АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Семинар учителей Заполярья
Недавно, с 20 февраля по 3 марта, в городах
Надыме и Новом Уренгое в течение двух
недель проходила работа семинара учителей
русского языка, посвященного актуальным
проблемам преподавания русского языка в школе.
(Семинар был организован Ямало-Ненецким окружным
институтом повышения квалификации работников
образования, города Салехарда.) Учителя
слушали лекции, активно участвовали в проведении
практических занятий, выполняя зачетные работы.
Общение с учителями было интересным и полезным
для меня: это общение с коллегами, которые своей
практической деятельностью, своим опытом,
отражающим подлинно современные подходы к
филологическому образованию, оказывают,
безусловно, влияние на развитие методической
науки.
Один из вопросов, который учителя с интересом
обсуждали, был сформулирован так: «Что такое
чувство языка и как его можно развивать?».
Думаю, ответы учителей (из пос. Пангоды
Надымского района Тюменской области) на этот
вопрос, а также размышления опытного учителя
школы № 15 г. Новый Уренгой Татьяны Викторовны
Козловой будут интересны читателям газеты
«Русский язык».
Т.М. Пахнова,
г. Москва |
Нередко об ученике, который не знает правил, но
пишет довольно грамотно, мы говорим, что у него
есть чувство языка, при этом подразумеваем его
интуицию, чутье. Но людей с врожденным языковым
чутьем не так уж много, а если предположить, что
оно есть у всех, то, значит, его нужно разбудить,
развить, воспитать.
Чувство языка – чувство слова, а развить
чувство слова, т.е. пробудить любовь к нему и
интерес, нельзя без приобщения учеников к
текстам художественных произведений, к лучшим
образцам мастеров прозы и поэзии.
Известно, что каждый берет из книги столько,
сколько может взять.
Талантливому писателю должен соответствовать
талантливый читатель.
По-моему, это читатель думающий, т.е.
человек, который сам ищет ответы на вопросы,
задает эти вопросы писателю, учителю и, что самое
важное, самому себе. Такие думающие люди
нужны сейчас, как никогда, именно поэтому русский
язык и литература – символы национального
самосознания.
Думаю, что задача учителя русского языка и
литературы – воспитать чувство языка, подобное
тому, какое было у И.С. Тургенева: «...Не будь
тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома...».
Наталия Петровна ЛЕСНЮК,
школа № 1
пос. Пангоды
Казалось бы, обычная строка:
Ах, в чем, скажите, чувство языка?
И можете ли вы нам подсказать,
Как нам его получше развивать?
Попробую я рамки мысли сжать...
Язык – как воздух. Можно им дышать.
Он – как вода, что нам дороже в зной.
Он – как набат, зовущий нас на бой.
Как без него смеяться и любить?!
И им, представьте, можно озарить
Наш серый быт...
Но если он забыт...
Ах, чувство языка!
И мне ль о нем судить?
Ведь тема высока...
Могу я лишь любить.
Могу я лишь учить,
Писать о нем и петь...
Чтоб чувства развивать,
Их надобно иметь.
Гусейнов Айдын Нурали оглы,
школа № 2,
пос. Пангоды |