ГОТОВИМЯС К ЭКЗАМЕНАМ
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Многие годы я являюсь читателем вашей газеты,
часто использую ее в своей работе – спасибо вам
большое за помощь, особенно за публикацию
практических материалов.
Мы, учителя, работающие в старших классах,
понимаем, какая на нас лежит ответственность, и в
условиях ограниченного времени ищем разные пути
подготовки к ЕГЭ.
Один из найденных мной вариантов я и предлагаю на
ваш суд – это комплексная работа с предложением,
ведущая ученика от малого к большому,
позволяющая в течение урока вспомнить
пройденное, закрепить навыки, подготовиться к
решению тестов, выполнению заданий части В и
многоаспектному анализу текста. Такая работа
может предлагаться в качестве группового или
индивидуального задания, которое выполняется в
классе или дома. Следующим этапом становится
работа с малыми текстами, а затем уже с текстами
из КИМов.
Этот опыт в течение ряда лет был продуктивным, и,
если он вам покажется достойным внимания, я буду
очень рада.
С уважением,
Татьяна Болеславовна ЮРКО,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория,
НОУ «Гатчинская гимназия “Апекс”»,
г. Гатчина
|
Практикум для подготовки к ЕГЭ
Комплексная работа с предложением
Вариант № 1
Едва я вышел из теплого вагона на полустанок,
как на меня набросилось все худшее, что таит в
себе поздняя ленинградская осень: сырость, ветер,
пронизывающий до самых костей, непролазная
грязь...
(Ф.А. Абрамов)*
* Абрамов Ф.А. Дом: Повести. Рассказы.
Публицистика. М.: Высш. шк., 1988. С. 503.
1. Объясните постановку знаков препинания. В чем
особая роль многоточия?
2. Выполните синтаксический разбор сложного
предложения.
3. Определите смысловую роль однородных членов
предложения.
4. Выпишите три словосочетания с различными
видами связи: с согласованием, управлением и
примыканием.
5. Определите разряд прилагательного поздняя.
6. Определите род и склонение существительного сырость.
7. Определите, к какой части речи следует
отнести слово пронизывающий.
8. Выпишите все местоимения. Определите разряды
по значению.
9. Сделайте словообразовательный разбор: полустанок,
ленинградская, пронизывающий.
10. Найдите в предложении слова, соответствующие
схемам:
11. Выполните фонетический разбор слова грязь.
12. Найдите в предложении эмоционально
окрашенные слова. Объясните их роль.
13. Определите, из текста какого стиля взято
предложение. Ответ обоснуйте.
14. Определите вид изобразительно-выразительных
средств и их роль в предложении: теплый вагон,
набросилось все худшее, таит в себе осень,
пронизывающий до самых костей.
Вариант № 2
Когда нач_лась колонизац_я в Латинской Америке
испанцы устроив там настоящий геноцид не давили
в язык_вом плане на аборигенов которые вскоре
ос_знали как им самим выгодн_ научит_ся языку
колонизаторов так что через незначительный
пр_межуток врем_ни испанский уже выт_снил
индейские языки.
(По материалам журнала Newsweek)*
* Русский Newsweek, № 36, 2006. С. 29.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Прокомментируйте.
2. Определите вид предложения по наличию
грамматических основ, выделите скобками части
предложения, обозначьте средства связи между
ними. Нарисуйте схему предложения и
охарактеризуйте его.
3. Найдите односоставное предложение.
Определите его вид.
4. Выпишите три словосочетания с разными видами
связи: согласованием, управлением примыканием.
5. Выпишите составное глагольное сказуемое.
6. Найдите в тексте обособленное
обстоятельство.
7. Сделайте морфологический разбор слова языковом.
8. Выпишите слова, у которых нет окончания.
9. Сделайте морфемный разбор слов: началась,
промежуток, выгодно.
10. Сделайте словообразовательный разбор слов: устроив,
вскоре, научиться, испанский.
11. Запишите транскрипцию слова настоящий.
12. Определите, из текста какого стиля взято
предложение.
13. Запишите верное определение слова геноцид:
а) уничтожение отдельных групп населения по
расовым, национальным или религиозным признакам;
б) процесс изучения наследственности и
изменчивости организмов;
в) человеконенавистническая антинаучная
теория;
г) полный (тотальный) контроль над всеми сферами
общества.
14. Дайте ответ на вопрос: какова тема текста, из
которого взято предложение?
Вариант № 3
Дальше большим полукругом расположился на
солнцепеке город: разноцветные дома то шли
ровными рядами, сопутствуемые круглыми
деревьями, то криво сползали по скатам, наступая
на собственные тени, – и можно было различить
движение на Первом Бульваре и особенное мерцание
в конце, где играл знаменитый фонтан.
(В.Набоков)*
* Набоков В.В. Романы. Рассказы. М.: Дрофа, 2005.
С. 290.
1. Объясните постановку и смысловую роль знаков
препинания.
2. Графически докажите, что предложение сложное.
Нарисуйте его схему. Какие виды связи
представлены в предложении?
3. Найдите односоставное предложение в составе
сложного, определите его вид и вид сказуемого в
нем.
4. Сделайте орфографический разбор слова расположился.
5. Объясните, почему слова Первом Бульваре
написаны с заглавной буквы.
6. Выпишите все качественные прилагательные.
7. Обозначьте все служебные части речи.
8. Выпишите три словосочетания с различными
видами связи: согласованием, управлением и
примыканием.
9. Сделайте морфологический разбор слова наступая.
10. Сделайте словообразовательный разбор слов: разноцветные,
сопутствуемые, скатам.
11. Сделайте фонетический разбор слова солнцепеке.
12. Найдите в предложении олицетворения.
Объясните их роль.
13. Найдите в предложении контекстные синонимы,
объясните их роль.
14.
Дайте толкование слова знаменитый.
15. Докажите, что слово ровный многозначно,
составив различные словосочетания с ним.
16. Определите, из текста какого стиля взято
предложение. Ответ обоснуйте.
17. Можно ли по этому предложению судить об
авторском видении мира?
Вариант № 4
Всем к_сарям пр_шедшим сюда с севера к_залось
что _десь поют чище и красив_е о_даваясь ц_ликом
пению и забывая обо всем на свет_ что эта
удивительно благозвучная и трогательная песня
идет от самого сер_ца и что ей нет и не будет
конца.
1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания. Объясните.
2. Подчеркните грамматические основы.
Определите вид предложения по наличию
грамматических основ. Нарисуйте его схему и
охарактеризуйте.
3. Определите вид простых предложений в составе
сложного по наличию главных членов в
грамматической основе.
4. Выпишите три словосочетания с разными видами
связи: согласованием, управлением и примыканием.
5. Определите склонение существительного пение.
6. Определите разряд прилагательного трогательная.
7. Определите вид и переходность глагола идет.
8. Выпишите все местоимения. Определите их
смысловые разряды.
9. Выпишите и разберите по составу слова: сюда,
казалось, красивее, отдаваясь, удивительно,
самого.
10. Сделайте словообразовательный разбор слов: пришедшим,
забывая, благозвучная.
11. Сделайте фонетический разбор слова всем.
12. Определите, из текста какого стиля взято
предложение. Обоснуйте свой ответ.
13. Определите вид и роль
изобразительно-выразительных средств: благозвучная
и трогательная песня, песня идет от самого
сердца, нет и не будет конца.
Т.Б. ЮРКО,
г. Гатчина |