Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2007

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Тестовые задания к текстам

Тестовые задания к текстам бывают двух видов: с выбором ответа и с кратким ответом. Предлагаемый материал поможет выпускникам освоить разные типы заданий, а также повторить наиболее сложные разделы: «Фонетика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика».

ЧАСТЬ 1

Задания с выбором ответа.

Инструкция. Каждое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа. Только один из них правильный. Выберите правильный ответ.

I. Прочитайте предложения и выполните задания 1, 2, 3, 4.

A. На карте Мещерского края внизу, в самом дальнем углу, на юге, показан изгиб большой полноводной реки.

Б. Ока течет по рубежу двух совершенно разных, очень непохожих пространств.

B. Это Ока.

Г. К северу от Оки тянется лесистая и болотистая низина, к югу – давно обжитые, населенные рязанские земли.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АВГБ;

2) БВАГ;

3) ВАБГ;

4) ГВБА.

2. В каких предложениях есть причастия?

1) АБ;

2) БГ;

3) AГ;

4) АБГ.

3. Какой частью речи является слово совершенно (предложение Б)?

1) Краткое прилагательное;

2) краткое причастие;

3) наречие;

4) деепричастие.

4. Какое(ие) предложение(я) является(ются) сложным(и)?

1) Только А;

2) только Б;

3) только Г;

4) АБГ.

II. Прочитайте предложения и выполните задания 5, 6, 7, 8.

А. На улице, против наших окон, разговаривали ночные сторожа.

Б. В пекарне стало тихо.

В. Коптила лампа, изредка потрескивала заслонка печи, и корки испеченного хлеба на полках тоже трещали.

Г. И еще какой-то странный звук порой доходил до слуха с улицы – не то где-то скрипела вывеска, не то кто-то стонал.

5. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АВГБ;

2) БВАГ;

3) ВГАБ;

4) ГВАБ.

6. В каком предложении есть уточняющий член?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

7. В каком предложении есть причастие?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

8. В каком падеже употреблено существительное пекарне (предложение Б)?

1) Родительный;

2) дательный;

3) творительный;

4) предложный.

III. Прочитайте предложения и выполните задания 9, 10, 11, 12.

A. Рыба шла рядом с лодкой.

Б. Я ударил веслом по воде.

B. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку.

Г. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

9. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АБВГ;

2) БГВА;

3) ВБАГ;

4) ГВБА.

10. Определите тип речи.

1) Повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) рассуждение и описание.

11. В каком предложении нет местоимения?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

12. В каком падеже употреблено существительное биваку (предложение В)?

1) Родительный;

2) дательный;

3) творительный;

4) предложный.

IV. Прочитайте предложения и выполните задания 13, 14, 15, 16.

А. Стихии больше не спорят, не ссорятся, не борются.

Б. Через полчаса яростный ливень сначала приостановил, а затем и совсем прекратил свою трескотню.

В. Расстроенные полчища туч уносятся куда-то вдаль, а небо, озаренное прерывающимся солнечным лучом, уже брызжет золотом.

Г. Осматриваешься вокруг и поражаешься, как мгновенно после дождя преображается все окружающее: благодарно трепещет освеженная листва, все живое суетится и мечется.

13. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АГВБ;

2) БАВГ;

3) ВАГБ;

4) ГБВА.

14. Какой частью речи является слово затем (предложение Б)?

1) Местоимение;

2) наречие;

3) союз;

4) предлог.

15. Сколько в тексте сложных предложений?

1) Одно;

2) два;

3) три;

4) четыре.

16. Каким членом предложения является слово золотом (предложение В)?

1) Подлежащее;

2) дополнение;

3) определение;

4) обстоятельство.

V. Прочитайте предложения и выполните задания 17, 18, 19, 20.

А. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказались сочетанием огромного числа точек разных цветов.

Б. В конце прошлого века во Франции художники открыли новый способ создавать удивительные картины.

В. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады и морские просторы.

Г. Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные образы, оживляющие полотна.

17. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АВГБ;

2) БАВГ;

3) ВГБА;

4) ГБАВ.

18. Какое предложение является сложным?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

19. В каком предложении есть страдательное причастие прошедшего времени?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

20. В каком падеже употреблено существительное сочетанием (предложение А)?

1) Родительный;

2) дательный;

3) творительный;

4) предложный.

VI. Прочитайте текст и выполните задания 21, 22, 23, 24.

A. Дождь затопил всю землю, сравнял горы и долины.

Б. Ничего нет вокруг, кроме дождя.

B. Дождь сверху, дождь внизу, целое море дождя кругом.

Г. Сяду-ка я в лодку, и пусть дождь несет меня куда захочет.

21. Каким по наличию главных членов является предложение Б?

1) Личным;

2) неопределенно-личным;

3) безличным;

4) назывным.

22. Какой частью речи является слово вокруг (предложение Б)?

1) Существительное;

2) наречие;

3) предлог;

4) союз.

23. Каким членом предложения является слово кругом (предложение В)?

1) Сказуемое;

2) обстоятельство;

3) дополнение;

4) определение.

24. В каком падеже употреблено существительное дождя (предложение Б)?

1) Винительный;

2) родительный;

3) дательный;

4) творительный.

VII. Прочитайте предложения и выполните задания 25, 26, 27, 28.

A. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто.

Б. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно.

B. Темнеет, ничего не видишь вокруг.

Г. И только в глубине сада пылает багровое пламя костра около шалаша, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев.

25. Определите тип речи.

1) Рассуждение;

2) описание;

3) повествование;

4) рассуждение и повествование.

26. Сколько сложных предложений в тексте?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

27. В каком предложении есть однородные обстоятельства?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

28. Какая характеристика соответствует слову душистым (предложение Г)?

1) Качественное прилагательное;

2) относительное прилагательное;

3) действительное причастие;

4) страдательное причастие.

VIII. Прочитайте текст и выполните задания 29, 30, 31, 32.

А. Поздней ночью, когда потускнеют огни, когда в небе уже высоко блистает бриллиантовое семизвездие Стожаров, еще раз пробежишь в сад.

Б. Сквозь ночной шорох и шепот доберешься до шалаша.

В. Долго прислушиваешься и различаешь дрожь в земле.

Г. Дождь переходит в шум, растет и вот как будто уже за самым садом ускоренно выбивают шумный такт колеса поезда.

29. Определите тип речи.

1) Повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) рассуждение и описание.

30. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

31. Какой частью речи является слово ускоренно (предложение Г)?

1) Прилагательное;

2) причастие;

3) деепричастие;

4) наречие.

32. В каком падеже употреблено слово шорох (предложение Б)?

1) Именительный;

2) винительный;

3) родительный;

4) творительный.

IX. Прочитайте предложения и выполните задания 33, 34, 35, 36.

A. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

Б. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.

B. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Г. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

33. Определите стиль речи.

1) Художественный;

2) публицистический;

3) научно-популярный;

4) официально-деловой.

34. В каком предложении есть уточняющий член?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

35. В каком предложении есть причастие?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

36. Какой частью речи является слово какой-то (предложение Г)?

1) Прилагательное;

2) наречие;

3) местоимение;

4) союз.

X. Прочитайте предложения и выполните задания 37, 38, 39, 40.

А. В нем хранилась казна, а около него торжественно проводились праздники.

Б. Основные черты эллинской архитектуры с наибольшей полнотой проявились в строительстве храмов.

В. Храм был одним из центров общественной жизни города-государства.

Г. Чтобы выделить храм из остальных зданий, его строили на высоком фундаменте.

37. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АБВГ;

2) БВАГ;

3) ВГАБ;

4) ГБАВ.

38. Сколько в тексте сложных предложений?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

39. В каком слове из предложения Б звуков больше, чем букв?

1) Основные;

2) эллинской;

3) наибольший;

4) строительстве.

40. В каком падеже употреблено существительное фундаменте (предложение Г)?

1) Родительный;

2) дательный;

3) творительный;

4) предложный.

XI. Прочитайте предложения и выполните задания 41, 42, 43, 44.

А. Такие колонны назывались дорическими.

Б. Если храму хотели придать величественность и торжественность, то в портиках ставили мощные колонны, как будто выраставшие из каменного пола.

В. Если же хотели построить нарядный храм, то ставили более стройные ионические колонны; вверху у них были изящные завитки, напоминавшие изогнутые рога барана.

Г. К храму примыкали портики; часто они окружали его со всех сторон.

41. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) АВБГ;

2) БГВА;

3) ВБГА;

4) ГБАВ.

42. Определите стиль речи.

1) Публицистический;

2) официально-деловой;

3) художественный;

4) научно-популярный.

43. Сколько в тексте сложных предложений?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

44. Выберите верную характеристику слова выраставшие (предложение Б).

1) Качественное прилагательное;

2) относительное прилагательное;

3) действительное причастие;

4) страдательное причастие.

XII. Прочитайте текст и выполните задания 45, 46, 47, 48.

A. Крупнейшим городом мира и столицей Египетского царства стала в III веке до н.э. Александрия, основанная Александром Македонским в дельте Нила.

Б. Из Египта везли сюда по Нилу хлеб и папирус, из Нубии – золото и слоновую кость.

B. Был прорыт канал, соединивший Нил с Красным морем.

Г. Караванные дороги вели из Александрии к Персидскому заливу и дальше в Индию.

45. Определите стиль речи.

1) Художественный;

2) публицистический;

3) научно-популярный;

4) официально-деловой.

46. Выберите верную характеристику предложения А.

1) Простое предложение, осложнено причастным оборотом.

2) Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

3) Сложносочиненное предложение, состоит из двух частей.

4) Сложное бессоюзное предложение, состоит из двух частей.

47. Выберите верную характеристику слова соединивший.

1) Качественное прилагательное;

2) относительное прилагательное;

3) действительное причастие;

4) страдательное причастие.

48. В каком падеже употреблено существительное Индию (предложение Г)?

1) Винительный;

2) родительный;

3) дательный;

4) предложный.

XIII. Прочитайте предложения и выполните задания 49, 50, 51, 52.

A. Парфенон построен из белого мрамора с золотистым налетом.

Б. Портики окружают храм с четырех сторон.

B. Наружная стена здания опоясана рельефом, изображающим праздничное шествие афинян.

Г. Скульптурная группа на западном фронтоне Парфенона изображает спор Афины и Посейдона.

49. Определите тип речи.

1) Повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) рассуждение и описание.

50. Выберите верную характеристику предложения В.

1) Простое предложение;

2) сложноподчиненное предложение;

3) сложносочиненное предложение;

4) бессоюзное сложное предложение.

51. Какой частью речи является слово опоясана (предложение В)?

1) Глагол;

2) причастие;

3) деепричастие;

4) прилагательное.

52. В каком падеже употреблено существительное мрамора (предложение A)?

1) Винительный;

2) родительный;

3) дательный;

4) предложный.

XIV. Прочитайте предложения и выполните задания 53, 54, 55, 56.

A. Акрополь возвышается над городом.

Б. Он окружен каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда Акрополь служил крепостью.

B. Перед входом на Акрополь, с правой стороны, возвышается храм богини Победы.

Г. С левой стороны – здание, где хранятся картины.

53. Определите тип речи.

1) Повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) рассуждение и описание.

54. Сколько в тексте сложных предложений?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

55. Выберите верную характеристику слова сохранившимися.

1) Качественное прилагательное;

2) относительное прилагательное;

3) действительное причастие;

4) страдательное причастие.

56. В каком падеже употреблено существительное городом (предложение А)?

1) Родительный;

2) дательный;

3) творительный;

4) предложный.

XV. Прочитайте предложения и выполните задания 57, 58, 59, 60.

A. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

Б. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею.

B. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотистый свет и переливал радугой в сетях паука.

Г. Сильно, до духоты, пахло хвоей.

57. Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) художественный стиль, описание.

58. Сколько в тексте сложных предложений?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

59. В каком предложении есть деепричастие?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

60. Выберите верную характеристику слова золотистый (предложение В).

1) Качественное прилагательное;

2) относительное прилагательное;

3) действительное причастие;

4) страдательное причастие.

ОТВЕТЫ

I. 1 – 1), 2 – 3), 3 – 3), 4 – 3);

II. 5 – 2), 6 – 1), 7 – 3), 8 – 4);

III. 9 – 2), 10 – 1, 11 – 1), 12 – 2);

IV. 13 – 2), 14 – 2), 15 – 2), 16 – 2);

V. 17 – 2), 18 – 4), 19 –1), 20 – 3);

VI. 21 – 3), 22 – 2), 23 – 2), 24 – 2);

VII. 25 – 3), 26 – 2), 27 – 1), 28 – 1);

VIII. 29 – 1), 30 – 4), 31 – 4), 32 – 2);

IX. 33 – 1), 34 – 2), 35 – 4), 36 – 3);

X. 37 – 2), 38 – 2), 39 – 1), 40 – 4);

XI. 41 – 4), 42 – 4), 43 – 3), 44 – 3);

XII. 45 – 3), 46 – 1), 47 – 3), 48 – 1);

XIII. 49 – 3), 50 – 1), 51 – 2), 52 – 2);

XIV. 53 – 3), 54 – 2), 55 – 3), 56 – 3);

XV. 57 – 4), 58 – 2), 59 – 2), 60 – 1).

Продолжение следует

Е.В.  ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru