АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Писать грамотно, говорить правильно –
настолько ли это важно в современном мире?
О наболевшем
На склоне лет каждый мыслящий человек задается
вопросом: правильно ли понял он свое
предназначение в жизни, важно ли то, чем он
занимался все свои сознательные годы?
В течение тридцати лет изо дня в день
«твердить» детям о правописании безударных
гласных, пытаться увлечь их правильным русским
словом, трудиться неустанно – и в школе, и дома, –
«ковать» орфографические навыки и «чутье» к
слову, не замечая, что жизнь вокруг диктует свои
законы и правила, и, как это ни прискорбно,
сделать для себя кощунственные выводы: все это
«не суть важно» в современном мире.
«Почему?» – с негодованием возмутятся многие.
Попробую объяснить.
Оглянитесь вокруг: «живое русское слово» не
пробуждает в современном школьнике душевного
отклика, все реже можно услышать красивую
монологическую речь, а о грамотности и говорить
больно. Почему же наши дети в большинстве своем
теряют интерес к словесности, не читают книг, не
любят стихов?
«Как мрачно!» – иронично скажут в ответ.
Но ведь это факт. Мне думается, что наши дети
понимают что-то такое, чего не понять нам,
учителям, другому поколению. Посмотрите, как лихо
они управляются с компьютером, и со всей
современной техникой они на «ты». А мы даже с
сотовым телефоном разбираемся с трудом.
Информацию
о жизни, о мире молодежь получает, увы, от
механического робота. Компьютера. Но разве
сможет передать металлический «болванчик»
удивительный лиризм русской прозы: аромат
антоновских яблок у И.Бунина, грусть купринских
строк о любви, неброское очарование русских
пейзажей?
А ведь, наверное, дети понимают другое: в наш
рациональный век быть мечтателем, романтиком
нельзя: век требует людей практических, хватких,
идущих во всем напролом, поступающих жестко,
реагирующих мгновенно.
А может быть, в утрате интереса к слову есть и
наша, учительская вина?
Вспоминаются затерянная в глуши деревенская
школа и седая учительница русского языка. Она не
учила детей особым премудростям: всевозможным
анализам, когда слово, такое цельное и
целомудренное, «раздевается», «оголяется» до
предела, над словом производится столько
экспериментов, что подчас теряется даже смысл
слова, не то что чудо его звучания. Она объясняла
правила, а дети писали. Писали много. Но она умела
отметить аромат каждого слова, звучание его в
весенних грозах, проливных дождях, цветении
черемухи... И дети читали. Читали запоем, даже
ночью под одеялом с фонариком, когда родители
тушили свет. Дети благодарили свою учительницу:
из тридцати учеников только один писал диктант с
переменным успехом: то «3», то «2». Остальные
«успевали», потому что любили предмет.
Тревожит не только неумение писать грамотно.
Сегодняшний уровень общения людей вызывает
недоумение: сидит в кресле «преуспевающий»
чиновник, должность обязывает ко многому, а речь
его пестрит «шедеврами» (ложат, звонят, ихние).
Куда же улетучились знания, которые дала ему
школа? И насколько вообще это важно для него?
Выходит, что «сияние слов» для человека
рационального – лишняя обуза? Со страхом
думаешь: до каких пор этот процесс будет
продолжаться?
Не пора ли нам заняться синтезом? Может, мы
слишком увлеклись «анализированием» всех и вся и
за этим анализом потеряли главное – живое слово?
Не случайно говорится: «Слово... Испокон веков его
главное назначение в том, чтобы объединять, а не
разъединять людей».
Т.В. КОЗЛОВА,
школа № 15,
г. Новый Уренгой |