КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
ТЕКСТ-КЛИШЕ
как одна из форм работы
с деформированным текстом
Данная статья посвящена не новому, но редко
используемому, несмотря на его эффективность,
методическому приему формирования у учащихся
разного возраста умения выстраивать и
корректировать микроструктуру текста. Наиболее
интересный опыт использования текста с лакунами
(подчеркнутыми пробелами, обозначающими место
пропуска отдельного слова, словосочетания или
предложения) можно найти в книгах [1], [2]. Однако в
методических пособиях как по русскому языку, так
и по литературе нет единого понимания и описания
данного приема работы, его целей, обучающих
возможностей, результативности использования.
Нет даже определения термина.
Текст-клише наряду с текстовыми конструкторами
и мозаиками можно рассматривать как
разновидность дидактического материала для
организации урочной и внеурочной работы с
деформированным текстом. Работа с текстом-клише
представляется перспективной и эффективной как
в рамках уроков русского языка и развития речи,
так и в рамках уроков литературы в среднем и
старшем звене.
Рассмотрим пример работы с одним из текстовых
клише в 9-м классе. Источником клише является
фрагмент статьи о поэте К.Н. Батюшкове, взятый
с CD «Большая библиотека школьника».
1. В.Г. Белинский ____________: «Батюшков много и
много способствовал тому, что Пушкин явился
таким, каким явился действительно». 2. Для ____________
Батюшков был признанным _________________ во время учебы
в ________________. 3. На протяжении своего творческого
пути Пушкин по-разному относился к наследию
своего ________________, но постоянно использовал и
развивал его ______________ открытия. 4. Пушкин __________, по
существу, ту же линию развития _________________
убедительности и ощутимости художественного
изображения, по которой шел Батюшков в своих
___________ поисках.
5. Кроме ______________ художественных форм, Батюшков
открывал новые возможности для литературной
идеологии. 6. Так, он _____________ употребил
обозначение «век железный» применительно к
___________ веку; ему же принадлежит и образ «черного
человека» (выражение человеческого «__________»). 7.
Многое Батюшков и не смог выразить в законченном
виде. 8. Поэтому ______ Белинский сделал __________ вывод:
«Батюшкову немного недоставало, чтоб он мог
переступить за черту, отделяющую большой _____________
от гениальности».
Для
заполнения лакун в данном тексте ученику
необходима не только осведомленность в области
литературы, но и умение анализировать содержание
текста, соотносить содержание предложений между
собой, выясняя смысловые отношения и взаимосвязь
отдельных элементов текста, умение выбрать
наиболее оптимальное слово с точки зрения как
его значения, так и стилистической окрашенности.
Данное клише предусматривает восстановление
фрагментов текста не только по предшествующим,
но и по последующим элементам. Для удобства
рассмотрения все предложения в нашем примере
пронумерованы.
Первое предложение требует вставки элемента,
связывающего грамматически и содержательно
слова автора и прямую речь. Подбирая эту связку,
ученик обязательно задумается о выборе глагола,
наиболее уместного в данной речевой ситуации, а
значит, ему придется в первый раз прочитать текст
целиком и определить его стиль, тип, цель автора,
образ адресата. Кроме того, работа с первым
предложением тренирует умение ввести цитату в
текст, что вызывает немало затруднений и ошибок
при создании сочинений в старших классах. Выбор
между глаголами заметил – писал – отмечал –
говорил – читал – думал – утверждал позволяет
ученику оценить тонкие различия в семантике и
стилистической окрашенности этих глаголов,
стимулирует поиск собственного способа
заполнения лакуны. Работа со вторым предложением
заставит ученика найти слово, обеспечивающее
цепную связь между первым и вторым
предложениями, задуматься о выборе между словами
идеал – божество – кумир – образец для
подражания – герой – властитель дум –
совершенство, вспомнить факт биографии поэта и
правильно включить эту информацию в предложение.
Заполняя пропуск в третьем предложении, ученик
окажется в ситуации выбора средства межфразовой
связи: повтор слова или подбор слова близкой
семантики. Второй способ будет предпочтительнее,
так как предотвращает тавтологию. Выбор между
словами предшественник и предтеча в
очередной раз заставит задуматься о
стилистических критериях отбора элементов
текста. Выбор определения к слову открытия
поможет учащимся осмыслить разницу между
словами художественный – поэтический –
художнический – писательский – литературный
и т.д. Выбор глагола-сказуемого продолжал –
использовал – отразил – продлил, определений
к словам убедительность и изображение
поможет задуматься над особенностями
творческого пути Пушкина и Батюшкова, о развитии
русского литературного процесса в направлении
реалистического психологизма.
Следующее предложение своим ритмом,
синтаксической конструкцией показывает
необходимость повтора слова новый, помогает
почувствовать разницу между оправданным и
неоправданным повтором слова.
Шестое предложение вызовет затруднение
учащихся в выборе слова двойничество.
Во-первых, его можно считать авторским
неологизмом, а во-вторых, это явление еще не
известно учащимся и не опирается на их
читательский опыт. Подобное «задание с дефицитом
исходной информации» подтолкнет учащихся к
активному диалогу с учителем. Восьмое
предложение требует и фактического знания
(инициалов В.Г. Белинского, заставляет
подумать и вспомнить, где встречалась нужная
информация, – и столкнет два понятия, почти
одинаковых в сознании учащихся), талант и гениальность.
В чем особенность каждой из этих характеристик
одаренности человека? Лакуны заполнены. Проверка
проведена, и перед учащимися появляется
авторский текст в неискаженном виде.
В.Г. Белинский заметил: «Батюшков много и
много способствовал тому, что Пушкин явился
таким, каким явился действительно». Для
А.С. Пушкина Батюшков был признанным кумиром
во время учебы в Царскосельском лицее. На
протяжении своего творческого пути Пушкин
по-разному относился к наследию своего
предшественника, но постоянно использовал и
развивал его художественные открытия. Пушкин
продолжал, по существу, ту же линию развития
психологической убедительности и ощутимости
художественного изображения, по которой шел
Батюшков в своих литературных поисках.
Кроме новых художественных форм, Батюшков
открывал новые возможности для литературной
идеологии. Так, он впервые употребил обозначение
«век железный» применительно к XIX веку; ему же
принадлежит и образ «черного человека»
(выражение человеческого «двойничества»). Многое
Батюшков и не смог выразить в законченном виде.
Поэтому Белинский сделал закономерный вывод:
«Батюшкову немного недоставало, чтоб он мог
переступить за черту, отделяющую большой талант
от гениальности».
Проделанная работа позволяет ученику:
• осмыслить путь автора от замысла к его
реализации, психологически поставить себя на
место автора;
• получить навыки редактирования текста,
критически относясь к имеющемуся материалу;
• приобрести опыт содержательного и языкового
анализа текста, почувствовать стилистические
особенности высказывания;
• активизировать словарный запас;
• формировать осознанное желание работать с
лингвистическими словарями и справочниками,
различными литературоведческими источниками.
Создавая текст-клише, учитель имеет
возможность тренировать различные умения и
навыки, связанные с определением темы, идеи,
стиля, композиции, своеобразия
изобразительно-выразительных средств и
грамматических особенностей текста, что
позволяет ученику понять цели автора.
Работа с текстом-клише может осуществляться на
всех этапах обучения и на различных типах уроков.
Она позволяет активизировать познавательную
деятельность ученика. Этот вид работы, не отнимая
много времени, дает возможность комплексно
решать разнообразные задачи обучения, развития и
воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу:
Пособие-тетрадь по литературному моделированию.
М.: Школа-Пресс, 1999.
2. Злобина Т.А., Малиновский А.А. Читаем
стихи: Учимся чувствовать, понимать,
анализировать. М.: Вербум-М, 2002.
С.В. КАТУШКИНА,
школа № 30,
г. Иваново |