РУССКИЙ КАК
ИНОСТРАННЫЙ
Материалы для тестирования
по русскому как иностранному
учащихся 9–15 лет
Пояснительная записка
Настоящие тестовые материалы предназначены
для проведения тестирования по русскому языку
как иностранному (устные и письменные виды
речевой деятельности) среди детей в возрасте от 9
до 15 лет. Главная задача тестирования –
определение образовательных перспектив
школьника, то есть выявление возможностей
тестируемого обучаться в общеобразовательной
московской школе на общих основаниях с другими
детьми. Если тестируемый не справляется с
предложенными заданиями и не может ответить на
поставленные вопросы, ему рекомендуется перед
поступлением в общеобразовательную школу пройти
курс обучения по специальной методике «русский
как иностранный» (РКИ). Главная цель курса
обучения – практическое овладение русской
устной и письменной речью, формирование
коммуникативной компетенции, то есть умений и
навыков общения на русском языке в учебных и
бытовых ситуациях. Практическое овладение
русской речью позволит учащимся понимать своих
сверстников и учителей и общаться с ними. Эта
языковая подготовка позволит детям зарубежных
мигрантов мягко включиться в учебный процесс и
приступить к систематическим занятиям по
программе российской школы.
Тестирование должно осуществляться
квалифицированными педагогами, владеющими
методикой обучения русскому языку как
иностранному.
Поскольку оцениваются не только письменные, но и
устные виды речевой деятельности (аудирование и
говорение), что исключает повторный анализ
результатов, в целях обеспечения объективности тестирование
должна проводить комиссия.
По результатам тестирования комиссия может дать
рекомендацию по языковой подготовке и составить
заключение описательного характера, не
содержащее квалификационной оценки. |
Материалы для письменного
тестирования
Задание № 1. Подберите прилагательные
(3) к данным существительным (город – большой,
маленький, провинциальный).
Здание –
семья –
погода –
спектакль –
зима –
чай –
Задание № 2. Продолжите логический ряд
(5 слов) (мебель – стол, стул, кровать, диван).
Одежда –
овощи –
напитки –
посуда –
обувь –
транспорт –
Задание № 3. Закончите предложение.
Я смогу сегодня погулять, если ____________ .
Я получил бы хорошую оценку, если бы ____________ .
Задание № 4. Ответьте на вопросы,
используя предлоги у, около, рядом.
Где ты будешь ждать меня?
Где находится твой дом?
Где вы живете?
Задание № 5. Напишите фразы обратного
значения (Я поставил вазу на окно. – Я убрал
вазу с окна.)
Мы повесили картину на стену.
Он положил вещи в мой стол.
Родители ушли в театр.
Задание № 6. Выберите нужные глаголы и
поставьте в нужной форме.
Зачем
ты каждый день ____________ все книги в школу? (Нести
– носить.)
Куда ты _____________ эту коробку? (Нести – носить.)
Смотри, какая большая рыба ____________ мимо нашей
лодки. (Плыть – плавать.)
Наташа боится воды, потому что совсем не умеет
____________. (Плыть – плавать.)
Дети ____________ по двору и кричали. (Бежать –
бегать.)
Как быстро ____________ время. (Бежать – бегать.)
У этих птиц не развиты крылья, поэтому они не
____________ . (Лететь – летать.)
Высоко в небе ____________ самолет. (Лететь –
летать.)
Огромная змея ____________ прямо на нас! (Ползти –
ползать.)
У нас тут везде ____________ змеи. (Ползти –
ползать.)
Он живет недалеко от школы и каждый день _____________
туда пешком. (Идти – ходить.)
Сегодня, когда он ____________ по улице, он встретил
друга. (Идти – ходить.)
Каждый день я ____________ на работу на трамвае. (Ехать
– ездить.)
Когда я был маленький, моя бабушка часто _____________
меня гулять на бульвар рядом с домом. (Вести –
водить.)
Задание № 7. Вставьте местоимения его,
ее, их, свой (в нужной форме).
Он познакомил меня (с) ____________ друзьями. ____________
друзья учатся в институте.
Мои братья и ____________ друзья играют в одной
футбольной команде.
Сестра показала мне ____________ сочинение. ____________
сочинение мне очень понравилось.
Задание № 8. Вместо точек поставьте
одну из частиц: -нибудь или -то.
Он сказал мне что-_______ важное, но я не могу
вспомнить, что именно.
Расскажи мне, что-_______ интересное.
Пусть кто-_______ откроет окно.
Неожиданно я столкнулся с кем-_______ в темноте.
Мы услышали, что кто-_______ вошел в комнату.
Они о чем-_______ громко спорили на кухне.
Задание № 9. Выберите правильный
вариант в скобках и подчеркните.
1. Вы говорите _______? (Русский, по-русски,
русский язык.)
2. _______ ты был? (Где, откуда, куда.)
3. Я всегда смотрю новости _______ телевизору. (На,
по, в.)
4. Я часто хожу _______ музеи. (В, на.)
5. Мы смотрели футбол _______ стадионе. (В, на.)
6. Иван _______ в школе или работает? (Учит,
учится.)
7. Как _______ эта улица? (Зовут, называется.)
8.
Как _______ твою кошку? (Зовут, называется.)
9. Наша семья переехала в _______ дом. (Новом,
новый, нового.)
10. Недавно я прочитала _______ книгу. (Интересная,
интересной, интересную.)
11. Мы живем на _______ этаже. (Четвертого,
четвертый, четвертом.)
12. Сегодня _______ много уроков. (Я, у меня, мне.)
13. _______ ты поедешь к бабушке? (Кто, с кем, кому.)
14. Они вернулись домой из _______ . (Школы, школу,
школа.)
15. Вчера я разговаривал _______ . (Отца, отцу, с
отцом.)
16. Мы пригласили в гости _______ . (Друзья,
друзьям, друзей.)
17. Валя начала заниматься _______ . (Математика,
математикой, математику.)
18. Мы смотрели этот фильм вместе _______ . (Друзей,
с друзьями, о друзьях.)
19. У меня две _______ . (Сестры, сестре, сестру.)
20. Наташа болела девять _______ . (День, дня, дней,
дни.)
21. Дедушка приедет _______ . (Субботу, субботы, в
субботу.)
22. Мы отдыхали в деревне _______ . (Месяц, месяце,
на месяц.)
23. Мой друг любит _______ в шахматы. (Играет,
играл, играть.)
24. Что вы сказали? _______, пожалуйста! (Повторите,
повторяйте, повтори.)
25. Ты уже _______ изложение? (Писал, написал.) Начинай
проверять!
26. Весь вечер Антон _______ сочинение. (Писал,
написал.)
27. Мама любит, _______ папа играет на гитаре. (Когда,
потому что, почему.)
28. Я не знаю, _______ она пошла. (Когда, куда, где.)
29. Брата нет дома, и я не знаю, _______ он придет. (Где,
куда, когда.)
30. Аня много читает, _______ она часто ходит в
библиотеку. (Потому что, поэтому.)
31. Я часто бываю на стадионе, _______ люблю футбол.
(Потому что, поэтому.)
32. Дима не знает, _______ он будет делать в субботу. (Что,
чтобы.)
33. Мама сказала Саше, _______ он купил хлеб. (Что,
чтобы.)
Задание № 10. Замените словосочетание
одним словом (дать согласие – согласиться).
Принять решение –
начать петь –
слегка открыть дверь –
закончить читать (книгу) –
Задание
№ 11. Подберите по одному антониму к данным
словам (купить – продать).
Здороваться – начать –
войти –
тихая (улица) –
здоровый (ребенок) – |
забыть – свежий (хлеб) –
подъехать –
старая (газета) –
старший (сын) – |
Задание № 12. Подберите по одному
синониму (слово, близкое по смыслу) к данным
словам (некрасивый – безобразный).
Ругаться – ненастный –
красивый –
приветствовать –
опрятный – |
ласковый – бесстрашный –
огромный –
беседовать –
трудиться – |
Задание № 13. Назовите одним словом. (Люди,
у которых одинаковые имена, – тезки).
Люди, у которых одинаковые фамилии, –
Дети, которые еще не ходят в школу, –
Ученики одного класса –
Те, кто живет рядом, недалеко друг от друга, –
Задание № 14. Изложение.
Заблудились
Алеша, Семен и Иван жили летом на даче. Однажды
они пошли в лес за грибами, долго ходили по лесу и
не заметили, как и заблудились. Стало темнеть.
Ребята стояли в чаще леса и не знали, куда идти.
Вокруг были высокие сосны. Алеша и Семен
испугались, а Ваня догадался влезть на высокую
сосну. Он увидел дорогу в деревню, понял, в какую
сторону надо идти, и привел друзей домой.
Материалы для устного тестирования
Задание 1. Ситуативные задания.
1. Ты встречаешь свою учительницу. Что ты
скажешь ей? (Утром, днем, вечером.)
– Здравствуйте! (Доброе утро! Добрый день!
Добрый вечер! Здравствуй!)
2. Ты опоздал(а) на урок. Что ты скажешь учителю,
когда войдешь?
– Извините, пожалуйста! Можно войти?
3. В твой класс пришел новый ученик. Что ты
сделаешь? Как познакомишься с ним?
– Здравствуй! Меня зовут _______ . А как тебя
зовут?
4. На уроке ты захотел в туалет. Что ты скажешь
учительнице?
– Извините, можно выйти?
5. Сегодня праздник. Ты встречаешь свою
учительницу. Что нужно сказать? Как ты ее
поздравишь?
– Здравствуйте! Поздравляю вас с праздником!
6. В автобусе много пассажиров, тебе нужно
выходить. Что надо сказать пассажирам впереди
тебя?
– Вы выходите на следующей остановке?
– Разрешите пройти, пожалуйста.
7. Ты вошел в автобус и увидел друга, но в
автобусе много пассажиров. Что надо сказать,
чтобы пройти к другу?
– Извините, можно пройти?
8.
Тебе нужно отправить письмо, но ты не знаешь, где
почта. Как узнать, где она находится?
– Извините, вы не знаете, где находится почта?
9. Ты едешь в трамвае, нужно купить билет, а
пройти трудно. Что надо сказать?
– Передайте, пожалуйста, за проезд (на один
билет).
10. В трамвае ты случайно толкнул женщину. Что
нужно сказать?
– Извините, я вас случайно толкнул(а).
11. Ты встретил друга. У него сегодня день
рождения. Что ты ему скажешь?
– Здравствуй! Поздравляю тебя с днем
рождения!
12. Как ты поздравишь своего учителя с днем
рождения?
– Здравствуйте! Поздравляю вас с днем
рождения!
13. У тебя скоро день рождения. Как ты пригласишь
своего друга (друзей)?
– У меня в воскресенье день рождения. Приходи,
пожалуйста. Мы собираемся в три часа.
14. Тебя пригласили на день рождения. Но ты не
можешь прийти. Как ты ответишь на приглашение?
– Извини, пожалуйста, я не могу прийти.
15. Ты в музее. Тебе надо в буфет. Как ты спросишь,
где он находится?
– Извините, вы не знаете, где здесь буфет?
Задание № 2 (аудирование). Послушайте и
расскажите.
Петух и краски
Нарисовал Вова петуха, а раскрасить его забыл.
Пошел петух гулять.
– Почему ты весь белый? – удивилась собака. –
Иди к краскам. Они тебе помогут.
Пришел петух к краскам и просит:
– Краски, помогите мне, пожалуйста.
– Хорошо, – сказали краски.
Красная краска раскрасила гребень и бородку.
Синяя краска – перышки на хвосте.
Зеленая – крылья.
А желтая краска раскрасила грудку.
– Вот теперь ты настоящий петух, – сказала
собака.
Задание № 3 (чтение). Прочитайте.
Жадная собака
Бежала собака с куском мяса в зубах по мосту
через реку. Увидала собака себя в воде и подумала,
что это другая собака. Залаяла она и бросилась в
воду – отнимать мясо у другой собаки.
Ни собаки, ни мяса она в воде не нашла, а свой
кусок потеряла.
Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. Какие вы знаете пословицы и поговорки? (2–3.)
2. Какие вы знаете сказки? (2–3.)
3. Каких русских писателей вы знаете? (2–3.)
4. Каких русских поэтов вы знаете? (2–3.)
5. Какие стихи вы знаете? (2–3.)
6. Какие песни вы знаете? (2–3.)
7. Какие города России вы знаете? (2–3.)
8. Какие реки России вы знаете? (2–3.)
9. Назовите самое красивое место в Москве.
10. Какие станции метро вы знаете? (2–3.)
11. Какие праздники отмечают в России? (2–3.)
12. Какие русские национальные игрушки вы
знаете?
13. На каком языке говорят у вас дома?
Ответ запишите полностью, детально.
КАЛЕНКОВА О.Н.,
канд. филол. наук,
ведущий научный сотрудник кафедры
международного образования МИОО,
руководитель лаборатории
методики обучения РКИ в школе;
ФЕОКТИСТОВА Т.Л.,
доцент,
заведующий кафедрой русского языка МВВКУ |