Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2007

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Первоначальная работа с текстом,
или Вопросы, которые тебя волнуют *

Давай предположим, что ты никогда не писал сочинения-рассуждения по текстам на уроках русского языка, не знаешь, как начать работу, как ее продолжить, как завершить, чтобы не потерять ни один из 22 столь желанных баллов. Не переживай, здесь тоже есть определенные правила и подсказки, поэтому сразу настраивайся на оптимистическую волну: ты справишься с текстом любой сложности!

Предлагаю тебе ряд вопросов, которые чаще всего ставят в тупик школьников накануне экзамена и которые, не сомневаюсь, тебя тоже волнуют.

Вопрос 1. С чего начать работу над частью 3 на уроке или на экзамене?

Во-первых, с понимания того, что текст, по определению известного филолога М.Бахтина, является «объектом для исследования и мышления». Исследовать текст тебе поможет это пособие, а мысли по поводу прочитанного можно изложить по определенному плану, например, такому:

1. Тема текста.

2. Проблема (проблемы), поставленная автором.

3. Высказывание (высказывания), отражающее позицию автора.

4. Смысл заглавия текста, если заглавие есть, а если его нет, то подумай, какой бы ты предложил заголовок, отражающий основную мысль текста или его тему.

5. Особенности жанра данной статьи.

6. Роль стиля речи и типа речи в раскрытии основной мысли автора.

7. Своеобразие композиции статьи.

8. Роль синтаксических и лексических языковых средств в создании эмоционального пафоса текста, выражении авторской позиции.

А еще очень важно услышать твое мнение о прочитанном тексте (без этого ты можешь потерять 3 балла из 22):

– Интересно ли было тебе читать этот текст?

– Актуален ли текст?

– Что нового ты открыл для себя в тексте?

– Интересна ли тема, предложенная автором?

– Каков твой взгляд на проблемы, поставленные в тексте?

– Убедительна ли позиция автора? – и т.п.

Во-вторых, в экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении авторской позиции, или темы текста, или его идеи тебе поможет задание А29. Оно обычно формулируется так: «В каком(их) предложении(ях) выражена одна из главных мыслей текста?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какое утверждение противоречит содержанию текста?», «В каком(их) предложении(ях) текста выражена позиция автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п. Если ты внимательно прочитаешь текст, то из четырех вариантов ответа к заданию, конечно же, сможешь найти правильный ответ-подсказку.

Задание А28 поможет тебе в определении стиля и типа речи, а задание В8 подскажет, какие средства выразительности использованы в предложенном тексте.

В-третьих, запомни несколько основных правил, которые помогут избежать ошибок в работе:

1. Не начинай свое сочинение словами: «Я заинтересовался…»; «Мне понравилась статья…»; «Передо мной статья (имя, фамилия автора)»; «Эта статья меня привлекла…»; «Я внимательно прочитал статью…»; «Автор хорошо написал статью…» и т.п. (В подобных вступлениях не сформулирована задача, основная мысль твоего рассуждения – следовательно, ты уже потеряешь часть столь нужных тебе баллов.)

2. Отбери для доказательства своей точки зрения самые убедительные, бесспорные аргументы.

3. Следи за логикой изложения мыслей.

При определении изобразительно-выразительных средств языка и их роли в тексте не ограничивайся общими фразами типа: «В статье много разных языковых средств выразительности», «Средства выразительности играют важную роль в тексте» и т.п. (Ты должен отметить не менее двух-трех наиболее характерных (это очень важно!) для предложенного текста средств выразительности, объяснить их роль, привести примеры.)

5. Следи за речью. Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи» – это речевые ошибки. (Композиция – это и есть построение произведения.)

6. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.

7. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.

Предположим, что ты на экзамене растерялся и забыл часть того, о чем только что прочитал… Как тогда быть?

Ты когда-нибудь был участником детской игры «Угадай, какой предмет я задумал»? В ней, если ты помнишь, игроки задают ведущему вопросы по качественной характеристике задуманного им предмета, желая понять, что же это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом. Представь себе, что ты, ведущий, задумал предложенный текст, а игрокам нужно узнать о нем как можно больше. Какие вопросы они тебе зададут, как ты думаешь? Правильно: какова тема текста? Какова основная проблема, поставленная автором? Что отражает заголовок текста, если он есть? Каковы стиль и тип речи? В каком предложении наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему? Какими языковыми средствами создаются эмоциональность, выразительность речи? Что можно сказать о композиции текста? Жанре? – и т.д. Отвечая на эти вопросы, ты выстраиваешь тезисный план своего сочинения-рассуждения. Вот видишь, ничего страшного, главное – поверить в себя и свои незаурядные способности, а они у тебя есть!

Очень важная часть работы – умение изложить личностную позицию. Подумай: согласен ли ты с мнением автора, изложенным в тексте, или не разделяешь его точку зрения? Актуальны ли вопросы, рассматриваемые им? В любом случае тебе необходимо найти аргументы в защиту высказанной тобой позиции: это могут быть примеры из литературных произведений, из жизненного опыта. Одним словом, ты должен выразить и защитить свое понимание проблемы, волнующей автора.

Итак, перейдем к практической работе. Например, тебе достался вот такой текст:

УВАЖЕНИЕ

(1) Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы нас уважали. (2) Но как пробиться к другому человеку? (3) Может быть, все же есть какой-то секрет, что-нибудь вроде сказочного «Сезам, откройся!»?

(4) Однажды я видела, как Сергей Юрский, известный актер, ставил на Ленинградском телевидении спектакль «Младенцы в джунглях» (по новеллам ОґГенри). (5) В студии было поразительно тихо: все боялись помешать, а потому ходили на цыпочках и говорить старались шепотом. (6) Когда отсняли первый эпизод, Сергей Юрьевич снял парик (он был в спектакле не только режиссером, но и исполнителем главной роли – жулика Джеффа Питерса) и сказал: «Спасибо операторам, спасибо Михаилу Петровичу… Спасибо всем. Перерыв пять минут».

(7) Это я поставила три точки, а Юрский вспомнил и поблагодарил всех: осветителей, гримеров, техников, от знаменитого актера до пятилетней девочки Алены, которая на минуту появлялась в кадре. (8) Это заняло совсем не много времени, но из этой и еще из многих подобных мелочей возникла в студии удивительная атмосфера. (9) Актеры, сыгравшие свой эпизод, не уходили, как обычно, а следили за работой товарищей. (10) Несмотря на то, что все декорации были готовы, пристроился в стороне художник: мало ли что понадобится. (11) И когда понадобилось вдруг придуманное режиссером яблоко, сразу несколько человек без всяких просьб и приказаний кинулись его добывать. (12) Дружно! (13) Все сразу!

(14) Это была трудная съемка: с 10 часов утра до 7 вечера в душной, раскаленной студии. (15) Но люди работали без раздражения, обид, криков, работали с удовольствием. (16) Потому что режиссер доверял каждому, прислушивался ко всем советам, для него не было людей главных и второстепенных, были единомышленники – и люди «выкладывались».

(17) «С Юрским хорошо работать, – сказал мне потом один из операторов. – Он точно знает чего хочет, но всегда слушает других».

(18) Чем крупней, значительней, талантливей человек, тем он доступней, проще, легче в общении. (19) Уважение к окружающим – его естественное состояние, оно постоянно.

(По А.Алексеевой)

Обрати внимание: все предложения в тексте пронумерованы. Это очень удобно: при анализе текста ты можешь ссылаться на номера предложений.

На что необходимо сразу обратить внимание? С чего бы ты начал анализ текста? (Верно, с объяснения роли заглавия!)

Почему с заглавия?

1. В заглавии автор отражает свой взгляд на какие-либо события или явления.

2. В заглавии может звучать тема текста («Самоограничение», «Гений», «О милосердии»).

3. Заглавие может:

а) указывать на основную идею: «Весть в письмах», «Через красивое – к человечному»;

б) отражать главный конфликт: «Наедине с толпой», «Душа и ум».

4. Заглавие может содержать определение жанра: «Раздумья и ум», «Слово о Матери».

5. Заглавие может быть обращено к читателю и в таком случае представляет собой побудительные или вопросительные предложения и предполагает читательскую оценку: «Тризна по Пушкину?», «В чем видел Истину А.Пушкин?».

А теперь вернемся к нашему тексту.

– Как ты считаешь: что отражено в заглавии текста? (Верно, тема.)

– Как ты понимаешь значение слова, вынесенного в заглавие? (Уважение – это почтительное отношение, основанное на признании достоинств кого-либо.)

– Можно ли во вступлении рассуждать о предложенной теме? (Конечно!)

– Каким образом раскрывается она в тексте? (На примере поведения известного актера С.Юрского.)

– В чем, по мнению автора, секрет уважительного отношения окружающих к актеру? (В его собственном поведении и уважительном отношении к людям.)

– В каких предложениях звучит эта мысль? (6, 7, 16, 17.)

– Как характеризует С.Юрского отзыв оператора? (Умение выслушивать мнение других, даже если имеешь свое собственное, – это тоже одно из проявлений уважения.)

– Чем замечательно это чувство? (Оно рождает атмосферу взаимного добра, желания сделать полезное окружающим.)

– В каких предложениях отражена эта точка зрения? (8–15.)

– Внимательно прочитай финал статьи (18). Что имеет в виду автор? Верна ли мысль о том, что только «крупные, значительные и талантливые» люди «доступней, проще, легче в общении»? (Нет, в прямом смысле понимать это нельзя: речь идет о внутреннем, духовном мире каждого из нас: чем он богаче, тем порядочнее, добрее, умнее человек.)

– Можно ли об этом рассуждать в финале сочинения? (Естественно.)

– Какие примеры из жизни, литературных произведений ты бы мог привести в качестве доказательств?

– Прав ли автор, считая уважение к окружающим «естественным состоянием» (19)? (Безусловно, так должно быть, если мы хотим, чтобы нас уважали.)

– Как ты считаешь, что, кроме умения быть благодарным людям, умения выслушать их, также является проявлением уважения? (А вот тут-то поразмышляй самостоятельно!)

– Могут ли эти твои размышления стать финальной частью? (Конечно.)

– Каков стиль этого текста? Тип речи? Обоснуй свои наблюдения. (При затруднении см. соответствующие главы нашего пособия.)

– Оцени речевое оформление текста: какие средства языковой выразительности помогают автору убедительно изложить свою точку зрения? (Риторические вопросы, восклицательные предложения, присоединительные конструкции, ряды однородных членов, оценочная лексика.)

– Актуальна ли в наши дни поднятая тема – уважение к человеку? Где бы ты развернул эту мысль – во вступительной части или в финале? (Правильно, можно и во вступлении, сформулировав в виде тезиса, а можно и в финале, подчеркнув, что уважение к окружающим должно быть «естественным состоянием» каждого человека.)


* Из кн.: Русский язык. Выполнение задания 3(С): Учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. М.: Экзамен, 2006. С. 39–50.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru