МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Пунктуация в конструкциях
с союзом как
В 9-м классе, повторяя пунктуацию, мы составили
таблицу к одной из самых трудных тем –
«Пунктуация в конструкциях с союзом как» («+»
запятая ставится, «–» – нет).
1+ |
союз открывает новое предложение (придаточное
или вводное) |
НО: |
1– |
как в составном союзе в то время как, так
как |
2+ |
союз открывает сравнительный оборот
(обстоятельство) |
НО: |
2– |
сравнительный оборот является фразеологизмом,
устойчивым выражением |
3+ |
союз открывает приложение с причинным
значением (подставляется поскольку или так
как) |
3– |
союз открывает приложение со значением
отождествления, приравнивания, означает в
качестве |
4– |
союз присоединяет именную часть сказуемого |
5– |
как – часть сочинительного союза как...…,
так и…... |
Таблица эта не дает исчерпывающего
свода правил, но охватывает все основные случаи.
Тренируясь в расстановке знаков препинания,
записывая предложения под диктовку и выполняя
упражнения, ученики запятую при союзе как или
ее отсутствие помечали соответствующей цифрой и
значком «+» или «–». На дом девятиклассники
получили задание составить связный текст любого
жанра, насыщенный повторяемыми пунктограммами.
Тексты получились, разумеется, несовершенные, но
очень интересные для учителя и одноклассников –
тем, как в каждом отразились личность автора и
его теперешнее настроение. А на следующем уроке
авторы с удовольствием по очереди читали свои
сочинения, а остальные на слух улавливали пункты
правила и помечали их цифрами и значками.
Как говорил еще Чарлз Дарвин, человек, который
«осмеливается потратить впустую час времени, еще
не осознал цену жизни». Действительно, время не
стоит на месте. Оно, как бурный поток, течет в
своем русле, периодически меняя настроение, как и
все сущее на земле. Подобно быстрому ветру, время
может пролететь мимо, и мы даже не заметим его. А
может, как песчаная дюна, медленно ползти по
своей пустыне. Время как существо. Время как
человек. Оно приносит нам радость, как мог бы
принести близкий или друг. Приносит оно и печаль.
Но все пройдет. Многое забудется, как это часто
бывает у детей. И мы будем чувствовать, как
становимся все старше и старше. Люди будут вести
свой прежний образ жизни, как и все живое на
земле. А время идет, и многие, как каменные или
бесчувственные, не задумываются об этом. Но если
задумаются, то попробуют понять его глубже, как
попробовали это сделать мы. (1+, 2+, 2+, 2+, 4–, 4–, 1+, 1+,
1+, 2+, 2+, 1+.)
(Марк Дробахин)
Я, как порядочный ученик, несмотря на то что
устал, как человек, не спавший неделю, стал
вгрызаться в домашнее задание, как в гранит. Я
относился к этому как к тяжелой работе, а не как к
источнику радости. Домашняя работа как крест,
который ты должен нести. И я сделаю ее, даже если
засну так поздно, как никогда еще не засыпал. (3+, 2+,
2+, 3–, 4–, 1+.)
(Иван Даниленко)
Ночь наступает; как вкопанный я
Молча стою и любуюсь закатом.
И, как изгнанник, день, полный огня,
Ночью разбит, отступает куда-то.
Сумрак, как демон, на землю сошел;
Красное солнце, над небом пылая,
В землю низвергшись, последним лучом
Космос в пурпур облачает.
Мир замирает в волшебный сей миг.
Тьма как безумный, мечом пораженный.
Ночь покрывает небес светлый лик;
Свет засыпает, тоске обреченный.
(2–, 2+, 2+, 4–.)
(Никита Берсенев)
В то время как хозяйка дома разливала чай и все
гости собрались под уютной лампой, Верочка
ворвалась в комнату и исступленно прокричала:
«Маленькая из окна выпала!». На секунду повисло
недоверчивое молчание. Сначала как родители, так
и гости восприняли это сообщение как глупую
шутку: было известно, что Вера, как и ее брат
Сережа, склонна к всевозможным розыгрышам –
удачным и не очень. Однако, глядя на ее красное,
как от мороза, лицо и испуганные глаза, взрослые
изменили свое мнение. Сережа, как самый ловкий из
присутствующих, быстро промчался к двери младшей
и ворвался в комнату. Кроватка сиротливо
пустовала у чуть приоткрытого окна. Все
собрались у порога. Мать растерянно выглянула в
окно – никого. Вдруг раздался детский смех.
Сережа осторожно отклонил ширму, прислоненную к
стене. За ней сидела младшая и, сияя, как
начищенный пятак, намазывала на руки, волосы и
одежду Верину гуашь. Сережа засмеялся: «А
младшая, как ты, Верка, творческая личность! Наш
дом как художественная мастерская. Вот они,
родственные связи!». (1–, 5–, 3–, 2+, 2+, 3+, 2+, 2+, 4–.)
(Анастасия Аристова)
Борис Годунов, как человек, стремящийся к
власти, должен был убрать возможных конкурентов,
которые могли оказаться на его пути и помешать
ему стать царем, и поэтому он совершил убийство –
то самое «единое пятно», закравшееся к нему в
душу, как шпион, и ставшее для него роковым.
Во-первых, от него народ отвернулся. Слова
юродивого как мнение народа. Он сказал, что
нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не
велит.
А во-вторых, народ перешел на сторону
Лжедмитрия. Но Бориса, как и Лжедмитрия, народ в
конце концов воспринимает как нового царя Ирода,
потому что он, как Годунов, совершил на пути к
власти убийство. (3+, 2+, 4–, 2+, 3–, 2+.)
(Владислав Наумов)
Н.А. ШАПИРО |