардо с «Неотправленным письмом к певице»
Г.Гессе. Что их сближает? Найдите в последнем
приметы эпистолярного стиля.
2. Почему точно не указан адресат письма Гессе?
3. В нашей повседневной жизни нередки случаи,
когда по какой-либо причине послание окажется
неотправленным. Случаен или закономерен этот
факт для произведения немецкого писателя?
Аргументируйте свою точку зрения.
4. Как вы думаете: какова цель каждого из
прочитанных вами посланий?
5. Определите жанр произведения Г.Гессе.
Обоснуйте свою точку зрения.
6.Какие размышления Г.Гессе об искусстве,
мастерстве исполнителя, философии жизни вам
особенно интересны?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
К занятию 9
Прочитайте напечатанные ниже образцы
творческих работ. К какому жанру вы бы отнесли их:
письма, сочинения, лирического размышления
автора, воспоминания или другому? Аргументируйте
свою точку зрения.
Счастье, имя твое — молодость.
Лафонтен
Дорогая Олеся!
Я пишу, так как очень соскучилась, потому что ты
одна из немногих девочек, которым я доверяю и
отношусь как к сестре.
Мы с тобой давно не виделись, но я до сих пор
помню, как в детстве мы играли в прятки в деревне
в осеннем сказочно пестром лесу. Немного
потускневшие солнечные лучи пробивались сквозь
золотые и малиново-зеленые листья, наполняя
светом густые заросли малины. Голубое озеро,
отражавшее пушистые облака, мягкая трава, еще не
успевшая пожухнуть, теплое солнышко и птицы,
которые радовали слух и поднимали настроение, —
все это запомнилось мне навсегда.
Помнишь, как мы пили чай на веранде? Помнишь
того большого кузнечика, который пел серенады
каждый вечер? Помнишь, как мы смотрели на закат и
представляли себя облаками, потерявшимися в
бездонной красоте вечернего неба? А те цвета:
фиолетовый, багровый, красный, оранжевый? Мы
мечтали взлететь и отправиться в страну наших
желаний, заблудиться в нежном свете садящегося
солнца, лепить снеговика из мягких добрых
облаков. Мы хотели погнаться за ветром, оседлав
тучку. А когда наступала ночь, можно было
забраться на какую-нибудь красивую звезду и
слушать мелодию восходящей луны.
Ах, это время прошло, и теперь ты переехала в
другой город, и все это осталось в наших
воспоминаниях. Но как хочется иногда вернуться
туда, в тот лес, в тот домик у озера, в то
незабываемое детство.
Аня Щ.
«ПРЕКРАСНО, СВЯТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ,
СОХРАНЕННОЕ С ДЕТСТВА»
(Из дневника Коли Красоткина)
День сегодня прошел удивительно прекрасно и
ужасно одновременно. Хоронили Илюшечку. До сих
пор стоят у меня в глазах это худенькое тельце, и
ручки, сложенные на груди, и личико, да, главное –
личико, бледненькое и... мне почему-то показалось
– счастливое. Даже самому странно становится,
когда вспомню эту мысль.
А может, оно действительно было счастливым?
Хотя бы потому, что перед смертью он твердо знал:
отца его не бросят, поддержат, возможно, спасут от
сумасшествия. А еще потому, что смерть сблизила
нас, всех мальчиков.
Странно и даже страшно, но так сойтись, так
сдружиться мы смогли только у постели умирающего
Илюши. Эта недолгая, но такая святая, такая
прекрасная дружба длилась всего несколько дней,
но это чудное пережитое нами чувство останется в
памяти навсегда. Мы разлетимся, словно птицы, в
разные стороны, расстанемся и не встретимся
больше никогда. Но не сможем забыть ни Илюшечки,
ни Алеши Карамазова, ни этих малышей – Смурова и
Карташова, которые, один Бог знает зачем,
пережили с нами и эту святую дружбу, и эту
страшную трагедию.
Я шел с кладбища, не видя ничего вокруг. Только
позже у Илюшечкиного камня понял, что светило
солнце и вокруг было хорошо. Все радовались
замечательной погоде, и никто не знал о нашем
горе. А я шел и плакал, плакал испепеляющими
слезами, которые бы не могли остановить ни я, ни
сам Бог. И мне казалось, что все вокруг, узнай они
нашу историю, плакали бы так же, как и я.
Но ни разу за сегодняшний день мне не стало
стыдно за мои слезы, хотя мне уже практически
четырнадцать лет и я не должен плакать, как эти
мальчики – Карташов и Смуров. И, несмотря на это,
мне не только сегодня не было стыдно, но и никогда
не будет, потому что за святое стыдиться нельзя.
Когда я произнес это, Алеша улыбнулся и заметил,
что я вырос. Может, это правда...
А потом, когда мы стояли у камушка и Алеша
говорил слова, которых нет прекрасней на свете и
которые я запомню на всю жизнь: «...ничего нет
выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из
жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и
особенно вынесенное из детства, из родительского
дома», – я понял эти слова, я был восхищен ими, и
мне показалось, будто с неба на меня полилось
что-то прекрасное, исцеляющее мое горе.
Святая дружба, святое горе, святые слезы... хотя
что же мы за люди, если за настоящую дружбу надо
платить смертью?!
Аня Т.
Вопросы и задания
Сопоставьте два сочинения, имеющие признаки
эпистолярного жанра. Какие особенности
содержания, стиля, выбор адресата, на ваш взгляд,
влияют в каждом конкретном случае на
окончательное определение жанра каждого
сочинения?
Творческое задание
Предложите для рассмотрения свой вариант
творческой работы в эпистолярном стиле. Какова
будет тема вашего письма (странички дневника),
какова цель: общение с конкретным собеседником,
размышление, адресованное широкому кругу
читателей, в том числе самому себе, создание
произведения в определенной форме
(проникновение в личный мир литературного героя)?
Спрогнозируйте возможный жанр своего
сочинения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
К занятию 10
Найдите верные соответствия между адресатом
эссе и литературной формой его воплощения и
расположите их в нужном порядке.
Возможные формы эссе: письмо
слово
открытое письмо
речь
очерк |
Возможные формы эссе: слушатели и
читатели
аудитория
близкий друг
собеседник
человек, с которым идет полемика |
Творческое задание
Найдите в газетных или журнальных публикациях,
в электронной печати пример беседы с писателем,
деятелем культуры, науки. Сравните найденный
вами материал с помещенным ниже отрывком из эссе
Ф.Искандера, написанного в форме «Беседы с
Виктором Максимовичем».
У Виктора Максимовича было вообще повышенное
чувство русского языка. Он страдал, если русский
человек говорил по-русски стертым или вычурным
языком.
Однажды, потягивая кофе, он задумчиво
пробормотал:
– Странная связь существует между словами.
Пламя – это не то ли, чем владело племя? Тоска –
это не то ли, что стискивает грудь?
– Верите ли вы в Бога? – спросил я его тогда.
– По натуре, – сказал он мне, и в его глазах
появилось то отрешенное выражение, которое я так
любил, попытка понять истину совершенно
независимо от того, каким он сам покажется в
свете этой истины, – я человек нерелигиозный. У
меня никогда не возникает ни желания молиться
Богу, ни просить у него помощи. Но я верю в Бога, и
это – простое следствие научной и человеческой
корректности.
Когда ко мне приходит то, что называют
вдохновением, и я с необыкновенной ясностью вижу
конструкцию нового аппарата, с необыкновенной
быстротой делаю необходимые вычисления и даже
чертеж у меня получается стройней и красивей, чем
обычно, разве я не понимаю, что в меня влилась
некая сила, не принадлежащая мне? Было бы научной
некорректностью и даже отчасти плагиатом
приписывать эту силу самому себе.
– А человеческая корректность в чем
заключается? – спросил я.
– Сам посуди, – сказал он, – я был на фронте
трижды ранен и остался жив. Мой самолет горел, но
я его успел посадить и остался жив. Разве чувство
благодарности не подсказывает, что существует
объект благодарности?
Вопросы и задания
1. Что отличает, а что сближает отрывок из эссе с
типичной формой беседы?
2. Можно ли на основании этого фрагмента
определить область интересов автора и
собеседника?
3. Прочитайте эссе Ф.Искандера полностью.
Какие эссеистические «спорады» писателя вам
кажутся наиболее глубокими, отвечающими вашим
раздумьям?
4.Как бы вы определили адресата жанра?
Фазиль ИСКАНДЕР
Душа и ум
Удивительно, что во всей мировой литературе
самые пронзительные, самые потрясающие образы
людей с прекрасной душой обязательно связаны с
тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон
Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте»
Достоевского, таковы старосветские помещики
Гоголя, Фелиситэ в повести «Простая душа»
Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в
«Матренином дворе» Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом
первыми войдут в Царство Небесное? Но почему
именно они отличаются такой привлекательной
силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум
обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни
говорили, развитый ум прежде всего развивается
для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов,
возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от
ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как
дети, брошенные в наш звериный мир, творят
единственное, что они могут: любовь, добро. И они
обречены погибнуть. И тут мы, так сказать,
умственно полноценные люди, потрясаясь и
выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что
именно они лучше всех выполняли главное
предназначение человека в этом мире – творить
добро. А если это так, они-то и были самыми умными
людьми – умом сердца.
В таком случае слава и уму писателей, создавших
образы этих людей как знак преклонения перед
ними, как знак несуетности и ненапрасности
своего ума.
Душа и ум
Когда теченье наших дум
Душа на истину нацелит,
Тогда велик и малый ум,
Он только медленнее мелет.
Душа есть голова ума,
А ум – её живая ветка.
Но ум порой, сходя с ума,
– Я сам! – кричит, как малолетка.
Своей гордынею объят,
Грозит: – Я мир перелопачу! –
И, как безумный автомат,
Он ставит сам себе задачу.
И постепенно некий крен
Уже довлеет над умами,
Уже с трибун или со стен
Толпа толпе долбит: – Мы сами!
И разрушительный разбег
Однажды мир передраконит.
...Вдруг отрезвевший человек,
Схватившись за голову, стонет.
Сбирая камни, путь тяжел,
Но ум, смирившийся погромщик,
Работает, как честный вол,
Душа – надолго ли? – погонщик.
Вопросы и задания
1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и
ум» со стихотворением такого же названия.
2.Какие размышления автора нашли свое
эссеистическое и поэтическое воплощение?
3.Какие другие литературные аналогии вы бы
предложили для эссе?
4.Сравните выбор языковых и образных средств в
эссе и стихотворении. На основании каких
аргументов можно сделать вывод, что оба
произведения принадлежат перу одного автора?
5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную
тему. Определите жанр своей творческой
миниатюры.
Федерико ГАРСИЯ ЛОРКА
СТИХИ ИЗ КНИГИ "СЮИТЫ"
(1920–1923)
* * *
Вечерний
ветер в деревьях
играет их голосами.
Колосья смотрят на звезды,
и тускло светятся сами.
Уходит закат в потемки,
в курящийся росный ладан.
Рассыпав янтарные четки,
уходит, никем не разгадан.
Сумерки
Поздний час.
Тишина степная.
Козодои летят,
стеная.
Бредят дали,
грустит округа.
Мир распахнут,
как руки друга.
Закат
По
краю небосвода
крадется непогода.
Как сизые верблюды
бегут по небу клочья.
Закат, повитый тьмою,
грозит недоброй ночью.
Сошла тоска по крыльям
на горные отроги.
Глухая будет полночь —
ни друга, ни дороги.
Горизонт
Тусклое солнце
село в зеленый туман.
Смутно и сонно.
Спят и баркас, и лиман.
Грусть однозвучным бренчаньем
будит отара овец.
Где оно, прежнее сердце мое,
серебряный бубенец?
Предисловие к множеству книг
Сумерки отзываются в нас эхом
сентиментальной баллады. На горизонте дрожит
вечерняя звезда, и под ее теплой лаской
загораются наши собственные звезды. Свой путь,
долгий и краткий, мы обречены пройти. И невесело
думать о жизни, которая достигнет перевала и
сойдет в гиблую осень умирать.
Книга сумерек пьянит печалью своих страниц, и
читаются они с тихой тревогой. Цветут маки.
Откликнись же этой улыбке полей!.. И такой
ласковой луне!.. Но ты уходишь в себя – иначе
говоря, на свой лад перелагаешь ту гениальную
книгу, что шелестит перед глазами... и
задумываешься. Какие щемящие думы! Брезжат и
расплываются миражи грядущего, и хочется
растаять в перламутровой синеве горизонта. Они
уплывают, чудесные видения плоти и духа, а все,
что ты можешь, – это молчать и мучиться, глуша в
себе самое искреннее.
Поэт – существо, обязанное быть искренним, – в
душе замалчивает то, что способно взорвать ему
сердце. На сцене пляшет тень, оплакивая все –
горестное и радостное. Радость, честно говоря,
призрачна, потому что в глубине сердец почти
всегда ютится неизбывная печаль, растворенная в
мироздании печаль печалей – боль существования.
Это она велит поэту летними вечерами, сострадая
луне и розам, оплакивать сумерки. И это
единственный способ молиться по-настоящему.
1918
Вопросы и задания
1.Найдите поэтические образы вечернего ветра,
заката, звезд, ночи и другие, которые включает
поэт в эссе.
2.Как перекликаются в стихах и эссе образы
природы и размышления автора о человеческой
жизни?
3.Найдите сравнения и метафоры в стихотворных
текстах. Подумайте, в чем смысл использования
сравнений в эссе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
К занятию 11
Дарья СИМОНОВА
Отрывок из сочинения
Южные города – тоже города, только построенные
мелким убористым почерком. Маленькие домики –
как ступеньки, по которым при большом желании
можно карабкаться ввысь. Здесь путаешься в
масштабах и величинах, кажется: море так близко,
что можно в него сигануть со скалы; звезды,
близкие, сочные, ничуть не бледнее фонарей,
звезды замещают любые светильники, ибо ночью со
светом туго, южная ночь — самая темная ночь на
свете. До всего словно рукой подать, колесо здесь
— излишек цивилизации, и не в этих ли краях
воспитываются паломники, путешествующие пешком
в Иерусалим?.. А море, купающее сгущенный
пастельный закат, — самый большой обманщик, ибо
заманивает в самую свою сердцевину, где так
глубоко и далеко от суши, что не дано представить
ребяческому разуму человека, так же как не дано
измерить космос. В одном таком городе по легенде
в ущельях скал прятались беглые рабы, и когда они
узрели поднимающихся к ним солдат, идущих не
убить, а даровать им свободу, — беглецы прыгнули
вниз. Они поторопились, бедолаги, и погибли
напрасно, но, быть может, если посмотреть иначе,
они спутали звезды с фонарями, они решили:
попадут в воду и не разобьются, или они, не желая
возвращаться в нудный быт, навечно отдали себя
стихии, которая, околдовав душу однажды, уже не
отпустит никогда... А впрочем, на том все грустные
истории этих волшебных мест заканчиваются.
Дарья СИМОНОВА
Как есть
Как повторяющийся сон — хромой, пересекающий
пути трамвая. Каждый божий день, стоит мне
заглядеться в окно, он выходит из дома напротив,
чтобы с причудливой грациозной неуклюжестью
перейти дорогу и исчезнуть за гаражами. Он
движется спокойно, без суеты, не оглядываясь по
сторонам, и странно, что в его час на оживленной
дороге ни одного шального авто, словно мир давно
привык к непонятному ритуалу. С тайной гордыней я
думаю, что загадка эта — только для меня, что
стоит мне пропустить ежевечернее зрелище — и
бедняга окажется под колесами, а значит, я в
почетных подмастерьях у Провидения. Иной раз,
когда накатит волна меланхолии и вспомнится, что
никто не застрахован от участи калеки, я сожмусь
от страха и жалости к себе. Порой же просто злюсь
на убогость пейзажа. Однако чаще безмолвно
приветствую привычную фигуру в окне, как
славного знакомца. Но какое бы настроение ни
владело мной, человек с тростью неизменно
проделывает свой путь, презирая зависимость от
меня и прочих мелочей мироздания. И остается
благодарить хромого бога за то, что он учит
принимать Вселенную без толкований.
Вопросы и задания
1. Какой из двух текстов автор определяет
как стихотворение в прозе, а какой – как эссе?
2. В каком тексте побеждает логика
впечатления, а в каком – логика мысли?
Обоснуйте свою точку зрения.
3. Какова роль описаний в каждой из миниатюр?
Где этот тип речи представлен более развернуто?
Почему?
4. Найдите в каждом жанре интересные
авторские сравнения, метафоры, другие средства
художественной выразительности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
К занятию 12
Константин ПОБЕДИН
Музыка
Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в
середине жизни, но не до такой степени, чтобы быть
вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с
проводками и динамиком вставлялся в ухо, как
пробка. Еще был наушник для пользования радио.
Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка:
гладит, шьет – и в тишине чему-то улыбается. Это
значит, хорошую музыку передают.
С музыкой в моей жизни связано не так уж много
воспоминаний. Пожалуй, это – самое яркое. Было
лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома
донесся страшный, что называется, нечеловеческий
вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда?
Кому?
В
комнате у электроплитки стояла бабушка Елена,
что-то помешивала в кастрюльке, в ухе чернел
радионаушник. Она стояла в адском, истошном
завывании безмятежно, как праведница в костре.
Слушая своего Шопена, бабушка не подозревала, что
наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что
он не мог даже извернуться и укусить хозяйку за
ногу. Как он не сошел с ума от такой долгой и
жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли
сумасшедшими коты.
Из этого воспоминания для меня совершенно
неопровержимо следует вывод: все то, что мы не в
состоянии воспринять, потрогать, использовать и
посему склонны считать несуществующим, вполне
существует, порою рядом, и, возможно, страдает,
глядит с мольбою в наши невидящие глаза.
Вопросы и задания
1.Прочитайте эссе К.Победина и найдите один из
признаков жанра — «решающую идею» автора.
2.Докажите, используя этот текст, что заголовок
эссе полностью не исчерпывает его содержание.
Как вы думаете: почему писатель выбрал такое
название?
3.С чем это связано? Стало ли такое название для
вас неожиданным?
4.На какие средства художественной
выразительности, используемые в эссе, вы
обратили внимание?
5.Сравните только что прочитанное эссе
К.Победина с эссе такого же названия Е.Шварц.
Елена ШВАРЦ
Музыка
Еще похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут
ее два сына, она то в плач, то в смех, то клонится
упрямо, они же, опустив глаза, ее ведут — ну, мама,
мама...
Тот, кто стыдится больше, – тот ум, а другой –
чувство. В книге об инквизиции я видела картинку,
как два мужичка ведут под руки одержимую, и это
навело меня на мысль о музыке и вообще – о
творчестве. Мне во вдохновении часто хочется,
чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но
если б это случилось, оно бы исчезло. Во
вдохновении трудно стоять и трудно быть
неподвижной, и подвижной трудно, лишаешься всех
земных сил, отдаешь их чему-то, потому и хочется,
чтобы поддерживали. В творчестве (и в святости
тоже) – много женственного, и то и другое –
восприятие силы. Да человек и вообще – женщина по
отношению к Богу.
Вопросы и задания
1.В чем необычность авторского вступления?
Какие языковые средства задают прозаической
речи некоторый ритм? Какие аллегорические образы
использует автор?
2.Какие интересные выводы рождаются в
результате многочисленных писательских
ассоциаций?
3.Как в эссе Е.Шварц заголовок отражает
содержание работы (приблизительно, как часть к
целому, не связан с содержанием)?
4.Сопоставьте два прочитанных текста на одну
тему. Найдите общий для их авторов образ. Как
каждый из писателей его использует?
5. Вспомните дилетантские, по собственному
утверждению Германа Гессе, суждения о музыке в
ранее прочитанном его эссе «Неотправленное
письмо к певице». Закономерно ли такое
определение для эссеиста? Почему?
6.Какие размышления писателей об искусстве вам
показались особенно интересными, запомнились?
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
К занятию 15
Вопросы и задания
1. Прочитайте несколько данов (главок) из
«Записок у изголовья» японской писательницы XI
века Сэй Сёнагон, чьи произведения положили
начало эссе в литературе Востока.
2. Найдите в предложенных зарисовках новые,
неожиданные сравнения в размышлениях
писательницы об обычных явлениях.
То, что пролетает мимо
Корабль на всех парусах.
Годы человеческой жизни.
Весна, лето, осень, зима.
То, что далеко, хотя и близко
Празднества в честь богов, совершаемые перед
дворцом.
Отношения между братьями, сестрами и другими
родственниками в недружной семье.
Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.
Последний день двенадцатой луны и первый день
нового года.
То, что человек обычно не замечает
Дни зловещего предзнаменования.
Как понемногу стареет его мать.
То, что нельзя сравнить между собой
Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная
погода.
Старость и юность. Белое и черное. Любимый и
ненавистный.
Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты
любила, и каким кажется теперь! Словно два разных
человека.
Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой
длинные волосы, и женщина с короткими волосами.
Вопросы и задания
Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты
по типу японских данов, используя прием
ассоциации. Возможные темы: «То, что близко, хотя
и далеко», «То, что прекрасно», «То, что вызывает
уверенность». Придумайте свои темы для аналогий.
В следующем задании приведем пример эссеистической
миниатюры, которая целиком построена на
необычной авторской ассоциации, и попросим ребят
написать свой вариант подобной зарисовки на
любую из тем: «Музыка», «Снег», «Мир вокруг» и др.
ВЛАДИМИР ЯНУШЕВСКИЙ
Струя
Питье из колонки: ловлю ртом тугую шершавую
струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода
это вовсе, — не напьешься, а только измочишь лицо,
забьешь душной ледяной пузырящейся массой
ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг.
Слишком сильная струя воды не утоляет жажду,
как слишком сильные чувства не утоляют голода
любви.
Т.И. САФРОНОВА,
пос. Эльбан |