Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2007

ГОТОВИМЯС К ЭКЗАМЕНАМ

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Многие годы я являюсь читателем вашей газеты, часто использую ее в своей работе – спасибо вам большое за помощь, особенно за публикацию практических материалов.
Мы, учителя, работающие в старших классах, понимаем, какая на нас лежит ответственность, и в условиях ограниченного времени ищем разные пути подготовки к ЕГЭ.
Один из найденных мной вариантов я и предлагаю на ваш суд – это комплексная работа с предложением, ведущая ученика от малого к большому, позволяющая в течение урока вспомнить пройденное, закрепить навыки, подготовиться к решению тестов, выполнению заданий части В и многоаспектному анализу текста. Такая работа может предлагаться в качестве группового или индивидуального задания, которое выполняется в классе или дома. Следующим этапом становится работа с малыми текстами, а затем уже с текстами из КИМов.
Этот опыт в течение ряда лет был продуктивным, и, если он вам покажется достойным внимания, я буду очень рада.

С уважением,
Татьяна Болеславовна ЮРКО,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория,
НОУ «Гатчинская гимназия “Апекс”»,
г. Гатчина

Практикум для подготовки к ЕГЭ

Комплексная работа с предложением

Вариант № 1

Едва я вышел из теплого вагона на полустанок, как на меня набросилось все худшее, что таит в себе поздняя ленинградская осень: сырость, ветер, пронизывающий до самых костей, непролазная грязь...

(Ф.А.  Абрамов)*


* Абрамов  Ф.А. Дом: Повести. Рассказы. Публицистика. М.: Высш. шк., 1988. С. 503.

 

1. Объясните постановку знаков препинания. В чем особая роль многоточия?

2. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

3. Определите смысловую роль однородных членов предложения.

4. Выпишите три словосочетания с различными видами связи: с согласованием, управлением и примыканием.

5. Определите разряд прилагательного поздняя.

6. Определите род и склонение существительного сырость.

7. Определите, к какой части речи следует отнести слово пронизывающий.

8. Выпишите все местоимения. Определите разряды по значению.

9. Сделайте словообразовательный разбор: полустанок, ленинградская, пронизывающий.

10. Найдите в предложении слова, соответствующие схемам:

11. Выполните фонетический разбор слова грязь.

12. Найдите в предложении эмоционально окрашенные слова. Объясните их роль.

13. Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте.

14. Определите вид изобразительно-выразительных средств и их роль в предложении: теплый вагон, набросилось все худшее, таит в себе осень, пронизывающий до самых костей.

Вариант № 2

Когда нач_лась колонизац_я в Латинской Америке испанцы устроив там настоящий геноцид не давили в язык_вом плане на аборигенов которые вскоре ос_знали как им самим выгодн_ научит_ся языку колонизаторов так что через незначительный пр_межуток врем_ни испанский уже выт_снил индейские языки.

(По материалам журнала Newsweek)*


* Русский Newsweek, № 36, 2006. С. 29.

 

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прокомментируйте.

2. Определите вид предложения по наличию грамматических основ, выделите скобками части предложения, обозначьте средства связи между ними. Нарисуйте схему предложения и охарактеризуйте его.

3. Найдите односоставное предложение. Определите его вид.

4. Выпишите три словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением примыканием.

5. Выпишите составное глагольное сказуемое.

6. Найдите в тексте обособленное обстоятельство.

7. Сделайте морфологический разбор слова языковом.

8. Выпишите слова, у которых нет окончания.

9. Сделайте морфемный разбор слов: началась, промежуток, выгодно.

10. Сделайте словообразовательный разбор слов: устроив, вскоре, научиться, испанский.

11. Запишите транскрипцию слова настоящий.

12. Определите, из текста какого стиля взято предложение.

13. Запишите верное определение слова геноцид:

а) уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам;

б) процесс изучения наследственности и изменчивости организмов;

в) человеконенавистническая антинаучная теория;

г) полный (тотальный) контроль над всеми сферами общества.

14. Дайте ответ на вопрос: какова тема текста, из которого взято предложение?

Вариант № 3

Дальше большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные тени, – и можно было различить движение на Первом Бульваре и особенное мерцание в конце, где играл знаменитый фонтан.

(В.Набоков)*


* Набоков В.В. Романы. Рассказы. М.: Дрофа, 2005. С. 290.

 

1. Объясните постановку и смысловую роль знаков препинания.

2. Графически докажите, что предложение сложное. Нарисуйте его схему. Какие виды связи представлены в предложении?

3. Найдите односоставное предложение в составе сложного, определите его вид и вид сказуемого в нем.

4. Сделайте орфографический разбор слова расположился.

5. Объясните, почему слова Первом Бульваре написаны с заглавной буквы.

6. Выпишите все качественные прилагательные.

7. Обозначьте все служебные части речи.

8. Выпишите три словосочетания с различными видами связи: согласованием, управлением и примыканием.

9. Сделайте морфологический разбор слова наступая.

10. Сделайте словообразовательный разбор слов: разноцветные, сопутствуемые, скатам.

11. Сделайте фонетический разбор слова солнцепеке.

12. Найдите в предложении олицетворения. Объясните их роль.

13. Найдите в предложении контекстные синонимы, объясните их роль.

14. Дайте толкование слова знаменитый.

15. Докажите, что слово ровный многозначно, составив различные словосочетания с ним.

16. Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте.

17. Можно ли по этому предложению судить об авторском видении мира?

Вариант № 4

Всем к_сарям пр_шедшим сюда с севера к_залось что _десь поют чище и красив_е о_даваясь ц_ликом пению и забывая обо всем на свет_ что эта удивительно благозвучная и трогательная песня идет от самого сер_ца и что ей нет и не будет конца.

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните.

2. Подчеркните грамматические основы. Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Нарисуйте его схему и охарактеризуйте.

3. Определите вид простых предложений в составе сложного по наличию главных членов в грамматической основе.

4. Выпишите три словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением и примыканием.

5. Определите склонение существительного пение.

6. Определите разряд прилагательного трогательная.

7. Определите вид и переходность глагола идет.

8. Выпишите все местоимения. Определите их смысловые разряды.

9. Выпишите и разберите по составу слова: сюда, казалось, красивее, отдаваясь, удивительно, самого.

10. Сделайте словообразовательный разбор слов: пришедшим, забывая, благозвучная.

11. Сделайте фонетический разбор слова всем.

12. Определите, из текста какого стиля взято предложение. Обоснуйте свой ответ.

13. Определите вид и роль изобразительно-выразительных средств: благозвучная и трогательная песня, песня идет от самого сердца, нет и не будет конца.

Т.Б.  ЮРКО,
г. Гатчина

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru