Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2007

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

Писать грамотно, говорить правильно –
настолько ли это важно в современном мире?

О наболевшем

На склоне лет каждый мыслящий человек задается вопросом: правильно ли понял он свое предназначение в жизни, важно ли то, чем он занимался все свои сознательные годы?

В течение тридцати лет изо дня в день «твердить» детям о правописании безударных гласных, пытаться увлечь их правильным русским словом, трудиться неустанно – и в школе, и дома, – «ковать» орфографические навыки и «чутье» к слову, не замечая, что жизнь вокруг диктует свои законы и правила, и, как это ни прискорбно, сделать для себя кощунственные выводы: все это «не суть важно» в современном мире.

«Почему?» – с негодованием возмутятся многие. Попробую объяснить.

Оглянитесь вокруг: «живое русское слово» не пробуждает в современном школьнике душевного отклика, все реже можно услышать красивую монологическую речь, а о грамотности и говорить больно. Почему же наши дети в большинстве своем теряют интерес к словесности, не читают книг, не любят стихов?

«Как мрачно!» – иронично скажут в ответ.

Но ведь это факт. Мне думается, что наши дети понимают что-то такое, чего не понять нам, учителям, другому поколению. Посмотрите, как лихо они управляются с компьютером, и со всей современной техникой они на «ты». А мы даже с сотовым телефоном разбираемся с трудом.

Информацию о жизни, о мире молодежь получает, увы, от механического робота. Компьютера. Но разве сможет передать металлический «болванчик» удивительный лиризм русской прозы: аромат антоновских яблок у И.Бунина, грусть купринских строк о любви, неброское очарование русских пейзажей?

А ведь, наверное, дети понимают другое: в наш рациональный век быть мечтателем, романтиком нельзя: век требует людей практических, хватких, идущих во всем напролом, поступающих жестко, реагирующих мгновенно.

А может быть, в утрате интереса к слову есть и наша, учительская вина?

Вспоминаются затерянная в глуши деревенская школа и седая учительница русского языка. Она не учила детей особым премудростям: всевозможным анализам, когда слово, такое цельное и целомудренное, «раздевается», «оголяется» до предела, над словом производится столько экспериментов, что подчас теряется даже смысл слова, не то что чудо его звучания. Она объясняла правила, а дети писали. Писали много. Но она умела отметить аромат каждого слова, звучание его в весенних грозах, проливных дождях, цветении черемухи... И дети читали. Читали запоем, даже ночью под одеялом с фонариком, когда родители тушили свет. Дети благодарили свою учительницу: из тридцати учеников только один писал диктант с переменным успехом: то «3», то «2». Остальные «успевали», потому что любили предмет.

Тревожит не только неумение писать грамотно. Сегодняшний уровень общения людей вызывает недоумение: сидит в кресле «преуспевающий» чиновник, должность обязывает ко многому, а речь его пестрит «шедеврами» (ложат, звонят, ихние). Куда же улетучились знания, которые дала ему школа? И насколько вообще это важно для него?

Выходит, что «сияние слов» для человека рационального – лишняя обуза? Со страхом думаешь: до каких пор этот процесс будет продолжаться?

Не пора ли нам заняться синтезом? Может, мы слишком увлеклись «анализированием» всех и вся и за этим анализом потеряли главное – живое слово? Не случайно говорится: «Слово... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей».

Т.В. КОЗЛОВА,
школа № 15,
г.  Новый Уренгой

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru