Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Пунктуация в конструкциях
с союзом как

В 9-м классе, повторяя пунктуацию, мы составили таблицу к одной из самых трудных тем – «Пунктуация в конструкциях с союзом как» («+» запятая ставится, «–» – нет).

1+ союз открывает новое предложение (придаточное или вводное)

НО:

1– как в составном союзе в то время как, так как
2+ союз открывает сравнительный оборот (обстоятельство)

НО:

2– сравнительный оборот является фразеологизмом, устойчивым выражением
3+ союз открывает приложение с причинным значением (подставляется поскольку или так как)
3– союз открывает приложение со значением отождествления, приравнивания, означает в качестве
4– союз присоединяет именную часть сказуемого
5– как – часть сочинительного союза как...…, так и…...

Таблица эта не дает исчерпывающего свода правил, но охватывает все основные случаи. Тренируясь в расстановке знаков препинания, записывая предложения под диктовку и выполняя упражнения, ученики запятую при союзе как или ее отсутствие помечали соответствующей цифрой и значком «+» или «–». На дом девятиклассники получили задание составить связный текст любого жанра, насыщенный повторяемыми пунктограммами. Тексты получились, разумеется, несовершенные, но очень интересные для учителя и одноклассников – тем, как в каждом отразились личность автора и его теперешнее настроение. А на следующем уроке авторы с удовольствием по очереди читали свои сочинения, а остальные на слух улавливали пункты правила и помечали их цифрами и значками.

Как говорил еще Чарлз Дарвин, человек, который «осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни». Действительно, время не стоит на месте. Оно, как бурный поток, течет в своем русле, периодически меняя настроение, как и все сущее на земле. Подобно быстрому ветру, время может пролететь мимо, и мы даже не заметим его. А может, как песчаная дюна, медленно ползти по своей пустыне. Время как существо. Время как человек. Оно приносит нам радость, как мог бы принести близкий или друг. Приносит оно и печаль. Но все пройдет. Многое забудется, как это часто бывает у детей. И мы будем чувствовать, как становимся все старше и старше. Люди будут вести свой прежний образ жизни, как и все живое на земле. А время идет, и многие, как каменные или бесчувственные, не задумываются об этом. Но если задумаются, то попробуют понять его глубже, как попробовали это сделать мы. (1+, 2+, 2+, 2+, 4–, 4–, 1+, 1+, 1+, 2+, 2+, 1+.)

(Марк Дробахин)

Я, как порядочный ученик, несмотря на то что устал, как человек, не спавший неделю, стал вгрызаться в домашнее задание, как в гранит. Я относился к этому как к тяжелой работе, а не как к источнику радости. Домашняя работа как крест, который ты должен нести. И я сделаю ее, даже если засну так поздно, как никогда еще не засыпал. (3+, 2+, 2+, 3–, 4–, 1+.)

(Иван Даниленко)

Ночь наступает; как вкопанный я
Молча стою и любуюсь закатом.
И, как изгнанник, день, полный огня,
Ночью разбит, отступает куда-то.
Сумрак, как демон, на землю сошел;
Красное солнце, над небом пылая,
В землю низвергшись, последним лучом
Космос в пурпур облачает.
Мир замирает в волшебный сей миг.
Тьма как безумный, мечом пораженный.
Ночь покрывает небес светлый лик;
Свет засыпает, тоске обреченный.
(2–, 2+, 2+, 4–.)

(Никита Берсенев)

В то время как хозяйка дома разливала чай и все гости собрались под уютной лампой, Верочка ворвалась в комнату и исступленно прокричала: «Маленькая из окна выпала!». На секунду повисло недоверчивое молчание. Сначала как родители, так и гости восприняли это сообщение как глупую шутку: было известно, что Вера, как и ее брат Сережа, склонна к всевозможным розыгрышам – удачным и не очень. Однако, глядя на ее красное, как от мороза, лицо и испуганные глаза, взрослые изменили свое мнение. Сережа, как самый ловкий из присутствующих, быстро промчался к двери младшей и ворвался в комнату. Кроватка сиротливо пустовала у чуть приоткрытого окна. Все собрались у порога. Мать растерянно выглянула в окно – никого. Вдруг раздался детский смех. Сережа осторожно отклонил ширму, прислоненную к стене. За ней сидела младшая и, сияя, как начищенный пятак, намазывала на руки, волосы и одежду Верину гуашь. Сережа засмеялся: «А младшая, как ты, Верка, творческая личность! Наш дом как художественная мастерская. Вот они, родственные связи!». (1–, 5–, 3–, 2+, 2+, 3+, 2+, 2+, 4–.)

(Анастасия Аристова)

Борис Годунов, как человек, стремящийся к власти, должен был убрать возможных конкурентов, которые могли оказаться на его пути и помешать ему стать царем, и поэтому он совершил убийство – то самое «единое пятно», закравшееся к нему в душу, как шпион, и ставшее для него роковым.

Во-первых, от него народ отвернулся. Слова юродивого как мнение народа. Он сказал, что нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит.

А во-вторых, народ перешел на сторону Лжедмитрия. Но Бориса, как и Лжедмитрия, народ в конце концов воспринимает как нового царя Ирода, потому что он, как Годунов, совершил на пути к власти убийство. (3+, 2+, 4–, 2+, 3–, 2+.)

(Владислав Наумов)

Н.А. ШАПИРО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru