МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
8-й класс
Продолжение. См. № 6/2007
Обособленные члены предложения
Материал для самостоятельной
работы
8. Прочитайте отрывок из произведения
Александра Грина «Блистательный мир». Затем
вернитесь к началу текста и, обратив внимание на
зачин Арена ожила..., проследите, какие
синтаксические конструкции в тексте передают
динамику цирковой жизни.
Для этого вечера дирекция выпустила лучшие
силы цирка. <...>
Арена ожила: гимнасты сменяли коней, кони –
клоунов, клоуны – акробатов; жонглеры и
фокусники следовали за укротителями львов. Два
слона, обвязанные салфетками, чинно поужинали,
сидя за накрытым столом, и, княжеским движением
хобота бросив «на чай», катались на деревянных
шарах. <...> Предшествуемые звуком трубы, вышли,
расселись львы, ревом заглушая оркестр; человек в
черном фраке, стреляя бичом, унижал их как хотел;
пена валилась из их пастей, но они вальсировали и
прыгали в обруч. Четыре гимнаста, раскачиваясь
под куполом, перебрасывались с одной трапеции на
другую жуткими вольтами1.
Японец-фокусник вытащил из-за ворота трико2 тяжеловесную стеклянную
вазу, полную воды и живых рыб. Жонглер доказал,
что нет предметов, которыми нельзя было бы
играть, подбрасывая их на воздух и ловя, как
ласточка мух, без ушибов и промаха; семь
зажженных ламп взлетали из его рук с легкостью
фонтанной струи. Концом второго отделения был
наездник Ришлей, скакавший на пяти рыжих
белогривых лошадях и переходя, стоя, с одной на
другую так просто, как мы пересаживаемся на
стулья.
*3 1. Обратите
внимание на выделенную часть последнего
предложения: на каком основании сочинительный
союз и соединяет члены предложения,
которые при письменном разборе предложения вы
скорее всего подчеркнете по-разному (...Ришлей,
скакавший ... и переходя...)?
2. Подумайте: в каких случаях деепричастие или
деепричастный оборот характеризует действие
или состояние предмета речи и отвечает на
вопросы обстоятельства (как? когда? почему? и
др.), а в каких – имеет значение добавочного
сообщения и отвечает на вопросы второстепенного
сказуемого (что делая? или что сделав?)?
4
Как проверить себя? Воспользуемся приемом
преобразования конструкций: в зависимости от
особенностей их значения способы преобразования
окажутся разными. Ср.:
...поужинали, сидя за накрытым столом,
– поужинали (при каких обстоятельствах?) за
накрытым столом;
... бросив «на чай», катались на деревянных шарах
– катались на деревянных шарах (что сделав?),
бросив «на чай»; ... после того как бросили «на
чай»...
Мы обнаружили грамматическую многозначность
деепричастных оборотов: их можно заменить
разными синтаксическими конструкциями, что
является одним из проявлений богатства
синтаксиса русского языка.
3. Рассмотрим, как ставятся знаки препинания при
деепричастиях и деепричастных оборотах, между
которыми в предложении имеется союз и (в
этих случаях наиболее часто допускаются
пунктуационные ошибки).
Найдите в тексте предложения, в которых
встречаются следующие пунктограммы:
Расшифруйте схемы. Вспомните правила
постановки знаков препинания при однородных
членах.
Составьте примеры к каждой схеме.
9. 1. Расставьте недостающие знаки
препинания. Объясните свои действия.
Всю ночь выло качало со скрежетом фонари
брякало наружной щеколдой а к утру улеглось
успокоилось и пришел хозяин. Он сидел на табурете
обхватив колено красной набрякшей рукою и ждал
когда Руслан доест похлебку. Свой автомат хозяин
принес с собою и повесил на крюк в углу кабины –
это значило что предстоит служба которой давно
уже не было а поэтому есть надлежало не торопясь
но и не мешкая. (Г.Владимов)
2. Сохраняется ли в деепричастиях (из последнего
предложения) значение добавочного действия?
Какие синонимичные наречия можно к ним
подобрать? Какой вопрос от сказуемого к этим
деепричастиям более естествен: как
надлежало есть или что делая?
Правильно ответив на
предыдущие вопросы, вы тем самым объясните,
почему деепричастия в последнем предложении не
являются обособленными и выделять их запятыми не
нужно.
10. Прокомментируйте высказывание писателя
В.Каверина.
В юности я прочел Достоевского не отрываясь, с
разбега – и отложил в сторону, как бы
почувствовал, что для меня он еще весь впереди,
что я еще не раз и не два буду к нему возвращаться.
1. Произведите орфографический и
пунктуационный разбор предложения.
*2. Подчеркните пунктограмму, не обозначаемую
знаком препинания.
*3. Какой знак препинания в предложении является
факультативным, авторским? Какие варианты
решения пунктуационной задачи здесь возможны?
11. На каком основании приведенные
извлечения из речи людей, разных по возрасту,
характеру занятий и степени языковой
грамотности, объединены в одну группу?
1) Подлетая к Новосибирску, лежал снег. 2) Уезжая,
вспомнилась корреспонденту шапочка на голове
Олежки. 3) Немного позагорав, нам разрешили
купаться. 4) Познакомившись с этой выставкой,
невольно возникает вопрос... 5) Придя в театр, у
меня сложилось очень хорошее впечатление. 6)
Входя в магазин, поражает обилие разнообразных
продуктов. 7) Каждый раз, затаив дыхание, зная
наизусть каждую мизансцену5,
происходила встреча с чудом. 8) Окончив школу,
перед нами открывается большой выбор путей и
дорог. 9) Он говорил, жестикулируя одной рукой, а
другая была в кармане, прохаживаясь между
делегатами. 10) Басыгин вспомнил, что, теряя
сознание, его пальцы инстинктивно сжали шерсть
собаки. 11) Прочитав этот роман, моей любимой
героиней стала Татьяна Ларина.
1. Какая ошибка в употреблении деепричастия
допущена в каждом случае?
Для деепричастия
характерна двойная связь – с подлежащим и
сказуемым. Обозначая дополнительное – по
отношению к сказуемому – действие или
состояние предмета речи, деепричастие должно
обозначать добавочное действие или состояние лица
или предмета, обозначенного подлежащим. Нарушение
этой связи создает, как вы могли убедиться,
бессмыслицу (и даже комические ситуации).
Как действовать, чтобы ошибка стала очевидной и
чтобы ее устранить? Рассмотрим это на примере
первого предложения.
1)
Находим в предложении подлежащее: Подлетая к
Новосибирску, лежал снег. 2) Мысленно меняем
порядок слов, чтобы деепричастный оборот стоял
рядом с подлежащим: Снег, подлетая к
Новосибирску... Обнаруживаем искажение смысла:
ясно, что подлетал к Новосибирску не снег... 3)
Устраняем ошибку (возможны варианты), например: Подлетая
к Новосибирску, мы увидели лежащий снег;
...пассажиры увидели, что лежит снег; Когда
подлетали к Новосибирску, уже лежал снег. И др.
2. Устраните ошибки в употреблении деепричастий
(деепричастных оборотов) и запишите
преобразованные предложения.
12. Какие чувства вызывает стихотворение
Н.Заболоцкого «Журавли»?
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе, –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
*1. Какие синтаксические конструкции использует
поэт, рисуя полет журавлей «к берегам отеческой
земли»? Как меняется синтаксический строй
стихотворения по мере развития сюжета?
2. Подготовьтесь записать стихотворение по
памяти.
13. *1. Какие синтаксические конструкции в
описании позволили нарисовать развернутую
картину старого, одичавшего, но все еще
прекрасного сада?
Позади большого дома был старый сад, уже
одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я
прошелся по террасе, еще крепкой и красивой;
сквозь стеклянную дверь видна была комната с
паркетным полом, должно быть, гостиная: старинное
фортепиано да на стенах гравюры в широких рамах
из красного дерева – и больше ничего. От прежних
цветников уцелели одни пионы и маки, которые
поднимали из травы свои белые и ярко-красные
головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг
другу, росли молодые клены и вязы, уже ощипанные
коровами. Было густо, и сад казался непроходимым,
но это только вблизи дома, где еще стояли тополи,
сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от
прежних аллей, а дальше сад расчищали для
сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в
рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь,
тем просторнее, и уже росли на просторе вишни,
сливы, раскидистые яблони, обезображенные
подпорками и гангреной, и груши, такие высокие,
что даже не верилось, что это груши. <...>
Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг,
спускался к реке, поросшей зеленым камышом и
ивняком; около мельничной плотины был плес,
глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая
мельница с соломенной крышей, неистово квакали
лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка
ходили круги да вздрагивали речные лилии,
потревоженные веселою рыбой.
<...> Тихий голубой плес манил к себе, обещая
прохладу и покой. (А.Чехов)
2. Подготовьтесь к записи текста под диктовку.
14. Всего три предложения понадобились
И.С. Тургеневу, чтобы мы, читатели, прониклись
симпатией к герою его повести. И достигается
это...
*1. Внимательно прочитайте текст, прислушайтесь
к его интонациям, обратите внимание на
синтаксические средства языка, а потом
попробуйте самостоятельно завершить
незаконченное суждение в задании.
Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на
них всякому любо, точно они греют вас или гладят.
У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое,
с большими ласковыми глазами и мягкими курчавыми
волосами. Говорил он так, что, даже не видя его
лица, вы, по одному звуку его голоса,
чувствовали, что он улыбается.
2. Обратите внимание на выделенное сочетание: в
нем нет значения добавочного сообщения; оно не
выполняет роли второстепенного сказуемого (его
нельзя преобразовать в сказуемое). Но оно
пунктуационно оформлено по правилам
обособленного члена предложения. Почему?
Данное сочетание
слов – пример факультативного обособления члена
предложения с целью придать ему особое значение,
усилить его коммуникативную роль. Чтобы
удостовериться, что это так, прочитаем
предложение без интонационного обособления
этого сочетания слов:
Особую группу обособленных членов образуют уточняющие
члены предложения, в выделении и опознавании
которых также важное значение имеет интонация
обособления. Сравните:
Выделять или не выделять член предложения в
таких случаях голосом в устной речи и знаками
препинания на письме – право говорящего или
пишущего.
15. 1. Проработайте самостоятельно выдержки
из книги Н.С. Валгиной «Трудности современной
пунктуации». Приведите свои примеры.
1) Члены предложения – уточняемый и уточняющий
– соотносятся как общее, неопределенное и
частное, конкретное; родовое и видовое. Чаще
всего уточняются обстоятельства места и времени,
выраженные такими словами, как там, туда,
оттуда; везде, всюду; тогда, потом. Уточняющий
член предложения, стоящий после таких
обстоятельств, конкретизирует их значение: Там,
на горизонте, откуда выплыла в небо туча,
светилась бледно-розовая полоска света.
(М.Горький)
2) Уточняться могут и конкретные понятия: На
дне, у самых ног, лежала коряга, точно сом с
усами, которого боялись мальчишки. (А.Толстой)
3) Рядом стоящие обстоятельства могут выступать
в качестве уточняемого и уточняющего лишь в
данном контексте: Шагах в десяти от входа в
туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик.
(Н.Островский)
4) Уточняющим может быть определение, чаще –
несогласованное, реже – согласованное: Бесшумно
скользили серые, под цвет земли, ящерицы.
(М.Шолохов)
5) Уточняющим может быть приложение: Обе, мать
и дочь, были в соломенных шляпах. (А.Чехов)
6) Уточняться могут даже сказуемые, обычно
именные: Мины же все в снегу, который тут совсем
не глубокий – до щиколотки. (В.Быков) С
помощью тире обособляется уточнение и в
нерасчлененном односоставном предложении: Памятников,
правда, было мало – всего пять-шесть. (К.Паустовский)
2. Опираясь на данные материалы, составьте план
их изложения и подготовьте сообщение на тему
«Обособленные уточняющие члены предложения».
16. 1. Слова какой части речи часто выступают
как уточняемые? (См. пункт 1 в тексте упражнения 15.)
С какой особенностью их грамматического
значения это связано?
2. Представьте себе, что вам предстоит написать
расписку в получении... Каким будет первое
предложение?
Я, ________________________
17. В книге А.Т. Арсирия «Материалы по
занимательной грамматике русского языка» в
каждом разделе есть рубрика «Это интересно».
Познакомьтесь с содержанием одной из них.
• Вспомните строки из басни И.А. Крылова
«Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев
милостиво в грудь..., отправился в дальнейший
путь. Как видите, перед вами редкий случай,
когда подлежащее заняло совершенно необычное
для себя место внутри деепричастного оборота.
Впрочем, это лишь «вольность» разговорной речи.
• Вдумайтесь в предложение: Муравей трудился
напрасно, не в силах сдвинуть с места кроху.
Что это за странное обособление? Ни под один
известный вам вид оно не подходит.
Оказывается, это «осколок» деепричастного
оборота будучи не в силах, в котором
деепричастие играло вспомогательную роль и
поэтому исчезло без ущерба для смысла. Таким же
путем образовалось обособленное обстоятельство,
начинающееся словами не в состоянии: Не в
состоянии больше работать, он решил выйти на
свежий воздух. А в том, что это – обособленное
обстоятельство (причины), сомнений нет: он решил
пройтись почему? – потому что был не в
состоянии больше работать.
• Интересен случай, когда деепричастие тесно
срастается с союзным словом придаточного
предложения. В этом случае оно, конечно, не
обособляется: Из окна видны были поля в тусклом
серебре, те зимние российские пространства, глядя
на которые вспоминаешь и судьбу своей страны, и
красоту ее природы, и Пушкина, и все то, что
составляет богатство души человека. (В.Лидин)
Заметьте: последний
случай – не эпизодическое явление. Существует
такое правило: деепричастные обороты не
обособляются, «если деепричастие имеет в
качестве зависимого слова союзное слово
который в составе придаточного
определительного предложения, например: Направо
была дверь, пройдя которую можно было попасть
в коридор, ведущий на сцену»5.
При чтении приведенных выше материалов вы,
возможно, по-разному оценивали их, например: это
не очень важно, это можно принять к сведению, это
пригодится. Расскажите о своем отношении к
прочитанному, обосновывая свои суждения.
18. Вы, наверное, уже столкнулись с тем, что
довольно трудно отличить, когда сравнительный
оборот с союзом как выделяется запятыми на
письме, а когда не выделяется.
О наиболее часто встречающихся вариантах этой
пунктограммы можете прочитать в опорных
материалах.
1. Сравнительный
оборот с союзом как выделяется запятыми,
если
а) как имеет значение подобно, например: Перстами
легкими, как сон, моих зениц коснулся он. (А.Пушкин)
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Лермонтов);
б) сравнительный оборот имеет причинное
значение, например: Комендант дружески
советовал мне оставить стихотворство, как дело
службе противное и ни к чему доброму не
приводящее. (А.Пушкин) Она была, как меньшая,
любимица отца.... (Л.Толстой);
в) сравнительный оборот начинается сочетанием как
и, например: К Москве, как и ко всей стране, я
чувствую свою сыновность, как к старой няньке. (К.Паустовский)
2. Сравнительный оборот с союзом как не
выделяется запятыми, если
а) союз как имеет значение в качестве,
например: Итак, я вам советую как приятель быть
осторожнее. (М.Лермонтов) Я говорю как
литератор. (М.Горький);
б) оборот образует именную часть составного
сказуемого или по смыслу тесно связан со
сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не
имеет законченного смысла без сравнительного
оборота), например: Марья Ильинична сидела
как на иголках. (А.Пушкин) Наш сад как
проходной двор. (А.Чехов);
в) сравнительному обороту предшествует
отрицание не или слова совсем, совершенно,
почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо и
т.п., например: Я воспитал в себе это чувство
праздника не как отдыха... а как желанной цели,
завершения высшего творчества жизни. (М.Пришвин)
Было светло, почти как днем; Дети иногда
рассуждают совсем как взрослые; Волосы у
девочки вьются точь-в-точь как у матери;
г) оборот имеет характер устойчивого сочетания,
например: У льва как гору с плеч свалило. (И.Крылов)
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как
по маслу. (А.Чехов)6
19. 1. Используя опорные материалы, объясните
пунктуационное оформление сравнительных
оборотов.
1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят
как жених. 2) Он пел любовь, любви послушный, и
песнь его была ясна, как мысли девы простодушной,
как сон младенца, как луна в пустынях неба
безмятежных, богиня тайн и вздохов нежных. 3) Свой
слог на важный лад настроя, бывало, пламенный
творец являл нам своего героя как совершенства
образец. 4) Как истинный француз, в кармане Трике
привез куплет Татьяне. 5) Имеет сельская свобода
свои счастливые права, как и надменная Москва. 6)
Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей.
7) Однообразный и безумный, как вихорь жизни
молодой, кружится вальса вихорь шумный. 8) Она, как
с давними друзьями, с своими рощами, лугами еще
беседовать спешит. 9) Он возвратился и попал, как
Чацкий, с корабля на бал. 10) Но я бы, кажется, желал
печальный жребий свой прославить, чтоб обо мне,
как верный друг, напомнил хоть единый звук. (А.Пушкин)
2. Прокомментируйте остальные пунктограммы в
данных предложениях. Если возникли затруднения,
не оставляйте их без внимания (обсудите вопросы в
классе, попробуйте самостоятельно найти ответ в
учебнике, обратитесь к учителю.)
*20. Расставьте недостающие знаки
препинания.
1) Никогда не забуду одного случая, который
остается в моей памяти как пример крайней
наивности первых молоденьких зайцев бегущих
правильным кругом на лежку. (М.Пришвин) 2) Я как
охотник был себе самому хорошо известен но
никогда я не думал не знал что есть во мне
какой-то другой человек. (М.Пришвин) 3)
Проведите меня через заставу как вашего слугу
больше мне ничего не нужно. (А.Герцен) 4) Савка
был гол как сокол. (А.Чехов) 5) Разумеется как
добрый человек он больше любил, чем не любил
людей. (Л.Толстой) 6) В доме коменданта я был
принят как родной. (А.Пушкин) 7) Солнце
пряталось за облаками деревья и воздух хмурились
как перед дождем но несмотря на это было жарко и
душно. (А.Чехов) 8) Нева металась как больной в
своей постели беспокойной. (А.Пушкин)
*21. В упоминавшейся книге А.Т. Арсирия
есть рубрики: «Как вы думаете?», «Будь
внимателен», «Давайте посмотрим». Попытайтесь
ответить на их вопросы.
1. Перед вами предложение: Он вскочил и, точно
обожженный, бегал по комнате... (М.Горький) Что
представляют собой выделенные слова с
синтаксической точки зрения? Что произойдет,
если опустить союз точно?
2. Какие определения в следующем предложении
являются обособленными и где определяемое слово:
Старший, худенький, голубоглазый, с русыми
волосами, держал в руке наготове топор (Б.Полевой)?
Почему могли возникнуть трудности с опознанием
определяемого слова?
3. Найдите и обозначьте обособленный член в
предложении: Было чудесно ехать так, в никуда,
которое и есть страна неожиданностей и счастья. (Л.Леонов)
К какой группе обособленных членов он относится
– к уточняющим или со значением добавочного
сообщения?
4.
Попытайтесь объяснить постановку тире в
предложении с обособленным определением: На
море ложилась ночь – сероватая, будто после
дождя. (К.Паустовский)
5. Почему обособлено приложение в предложении: Лучший
друг Николая, Виктор не мог остаться равнодушным
к его судьбе?
6. Чем является выделенное слово в предложении: Так,
бедняга, испугался, что слова вымолвить не
мог? Может ли существовать приложение без
слова, к которому оно прилагается?
7. Если в предложении Все лето скот пасли на
полонине, то есть высокогорном пастбище вместо
то есть употребить или, нужно ли
сохранить запятую?
*22. Прочитайте высказывание
К.Г. Паустовского о художнике И.И. Левитане.
Левитан оставил около ста осенних картин. На
них изображены знакомые с детства вещи: стога
сена, почернелые от сырости; маленькие реки,
кружащие в медленных водоворотах палую листву;
одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий
лед; косматые дожди по лесным порубкам. Но во всех
этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше
всего передана печаль прощальных дней,
сыплющихся листьев, тихого, чудесного перед
холодом, праздничного солнца.
1. Какова смысловая роль знаков препинания в
этом тексте?
2. Подготовьтесь выразительно, как того требует
синтаксический строй художественного текста,
прочитать его вслух.
23. Постарайтесь найти репродукцию одного из
«осенних» пейзажей И.И. Левитана и подготовьтесь
к написанию сочинения по картине.
Ответы на некоторые задания
5. 1. Дождливая и безморозная_ осень не
давала лесу выцветиться, пожелтеть. В
определениях, стоящих перед определяемым словом осень,
несомненно, присутствует значение причины.
(Почему осень не давала лесу выцветиться,
пожелтеть? Потому что были дожди и не было
морозов).
Причинное значение определений было бы
особенно подчеркнуто в таком варианте
пунктуационного оформления конструкции:
Но это, как мы видим, не входило в намерение
автора. И поскольку авторский вариант имеет
право на существование (здесь нет нарушения
обязательного правила пунктуации), мы должны
принять то, что предложил в своем тексте автор.
7. 1. Нужно решить 3 задачи:
1) два однородных деепричастных оборота,
соединенных одиночным союзом и, не
разделяются; 2) ряд однородных деепричастных
оборотов выделяется с обеих сторон запятыми; 3)
две пары однородных деепричастных оборотов,
соединенные только интонацией, разделяются
запятой.
8.
1. Причастный и деепричастный обороты довольно
редко воспринимаются как однородные члены
предложения, поскольку первый имеет
определительное значение, а второй
обстоятельственное. Однако в позиции
обособленных членов, связанных с подлежащим, они
имеют одинаковое значение добавочного
сообщения, и именно оно определяет их однородность
по отношению к одному и тому же члену
предложения, что и отражается в их
пунктуационном оформлении на письме. (Вспомним у
А.С. Пушкина: Но, шумом бала утомленный и утро
в полночь обратя, спокойно спит в тени
блаженной забав и роскоши дитя).
10. 2. ...прочел Достоевского не отрываясь...
– деепричастие имеет значение образа действия
(не что делая? а как? без отрыва),
значение добавочного действия не имеет,
следовательно, не обособляется в речи и не
выделяется запятыми на письме.
3. Тире в данном предложении – знак
факультативный, авторский: уточняющее
обстоятельство с разбега могло быть выделено
парными запятыми, но тире более отчетливо
обозначает переход к другому действию.
12. 1. Обособленные деепричастные обороты,
глагольные сказуемые, создающие динамичный ритм
повествования, уступают место менее энергичным
обособленным определениям, сложносочиненным
предложениям с союзом и.
13. 1. Большое число обособленных членов
предложения, образующих однородные ряды;
предложения, распространенные второстепенными
членами разного значения; сложные предложения
всех видов; сложные предложения с разными видами
и средствами связи.
14. 1. И достигается это, кроме очень точной
лексики, с помощью синтаксических конструкций:
бессоюзная связь частей; обособленные
нераспространенные и распространенные
определения в однородном ряду, выделяемое
интонацией сочетание слов, которому автор
придает особое значение.
20. 1) ...остается в моей памяти как пример (ср.:
в качестве примера); ...зайцев, бегущих...; 2) Я
как охотник (ср.: в качестве охотника); ...известен,
но никогда я не думал, не знал, что...; 3) проведите
... как слугу (ср.: в качестве слуги); 4) ...гол
как сокол (фразеологизм в роли сказуемого). 5) Разумеется,
как добрый человек (ср.: так как был добрым
человеком), он...; 6) был принят как
родной (ср.: в качестве родного); 7) ...за
облаками, деревья и воздух хмурились, как перед
дождем, но, несмотря на это, ... ; 8) металась, как
больной, ...
21. 1. Обособленное согласованное
определение со значением сравнения. Если
опустить союз точно, значение сравнения
исчезнет, и он, обожженный, ... должно будет
восприниматься как факт действительности.
2. В качестве определяемого слова использовано
имя прилагательное старший, употребляемое
здесь в значении существительного. При нем –
однородные обособленные определения: два
согласованных и одно – несогласованное.
3. ...ехать так, в никуда, ... – уточняющее
обособленное обстоятельство.
4. ...ложилась ночь – сероватая, будто после
дождя. Тире обозначает паузу, а вместе с ней и
значение добавочного сообщения, выражаемого
обособленным определением. В данном случае тире
– знак авторский (не было бы ошибкой и
употребление запятой).
5. Приложение при имени собственном имеет
значение добавочного сообщения о причине того,
что сообщается в предложении.
6. В данном неполном предложении (в нем опущено
подлежащее) слово бедняга является
обособленным приложением (со значением причины).
7. ...в сочетании на полонине, то есть
высокогорном пастбище, ... союз то есть без
ущерба для смысла может быть заменен союзом или:
эти союзы в данном предложении имеют
синонимичное значение (при этом второе название
выступает в роли уточняющего по отношению к
первому).
22. 1. В данном случае двоеточие
предупреждает, что обобщающее слово (подлежащее)
конкретизируется идущими за ним однородными
членами предложения, позволяющими дать
подробное описание. Точка с запятой разделяет
распространенные однородные подлежащие,
подчеркивая автономность каждой зарисовки.
1 В акробатике и
цирковой воздушной гимнастике: поворот акробата,
гимнаста в прыжке на 180°.
2 Тонкий костюм, плотно
облегающий тело.
3 Таким значком
отмечены задания, к которым даны ответы.
4 Так обозначены
опорные материалы.
5 См.: Розенталь
Д.Э. Пунктуация и управление в русском
языке. Справочник для работников печати. М., 1988. С.
61.
6 При подготовке данных
материалов использованы соответствующие статьи
из указанной выше книги Д.Э. Розенталя, с. 156–163.
Заметим, что в опорных материалах упомянуты
далеко не все условия выделения сравнительного
оборота на письме.
А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва |