ПОДСПОРЬЕ
5-й класс
Контрольные годовые диктанты
Однажды мне пришла в голову мысль научиться
вязать. Я мечтал удивить свое семейство, связав в
один прекрасный день салфетку, занавеску или
какую-нибудь другую полезную для хозяйства вещь.
Я выкрал у старенькой бабушки стальной вязальный
крючок и клубок черных ниток и принялся за дело.
Но не прошло и минуты, как дом огласился моими
воплями: я воткнул крючок в указательный палец.
Извлечь его было нельзя, не пускала проклятая
насечка. При малейшем прикосновении к крючку я
визжал, обливался потом, дрожал, и у меня уже
начали синеть губы. Тогда тетя надела шляпку,
схватила меня за здоровую руку и потащила в
больницу. Свободной рукой я размазывал по лицу
слезы, а тетя бормотала: «Этот мальчик
когда-нибудь нас всех уложит в гроб».
(115 слов)
(По В.Катаеву)
Грамматическое задание.
1. Выполните морфологический разбор слов:
1-й вариант: мечтал, шляпку;
2-й вариант: уложит, по лицу.
2. Выполните фонетический разбор слов:
1-й вариант: надела, гроб;
2-й вариант: слезы, всех.
3. Подберите антоним к слову:
1-й вариант: здоровая (рука);
2-й вариант: прекрасный (день).
6-й класс
Над зданием центральной телефонной станции
засветилось голубовато-серое небо, обещая
немного туманный, но солнечный день поздней
парижской осени. На круглой провинциально
чистенькой площади велосипедист, чтобы
несколько отдохнуть от езды по скользким
мостовым, слез с велосипеда и пошел пешком. В
круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло
серебряной звездой выглянувшее над Парижем
солнце – слабое, грустное. Велосипедист прошел
мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь
подняла передние ноги, поджала задние и всей
своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это
делало монумент похожим на памятник Петру в
Петербурге. Но конная статуя французского короля
стояла на обыкновенном, традиционном
прямоугольном цоколе, в то время как его
царственный брат – русский император – вместе
со своим конем был утвержден на неотесанной
финляндской скале естественной формы.
(112 слов)
(По В.Катаеву)
Грамматическое задание.
1. Выпишите из текста по 2 качественных и
относительных прилагательных и существительное,
которое склоняется, как прилагательное.
2. Выполните словообразовательный разбор слов:
1-й вариант: прямоугольный, засветиться;
2-й вариант: слезть, серебряный.
3. Выполните морфологический разбор слов:
1-й вариант: ноги, своей, оперлась;
2-й вариант: это, делало, Петру.
7-й класс
Мы стали подниматься по витой лестнице,
сделанной из легкого, музыкального дерева, до
зеркального лоска натертого парафином. Эта
типично парижская лестница начиналась внизу, у
первого витка, легким столбиком с медной, ярко
надраенной шишечкой, от которой шли вверх
спиралью круглые перила с изящно выточенными,
легкими балясинками. Не только звук наших
ботинок, но даже наше дыхание никуда не улетали, а
оставались тут же, рядом с нами, и резонировали,
как будто мы шли внутри какого-то деревянного,
хорошо настроенного музыкального инструмента.
Наконец мы остановились возле хорошо натертой
двери, и я нажал кнопку маленького
электрического звонка. Было как-то по-особенному
тихо, мы боялись нарушить эту почти церковную
тишину для того, чтобы обменяться впечатлениями
и мыслями, которые явились в одно и то же
мгновение и были одинаковыми…
(119 слов)
(По В.Катаеву)
8-й класс
Вдруг перед нами появился громадный, как мне
тогда показалось, мужчина в модном заграничном
костюме, просторном и вместе с тем удивительно
хорошо сидящем на его плотном теле, в блестящих
штиблетах, с коротко остриженной, большой,
круглой, по-бычьи опущенной головой. Его
голубые бычьи глаза выпукло и грозно глядели на
меня и на тетю из-под стекол наимоднейшего
парижского пенсне, золотого с пружиной. Это был
сам Дюбуше, спустившийся к нам как некое
божество. Тетя начала быстро и пространно
объяснять, при каких обстоятельствах произошла
катастрофа, и, ломая пальцы, умоляла великого
хирурга сделать операцию лично, не доверяя своим
ординаторам. «Чего бы это ни стоило, чего бы это
ни стоило», – повторяла она, и нос ее на самом
кончике покраснел, как клубничка. Но Дюбуше не
обратил на нее внимания. Я не уверен даже, что он
ее вообще заметил.
(129 слов)
(По В.Катаеву)
Грамматическое задание.
1. Выпишите из текста сказуемое:
1-й вариант: составное глагольное;
2-й вариант: составное именное.
2. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: несогласованное определение;
обособленное обстоятельство;
2-й вариант: прямое дополнение; обособленное
определение.
3. Выполните синтаксический разбор выделенного
предложения.
8-й класс
За стеклянной дверью с белыми кружевными
занавесками виднелась комната консьержки и она
сама, сидевшая в старом кресле лицом к двери. Она
потянула за шнурок, задвижка щелкнула, дверь
приоткрылась. «Мадам, месье?» – каркнула она, как
ученая птица, и вопросительно посмотрела на нас.
Я стал объяснять ей цель нашего визита, но она, не
дослушав, кивнула головой и указала рукой на
лестницу: «Второй этаж, налево. Но, кажется,
профессора нет дома, он с утра ушел в библиотеку.
Впрочем, поднимитесь. Я думаю, мадемуазель дома.
По-моему, она еще никуда не выходила».… Проводив
нас глазами до самой лестницы, эта почтенная дама
закрыла дверь и затем неторопливо взялась за
фаянсовый кофейник, чтобы подлить в толстую,
объемистую чашку горячего кофе. Было заметно, что
она чувствует себя опорой порядка и власти и
живет в полное свое удовольствие.
(126 слов)
(По В.Катаеву)
Грамматическое задание.
1. Выпишите из текста сказуемое:
1-й вариант: составное глагольное;
2-й вариант: составное именное.
2. Обозначьте в тексте:
1-й вариант: вводное слово; обособленное
обстоятельство; сказуемое в безличном
предложении;
2-й вариант: прямое дополнение; обособленное
определение, сказуемое в определенно-личном
предложении.
3. Выполните синтаксический разбор выделенного
предложения.
9-й класс
Они вскочили с травы и побежали к тому месту,
где по расчету аэроплан должен был оторваться от
земли. Если сам по себе полет к тому времени уже
перестал казаться чудом, то самый взлет, тот
сокровенный миг, когда между бегущим колесом
аппарата и поверхностью земли вдруг оказывался
еле заметный просвет, все еще продолжал
восхищать, как волшебство, к которому существу
земному не так-то легко было привыкнуть. Они
стремительно пробежали метров сто и совсем
по-мальчишески упали в траву…
Теперь уже аэроплан бежал совсем близко мимо
них. Прижавшись к земле и вытянув шеи, они видели
велосипедные колеса с новенькими шинами, бегущие
по траве: они чуть подскакивали. Потом колеса
слегка подпрыгнули и уже не сразу опустились, как
бы повиснув в воздухе, но все-таки опять
коснулись луга, затем снова подпрыгнули и уже на
этот раз не возвратились на землю, хотя и
находились над ней совсем низко.
(140 слов)
(По В.Катаеву)
Грамматическое задание.
Выполните синтаксический разбор выделенного
предложения.
Н.А. ШАПИРО |